Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Понятие и признаки государства

cool_lady 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Предмет работы – понятие и признаки государства. Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ? дать понятие государства; ? раскрыть сущность государства с различных подходов; ? рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц; ? раскрыть основные признаки государства. Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы. Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса. Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов. Говоря о степени разработанности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что этот вопрос довольно широко изучен компетентными в данном направление людьми. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений. Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Иванов А.А., Иванов В.П., Марченко М.Н., Мелехин А.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., и др. Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе, одни из самых фундаментальных и давно горячо обсуждаемых вопросов. Для этого есть по меньшей мере три причины. Во-первых, эти вопросы оказывают прямое и непосредственное влияние на интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество - это своего рода целостный социальный организм (система), в котором степень организованности, регулярности и порядка общественных отношений различна. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведения людей по определенным общим правилам (социальным нормам). Чтобы обеспечить нормальную жизнь и постепенное развитие общественных отношений, необходимо объединить эти интересы для общего блага. Но соединить их можно только при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое сочетание достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы, то есть государственной власти.
Содержание

Введение 3 I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5 1.1. Понятие государства 5 1.2. Сущность государства 7 1.3. Теория происхождения государства 11 II ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 17 2.1. Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть 17 2.2. Государственный суверенитет 19 2.3. Место и роль государства в политической системе общества 22 Заключение 25 Список литературы 28 Приложение 1 30 Приложение 2 33 Приложение 3 35
Список литературы

1. Бабурин С.Н. Территория государства. М., Поспект.2000. С.57. 2. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011. С.58. 3. Хропанюк В.Н.: Теория государства и права. Учебник (Под. Ред. Стрекозова В.Г. - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. С.51. 4. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. С. 24. 5. Хвостов В. М., Общая теория права. М.. 1914. С. 15. 6. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1985. С. 38. 7. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2009 С. 87. 8. Усанов В. Е. Становление и развитие парламентского права // «Черные дыры в российском законодательстве». 2005. №1. С. 53. 9. Мухаев Р. Т. Теория государства и права. – М.: Издательство «Приор», 2002. С. 54. 10. Теория государства и права. Учебник / под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. - С.152. 11. Теория государства и права. Учебник / под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. - С.153. 12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. 2008. - С.103. 13. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. - С.88. 14. Доржиев Ж.Б. Указ. соч. - С.89. 15. Доржиев Ж.Б. Указ. соч. - С.89. 16. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. С.116. 17. Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. соч.. - С.117. 18. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. - С.184. 19. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. 20. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. 21. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // «Гражданин и право», декабрь 2007. - №12. - С.15. 22. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // «Гражданин и право», декабрь 2007. - №12. - С.15. 23. Верещагин С. Г. Налог как категория и как политика // « Гражданин и право», декабрь 2007. - №12. – С. 15. 24. Верещагин С.Г. Указ. соч. - С.16. 25. Верещагин С.Г. Указ. соч. - С.16. 26. Цит. по: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 200 27. Антология мировой политической мысли: в 5 т. — М.: Мысль, 1997. — Т. 1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. — С.113. 28. Гумплович Л. Указ. соч. С. 36. 29. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 131. 30. Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 36. 31. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. С. 24. 32. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность (переиздание). СПб., 1992. С. 31. 33. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С. 18. 34. Лазарев В. В. Права человека: идеи, нормы, реальность. – М.: Юридлит., 2011. – С. 56. 35. Спиридонов Л. И. Теория государства и права / Л. И. Спиридонов. – М.: Издательство: Проспектъ-Н ООО, 2001. – С. 298. 36. Хвостов В. М., Общая теория права. М.. 1914. С. 15.
Отрывок из работы

I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 1.1. Понятие государства Государство можно рассматривать с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической, что дает выделить те или иные аспекты его характеристики, но не дает сформулировать одно общее его понятие. Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества) [1, с.57]. Следует учитывать, что государство это – исторически развивающееся явление. С постоянным развитием общества меняется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В связи с этим взгляды на понятие государства изменяются, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства. Нами были проанализированы понятия государства данные разными авторами. Результаты анализа можно посмотреть в Приложении 1 к данной работе. Проследим развитие определение государства в разные периоды истории. В античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось центром всех умственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы [2, с.58]. Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общей силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости» [3, c.51]. То, как определяли понятие государства русские юристы, тоже заслуживает внимания. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Н.М.Коркунов, например, определяет государство как «Общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми» [4, с. 24]. Е.И.Трубецкой добавляет к вышеупомянутому определению государства признак «исключительно определенной территории». Хвостов В.М. писал, что государство – «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» [5, с. 15]. Познание закономерных свойств и признаков государства «вообще», видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершеневич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «государство». Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, и с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях [6, с. 38]. Таким образом, в самом общем виде государство представляет собой особую организацию власти, которая управляет обществом и обеспечивает порядок в интересах всех его членов, но в то же время в основном защищает интересы господствующего класса. Мы знаем, что одного универсального определения государства нет, поэтому хотим предложить свое, которое звучит следующим образом: государство – это народ, проживающий на определенной территории, в котором есть органы власти, представляющие интересы своего народа как внутри государства, так и за его пределами. 2.2. Сущность государства Для того чтобы понять, что представляет собой государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства. Сущность любого явления, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. Понятие сущности государства, подобно понятию самого государства, не имеет однозначной формулировки в отечественный науке теории государства и права. Приведем основные определения: ? сущность государства – это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции [7, с. 87]. ? сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное значение и функционирование [8, с. 53]. ? сущность государства состоит из совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе [9, с. 54]. Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, сущность государства – это главная определяющая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать два основных аспекта представленных на рисунке 1. Рис. 1 Основные аспекты сущности государства Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Но это в корне неверно. Главное в сущности государства – это его содержательная сторона, то есть, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В юридической литературе встречаются различные походы к сущности государства, большинство из которых были проанализированы в Приложении 2. Из общей массы подходов нами были выделены классовый, общечеловеческий и дуалистический. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, главным образом как средство обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае главное удовлетворение интересов одних классов не может не вызывать сопротивления со стороны других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. В то же время общечеловеческие и иные интересы также существуют в сущности данных государств, но они отходят на второй план. Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется скорее как арбитр, пытающийся примирить имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это все же больше идеал, чем реальность. Нет ни одного государства, которое уже достигло бы таких высот. Хотя есть несколько стран, которые достигли данной цели гораздо успешнее, нежели современная Россия. К таким государствам относится, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др. Дуалистический подход к сущности государства пытается в какой-то мере совместить противоположности классового и общесоциального подходов. С его точки зрения, социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет два аспекта: классовый и общесоциальный. С одной стороны, государство является экономически доминирующей классовой организацией; с другой стороны, оно обязательно реализует общесоциальные цели и действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства меняется его сущность. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизованного государства – вторая, общесоциальная. Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. 1.3. Теории происхождения государства Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может являться окончательной истиной. Самыми древними и известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). При рассмотрении теорий происхождений государства важно знать их различия указанные на рисунке 2. Рис. 2 Различия теорий возникновения государства Выделяют следующие теории происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, теория насилия, материалистическая (марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашаниной, инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. О некоторых их них пойдет речь ниже. Теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в Средние века, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной теории, государство есть продукт божественной воли, следовательно, государственная власть – вечна и незыблема, и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан повиноваться государю во всём. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной воле, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Таким образом, непослушание государственной власти можно расматривать как непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям. Вместе с тем данная доктрина снижает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, так как построена в основном на вере. Другой вариант данной теории состоит в том, что государство как система управления обществом создано высшими силами с целью объединения людей для выживания и развития, передаче им (людям) определённых для этого знаний (обучение людей). Первые китайские императоры спускались с небес и учили людей варить пищу, строить жилище, повозки, возделывать поля. В Греции боги учили добывать огонь и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и их передачи поколениям власть небес слабела. Уже в Древней Греции по мифам известно, что люди говорили: «Боги покинули нас». И этим начали пользоваться смышленые наглые люди, путём обмана и интриг приходя к власти [10, c. 152]. Патриархальная теория. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства относятся Конфуций, Аристотель, Филмер, Михайловский и др. Они обосновывают тот факт, что люди – это коллективные существа, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В дальнейшем, развитие и расширение семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к формированию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства подобны отношениям между монархом и его подданными. Монарх, как и отец семейства, должен заботиться о своих поданных, а они должны повиноваться и уважать его. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, но фактически она развивалась от простейших форм, которые можно сравнить со структурой первобытной семьи. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела меняют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные» [11, c. 153). Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 49 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg