Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Государственная служба в Российской Федерации

cool_lady 2820 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Цель выпускной квалификационной работы - определить роль Канады в развитии Арктического региона, выявить проблемы и возможные перспективы для дальнейшего развития Арктики. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - изучить исторические и правовые основы деятельности Канады в арктическом регионе; - проанализировать современное состояние арктического присутствия Канады; - комплексно изучить основные направления сотрудничества Канады с арктическими странами-партнерами; - определить вызовы и перспективы Канадского сотрудничества в арктическом регионе, и дать им оценку. Объектом данного исследования являются современные международные отношения в арктическом регионе. Предмет исследования - роль Канады в развитии международного сотрудничеств в арктическом регионе. Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 до настоящего времени. Определение нижней временной границы исследования обусловлено тем, что Территориальные рамки исследования ограничены территорией государства Канада и арктическим регионом. Методология исследования. В работе применяется следующая совокупность общенаучных методов научного исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция. При изучении развития арктической политики Канады автор руководствовался принципами историзма и объективности. Принцип детерминизма был применен с целью определения последствий тех или иных событий, как и дедуктивный метод исследования взаимоотношений от международного уровня к региональному. Исторический метод использовался для рассмотрения процесса формирования нормативно-правовой базы государства, оценки накопленного потенциала Канады в ретроспективе и понимания природы современного состояния отношений. Сравнительный метод – для изучения связей Канады в различных сферах и ее подходов к взаимному сотрудничеству. Хронологический метод позволил выделить периоды и переломные моменты в арктическом присутствии Канады. Метод прогнозирования помог сформировать возможные угрозы и перспективы развития Канады в Арктике. В исследовании автор придерживается концепции политического реализма. Совокупность вышеуказанных методов позволяет раскрыть тему в комплексе. Источниковую базу исследования составляют международные нормативно- правовые акты, в том числе международные договоры, декларации и конвенции: Конвенция по морскому праву от 10 декабря 1982 года, Закон Канады о предотвращении загрязнения пространств арктических вод, примыкающих к континенту и островам Канадской Арктики от 1985 года. Стратегия защиты окружающей среды Арктики,1991; Нуукская декларация, 1993 Официальные документы канадского правительства, отражающие деятельность по реализации госполитики в Арктике: «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее" от 2009 года, Новая северная стратегия Канады от 2019 года Исследование подкреплено рядом уставных документов международных организаций: Декларация об утверждении Арктического Совета от 19 сентября Использованы отраслевые соглашения: по российско-канадскому, европейскому, американскому сотрудничеству в Арктике… К работе привлечены официальные сайты Парламента Канады[], Правительства Канады[], МИД Канады[], Канадского агентства по экономическому развитию Севера[], Министерства экологии Канады[],Министерства иностранных дел и международной торговли Канады [], а так же Министерства природных ресурсов Канады и Министерства рыбного хозяйства и океанов Канады[]. Последнюю группу источников, привлеченных в исследовании, составляют сводки газетных изданий РИА новости, ТАСС. «The Globe and Mail», «Ведомости», «Коммерсантъ», дающих самый актуальный обзор событий в мире, в том числе касающихся исследуемой проблематики. Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключаются в попытке комплексного анализа роли Канады в развитии международных связей в арктическом регионе с последующим выявлением слабых и сильных сторон. Автором предпринята попытка концептуального осмысления вклада Канады в развитие Арктики. Исследовательские материалы позволяют расширить представление о теоретических и практических основах арктической политики изучаемой страны, специфике ее реализации. Практическая значимость исследования состоит в комплексной авторской оценке канадского содействия по развитию международного сотрудничества в Арктике. Материалы исследования, предположительно, могут быть использованы для лекционного дополнения дисциплин по международным отношениям, а также в качестве базы для написания научно-исследовательских работ. Гипотеза: Канада всегда играла лидирующую роль по развитию международного сотрудничества в Арктике. Ее роль одинакова, не менялась. Основные положения, выносимые на защиту 1. Канада сыграла одну из ключевых ролей в формировании международного сотрудничества в арктическом регионе. Она, в частности, была одним из основных инициаторов создания Арктического совета в 1996 г.,Университета Арктики в 2000 г., Арктического Экономического совета. Канада и в дальнейшем будет претендовать на лидирующую роль в развитии международного сотрудничества в приполярном регионе. 2. Одним из важных направлений государственной политики Канады в отношении Севера является внутренне измерение - улучшение социально-экономического положения северян, и в частности коренных народов, которые значительно расширили свои политические права и играют все более активную роль на международной арене. Представители коренных народов канадского Севера участвуют во всех внешнеполитических дискуссиях Канады по северным вопросам. 3. Эффективность канадской политики зависит от ее взаимоотношений с США, с которыми Канада связана не только обязательствами по военному блоку НАТО, но и экономически. Поэтому Канада согласовывает позиций с США. Учитывая эту зависимость, трудно ожидать в ближайшее время более тесного взаимодействия по арктическим вопросам между Канадой и Россией, в частности, по вопросу международного разделения континентального шельфа Северного Ледовитого океана. В то же время позиции США и Канады в арктическом регионе расходятся по многим вопросам, что не может не сказываться на внешней политике Канады. 4. Государственная политика Канады направлена на значительное усиление ее «присутствия» в арктическом регионе уже в ближайшем будущем, в том числе за счет поэтапной реализации проектов и программ по социально-экономическому развитию севера страны, одновременно с наращиванием обороноспособности Канады на северном направлении. Апробация результатов исследования: Результаты исследования представлялись на научно-практической конференции «Арктика-регион сотрудничества и соперничества» в 2018 году, Международной научно-практической конференции «Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» в 2020 году. По материалам были опубликованы статьи, рецензируемы в научном издании РИНЦ. Основные положения и выводы, изложенные в выпускной квалификационной работе, нашли отражение в выступлениях по теме исследования на следующих конференциях: - «Арктика-регион сотрудничества и соперничества», 2018 г.; - «Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» , 2020 г.. Основные положения исследования отражены в следующих публикациях: - Аксютина А.В. Опыт социального взаимодействия городов-побратимов Архангельска и Эмдена // Сборник статей научной конференции на базе РИНЦ (Готовится к публикации);
Введение

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность выбранной темы обусловлена как возрастающим значением арктических проблем в современных международных отношениях, так и важностью этого направления для формирования канадской внешней политики. Выбор Канады в качестве объекта исследования обусловлен тем, что она, будучи второй по площади северной страной в мире, является одним из основных претендентов на огромные арктические территории. Ускорение процессов глобализации обеспечило появление угроз, приобретающих комплексный характер, что существенно повысило значимость обеспечения национальной и международной безопасности. В этой связи на повестку дня современных международных отношений ставится вопрос об урегулировании претензий на арктические пространства, равно как и существующих пограничных споров. Канада, как страна, использующая мирные методы урегулирования международных конфликтов, демонстрирует последовательную и принципиальную позицию в отстаивании своих национальных интересов на Севере и в Арктике, обеспечении национального суверенитета над канадским Арктическим архипелагом. Канада является одним из ключевых акторов международных отношений в арктическом регионе, членом «Большой семерки» (G8), «Арктической пятерки», состоящей из прибрежных государств и потому имеющих правовые основания для установления контроля за морскими пространствами и континентальным шельфом в своем секторе. Более того, Канада играет одну из ключевых ролей в формировании международного сотрудничества в приполярном регионе. Она, в частности, была одним из основных инициаторов создания Арктического совета и Университета Арктики. Следовательно, Канада и в дальнейшем претендует на лидирующую роль в развитии международного сотрудничества в приполярном регионе. Таким образом, актуальность исследования роли Канады в Арктическом регионе обусловлена ее фундаментальной важностью, как одного из ключевых игроков в Арктике. Степень изученности проблемы. Учитывая заданное проблемное поле диссертационной работы, получить правильное представление о характере международных отношений на Севере Канады и в Арктике в начале XXI века нельзя без понимания природы современных международных отношений, трансформационного влияния глобализационных процессов на международную систему, специфики формирования нового миропорядка. Поэтому в диссертации использовались работы авторитетных специалистов в области международных отношений: Н.М. Антюшиной[], В.Г. Барановского[], В. И. Добренькова[], В. И. Соколова[], , М. А. Мунтяна[], А. В. Крысанова . А. Уолферс посвятил анализу международного сотрудничества специальные работы, внесшие важный вклад в науку []. В отечественной литературе вопросы арктической политики Канады освещались в научных публикациях по общеканадской тематике, сборниках материалов конференций по общим проблемам канадоведения[]. Среди российских ученых – это В. В. Алексеев, М. Б. Башкиров, Е.В. Журбей, Л.А. Немова. Вместе с тем, несмотря на актуальность рассматриваемых вопросов, в отечественных исследованиях небольшое количество монографических исследований, посвященных современной северной политике Канады. Особо необходимо выделить исследовательскую деятельность Д.Д. Максимовой, которая детально анализирует проблемный потенциал взаимоотношений Канады с другими государствами в арктическом регионе. Автор предлагает меры по преодолению арктических противоречий Канады с другими странами-партнерами, а также дает оценку в отношении перспектив по вопросам раздела арктического шельфа. Стоит отметить особый вклад В. Н. Конышева, А. А. Сергунина, которые проводит анализ состояния российско-канадских отношений за последнее десятилетие XX века, выделяют основные направления и особенности канадской внешней политики на рубеже XX-XXI вв. Не менее важными трудами являются работы Е.В. Исраелян, исследующей подходы Канады к проблемам безопасности и проблему санкций в канадской внешней политике. В зарубежных исследованиях, прежде всего, канадских, особое внимание уделено вопросам обеспечения национального суверенитета и безопасности Канады в арктическом регионе.. Среди них стоит отметить работы Alyson Bailes , Dennis Glen Patterson, Matthew Willis. Кроме того, широкое освещение в научной литературе получила проблема коренных народов Севера Канады и их участия в международном сотрудничестве приполярных стран через механизмы аборигенных международных организаций. Здесь надо отметить таких исследователей, как А. Брекке, Ж. Дюхейм, Н. Лукашева, Дж. Меррит, Дж. Миллер, М. Митчелл, М. Саймон. Изучение широкого круга зарубежных и отечественных исследований позволяет получить ясное представление об основных процессах формирования политики Канады в Арктике. Несмотря на то, что различные элементы данного исследования достаточно хорошо представлены в литературе, до настоящего момента не было попытки комплексного осмысления арктического присутствия Канады в отечественной литературе. Более того, абсолютное большинство трудов представлено в виде аналитических статей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 ОСНОВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ 9 1.1 Историческая основа арктического присутствия Канады 9 1.2 Институциональные и нормативные основы арктической политики Канады 17 1.3 Международный статус Арктического региона: Канадский подход 20 2 АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАНАДЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ 30 2.1 Основные направления международного сотрудничества Канады 30 2.2 Механизмы реализации Канадского сотрудничества в Арктике 3 ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАНАДЫ В АРКТИКЕ 30 3.1.Специфика военного присутствия Канады в Арктике: возможности сотрудничества в условиях конфронтации 30 3.2. Оценка Канады в развитии международного сотрудничества в Арктическом регионе 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Список литературы

I Источники а) нормативно-правовые документы 1. Декларация об учреждении Арктического Совета от 19 сентября 1996 года [Текст] : офиц. текст. – М.: Консорциум кодекс, 2000. – 5 с. 2. Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике (1993 года) [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 1994. – 10 с. 3. Правила процедуры Арктического Совета (приняты Арктическим советом на 1-м заседании Арктического Совета на уровне министров в г. Икалуит (Канада) 17-18 сентября 1998 г. Изменены Арктическим советом 15 мая 2013 г.) [Электронный ресурс] // Арктический совет : [офиц. сайт]. – 2017. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/782/MM08_Arctic_Council_Rules_Of_Procedure_Rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y, свободный (дата обращения : 29.10.2019). – Загл. с экрана. 4. Приказ от 22 июля 1994 года N 229 об организации работ по выполнению решений Рованиемской (1991 г.) и Нуукской (1993 г.) конференций по защите окружающей среды Арктики [Электронный ресурс] // [офиц. сайт].– Электрон. дан. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9032933, свободный (дата обращения : 9.10.2019). – Загл. с экрана. 5. Canada First Defense Strategy // Government of Canada, - 2008.- Electronic text data. – Mode of access: http://www.forces.gc.ca/assets/Forces_Internet/docs/en/about/CFDS-SDCD-eng.pdf, free access (18.01.2020). – Title from screen. 6. Canada’s Northern Strategy under Prime Minister Stephen Harper: Key Speeches and Documents on Sovereignty, Security, and Governance, 2006-15 // Documents on Canadian Arctic Sovereignty and Security, - 2016. - Electronic text data. – Mode of access: https://docviewer.yandex.ru/view/57627105/?page=2&*=5UEBJXm%2NpZ249NmVjM2Q1YTU4OTA2MmUwZWJiMzY1MzUxMWRmZTdkNDcma2V5bm89MCJ9&lang=en, free access (8.11.2019). – Title from screen. 7. Canada's Arctic and Northern Policy Framework // Government of Canada, - 2019. - Electronic text data. – Mode of access: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587, free access (25.08.2019). – Title from screen. 8. Canada’s Northern Strategy: Our North, Our Heritage // Government of Canada, 2009. - Electronic text data. – Mode of access: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns.pdf, free access (18.01.2020). – Title from screen. 9. Canadian Polar Commission's Annual Report 2013-2014 // Arctic Council Archive, - 2013. - Electronic text data. – Mode of access: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/93, free access (25.11.2019). – Title from screen. 10. Kiruna Declaration. The Eight Ministerial Meeting of the Arctic Council. May 15, 2013. Kiruna, Sweden // Government of Canada, 2009. - Electronic text data. – Mode of access: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns.pdf, free access (18.01.2020). – Title from screen. 11. United Nations Convention on the Law of the Sea of 10 December 1982 // Electronic text data. – Mode of access: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_e.pdf, free access (14.02.2020). – Title from screen. б) статистические и справочные материалы 12. Глобальный индекс инноваций [Электронный ресурс] // Гуманитарные технологии : [офиц. сайт]. – 2019. – Электрон.дан. – Режим доступа : http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info, свободный (дата обращения : 20.01.2020). – Загл. с экрана. 13. Доля крупнейших 15 стран в общемировом ВВП по данным МВФ [Электронный ресурс] // [офиц. сайт]. – 2018. – Электрон.дан. – Режим доступа : http://fincan.ru/articles/55_dolya-stran-v-mirovom-vvp/ (дата обращения : 20.01.2019). – Загл. с экрана. 14. Рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки: [офиц. сайт]. – 2020. – Электрон.дан. – Режим доступа : http://gtmarket.ru/ratings/scientific-and-technical-activity/info, свободный (дата обращения : 20.01.2020). – Загл. с экрана. 15. The voice of Canada’s universities // Electronic text data. – DOI: https://www.univcan.ca/ , free access (20.01.2020).- Title from screen. в) периодические издания 16. Арктический экономический совет обнародовал обстоятельный отчёт, 25 января 2017 г. [Электронный ресурс] // ТАСС : [офиц. сайт]. – 2017. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://tass.ru/press-relizy/3969795, свободный (дата обращения : 7.12.2019). – Загл. с экрана. 17. Гринпис: Канада злоупотребляла председательством в Арктическом совете [Электронный ресурс] // РИА новости: [офиц. сайт]. – 2015. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ria.ru/20150424/1060564930.html, свободный (дата обращения : 18.02.2020). – Загл. с экрана. 18. Итоги Арктического совета. Оснований для конфликтов в Арктике нет, согласия – тоже [Электронный ресурс] // ТАСС : [офиц. сайт]. – 2019. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6410078, свободный (дата обращения : 7.12.2019). – Загл. с экрана. 19. II Научная литература 20. Актуальные вопросы освоения Арктики [Текст] : сб. материалов науч.-практ. и образов. конф. на борту ледокола «Красин» / РАНХиГС; сост. О. В. Подшувейт. –СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. – 262 с. 21. Алексеев, В. В. Основные направления государственной политики Канады по освоению северных территорий на рубеже XX и XXI веков [Текст] / В. В. Алексеев // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. – 2014. –№ 1(2). – С. 21–32. 22. Амираев, Р. Канада в Арктическом регионе: к вопросу о национальных приоритетах [Текст] / Р. Амираев // Известия вузов. – 2010. –№ 4. – С. 234–237. 23. Арктика в фокусе современной геополитики [Текст] : сб. матер./ Институт региональных проблем ; [сост. Л. А. Алексеев]. –Москва: ИРП, 2015. – 58 с. 24. Арктика: новый формат международного сотрудничества [Текст] : Доклады Института Европы / Федеральное гос. бюджет. учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук; сост. Н.М. Антюшина. – Москва: Ин-т Европы РАН, 2014. – 138 с. 25. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества [Текст] : сб. материалов науч.-практ. конф. / Рос. Совет по делам молодежи; сост. И.С.Иванов. –М: Аспект Пресс, 2013. – 360 с. 26. Балкылыч, Е. О. Зачем Канаде санкции? Определяющие факторы современной внешней политики Канады в отношении России [Текст] / Е. О. Балкылыч // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. – 2019. – Т. 19, № 12. – С. 204–207. 27. Баранова, Л.Н. Этапы развития академической мобильности студентов в системе высшего образования Канады [Текст] / Л.Н. Баранова // Проблемы педагогики. – 2018. –№ 7. – С. 1–9. 28. Барановский, К. Ю. Территориальный спор между Канадой и Данией [Текст] / К.Ю. Барановский //США и Канада: экономика, политика, культура. – 2006. –№ 12. – С. 76–79. 29. Башкиров, М. Б. Настоящий Север, свободный и сильный [Текст] / М. Б. Башкиров // Сравнительная политика.– 2018. – № 2. – С. 236–238. – Рец. на кн. : Максимова, Д. Д. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады / Д. Д. Максимова. – М. :ИСКРАН, 2015. –140с. 30. Гавриленко, Н. Н. Северное измерение внешней политики Канады: становление и перспективы [Текст] / Н. Н. Гавриленко // «Северные гиганты»: Канада и Россия. – 2007. –№ 4. – С. 21–28. 31. Григорьев, С. А. Этническая самоорганизация аборигенных сообществ Арктики: опыт России и Канады [Текст] / С. А. Григорьев // Манускрипт. – 2019. – Т. 12, № 10. – С. 89–92. 32. Губанов, А. И. Разграничение континентального шельфа в Арктике: международно-правовые проблемы и перспективы [Текст] : моногр. / А. И. Губанов; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва: МГУ, 2015. – 310 с. 33. Добреньков, В. И. Политический реализм и политический прагматизм в международных отношениях [Текст] / В. И. Добреньков //Гуманитарий Юга России. – 2019. –Т.8, № 1. – С.1–15. 34. Ершова, Ю.В. Действия НАТО в Арктике и их влияние на милитаризацию региона [Текст] / Ю.В. Ершова //Арктика и Север. – 2012. –№ 5. – С.1–4. 35. Исраелян, Е. В. Об основоположниках канадоведения в ИСКРАН Л. А. Баграмове и С. Ф. Молочкове [Текст] / Е.В. Исраелян // Канадский ежегодник. – 2017. –№ 21. – С.318–345. 36. Журавель, В.П. Итоги председательства в Арктическом совете Канады, США и Финляндии (2013-2019 гг.) [Текст] / В.П. Журавель // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2019. –№ 2. – С. 309–312. 37. Журавель, В.П. Арктический совет: председательство США (первые итоги) [Текст] / В.П. Журавель // Аналитическая записка. – 2015. –№ 24. – С.1–6. 38. Журбей, Е.В. Проблемы, вызовы и угрозы арктической внешней политики Канады [Текст] / Е.В. Журбей // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2014. –№ 2. – С. 97–105. 39. Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства [текст] :моногр. / В. И. Соколов [и др.] ; федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт США и Канады российской академии наук. – Москва : «весь мир», 2017. – 432 с. 40. Кислицина, Д. П. Арктический регион в международных отношениях [Текст] : дис. … на соиск. учен. степ. канд.ист. наук : 41.03.05, / Кислицина Дарья Павловна; [Место защиты : Уральский гос. пед. университет]. –Екатеринбург, 2017. – 117 с. 41. Комаров, А.Н. Канада в системе глобального международного сотрудничества на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / А. Н. Комаров // Вестник РГГУ. – 2017. –№ 3. – С. 61–68. 42. Комкова, Е. Г. Меняющаяся международная роль Канады: от глобализма к регионализму [Текст] / Е. Г. Комкова //США и Канада: экономика, политика, культура. – 2007. –№ 8. – С. 39–52. 43. Конышев, В. Н. Арктика на перекрестье геополитических интересов [Текст] / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин //Мировая экономика и международные отношения. – 2010. –№ 2. – С. 26–39. 44. Конышев, В. Н. Военная стратегия Канады в Арктике [Текст] / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин // Политическая экспертиза. – 2015. – Т. 11, № 2. – С. 26–39. 45. Конышев, В.Н. Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание? [Текст] / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // Арктика и Север. - 2012. -№ 8.- С. 4–27. 46. Кочемасова, Е. Ю. О некоторых научных подходах к определению границ Арктики [Текст] / Е. Ю. Кочемасова //Арктика и Север. – 2019. –№ 35. – С. 158–169. 47. Крысанов, А. В. Международное сотрудничество: общетеоретическое и правовое измерение [Текст] / А. В. Крысанов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2018. –, № 4. – С. 23–28. 48. Лавров, С.В. Нуукская Декларация: новый этап сотрудничества арктических государств [Текст] / С. В. Лавров // Арктика: экология и экономика.. — 2011. — №3(3). — С. 4-11. 49. Максимова, Д.Д. Опыт российско-канадского межрегионального взаимодействия в Арктике [Текст] / Д. Д. Максимова // Канадский ежегодник. – 2015. –№ 1. – С. 2–19. 50. Максимова, Д. Д. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады [Текст] : моногр. / Д. Д. Максимова; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов и Канады Российской академии наук. –Москва: ИСКРАН, 2015. – 138 с. 51. Медведев, Д. А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет [Текст] :сб. мат. / Д. А. Медведев; АНО ЦСОиП. –М.: ЦСОиП, 2015. – 92 с. 52. Мунтян, М. А. Основы теории международных отношений [Текст] : уч. пос. / М. А. Мунтян; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва: Изд-во МАБиУ, 2006. – 164 с. 53. Научно-технические проблемы освоения Арктики [Текст]: Научная сессия Общего собрания членов РАН / В. И. Лаверова [и др.] ; Российская акад. наук. - Москва: Наука, 2015. – 489 с. 54. Немова, Л. А. 2014 год: главные события в политической и экономической жизни Канады [Текст] / Л.А. Немова // Канадский ежегодник. – 2014. –№ 18. – С. 86–101. 55. Нурышев, Г. Н. Арктическая геополитика России и Канады [Текст] / Г. Н. Нурышев // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2014. –№ 2. – С. 4–8. 56. Паникар, М. М. Российско-канадские отношения в Арктическом регионе в начале XXI века: состояние и перспективы [Текст] / М. М. Паникар, А. И. Опрышко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 10. – С. 39–50. 57. Россия и Канада: арктические гиганты: Материалы Седьмых Канадских чтений. [Текст] : сб. материалов. / Ю. Г. Акимов [и др.] ; СПБГУ. –СПб: СКИФИЯ-принт, 2019. – 436 с. 58. Урусова, А. Э. Современные проблемы Арктики [Текст] / А. Э.Урусова, Т. В. Шумилова // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 2. – С. 337–348. 59. Фаузер, В. В. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение, экономика [Текст] / В. В. Фаузер, А. В. Смирнов // Экономика и управление народным хозяйством. – 2018. – № 3 (31). – С.6–22. 60. Фомичева, Е. А. Международное сотрудничество в Арктике: проблемы и перспективы [Текст] : дис. … на соиск. учен. степ. канд. полит. наук : 05.21.03, 02.00.04 / Фомичева Елизавета Алексеевна; [Место защиты : Уральский гос. пед. университет]. –Екатеринбург, 2019. – 111 с. 61. Харлампьева, Н.К. Эволюция понятия «Арктика» [Текст] / Н.К. Харлампьева //Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2014. –№ 3. – С. 4–8. 62. Чумаков, Д.С. Основные векторы международного сотрудничества в Арктике [Текст] / Д. С. Чумаков // Вестник Московского университета. – 2011. –№ 2. – С. 41–60. 63. Bailes, Al. Strategy Papers on the Arctic or High North: A comparative study and analysis [Text] / Alyson Bailes, Lassi Heininen. – Centre for Small State Studies Institute of International Affairs, 2012. – 131 p. 64. Dean, R. Canadian Аrctic defence policy a synthesis of key documents, 1970-2013 [Text] / Ryan Dean, P. Whitney Lackenbauer, Adam Lajeunesse. – Centre for Military and Strategic Studies University of Calgary, 2014. – 90 p. https://cmss.ucalgary.ca/sites/cmss.ucalgary.ca/files/dcassv1.pdf 65. Patterson, D. G. Northern Lights: A Wake-Up Call for the Future of Canada [Text] / Dennis Glen Patterson. – The Special Senate Committee on the Arctic Senate, 2019. – 139 p. https://sencanada.ca/content/sen/committee/421/ARCT/reports/ARCTFINALREPORT_E.pdf 66. Willis, M. Reflections on Canada’s Vision for the Arctic Council [Electronic resource] / Matthew Willis // The Arctic institute. – 2013. –Electronic text data. – Mode of access : https://www.thearcticinstitute.org/reflections-canada-vision-arctic-council/, free access (29.01.20). – Title from screen. III Интернет-ресурсы 67. Арктический совет [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Арктический совет. – Электрон. дан. – [Arctic Council]. – Режим доступа : https://arctic-council.org/en/resources/, свободный (дата обращения : 11.10.2020). – Загл. с экрана. 68. Университет Арктики [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / UArctic. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.uarctic.org/, свободный (дата обращения: 8.12.2019). 69. Филимонова, Н. Исторические основы становления и развития политики безопасности Канады в Арктике [Электронный ресурс] / Надежда Филимонова // РГГУ: [офиц. сайт] / Российский государственный гидрометеорологический университет. –СПб, [2016]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.researchgate.net/publication/308695489_Istoriceskie_osnovy_stanovlenia_i_razvitia_politiki_bezopasnosti_Kanady_v_ArktikeFundamentals_of_Canadian_security_policy_formation_and_development_in_the_Arctic, свободный (дата обращения : 11.10.2019). – Загл. с экрана. 70. Association of Canadian Universities of Northern Studies [Electronic resource] //Association of Canadian Universities. – 2020. – Electronic text data. – DOI : http://acuns.ca/awards-and-scholarships/the-award-experience/, free access (18.01.2020). – Title from screen. 71. Canadian Northern Economic Development Agency [Electronic resource] / Government of Canada. – Electronic text data.. – [Ottawa] : Canadian Northern Economic Development Agency, 2000–2017. –Mode of access: https://www.cannor.gc.ca/eng/1351104567432/1351104589057 , free access (7.08.2019). – Title from screen. 72. Environment and Climate Change Canada [Electronic resource] // Government of Canada. – 2020. – Electronic text data. – DOI : https://www.canada.ca/en/environment-climate-change.html, free access (2.03.2020). – Title from screen. 73. Fisheries and Oceans Canada [Electronic resource] // Government of Canada. – 2020. – Electronic text data. – DOI : https://www.dfo-mpo.gc.ca/index-eng.htm, free access (5.03.2020). – Title from screen. 74. Global Affairs Canada [Electronic resource] // Government of Canada. – 2020. – Electronic text data. – DOI : https://www.international.gc.ca/gac-amc/index.aspx?lang=eng, free access (5.03.2020). – Title from screen. 75. Government of Canada [Electronic resource] // Government of Canada. – 2020. – Electronic text data. – DOI : https://www.canada.ca/en.html, free access (2.03.2020). – Title from screen. 76. Parlement du Canada [Electronic resource] // Parliament of Canada. – 2020. – Electronic text data. – DOI : https://www.parl.ca/, free access (21.03.2020). – Title from screen.
Отрывок из работы

ОСНОВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ 1. 1. Историческая основа арктического присутствия Канады Арктическое присутствие Канады является частью ее истории. Автор выделяет собственную периодизацию, которая отражает основные этапы освоения Арктики исследуемой страной. 1. «Доарктиеский период» (временная линия до XVI века). Особенность периода - хозяйственное освоение Арктики коренными народами, сумевшими сделать этот суровый регион зоной своего постоянного проживания, вписаться в его экологический баланс. 2. «Период поиска новых, арктических земель» (промежуток с конца XVI века до XIX века). Ознаменовался великими открытиями путешественников, новыми арктическими территориями; одновременно происходит Европейское и Гудзоновское освоение канадского Севера и Арктики. Именно XIX век охарактеризовался концом господства Компании Гудзонова залива и приобретением Канадой северных территорий. 3. «Период осознанного интереса к Арктике» (временная линия XX века). Постепенное установление канадского суверенитета в Арктике и способствование дальнейшему развитию региона. 4. «Заключительный этап канадского присутствия в Арктике». Конец XX века – начало XIX века. Отношение к Арктике меняется вместе с политической ситуацией, однако не перестает быть ключевым предметом внешней политики. Что касается первого периода, то до 1500 г. на территории современного канадского Севера проживали только коренные народы (инуиты и Первые нации (индейцы)), которые на протяжении нескольких тысячелетий вели традиционный образ жизни без вмешательства европейцев. Процесс расселения индейцев в Северной и Южной Америке и освоение ими новых земель растянулся на многие тысячелетия. С 1500 по 1870 гг. на Север Канады в поисках новых земель и Северо-Западного прохода – кратчайшего пути из Европы в Азию – отправлялись экспедиции М. Фробишера, А. Маккензи, Г. Гудзона, М. Вэймута, Дж. Росса, Пэрри, Дж. Дэвиса, Дж. Франклина, Дж. Ричардсона, Дж. Бэка и др. Европейцы обратили внимание на север Канады еще в конце XV в. В 1497 г. Дж. Кабот достиг северной оконечности о. Ньюфаундленд. Затем в 1578 г. Мартин Фробишер открыл южное и юго-восточное побережье о. Баффинова Земля. Отдельно стоит упомянуть открытие Гудзонова залива, с которым связывают имена Джона Дэвиса (1587 г.), Мартина Вэймута (1602 г.) и, конечно, Генри Гудзона (1610–1611 гг.) . Одну из важных ролей в освоении канадского Севера сыграла Компания Гудзонова залива, которая была создана в 1670 г. Ей была дана монополия на скупку пушнины в бассейнах всех рек, впадающих в залив. Кроме того, эта торговая компания была своего рода «правительством» и «хозяином» огромной территории, называвшейся Землей Руперта. По временной линии с 1770 по 1821 гг. С. Херн, А. Макензи и Дж. Франклин открыли новые территории и достигли арктического побережья. В этот период фактически был утвержден суверенитет Великобритании над северными территориями и северным Квебеком. Интересно, что тогда эти путешественники искали новые земли по заказу не Британии, а Компании Гудзонова залива, которая хотела расширить территории своего влияния для дальнейшей торговли пушниной с местным населением. Александр Макензи сделал два больших открытия. Первым стало открытие в 1789 г. р. Макензи, которая привела его к морю Бофорта; вторым – исследование долины р. Макензи и провозглашение этих территорий собственностью британской Короны. Впоследствии здесь была создана северная Британская Колумбия. Экспедиции Джона Франклина также внесли огромный вклад в исследование Арктики и подтвердили британское присутствие в регионе. В ходе двух экспедиций с 1819 по 1821 гг. и с 1825 по 1827 гг. он картографировал практически все западное арктическое побережье. Затем его экспедиция 1845 г. бесследно исчезла. Это трагическое событие повлекло за собой череду новых экспедиций, которые были отправлены на поиски Франклина и его команды. В результате этого были составлены подробные карты Арктического Архипелага. Еще одно событие, которое необходимо отметить отдельно, – это Англо-Русское соглашение 1825 г. о разделении границы между Британской и Русской Америкой []. В этом соглашении не было разногласий, потому что ни Англия, ни Россия не имели претензий по разграничению границы. Таким образом, Российская Империя получила территории на арктическом побережье, а Великобритания – внутреннюю часть этой территории. Приобретение Канадой северных территорий, освоенных ранее Великобританией и Компанией Гудзонова залива, состоялось лишь в 1870 – 1880-е гг. В 1870 г. Великобритания положила конец господству Компании Гудзонова залива и приписала Канаде следующие территории: Землю Руперта, Северо-Западные территории и Арктический Архипелаг. Парадоксально, но Великобритании не удалось сразу передать Канаде арктические острова. С 1875 по 1880 гг. между Ведомством иностранных дел Великобритании, губернатором Канадского Доминиона и канадским правительством велась активная переписка по вопросу суверенитета над арктическими островами. Предложенный Соединенным Королевством трансфер территорий был осложнен тем, что никто не знал границ передаваемых земель, и канадское правительство не торопилось принять трансфер. Проблема демаркации границ была решена обозначением северных пределов британских владений, куда входили «самые отдаленные северные районы Североамериканского континента и острова, лежащие в пределах этого пространства» . Что касается канадского правительства, то здесь дело обстояло сложнее. В 1877 г. лорд Карнарвон, секретарь британского Ведомства иностранных дел, писал губернатору Канады следующее: «Из недавних сообщений, которые появились в газетах, я заметил, что внимание граждан Соединенных Штатов к этим территориям продолжает расти, и что уже были отправлены частные экспедиции для исследования определенной части этих территорий, и я уверен, что если бы на то была воля канадского народа, эти территории были бы включены в состав Доминиона… По этой причине я должен просить, чтобы вы подтолкнули своих министров снова рассмотреть вопрос о включении этих территорий в состав Доминиона…» . Наконец, в 1880 г. законом от имени короля и Тайного совета Великобритания передала Канаде Арктический Архипелаг. Через пятнадцать лет после передачи территорий Канаде в 1895 г. создаются временные округа Унгавы, Юкона, Макензи и Франклина (последний также называют Арктическим Архипелагом). Впоследствии некоторые события и явления – такие как «золотая лихорадка» в Клондайке в 1898 г., деятельность некоторых иностранных исследователей-путешественников (О. Свердруп (1898–1902), Р. Амудсен (1903–1906) и Р. Э. Пири (1908–1909)), а также присутствие американских китобоев в Гудзоновом заливе и море Бофорта – побудили канадское правительство предпринять меры для сохранения господства в Арктике. После вышеперечисленных событий правительство Канады предприняло следующие меры, которые бы способствовали установлению канадского суверенитета в Арктике и дальнейшему развитию региона: 1) В результате «золотой лихорадки» 1898 г. в Клондайке от Северо-Западных территорий была отделена территория Юкон. Также были изданы законы, учреждавшие провинции Альберта и Саскачеван, и законы о расширении Манитобы, Онтарио и Квебека; 2) В 1903 г. на Север была отправлена Королевская северо-западная конная полиция; 3) В 1905 г. был издан закон «О Северо-Западных территориях»; 4) В конце XIX – начале XX вв. были снаряжены экспедиции А.П. Лоу, Дж. Д. Муди и Ж.-Э. Бернье. Путешественники сделали ключевые научные открытия, в результате чего были составлены карты и было определено, где будут находиться первые базы геологических экспедиций; 5) В 1922–1927 гг. были созданы поселения инуитов на островах Арктического Архипелага, которые должны были находиться под охраной полицейских постов («патрули овцебыков»). Одним из эффективных способов утверждения канадского суверенитета на Севере и в Арктике стали исследовательские экспедиции канадских путешественников. Причиной их снаряжения стало открытие в Арктике новых островов, которое было сделано экспедицией Отто Свердрупа. В 1900–1901 гг. он картографировал три острова, общей площадью 150 тыс. кв. км: АксельХейберг, Аксель-Рингнес, Элмер-Рингнес. В 1902 г. Свердруп сделал официальное сообщение о вступлении во владение этими землями именем короля. Проблема утверждения канадского суверенитета в Арктическом Архипелаге была решена по итогам успешно проведенных переговоров Канады с Норвегией. С 1930 г. заместитель государственного секретаря Канады по внешним связям О.Д. Скелтон вел долгие переговоры с Отто Свердрупом и норвежским правительством. Целью этих переговоров было получение отказа О. Свердрупа от прав на исследованные им арктические территории. В итоге, Свердруп получил 67 тыс. долл. за свои карты, записи и исследования, сделанные во время экспедиции «Фрама», а Норвегия отказалась от претензий на земли, обозначенные на этих картах. Так, к 1930-м гг. притязания иностранных государств на Архипелаг прекратились; по крайней мере, Норвегия признала законность канадского суверенитета на арктических территориях. Таким образом, период до 1930-х гг. можно охарактеризовать как этап ознакомления европейцев, а затем и канадцев с неизведанными и во многом непонятными для них территориями. Европейское освоение канадского Севера и Арктики, начавшееся в XVI в., ознаменовалось великими открытиями путешественников. Основными движущими силами стремления европейцев к исследованию новых земель были поиски северного пути – Северо-Западного прохода, который бы соединил Европу с Азией. А основными целями канадского правительства в начале XX в. были утверждение суверенитета над северными территориями и определение их границ. Надо отметить, что канадцам удалось сохранить Арктику в том виде, в котором они ее получили от Великобритании и даже приумножить количество исследованных территорий. Некоторые действия высшего руководства страны можно считать наивными, но, несмотря ни на что, это дало свои результаты. Начало «холодной войны» ознаменовалось для канадского правительства и политиков особым вниманием к арктическому вопросу. В этот период защиту канадских интересов в Арктике осуществляли пять тысяч рейнджеров в двухстах населенных пунктах. Более того, в 1953 и 1955 гг. для освоения пустынной Арктики на два удаленных острова полицией было перевезено 92 инуита из поселения Инукжуак без права возвращения. В целом, можно заключить, что вследствие удаленности, холодного климата и отсутствия транспортных путей в ХХ в. канадский суверенитет над Арктикой не подвергался сомнению. Консервативные премьер-министры Дж. Дифенбейкер и Б. Малруни были ярыми сторонниками арктического суверенитета. Именно во время их правления правительство Канады получило широкую общественную поддержку арктической политики. На новый уровень арктический вопрос вывел в 1958 г. консерватор Дж. Дифенбейкер, сформулировавший «Северное видение» («NorthernVision»), который утверждал, что единая Канада должна контролировать свое экономическое и политическое будущее: «Дж. Макдональд открыл Запад. Он видел Канаду с Востока на Запад. Я вижу новую Канаду – Канаду Севера. […] Новое видение! Новая надежда! Новая душа Канады» . Его заслуга заключалась в формулировании новых принципов и целей освоения природных ресурсов через открытие Канадского Севера, для чего необходимо было улучшить там транспортное сообщение и коммуникации, развить структуры государственной и местной власти, осуществить строительство дорог. К концу 1960-х гг. канадское правительство начало испытывать обеспокоенность, вызванную недостатком ресурсов, в первую очередь, энергетических на мировом рынке, и стремилось переориентировать свое внимание на освоение арктических природных богатств. Усилия канадских политиков не прошли незамеченными со стороны ближайшего соседа – США. Так, в 1969 г. американский танкер «Manhattan'svoyage» без уведомления и запроса на разрешение вошел в Северо-Западный морской проход. Канадские лидеры почувствовали необходимость юридического оформления своего суверенитета. На волне национального подъема предпринимались попытки сформулировать арктическую политику под лозунгом «новый фронтир». Это вызвало критику в адрес канадских политиков, использующих Арктику для внутренних политических целей без учета реальных возможностей страны на международном уровне, со стороны США. Следующим ярким представителем канадских политических элит, чья арктическая политика вызвала международные трения, стал в 1983 г. П. Трюдо. Согласно докладу ЦРУ П. Трюдо с успехом использовал образ северной идентичности как историческую составляющую канадского национального сознания: «Арктический суверенитет всегда использовался для различения канадской идентичности от американской» . Состоявшийся в 1985 г. проход по арктическим водам американского танкера «PolarSea» вызвал к жизни смелые планы консервативного правительства Б. Малруни построить новый ледокол, а также приобрести атомные подводные лодки – впрочем, этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. В 1997 г. был опубликован доклад постоянной комиссии по иностранным делам и международной торговле «Канада и циркумполярный мир: отвечая на вызовы сотрудничества в ХХI в.» . В 1999 г. как символ признания интересов коренных народов Севера правительством Канады была создана территория Нунавут. Вместе с тем росло осознание необходимости кооперации и в циркумполярном масштабе. Либеральные премьер-министры Ж. Кретьен и П. Мартин вновь привлекли интерес к арктическим вопросам в двух документах «Северное измерение внешней политики Канады – 2000» и Заявление о внешней политике – 2005: роль гордости и влияния в мире» . Северное измерение стало новой реальностью в связи с изменением климата и растущим международным интересом к освоению Арктики. Арктика была признана одним из трех мировых географических регионов, требующих особого внимания. Документы установили связь между безопасностью и суверенитетом, а также необходимость военных мер защиты канадских интересов в Арктике. В отличие от консерваторов либералы не ставили жесткую силу во главу угла и ориентировались на сотрудничество и выработку многосторонних решений на международном уровне. Новый период в отношении канадских политических элит к арктическому вопросу связывают с именем консервативного политика С. Харпера, избранного премьер-министром в 2006 г. Уже в декабре 2005 г. оборонная стратегия консервативной партии «Канада прежде всего» («CanadaFirst») на федеральных выборах включала политику арктического суверенитета. Консерваторы критиковали либеральное правительство за отсутствие постоянного внимания к арктическому вопросу. Консервативные планы включали усиление военного присутствия в Арктике, создание системы слежения за прохождением судов, постройку ледоколов, сооружение глубоководных портов, создание поисково-спасательных воздушных подразделений, центров военной подготовки и центров поддержки канадских рейнджеров. Несмотря на широко продекларированные намерения по выделению финансирования на эти цели, данные планы также не были реализованы. Тем не менее, они явственно показали место арктического суверенитета в самом центре политической повестки консервативного кабинета. Более того, арктическая повестка стала ключевым моментом предвыборной кампании консерваторов. Несмотря на то что в целом арктическая программа С. Харпера разительно отличалась от предыдущих, она также содержала и сходные с ними моменты – в частности, в историческом и культурном аспектах. Неизменным оставалось то, что Север – это неотъемлемая часть канадского коллективного сознания и точка приложения для национальных интересов. В 2007 г. С. Харпер заявлял: «Канада стоит перед выбором, когда речь заходит о защите нашего суверенитета в Арктике. Мы либо используем ее, либо теряем. Ибо канадская Арктика является центральным понятием для нашей национальной идентичности как северной нации. Это часть нашей истории. И представляет собой огромный потенциал для нашего будущего» . С. Харпер предпринимал регулярные официальные поездки на Север страны. Вместе с тем стало очевидно, что Арктика существует лишь в поле политической риторики, в то время как реального финансирования не выделяется. От его политических предшественников С. Харпера отличали: односторонняя арктическая инициатива; наступательный характер военных инициатив; прямая увязка с внешнеполитическим курсом Канады на практике; утверждение Канады в роли арктической державы; попытка увязать внутриполитические решения с международной циркумполярной инициативой; иная приоритизация трех основных составляющих (безопасность, развитие и экология). В дальнейшем политика С. Харпера в отношении Арктики претерпела изменения. В 2013–2015 гг. Канада председательствовала в Арктическом Совете. В этот период наметился сдвиг от вопросов военной безопасности в сторону гуманитарного подхода – в частности в сфере экономики. Было выдвинуто предложение о создании Арктического экономического совета. В русле неоконсерватизма с элементами социального консерватизма правительство С. Харпера встало на позиции прагматизма, фокусируя внимание на конкретных геополитических регионах, пытаясь отойти от ориентированной на многостороннее партнерство позиции традиционной средней державы, и диктовать свою волю как сильной арктической державы. Политику С. Харпера в тот период можно охарактеризовать как неоконтинентализм. США уже не рассматривались как угроза суверенитету, а лишь как континентальный гегемон. Несмотря на то, что С. Харпер публично высказывал несогласие с американской стороной по вопросу Северо-Западного морского прохода, главной угрозой в арктическом регионе, с его точки зрения, становится Россия. В 2000 г. премьер-министр Ж. Кретьен утверждал, что арктическая идентичность, разделяемая Канадой и Россией, создает особую основу для северного сотрудничества. С. Харпер, напротив, рассматривал канадскую северную идентичность отдельно от других арктических наций – в особенности, России. Установление в 2007 г. российского флага на Северном полюсе вызвало новый виток противостояния. Вплоть до 2009 г. консерваторы делали упор на то, что канадский суверенитет в Арктике следует утверждать при помощи жесткой силы, что нашло отражение в «Оборонной стратегии Канада прежде всего» и консервативной предвыборной платформе «Истинный Север – сильный и свободный» . Вопрос о статусе Северного полюса С. Харпер рассматривал как проблему канадского суверенитета в Арктике. Уже подготовленная заявка в ООН на расширение границ арктического шельфа Канады была отозвана им обратно, чтобы включить в нее Северный полюс. В 2009 г. консервативный кабинет впервые подробно отразил арктическую политику в «Северной стратегии Канады: наш Север, наше наследие» , определившей четыре приоритетных военных области и три невоенных цели. Вопросы экологии в Стратегию внесены не были. В целом, Стратегия отразила комплексность и многогранность арктической политики. С. Харпер стал первым политиком, применившим в подходе к арктическим проблемам риторику страха и противостояния. Уже в 2007 г. канадские политические лидеры (лидер инуитов М. Саймон, премьер-министр Северо-Западных Территорий Дж. Хэнди и др.) потребовали включить в повестку дня проблемы развития Севера. В 2008 г. была принята Иллулиссатская декларация (DeclarationofIlulissat), подвергнутая критике со стороны групп коренного населения; в 2009 г. – Циркумполярная декларация инуитов о суверенитете в Арктике. В 2010 г. канадское правительство выразило несогласие с декларацией ООН по правам коренных народов, что вызвало критику канадских лидеров со стороны Х. Клинтон за невключение представителей коренных народов в состав участников встречи представителей пяти арктических государств в Оттаве. В предвыборной кампании 2011 г. консерваторы более не нуждались в декларировании арктической политики и предоставили ее реализацию департаментам обороны, по делам дел аборигенов и Севера и по иностранным делам. В этот же период определился сдвиг во взглядах С. Харпера на арктический вопрос в пользу коренных народов Севера, что выразилось в назначении представительницы Нунавута Л. Аглуккак посланником Канады в Арктическом Совете. В ходе последних выборов либеральная партия отодвинула арктическую политику на второй и даже третий план после внутриполитической и внешнеполитической повестки. После выборов Дж. Трюдо положил конец введенной С. Харпером традиции ежегодно посещать военные учения в Арктике – операцию Нанук, которую его предшественник с 2007 г. считал самой важной акцией по укреплению канадского суверенитета в Арктике. Решение Дж. Трюдо вызвало шквал критики со стороны консерваторов. Они посчитали, что Трюдо не демонстрирует достаточно серьезного отношения к защите канадского суверенитета, он также не поддерживает вооруженные силы страны. По их мнению, новый премьер-министр так и не высказал своего мнения по тем вопросам, связанным с Арктикой, которые неоднократно будировались его предшественниками. Консерваторы обвиняют либералов в отсутствии четкой позиции в отношении Севера. Тем не менее, Арктика представляет собой важный вопрос и для либерального правительства. Просто в фокусе интереса либералов – иные аспекты арктической политики – социальное развитие, в особенности, коренных народов, их сообществ, а также изменение климата. В 2017 г. Дж. Трюдо подписал договор о партнерстве между правительством Канады и сообществом инуитов. Премьер-министр принес извинения за массовую депортацию инуитов в связи с профилактикой туберкулеза: в 1940–60-х гг. из Икалуита были насильственно вывезено от 700 до 800 человек, и могилы многих из них до сих пор неизвестны. Он также извинился за то, что детям инуитов было запрещено разговаривать на родном языке в школе. Трюдо выделил финансирование для четырех земельных объединений, представляющих четыре региона проживания инуитов. Однако другие группы коренных народов назвали действия Дж. Трюдо «пощечиной в лицо». Премьер-министр назначил лидера инуитского сообщества М. Саймон своим специальными представителем по Северным сообществам и Арктике для улучшения коммуникации между коренными народами и правительством. Другое назначение – Х. Туту министром рыболовства и океанов – оказалось неудачным (последний проходил лечение от алкоголизма и сознался в неправомочных действиях) и оставило коренные народы без представительства в кабинете Дж. Трюдо. Последнее позволило оппонентам из НДП обвинить Дж. Трюдо в нежелании заниматься вопросами Севера. В 2016 г. Дж. Трюдо объявил о пересмотре арктической политики Канады. Президент США Б. Обама и Дж. Трюдо сделали совместное заявление, предусматривающее запрет добычи нефти и газа в шельфовой зоне в Арктике на пять лет. Наряду с этим должна осуществляться политика устойчивого и разностороннего развития Арктики, что предусматривает создание судоходных проходов без ущерба для экологии региона, научно обоснованное пользование морскими ресурсами, создание инфраструктуры и системы предотвращения чрезвычайных ситуаций, поддержка традиционных промыслов и др. В рамках двусторонних договоренностей Дж. Трюдо заменил Северную стратегию предыдущего правительства на Рамочное заявление по Арктической политике («Arctic policy framework»). Действия Дж. Трюдо в данном направлении были также подвергнуты критике. Прежде всего, это было связано с тем, что кабинет и премьер-министр не консультировались с соответствующими департаментами. Кроме того, сами жители Севера до сих пор находятся в стороне от процесса выработки политических решений. И – самое главное – не проработано финансирование затрат на программы для Севера. С одной стороны, ограничение добычи ископаемых энергоносителей может нарушить экономический баланс страны и повысить уровень безработицы, в частности на Севере. С другой стороны, экологи согласны с Дж. Трюдо в том, что добыча ископаемых в экологически уязвимых районах может нанести непоправимый урон природной среде Арктики. В 2018 г. Дж. Трюдо неожиданно объявил о планах усиления арктического военно-морского флота. Компания «Локхид Мартин» была выбрана проектировщиком нового поколения канадских военных кораблей. На всю программу планируется выделить 60 млрд долл. В том же 2018 г. федеральное правительство подписало контракт на 610 млн долл. для приобретения и переоборудования на верфях Квебека трех ледоколов для Береговой охраны Канады. Супруга премьер-министра С. Трюдо приняла участие в официальной церемонии наименования первого из пяти патрульных кораблей арктического класса. Таким образом, отношение Дж. Трюдо к арктической политике также претерпело определенные изменения. Если бросить взгляд на политический ландшафт Канады в целом, то в выборных кампаниях 2006, 2008, 2011 гг. позиции основных партий по арктическому вопросу не слишком различались. В 2004 г. консерваторы критиковали либералов за недостаток внимания к военным аспектам суверенитета. Либеральная партия, со своей стороны, критиковала консерваторов за загрязнение территорий Севера. Предвыборная платформа НДП вообще не включала повестку арктического суверенитета.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Политология, 90 страниц
2700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg