Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя

cool_lady 696 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Цель исследования: изучить проблему использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. Объект исследования: воспитательная работа классного руководителя младших классов. Предмет исследования: использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе. Гипотеза исследования: проблема использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя, будет более успешной, если: - использовать в воспитательной работе классного руководителя методики в младших классах направленных на развитие коллективной творческой деятельности; - создавать творческую среду и благоприятную атмосферу и др.; - развивать память, внимание, воображение, которые являются основой развития творческих способностей; - следовать методическим рекомендациям классным руководителям по организации и проведению коллективной творческой деятельности в воспитательной работе. В связи с уже выявленной целью работы, можно рассмотреть следующие задачи исследования: 1. Изучить сущность понятия «коллективная творческая деятельность» в психолого-педагогических исследованиях. 2. Выявить особенности воспитательной работы классного руководителя. 3. Описать методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя в начальных классах. 4. Разработать методические рекомендации классным руководителям по организации и проведению коллективной творческой деятельности в воспитательной работе. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической литературы; - анализ методической литературы; - наблюдение и беседа с учащимися; Теоретико-методологическая основа исследования: материалы исследования могут быть применены студентами и педагогами учебных заведений, учителями начальной школы при планировании и организации воспитательной работы, внеклассных мероприятий, занятий различных форм работы с учащимися по проблеме использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации и обобщении теоретического материала по проблеме использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. Практическая значимость исследования: заключается в применении методических рекомендаций классным руководителям по организации и проведению коллективной творческой деятельности в воспитательной работе. Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность исследования. В современном мире для того, чтобы у младших школьников появились новые личностные качества, знания и формировались на основе новых знаний умения и компетенции, требуется системная и последовательная воспитательная работа классных руководителей с использованием разных методик воспитания и приемов организации коллективной деятельности воспитанников. Тем самым, методика коллективного творческого дела (КТД), способствует формированию личностных качеств и новых компетенций младших школьников.. Федеральный закон «Об образовании» и ФГОС основного общего образования провозглашают своей целью воспитание всесторонне развитой личности, способной успешно взаимодействовать с людьми в коллективе. Во многом подобное умение зависит от того, насколько хорошо организована классным руководителем воспитательная работа в детской группе и способствует ли она сплочению классного коллектива. Таким образом, актуальной становится реализация в воспитательном процессе методики коллективной творческой деятельности, способствующей всестороннему развитию личности и формированию сплоченного коллектива. Также, методика коллективной творческой деятельности развивает умение личности контактировать и взаимодействовать с другими детьми, обучает человека уважать чужое мнение и позволяет в воспитательных целях рассмотреть огромный спектр важных общественных, политических, культурных, духовных и иных вопросов, какие должны быть известны и понятны каждому образованному гражданину Российской Федерации, дабы успешно социализироваться в обществе. Актуальность данной проблемы определили выбор темы: «Использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя».
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя 1.1 Сущность понятия «коллективная творческая деятельность» в психолого-педагогических исследованиях……………………………………...6 1.2 Особенности воспитательной работы классного руководителя…...14 1.3 Методика коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя в начальных классах………………………...18 Глава 2. Практическое изучение использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя 2.1 Методики диагностики уровня сформированности коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя……………………………………………………………………..26 2.2 Методические рекомендации классным руководителям по организации и проведению коллективной творческой деятельности в воспитательной работе………………………………………………………….29 Заключение………………………………………………………………..36 Список литературы……………………………………………………….38 Приложение
Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 2010. – 452 с. 2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 388 с. 3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 2008. – 298 с. 4. Андреева Т. В. Способы реализации творческого потенциала личности в досуге (на примере архитекторов). Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы докладов научно-практической конференции. СПб., 2011. – 415 с. 5. Богоявленская Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Пресс. 2012. – 203 с. 6. Богоявленская Д.П. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2012. – 302 с. 7. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. — М.: Просвещение, 2013. - 96 с. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 2014. - 96 с. 9. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - M., Эксмо - Пресс. 2012. – 205 с. 10. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка./ Пер. с англ.-М.:Аквариум, 2008.- 320 с. 11. Данилов М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов. Сов. Педагогика. - 2014. - № 12. - 176 с. 12. Данилов М.А. Дидактика /Под общей ред. М.А. Данилова, Б.П. Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2013. – 518 с. 13. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. М.: Просвещение, 2002. – 64 с. 14. Кудрявцев В., Коджаспирова Г.М., Синельников В. Ребёнок: новый подход к диагностике творческих способностей. - 2012. – 556 с. 15. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. - М., Просвещение, 2000. – 159 с. 16. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: учеб. пособие.- /Б.И. Коротяев.- Просвещение, 2009. – 159 с. 17. Коллективная творческая деятельность в школе. // Воспитание школьника, 2014. - №10. - С. 10-14 18. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2012. – 275 с. 19. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 2001. - 185 с. 20. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002. – 455 с. 21. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников /А. М. Матюшкин, А.М. Аверина. – М.:Педагогика, 2001. - 156 с. 22. Матюшкин А. М., Одаренные дети / Д. А. Сиск, А. М. Матюшкин // Вопросы психол, 2016. - С. 88-97. 23. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 2012. – 447 с. 24. Мотков О.И. Развитие творчества у детей. / О.И. Мотков. Дополнительное образование, - 2013. 613 с. 25. Нерода О.В. КТД - основное средство воспитания // Классный руководитель, 2015. – 313 с. 26. Немов Р.С. Психология, кн.З. М. Владос, 2013. – 287 с. 27. Пономарев А.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1996. – 403 с. 28. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование, 2013.- 732 с. 29. Подласый И.П. Педагогика 2 ч., 2016. - С. 148. 30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. I II - М.: Педагогика, 2009. – 328 с. 31. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 2014. - 144 с. 32. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. 33. Теплов Б.М. Способности и одарённость/ Проблемы индивидуальных различий. - М., 1991. – 438 с. 34. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 2010. – 293 с. 35. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2013. – 559 с. 36. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 187 с. 37. Шмаков С. Для чего необходимы коллективные творческие дела? // Народное образование, 2014. – 348 с. 38. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии № 4, 2016. – 221 с. 39. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 2013. - 275 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты использования методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя 1.1 Сущность понятия «коллективная творческая деятельность» в психолого-педагогических исследованиях В самом общем виде понятие коллективной творческой деятельности и ее субъекта было представлено в работах ученого В.В. Давыдова. Он считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя» [10]. С нашей точки зрения, понимание коллективной творческой деятельности (КТД) учащихся начальных классов делает акцент на проявление индивидуальности в определенной, уже заданной форме. Мы рассматриваем существование таких отношений взрослого и учащегося, когда необходимо не только сделать выбор, но и самому ученику принять участие в планировании коллективной творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность предполагает открытие чего-то нового, в данном случае это открытие учеником своих творческих способностей и навыков коллективной работы. Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации КТД [17]. Технология коллективного творческого воспитания - это продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии коллективного творческого воспитания совместные действия педагогов и воспитанников реализуются в таких мероприятиях, как разведка дел, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного и др. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД). Подготовка мероприятия КТД предполагает на завершающем этапе строгое распределение ролей (кто за что отвечает, что делает каждый); определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание [25]. Следует отметить, что в современной психологии и педагогике под творчеством детей осознают деятельность, в ходе которой формируется нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок представляет, комбинирует, модифицирует, формирует что-либо подобное, чего в его непосредственном актуальном опыте не существовало. В основании всякого творчества лежит догадка, предположение либо личный замысел ребенка. В случае если их нет, нет и творчества. Способность и стремление к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского сrеаtiо - творчество, сотворение). Однако, как ни привлекательно творчество, но ученые данного феномена, к сожалению, не замечают увеличения его среди нынешних людей. И наоборот, его уменьшение - констатируют научные работники. Уменьшается не число творческих действий, а креативность либо «творческость», необходимость в творчестве и готовность к нему. А нормализация в мыслях и чувствах увеличивается [13]. Творчество допускается оценивать как одно из проявлений многостороннего, гармоничного развития личности ученика. Творческая деятельность присуща тем ребятам, которые достигают ускоренного формирования в самых многообразных сферах: нравственной, интеллектуальной, физической. Поэтому к творчеству более подготовлены те дети, которые соответствуют аспектам одарённости, а именно: 1) Ускоренное интеллектуальное развитие (познавательные интересы внимательность, речь, смышленость, оригинальные (необычные) решения проблем и многое другое); 2) Ранняя квалификация интересов, разума, эмоций (увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, исследованием зарубежных языков); 3) Познавательная активность, инициативность, способность к лидерству, упорство, и способность достигать установленной цели; 4) Готовность и умение к исполнительским видам деятельности [9]. По взгляду М.Н. Скаткина, творческий характер работы обусловливается ее высочайшей общественной значимостью, неповторимостью ее продукта - личности учащегося и самим процессом педагогической деятельности, не терпящей шаблона и эталона [31]. Понятие творчества, как полагает Л.С. Выготский, включает в себя 2 взаимозависимых аспекта [8]: 1. Творчество - деятельность личности согласно созданию материальных и внутренних ценностей, имеющих общественное, а не только лишь личное значение. Речь идёт, следовательно о результате, о продукте, который сотворён личностью либо коллективом людей, причём о результате новом, уникальном, социально важном. 2. Под творчеством подразумевается непосредственно процесс достижения итогов, причём такого рода процесс, в котором личность сама реализует и утверждает собственные возможные силы и способности, в которых она сама формируется [8]. Психические новообразования, согласно взгляду Б.Г. Ананьева, Э.П. Ильенкова, свойственные для творческого процесса, имеют все шансы возникнуть не только лишь, вследствие, результативной деятельности, однако и репродуктивной, которую не следует сознавать упрощённо, как использование только готовых способов решения проблем [3; 12]. Репродуктивная деятельность, объединенная с решением даже обыкновенных проблем, часто содержит целеполагание и исследование субъектом нового для него метода решения проблемы. Тем не менее, отмеченная разработка исполняется при присутствии требуемых для данных познаний. Творческая деятельность, как полагает Г.К. Селевко [28]: - ориентирована на разрешение проблем, для которых свойственно отсутствие в предметной области либо субъекта не только лишь метода решения, однако, главное, и конкретно-специфических познаний, требуемых для его исследования - постулатов, теорем, законов. - объединена с формированием субъектом на осознаваемом либо неосознаваемом уровне новых для него познаний в свойстве приблизительной основы для дальнейшей разработки способа решения проблемы; - характеризуется для субъекта неопределённой перспективой исследования новых познаний и в их основании метода заключения проблемы. Неясность определена неимением каких-либо иных познаний, строго детерминирующих показанную разработку [28]. По утверждению Л.С. Выготского, в коллективной творческой деятельности огромную значимость представляет необходимость личности в самоактуализации, в выявлении и расширении собственных творческих потенциалов. Творчество наступает в то время, когда возникает новая позиция личности в отношении к учению, объединенная со становлением мотива творческого достижения. Это совершается в таком этапе обучения, если ученик начинает разрешать учебные проблемы без прямой помощи учителя, то есть, передается к саморегуляции учебной деятельности [8]. Значимым аспектом для организации коллективной творческой деятельности младших школьников представлены приёмы, при помощи которых активируется положение учащегося в учебном процессе. Приём - это компонент метода, считает И.П. Подласый, где его составная часть, разовое влияние, самостоятельный шаг в осуществлении метода либо разновидность метода в том случае, когда метод небольшой по объёму либо легкий по структуре [29]. К подобным приёмам, которые способствуют формированию активных независимых проявлений обучающихся на уроках, содействует активизации творческой деятельности, допускается причислить ситуации, в которых ученик обязан: - рецензировать решения друзей, сочинения, прочие творческие работы, добавлять коррективы, предоставлять рекомендации; - притягивать сверстников к формированию чего-то нового, прежде незнакомого; - обмениваться собственными знаниями с иными; - стремиться определять не только одно решение, а несколько самостоятельно предпринятых; - применять независимый выбор заданий, в основном поисковых, творческих; - формирование обстановок самопроверки, анализа, своих познавательных действий [29]. Анализ философской и психологической литературы, научных работников Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Д. Эльконина и др., дает возможность установить творчество, как человеческую деятельность. С помощью человеческой деятельности формируются новые, социально важные вещественные и внутренние ценности, содействующие последующему прогрессу человечества [8; 30; 38]. Иными словами, творческой, мы можем полагать подобную деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. Творчество следует расценивать как деятельность, в ходе которой создаются социально важные качества личности, т.е. оно предстаёт в разных аспектах: что создано, как создано и как формируется. И.Я. Лернер, подчеркнул последующие черты творческой деятельности [19]: - независимый перенос познаний и умений в новую ситуацию; - видение новых проблем в знакомых, типовых обстоятельствах; - видение новой функции знакомого объекта; - способность наблюдать альтернативу решения; - способность комбинировать прежде известные способы решения проблемы в другой способ; - способность формировать уникальные способы решения при присутствии уже им известных [19]. Следует заметить еще раз, что немаловажную значимость в формировании творческой деятельности школьников представляет начальная школа. Так как собственно в этом возрасте закладывается психическая основа творческих способностей детей, формируются фантазия и воображение, творческое мышление, прививается любознательность, создаются умения видеть и подвергать анализу явления, осуществлять сравнения, обобщать данные, совершать выводы, критически оценивать деятельность, прививаются смостоятельность, динамичность, активность. Отличительный показатель коллективной творческой деятельности – индивидуальная новизна продукта деятельности. Младшие школьники обязаны сами извлечь результат, опираясь на догадку, творческое мышление [10]. Взгляды учёных на проблему творчества различаются широтой и многообразием. Непростое явление творчества и творческой познавательной деятельности освещалось в изучениях специалистов по психологии Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной [6; 21; 27; 30; 32] и др., педагогов В.И. Андреева, Г.Д. Кирилловой, Б.И. Коротяева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др. [1; 15; 16; 28; 31; 39]. Творчество - деятельность, итог которой есть формирование чего-либо качественно нового. Творческие способности - способности человека получать творческие решения, получать и формировать важно новые идеи Способности - это вероятность, нужный уровень профессионализма в том либо другом процессе - это реальность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не представлены гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это случилось, необходимо специальное обучение, упорство, выраженная учителем и ребенком, превосходное состояние здоровья, существование музыкального инструмента, нот и многочисленных иных условий, без которых возможности имеют все шансы исчезнуть, так и не развившись [15]. Под творческими возможностями В.И. Андреев осознает «способность построения собственного образа мира, собственного мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в данном мире» [2]. Теплов Б.М. под творческими способностями осознает «определённые индивидуально-психологические характерные черты, отличающие одного человека от иного, которые не объединяются к наличному, существующему уже у человека запасу умений и познаний, а вызывают лёгкость и скорость их приобретения» [33; С. 132]. О.И. Мотков под творческими способностями осознает «способности удивляться и постигать, способность определять решения в необычных ситуациях, направленность на открытие нового и умение к глубокому осознанию собственного опыта» [24; С. 88]. Таким образом, формирование творческой одаренности становится одной из главных задач сегодняшнего образования. Для этого нужна особая образовательная технология, которая бы позволяла совершенствовать неповторимый творческий потенциал любого учащегося, сберегая при этом многочисленность образования. Подобную технологию гарантирует подход, взаимосвязанный с формированием творческой одаренности обучающихся. Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития творческих способностей младших школьников, способствующих освоению доступных видов творческой деятельности, обеспечению накопления субъективного творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов [16]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил, что такие авторы, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., определяют творческую деятельность, как процесс совершенствования своей личности, мышления, сознания, интеллекта; постоянного стремления создавать нечто новое, оригинальное. 1.2 Особенности воспитательной работы классного руководителя Существуют несколько понятий воспитательной работы: Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Воспитательная работа - это специально организуемая педагогами деятельность во внеурочное время по формированию у младших школьников определенных качеств личности. Классные руководители образовательного учреждения осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается целенаправленным воздействием на младшего школьника: она предполагает как учёт особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания, учащихся в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. Данная работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка. «Любая воспитательная работа, - утверждает Н.М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива» [34, С.142]. В воспитательной работе следует выделить три группы функций, которые мы рассмотрим в таблице 1. Таблица 1. - Группы функций воспитательной работы классного руководителя Группы функций воспитательной работы классного руководителя 1. Связь с непосредственным воздействием педагога на ученика 2. Связь с созданием воспитывающей среды 3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка - изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов; - программирование воспитательных воздействий; - реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником; - анализ эффективности воспитательных воздействий. - сплочение коллектива; - формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; - включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности; - развитие детского самоуправления. - социальная помощь семье; - взаимодействие с педагогическим коллективом; - коррекция воздействия средств массовой коммуникации; - нейтрализация негативных воздействий социума; - взаимодействие с другими образовательными учреждениями Следует отметить, что в проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность. А.С. Сагай в своей работе «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе» пишет, что деятельность классного руководителя достигает своей цели тогда, когда она проводится в рамках определённой системы. Система работы классного руководителя - это совокупность взаимосвязанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для младших школьников воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия [31]. Основными разделами деятельности классного руководителя являются: изучение воспитанников, организация и воспитание классного ученического коллектива, повышение качества знаний и укрепление дисциплины, организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы и работа с родителями учащихся. Начнем с изучения самих младших школьников. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения. Вторым пунктом следует организация и воспитание классного ученического коллектива. Это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач. Далее следует поговорить о повышении качества знаний и укреплении дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе. Важным разделом работы классного руководителя является организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников. В последнюю очередь поговорим о работе с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями своих подопечных. Так организуется тесная связь школы с семьёй. Классные руководители чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию [5]. Особенности применения КТД в начальных классах обычно проявляют особую сложность для классного руководителя. У детей на этом этапе школьного образования крайне медленно проходит адаптация, часто наличествует низкая мотивация к учебе, присутствует заниженная самооценка, отсутствует навык сотрудничества. Исходя из перечисленных трудностей, педагогу необходимо добиться обеспечения системного подхода в воспитании младшего школьника, развить коммуникативные навыки детей, что позволит снизить негативные последствия адаптации, повысит мотивацию, разовьет навык сотрудничества, повысит уровень самооценки. Здесь спектр мероприятий, как правило, не ограничен - можно проводить совместные с родителями праздники, спортивные соревнования, творческие мастерские, познавательные игры, посещение выставок, концертов, знакомство с произведениями искусств (музыка, живопись) [17]. Таким образом, особенностями воспитательной работы классного руководителя становятся: 1. Проведение воспитательной работы, направленной на повышение качества знаний подопечных; укрепление дисциплины в классном коллективе и сплочение воспитанников; 2. Осуществление дифференцированного подхода. Коллективы неоднородны, в них существуют положительные и негативные тенденции. Вот почему здесь необходим внимательный подход к каждому воспитаннику, тщательный учет личностных особенностей. Следует определять конкретные цели и задачи в воспитательной работе с каждым воспитанником; 3. Проблема требовательности к классному коллективу. Она должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства каждого учащегося. 2. Экспериментальная работа по использованию методики коллективно - творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 1.3 Методика коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя в начальных классах Перед непосредственным рассмотрением методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя в начальных классах, необходимо изучить две ее составляющие: «коллектив» и «творчество». По словарю Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова «коллектив» (от лат. collectivus - собирательный) - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа» [14, С.85]. Как мы видим, коллектив - это в первую очередь некое объединение людей. Такие объединения бывают разными - от родоплеменной группы в первобытную эпоху, до гильдий Средневековья и корпораций XXI века. Объединения бывают первичными - это те коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между их членами. Есть также вторичные - это более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первых. Надо понимать, что коллективы образуются в любой среде - и детской в том числе. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. Важность коллектива была замечена еще Я.А. Коменским. Так, он в своей практике делил учащихся класса на «десятки», во главе каждой из которых ставил «десятника», выбранного из учеников. Тот обязался проверять присутствие своей «десятки» на уроках и контролировал выполнение школьниками домашнего задания [15]. Также необходимость коллектива понимал и И.Г. Песталоцци, организовавший в своих учебных заведениях детское самоуправление. Таким образом, идеи, предложенные Я.А. Коменским и И.Г. Песталоцци, прижились в педагогике и успешно применяются по сей день [15]. Среди отечественных педагогов идею применения коллектива продвигал С.Т. Шацкий, при создании своей колонии «Бодрая жизнь» реализовавший идеи «внутренней общности» (единство педагогов и детей), создания своей «Конституции» (создание детского самоуправления). Очень интересно, что основной идеей педагога была сама «бодрая жизнь». Она предполагала напряженную и интересную деятельность, подчиненную строгому режиму, наполненную разумным содержанием (трудом, игрой, искусством, спортом), что благотворно сказывается на физическом и нравственном развитии ребенка [36]. Огромный вклад в отечественное коллективное воспитание внес А.С. Макаренко. Он считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называет «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «один за всех, все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Управление персоналом, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 34 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg