1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО – ПРАВОВОГО РЕЖИМА
Государственный (политический) режим — это по сути своей всегда государственно-правовойрежим,определенныйправовойпорядокфункционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способыиметодыосуществлениягосударственнойвласти.[1]
Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в пониманииполитического(государственного)режима.[2]
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частностинаполитическийрежим.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).[3]
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННО – ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
2.1 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Демократия - (от древнегреческого «DEMOS» - народ и «CRUTOS» - власть) - народовластие это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.[4]
Приведем наиболее характерные черты демократического режима:
- Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.[8]
- Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.[8]
Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.[8]
- Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.[8]
При демократическом режиме политическая власть легитимизируется (становится законной), только если она исходит от людей. Она может исходить только от свободного решения народа в целом и по отдельности, когда каждый человек может принимать свободные политические решения. Свобода - это основное предварительное условие самой концепции самоуправления.
Существует два способа проявления легитимизации. Первый, при котором люди никогда не отдают принадлежащую им власть, чтобы самим создавать и переделывать форму правления. Второй, когда люди постоянно передают власть официальным лицам и институтам, действующим от их имени, но эти власти становятся им подотчетны.
Как слово "демократия" употребляется неправильно. Многие страны, считающие себя демократичными, не соответствуют вышеперечисленным критериям. Это может происходить из-за неправильного понимания концепции или из-за умышленного искажения ее принципов.[8]
Эти термины могут быть использованы для того, чтобы:
• прикрыть деспотичные режимы, которые манипулируют и взывают к чувствам, но которые топчут основные права народа, например, демагогия;
• скрыть деспотизм, когда политическое участие и выборы превращаются в показательные шоу и инициируются правительством, чтобы достичь предопределенных результатов, например, притворная демократия;
• включать только некоторые элементы демократии в искаженном виде, например, правление большинства становится теранией большинства. электоральной диктатурой или автократией;
• призывать риторику «воли народа», не используя демократические процедуры, чтобы выявить, в чем заключается воля народа, например власть мафии, «диктатура пролетариата»;
• неправильное предоставление чьих-либо интересов (части народа), которые могут иметь поддержку, как если бы они были эквивалентом всеобщего благосостояния.[6]
Демократические политические системы, несмотря на разные цели, можно разделить на те, где в центре стоит личность (личностная), и на те, где общество (общественная). Эти две категории по-разному понимают "личную свободу" и "общественную свободу". Личная свобода означает, что личность может действовать самостоятельно. Общественная свобода подразумевает, что общество людей как независимое политическое образование может само собой управлять. На практике любая демократия может сочетать в себе две эти теории. Для того чтобы в самом основании общества не возникало напряжения, в основе демократии должна быть положена свобода личности или суверенность народа в целом, так как и то и другое необходимо для демократии. Демократия должна поддерживать принципы самоопределения человека и в равной степени самоопределения народа в целом. Эти два понятия не должны исключать одно другое, хотя одно из них всегда будет преобладать.[7]
Демократию подразделяют на либеральную, если главенствующее место в ней занимают статус и свободы личности. И наоборот, если в демократии преобладает статус общества, такую демократию называют нелиберальной.
Термин "либеральный" происходит от лат. слова "либер", что означает "свободный". Либерализм как политическая теория учит, что главная цель государства и политики - защитить самостоятельность и права человека, начиная с права на жизнь.[8]
В либеральном типе демократии приоритет отдан личности, и его права выходят на первое место. Права человека имеют приоритет даже перед правами общества.