Глава 1. Понятие, признаки исполнительного производства и его сущность
1.1 Понятие исполнительного производства и его задачи
Судебными актами, а также актами других органов и должностных лиц на основании федерального закона могут возлагаться на физических лиц (граждан), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий . Вступившие в законную силу судебные акты, а также акты других органов и должностных лиц подлежат неуклонному исполнению на всей территории Российской Федерации. Это закрепляется в: ст. 13 ГПК РФ , ст. 16 АПК РФ , ст. 392 УПК РФ , ст. 31.2 КоАП РФ. В том случае, если должник уклоняется от исполнения возложенной на него обязанности, то взыскатель вправе потребовать от органов государственной власти применить к должнику меры принудительного исполнения в целях реализации предписаний соответствующего акта. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства. По мнению некоторых авторов, такое производство следует именовать как гражданское исполнительное производство.
Исполнительное производство можно рассматривать с различных позиций как: определенный вид деятельности; отрасль российского права; науку и учебную дисциплину .
Существуют различные взгляды ученых на понятие исполнительного производства. Так, И.Б.Морозова, А.М.Треушников под исполнительным производством понимают установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. И.М. Вставская, С.А. Савченко подразумевают под исполнительным производством юридическую деятельность, происходящую вне рамок судебного процесса, которая требует целостного правового регулирования и относится к сфере действия органов исполнительной власти, призванную обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов.
Исполнительное производство как определенный вид деятельности — это урегулированная законом деятельность Федеральной службой судебных приставов и ее территориальных органов по принудительному исполнению предписаний судебных актов, актов других органов и должностных лиц по передаче гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, совершения в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В этой деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, могут принимать участие государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, должностные лица и граждане. Из этого определения можно выделить следующие существенные признаки исполнительного производства
1) определенный вид государственной деятельности, урегулированный нормативными правовыми актами. В процессе этой деятельности не разрешается спор о праве, а осуществляется правоприменение, в ходе которого реализуются требования соответствующего судебного акта и актов иных юрисдикционных органов;
2) деятельность имеет принудительный характер, то есть она совершается вне зависимости от воли и желания должника. В процессе этой деятельности могут использоваться различные меры принудительного исполнения. В частности, к таким мерам Федеральный закон «Об исполнительном производстве» относит обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, принудительное выселение должника из жилого помещения;
3) осуществляется только уполномоченными на то органами исполнительной власти. В настоящее время к органам принудительного исполнения относятся Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы , а непосредственное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляют судебные приставы-исполнители;
4) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами [7,ст. 7]. Однако эти лица не относятся к органам принудительного исполнения и не обладают их полномочиями
5) в рамках исполнительного производства исполняются:
1.судебные акты (определения, решения, постановления судов общей юрисдикции, включая мировых судей, выносимые при рассмотрении гражданских, семейных, трудовых и других дел);
2.приговоры в части имущественных взысканий; судебные акты арбитражных судов;
3.решения третейских судов;
4.решения международных коммерческих арбитражей;
5.решения иностранных судов;
6.акты несудебных органов
Основные задачи исполнительного производства — правильно и своевременно исполнять судебные акты, акты других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций [ст. 2 ,10]
Афанасьев утверждал, что под правильным исполнением понимается реализация предписаний соответствующего акта в строгом соответствии с законодательством об исполнительном производстве, с соблюдением прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Своевременность исполнения означает, что исполнительные действия и меры принудительного исполнения, направленные на реализацию предписаний судебных и иных юрисдикционных актов, должны осуществляться в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Цель исполнительного производства — защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, то есть обеспечение фундаментального права на судебную защиту. Право на судебную защиту, как это следует из ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, реализуется лишь после правильного и своевременного исполнения судебного акта, а не только вступления его в законную силу. Деятельность по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется исполнительным правом.
Вопрос о месте исполнительного права в системе российского права носит дискуссионный характер. Одни ученые рассматривают исполнительное производство как стадию гражданского процесса, вследствие чего исполнительное право понимается как институт гражданского процессуального права. Однако имеется и другая точка зрения, которая на современном этапе развития российского законодательства, представляется более обоснованной. Согласно этому мнению, производство по исполнению судебных актов и актов иных юрисдикционных органов — это не стадия гражданского процесса, а самостоятельная отрасль права, которая имеет свой обособленный предмет и особый метод правового регулирования, собственные принципы и общие положения.
Исполнительное право — система социально обусловленных норм, регулирующих порядок деятельности органов принудительного исполнения и иных участников исполнительного процесса по принудительной реализации предписаний судебных актов, актов иных органов и должностных лиц и возникающие при этом правоотношения. Исполнительное производство как наука представляет отрасль юридической науки, которая изучает законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, практику его применения, общественные отношения, возникающие в связи с принудительным исполнением юрисдикционных актов, историю развития законодательства об исполнительном производстве в России и в зарубежных странах.
Исполнительное производство как наука — система знаний, понятий, положений о сущности и принципах исполнительного производства, его основных институтах[32, c. 256].
1.2 Место исполнительного производства в системе права РФ
Место исполнительного производства в системе российского права Определяя исполнительное право как относительно самостоятельную процессуальную отрасль права, важным является установить ее взаимосвязи с иными отраслями права Российской Федерации [20, c.56].
Учитывая процессуальный характер указанной молодой отрасли нрава, наиболее тесная связь наблюдается с иными процессуальными отраслями и в первую очередь с гражданским процессуальным правом и арбитражным процессуальным правом. Для исполнительного права, гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права характерны некоторые общие принципы, задачи, близкие институты. Все вышеназванные отрасли, опосредуя юрисдикционную деятельность, преследуют в качестве своих основных целей защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, охрану общественных и государственных интересов; укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений. Несмотря на это, необходимо говорить о взаимодействии полностью самостоятельных правовых образований в рамках общей для них системы права.
Исполнительное право обнаруживает связь с конституционным правом, которое без преувеличения выступает нормативной основой для всего правового регулирования, устанавливая, в частности, такие фундаментальные принципы, как равенство перед законом, охрана достоинства личности, права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда и др. Кроме того, ст. 71 Конституции РФ определяет, что установление системы федеральных органов исполнительной власти, к которым и относятся органы принудительного исполнения, является прерогативой Российской Федерации.
Исполнительное право тесно взаимодействует и с гражданским правом. Последнее дает правовую характеристику объектам, в отношении которых могут быть применены меры принудительного исполнения (вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права, охватываемые общей категорией «имущество»); обеспечивает правовое регулирование обязательственных отношений; устанавливает правовые основы проведения торгов при реализации арестованного имущества и т.д.
Нельзя не отметить определенную связь исполнительного права с семейным правом, жилищным правом, трудовым правом, правом социального обеспечения. Соприкосновение с указанными отраслями наблюдается в части принудительного исполнения решений (нотариально удостоверенных соглашений), связанных с уплатой алиментов; принудительным вселением взыскателя в жилое помещение или принудительным выселением должника из жилого помещения; обращением взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина; определением видов доходов (в основном это социальные выплаты), на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, а также в ряде других случаев.
Тесное взаимодействие исполнительного права также прослеживается с административным правом. С одной стороны, исполнительное производство может возникнуть на основании актов государственных органов и должностных лиц об административных правонарушениях, которые в силу закона признаются исполнительными документами. С другой стороны, являясь органами принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы входят в структуру федеральных органов исполнительной власти (которая была утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724) , что в известной степени предопределяет именно административно-правовое регулирование организации и функционирования названной службы. К тому же с административным правом исполнительное право сближает и метод правового регулирования. Императивность проявляется в отношениях между вышестоящими и нижестоящими органами принудительного исполнения, где господствует субординация. В частности, главный судебный пристав Российской Федерации или субъекта Федерации в целях полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (ч. 9 ст. 33 Закона об исполнительном производстве); стороны исполнительного производства вправе обжаловать постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, которое вправе при наличии к тому оснований отменить полностью или частично вынесенное постановление, признать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя неправомерными (ст. 127 Закона об исполнительном производстве). Императивность проявляется и в обязательности требований судебного пристава-исполнителя по отношению не только к участникам исполнительного производства, но и ко всем государственным, муниципальным органам, гражданам и организациям на территории Российской Федерации. В некоторых случаях нарушение действующего законодательства в сфере исполнительного производства может повлечь за собой наступление уголовной ответственности. К правонарушениям такого рода, в частности, можно отнести неисполнение решения суда (ст. 315 УК РФ), незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ). В подобных ситуациях оттеняется связь исполнительного права с уголовным правом.
Следовательно, место исполнительного права в системе права характеризуется его относительной самостоятельностью и тесной связью с другими отраслями права, относящимися как к процессуально-правовым, так и к материально-правовым отраслям.
1.3 Правовые источники исполнительного производства
Под источниками отрасли права понимают нормативные содержащие правовые нормы, регулирующие ту или иную функцию общественных отношений.
Исходя из этого подисточниками исполнительного права следует понимать нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, уполномоченных на то законом.
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области исполнения актов юрисдикционных и не юрисдикционных органов, следует выделить прежде всего Конституцию РФ. Вообще говоря, в Конституции РФ нет норм, прямо регулирующих указанные отношения, однако многие нормы Конституции РФ, пусть и опосредованно, все же регламентируют порядок принудитель¬ного исполнения.
К числу нормативно:правовых актов, регулирующих вопросы исполнительного исполнения, следует отнести также федеральные конституционные законы, посвященные формированию и деятельности органов исполнительной и судебной властей. Например, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Рос¬сийской Федерации » и др.
Достаточно обширны федеральные законы в качестве источников гражданского исполнительного права. Среди них особое место зани¬мает Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»
Он состоит из шести глав и 24 статей. Закон определяет правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, регламентирует организацию деятельности Службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности, устанавливает полномочия должностных лиц Службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов-исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей, гарантии их правовой и социальной защиты, порядок финансирования и материально-технического обеспечения Службы судебных приставов.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве»состоит из 19 глав и 130 статей и является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. Этот Закон устанавливает сферу действия и задачи исполнительного производства, определяет основополагающие принципы данной отрасли, регулирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам или организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных дей¬ствий или воздержанию от совершения определенных действий.
Глава 2 Система принципов исполнительного производства: содержание
2.1.Понятие принципов исполнительного производства
В основе исполнительного производства лежат основополагающие начала, руководящие правовые нормы, которые принято называть его принципами. По своему происхождению принципы исполнительного производства отражают идеи, представления о месте и роли исполнительного права в системе защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Эти идеи находят свое выражение и закрепление в правовых нормах наиболее общего, основополагающего характера, которым должны соответствовать все законодательство об исполнительном производстве и вся деятельность по его применению. Принципы исполнительного производства призваны обеспечить такое его построение, которое в максимальной степени способствовало бы выполнению его задач. Принципы составляют основу конкретного и детального правового регулирования деятельности по принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц. Они обеспечивают правильное применение законодательства об исполнительном производстве в судебной и юридической практике. Под правовыми принципами можно понимать руководящие идеи, основные положения, выражающие общую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования соответствующих отношений . Они могут быть, как закреплены нормативно, так и существовать исключительно в правовой теории или судебной практике. Нормативное закрепление принципов не всегда свидетельствует об их эффективной реализации, так же как и отсутствие в законе специальной статьи, посвященной принципам правового регулирования, не означает, что законодатель не руководствовался какими-либо принципами при формулировании его положений.
Принципы исполнительного производства — основополагающие правовые нормы, пронизывающие все законодательство об исполнительном производстве, определяющие его характер, содержание всех его институтов и обеспечивающие эффективную защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В юридической литературе принципы исполнительного производства классифицируются по различным основаниям. Так их подразделяет эти принципы на общеправовые и специфические. Исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Принцип законности является общеправовым принципом, поскольку действует во всех областях государственной и общественной жизни. В соответствии с этим принципом законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы, точно и неуклонно исполнять их, за нарушение закона предусмотрена юридическая ответственность.
В исполнительном производстве принцип законности выражается в том, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции РФ. Принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц могут осуществлять только органы принудительного исполнения, в установленные законом сроки, в определенном законом порядке, с использованием только средств, предусмотренных в законе, с соблюдением прав и законных интересов граждан и организаций, с вынесением законных и мотивированных решений. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Законность тесно связана с практической реализацией права, так как наполняется специфическим содержанием в зависимости от предмета и метода правового регулирования отрасли, в которую он внедряется.
Содержание законности в исполнительном производстве характеризуется следующими чертами:
- исполнительное законодательство должно быть качественным, непротиворечивым, иметь стройную систему;
-в случае возникновения коллизий они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции РФ над другими правовыми актами, ИК РФ (при условии его принятия) над иными актами в сфере исполнительных правоотношений, федеральных законов над правовыми актами Правительства РФ;
- участники исполнительного производства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательством под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответственности, содержащихся в санкциях норм исполнительного права;
-применение ответственности за исполнительные правонарушения неотвратимо;— соответствие закону постановлений судебного пристава-исполнителя контролируется судом в порядке ст. 441 ГПК РФ, гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ, а также Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в порядке осуществления ими прокурорского надзора в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
-применение аналогии права в исполнительном производстве возможно лишь при отсутствии нормы исполнительного права, регулирующей возникшие в ходе исполнительного производства правоотношения, и подразумевает действие судебного пристава-исполнителя исходя из принципов исполнительного права.
Нынешнее законодательство РФ об исполнительном производстве состоит из федеральных законов об исполнительном производстве, о судебных приставах и иных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов.
В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.
Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.
Выделяют общие и специальные гарантии.
К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.
Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.
Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.
К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.
Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.
Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.
В исполнительном праве данный принцип законности имеет свои особенности:
• нормы исполнительного права должны быть качественными и непротиворечивыми;
• любые коллизии, связанные с применением нормы законодательства исполнительного производства, должны разрешаться с учетом преимущества международного права над российскими нормами, Конституции РФ над другими законодательными актами, нормативных правовых актов, имеющими большую юридическую силу, над теми, которые имеют меньшую юридическую силу;
• все участники исполнительного производства, в том числе, судебный пристав-исполнитель, обязаны руководствоваться законом, надлежащим образом совершать действия, направленные на исполнение исполнительного документа, либо воздерживаться от их совершения, если они противоречат закону и направлены на затягивание производства принудительного исполнения;
• применение мер юридической ответственности за нарушение в сфере исполнительного производства, в том числе со стороны судебного пристава-исполнителя, неотвратимо;
• постановление, а также действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя можно оспорить в судебном порядке на основании КАС РФ;