Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Нормативно-правовые аспекты регулирования стратегического планирования городов: проблемы и перспективы

cool_lady 2310 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Основная гипотеза, исследуемая в данной работе, состоит в неполноценности законодательной базы в рамках регулирования стратегического планирования города. Объектом работы является стратегическое планирование. Предметом – правовое регулирования стратегического планирования городов. Цель работы – выявить нормативно-правовые аспекты регулирования стратегического планирования на примере города Воронеж. Задачи: - раскрыть сущность и задачи стратегического планирования социально-экономического развития городов - рассмотреть особенности информационной системы стратегического планирования - рассмотреть развитие стратегического законодательства в РФ - изучить построение системы стратегического планирования в РФ на разных уровнях - рассмотреть проблемы правового регулирования и формирования системы документов стратегического планирования на примере г.Воронеж - изучить разработку перспективных направлений совершенствования системы документов стратегического планирования г.Воронеж. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического планирования развития муниципального образования. В работе использовались федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и другие. Информационная база исследования исследования – нормативные правовые акты Российской Федерации. В ходе нашего исследования была проведена работа по оценке состояния правовой базы в области среднесрочного и долгосрочного программирования и выявлены предпосылки для перехода к системе полноценного стратегического управления муниципалитетами. В работе использовались федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и другие. Научная новизна исследования заключается в том, что найдены и аргументированы пути решения важной народнохозяйственной задачи – разработаны концептуальные основы совершенствования стратегического планирования комплексного социально-экономического развития города. Положения, выносимые на защиту состоят в том, что мы исследуем нормативно-правовую базу стратегического планирования, разбираем историю изменения нормативных актов, а также проследим составляющие данного понятия. Исследуем части стратегического планирования города, в частности, на примере города Воронеж. Практическая значимость работы заключается в том, что исследование доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием городов. Положения и выводы, сформулированные в работе, использованы в процессе формирования стратегии развития ряда городов. Апробация темы ВКР была проведена в рамках конференции «Деловой Формат» на базе НСО РАНХиГС в виде выступления с докладом в качестве эксперта одной из секций. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность. Развитие стратегического планирования и управления также замедляется из-за сохраняющейся неопределенности и отсутствия четкого разделения прав и полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Например, раздел федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности до сих пор не определен полностью, не ясны правила и условия передачи объектов из одной формы собственности в другую, а также размер компенсации стоимости передаваемого имущества. Степень изученности темы описана в теории развития городов, в компетенциях которых лежат экономические законы размещения производительных сил и специализации, поэтому рассмотрение темы диссертационного исследования было начато с изучения научных подходов, позволяющих раскрыть сущность территориальной организации хозяйства. Рациональная структура регионального производства и обмена была описана в классических работах А. Смита и Д. Рикардо. В противовес их взглядам в ХХв. Э. Хекшер и Б. Олин построили теорию межрегионального разделения труда, введя в рассмотрение соотношение основных факторов производства. Законодательством Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления образуют нормативные правовые акты, определяющие порядок решения вопросов в рамках распределенных полномочий. Что касается организации планирования, следует иметь в виду особую ситуацию в России, где реформы 1990-х г.г. привели к тому, что общая система государственного планирования закончила свое существование, и появилась альтернативная система планирования, которая отвечает условиям рыночной экономики и Используемая в России модель местного самоуправления до сих пор не сформирована. Участие страны в процессах глобализации и различных реформах оказало стимулирующее влияние на применение стратегического планирования в государственном и муниципальном управлении в России. Однако инновационная проблема применения стратегического планирования недостаточно развита в нормативно-правовом и организационном аспектах. Российское законодательство прямо не относится к стратегическому планированию в отношении системы государственного планирования Таким образом, основная проблема заключается в том, что нормативная база для стратегического планирования является неполной и находится в процессе формирования.
Содержание

Введение3 1. Теоретические аспекты стратегического планирования социально-экономического развития городов7 1.1. Сущность и задачи стратегического планирования социально-экономического развития городов7 1.2. Особенности информационной системы стратегического планирования22 2. Правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития территорий в России26 2.1. Развитие стратегического законодательства в РФ26 2.2. Построение системы стратегического планирования в РФ на разных уровнях36 3. Анализ проблем и перспектив правового регулирования стратегического планирования на примере г.Воронеж59 3.1 Проблемы правового регулирования и формирования системы документов стратегического планирования на примере г.Воронеж59 3.2 Разработка перспективных направлений совершенствования системы документов стратегического планирования г.Воронеж67 Заключение71 Библиографический список73
Список литературы

Нормативные документы 1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ (ред. от 03.05.2020) // СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 02.03.2020) 2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ (ред 18.03.2020) // СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 24.04.2020) 3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации : федер. Закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ // СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 07.03.2020). 4. О долгосрочной государственной экономической политике : Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 // СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.03.2020). 5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ // СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 01.03.2020). 6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) ФЗ // СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 08.05.2020). 7. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ // СПС Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 29.01.2020). Книги 1. Анимица, Е.Г. Региональное управление: Курс лекций / Анимица Е.Г. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2015 – 340 с. 2. Анимица, Е.Г. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Анимица Е.Г., Бочко В.С., Пешина Э.В. – Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2016. – 81 с. 3. Анимица, Е.Г. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Анимица Е.Г., Бочко В.С., Пешина Э.В. – Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2015. – 81 с. 4. Анимица, Е.Г. Городская политика: теория, методология, практика. : учебное пособие / Анимица Е.Г., Власова Н.Ю., Силин Я.П – Екатеринбург: НЭ УрО РАН, 2014. – 306 с. 5. Афанасьев, А.А. Врачующий пояс Рифея: Культурно-исторические очерки. Серия «Урал: История в ликах городов» / Афанасьев А.А. – Екатеринбург: Издательство «СОКРАТ», 2014. – 352 с. 6. Горина, А.П. Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска / Горина А.П. – Контентус. 2018. № 11. С. 183-189. 7. Колясников, В.А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов: учебное пособие / Колясников В.А. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 406 с. 8. Колясников, В.А. Региональные особенности градостроительства Урала : Часть I и II / Колясников В.А. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 302 с. 9. Крогиус, В.Р. Город и рельеф / Крогиус В.Р. – М.: Стройиздат, 2015. – 124 с. 10. Нальгиева, Х.Л. Роль планирования в стратегическом менеджменте / Нагильева Х.Л. – Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 4. С. 24-27. 11. Савкина, Р.В., Особенности стратегического планирования в условиях кризиса / Савкина Р.В., Мальцева Е.Г. – Научный альманах. 2019. № 3-1 (17). С. 301-307. 12. Сергеев, А. А. Экономические основы бизнес-планирования./ Сергеев А. А. – Юнити-ДАНА, 2019. –462 с. 13. Титаренко, Н.В. Технико-экономическая оценка генеральных планов поселений, городских округов и проектов планировки территории: Учеб. метод. Пособие / Титаренко Н.В. – Екатеринбург: Издательство УралГАХА, 2015. 14. Тонев, Л. Композиция современного города / Любен Тонев – М.: Стройиздат, 2014. – 124 с. 15. Яргина, З.Н., Социальные основы архитектурного проектирования: учебник для вузов / Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. – М.: Стройиздат, 2014. – 343с. Журналы, газеты 1. Абдрахманова, Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования / Абдрахманова Д.Р // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2019. № 2 (4). С. 136-140. 2. Александрин, Ю.Н., Оптимизация инвестиционных стратегий в сетевом ритейле / Александрин, Ю.Н., Набиулина, Т.Ю.// Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (26). С. 26-35. 3. Арманшина, Г.Р. К вопросу о стратегическом планировании и экономическом росте / Арманшина Г.Р. //Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2018. № 3. С. 310-312. 4. Брыкалов, С. М. Особенности развития стратегического планирования на предприятиях России / Брыкалов С. М. // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2019. – С. 128-130. 5. Булгакова, А. Р. Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации / Булгакова А. Р. // Молодой ученый. – 2017. – №27. – С. 366-369. 6. Варламов, А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях/ Варламов А.С. //Экономика и менеджмент. -2018. -№ 2. С. 37-38 7. Калашников, Д. В. Построение системы внутрифирменного бизнес-планирования предприятия на современном этапе / Калашников Д. В., Кособокова Е. В. // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – № 38. – С. 73–82. 8. Ковач, А.М. Сценарное планирование в современном стратегическом менеджменте / Ковач А.М. // Молодой ученый. – 2018. – №29. – С. 419-422. 9. Красюк, И.А. Экономические границы сетевой торговли / Красюк И.А. // В сборнике: Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир VI международная научно-практическая конференция: сборник статей. Под общей редакцией В.Н. Скворцова отв. ред. Н.М. Космачева. 2017. С. 106-112. 10. Плотников, С. Л., Планирование как функция управления / Плотников С. Л., Брук В. А., Яцук К. В. // Молодой ученый. – 2019. – №21. – С. 910-913. 11. Саакян, В. А. Сущность и типология стратегий предприятий / Саакян В. А. // Молодой ученый. – 2018. – №15. – С. 415-419. 12. Никонов, И.В., Математическое моделирование в архитектуре и градостроительстве / Никонов И.В., Никонова Е.Р. // Перспективы науки и образования – 2014. – №2(8). – С. 190-192. 13. Спирина, А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / Спирина А. М. // Молодой ученый. – 2018. – №1. Т.1. – С. 144-150. 14. Трофимова, Л.В., Матричный подход к стратегическому планированию компании / Трофимова Л.В., Тарасова Н.Е. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 32. С. 111-116. 15. Сургуладзе, В.Ш. Актуальные вопросы государственного стратегического планирования в РФ / Сургуладзе В.Ш. // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. № 4. С. 41-48. 16. Федорова, М.С. Разработка маркетинговой стратегии предприятия / Федорова М.С. // Молодой ученый. – 2019. – №5. Т.1. – С. 232-234. 17. Филатова, С. Э., Проблемы планирования на предприятии / Филатова С. Э., Тетерин Ю.А./ Молодой ученый. – 2018. – №12. – С. 1490-1492. 18. Чумакова, М. В. Современное состояние процессов планирования на предприятии / Чумакова, М. В. // Молодой ученый. – 2018. – №20. – С. 451-457.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты стратегического планирования социально-экономического развития городов 1.1. Сущность и задачи стратегического планирования социально-экономического развития городов Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона – это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества создают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Такое планирование предусматривает: • согласование групповых интересов внутриместного сообщества; • инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов; • определение реальных целей и задач; • формирование программ и планов действий. В городах и регионах стратегия экономического развития должна разрабатываться и реализовываться совместными усилиями органов государственной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально-общественного самоуправления. Стратегическое планирование территории включает в себя организацию территорий с учетом социальных, экономических и экологических требований: промышленное производство, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные, рекреационные, экологические и другие геосистемы. Территориальное планирование осуществляется в соответствии с приоритетами геоэкологических стабилизаций территорий (устойчивые развития) и, как правило, включает территориальные экологические планирования, планирования экологических инфраструктур. Процессы территориального проектирования, представляющие себя одним из компонентов стратегического планирования, реализуются деятельностью государственных органов, юр. и физ. лиц по комплексным проектам территориальных объектов на абсолютно всех уровнях – от общенациональных до региональных, включая проектирования отдельных объектов в целях рациональных организаций территорий. Территориальное проектирование включает в себя и проектирование отдельных организаций, местных районов и массивов, организацию территориальных и дорожных сетей,. Одним из актуальных вопросов территориального планирования является защита и рациональное использование окружающей среды, в частности, организация экологических рамок для устойчивого формирования регионов . Территориальное планирование развивается как теория и практика более рационального размещения промышленных предприятий, коммуникаций и населенных пунктов на территории района с учетом его географических, экономических, архитектурных и инженерных факторов и условий. Территориальное планирование назначено для уточнения прогнозов, программ и планов развития региональных экономических комплексов на местах и «привязки их к территории»; в то же время он значительно дополняет и обогащает их. Конкретно в территориальном планировании должно быть предоставлено комплексное и дифференцированное решение с учетом аспектов, которые обычно не рассматриваются в работах отраслевого характера. Ландшафтное проектирование переросло область инженерии. При написании проекта необходимо было поменять ход мышления, применить научный подход к решению не точечных проблем, а их сумма, и в ходе исследования была выявлена сама постановка проблем. Мы подчеркиваем, что эта возросшая сложность основана на огромных количественных и качественных показателях, «революции масштаба», изменениях в приоритетах и условиях выборов. Формирование пространственного планирования как новейшей области знаний было достигнуто путем объединения работ ряда наук и специализаций, способствовавших формированию его научных основ и методов проектирования . Объектами территориального планирования являются: административно-территориальные образования (государства, автономные республики, административные районы и т. д.), отдельные части территорий данных субъектов (зоны свободного экономического развития ), сельскохозяйственные экономические районы, городские и сельские поселения, рекреационные зоны. Проектируемые территории представляют собой весьма сложные социально -экономические и природные системы или, в будущем, геосистемы, которые формируются в соответствии с социальными, экономическими и природными законами. Они отличаются не только своей сложной структурой и нелинейным характером развития, но и рядом других аспектов, которые следует учитывать при планировании и проектировании. За последние десятилетия в России возникла особенная потребность в стратегиях, прогнозе и плане развития как страны в целом, так и ее отдельных территорий. Периоды неолиберальных реформ 90-х годов XX века привел к деградации многих территорий, обвалу технологических цепочек между предприятиями, банкротству целых отраслей, снижению уровня жизни основной части населения, т. е. способствовал стагнация в экономике, технологическая структура и территориальное поселение. В предверии нового тысячелетия практическая ценность прогностической функции научных теорий и расчетов для принятия обоснованных и взвешенных решений получила широкое признание. Первоначально стратегическое планирование было прерогативой экономических субъектов, но позже оно стало распространяться на все наиболее и наиболее территориальные единицы – такие как город, регион, группа регионов и страна. На каждом из уровней процессов стратегического планирования (СП) характерны его детализация и круг проблем, которые необходимо решить; Общий инструмент СП – стратегия развития страны, которая включает в себя приоритеты развития всех сфер государства и определяет необходимые действия в пределах компетенции органов государственной власти, за которыми следует уровень субъекта федерации – стратегия регионального развития и детальная стратегия развития города. Город представляет собой усложненную систему как с точки зрений измерений научных обоснований, так и для принятия управленческих решений, так как он включает в себя большее количество разных подсистем – транспорта и связи, инженерии и архитектуры и т.д., А еще является квинтессенцией отношений между его жители в границах экономического, политического, духовного и социального поведения на ограниченной территории проживания . Муниципальные органы берут на себя ответственность за управление этой территорией в целях обеспечений благосостояния населения, а также формирования городской среды как места занятости, проживания и отдыха. Именно на муниципальном уровне управления более полноценно прослеживается глубина влияния механизмов стратегического планирования на территориальный процесс. В СССР, а потом и в России планирование на микро и макроуровне появилось в 1920-х годах. Впервые долгосрочный план, план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России), был выработан в 1920 году. Это стало первейшим опытом научного подхода к долгосрочному планированию: впервые был применен программно-целевой метод, который включает в себя определение цели, задачи и разработку комплекса взаимодействующих мер для их достижения. ГОЭЛРО анализирует экономическое положение страны в целом и по регионам, представляет 10-летнюю стратегию электрификации, продумывает связанность строительной области в рамках электроэнергетической промышленности и производительной, а также охватывает основные сектора экономики. Это также ознаменовало старт экономического зонирования – территория страны была разделена на восемь экономических районов с различными возможностями, на основе которых планировалось их дальнейшее экономическое развитие. В дальнейшем в СССР была создана национальная система планирования, которая пронизывает сверху вниз деятельность всех хозяйствующих объектов и субьектов, строго регламентируя все стороны их жизни. Планы всех уровней и временные горизонты приобрели силу закона, а те, кто не выполнил свои задачи, были административно и экономически наказаны . На начальных этапах реформ в нынешней России политические и идеологические факторы определили не перестройки существующих систем территориального планирования, а ее полные разрушения. Между тем, опыт экономически развитых стран наглядно показывает, что сочетание способов планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и неизбежно, если принципы партнерства государственных (муниципальных) органов управления с различными управленческими и экономическими субъектами, заинтересованными в территории области (муниципалитета) не наблюдается . С переходом на рыночные отношения ситуация в корне изменилась – хозяйствующие субъекты тут совершенно независимы в правовых и экономических отношениях от органов государственной власти и управления, они чужды системам административного навязывания . В то же время качественное развитие предполагает определенные целеполагательные и управленческие инструменты, то есть оно должно сочетать баланс интересов и устанавливать партнерские отношения между государственными структурами, в том числе органами муниципального управления и государственного управления, с различными экономическими субъектами и населением . Участие страны в процессах глобализации и различных реформах оказало стимулирующее влияние на применение стратегического планирования в государственном и муниципальном управлении в России. Современные планы территориального развития не имеют ничего общего с Директивой планирования советского периода, но содержат идеи и принципы, которые обеспечивают руководство для бизнес-структур, потенциальных инвесторов, органов власти и населений для принятий оперативных решений с учетами видений общего развития городского сообщества. Они принимаются местными сообществами, которые обладают большей информацией о своих возможностях развития, уникальных спецификах, потенциальных угрозах, доступных ресурсах и т. Д. И не сводится «сверху». В отличие от социально-экономических планов, разработанных для советских городов, стратегический план не содержит строгих контрольных цифр. Скорее, он описывает долгосрочные качественные критерии развития. Реальность реализаций стратегического плана обеспечивается согласованиями интереса активных участников процесса градостроительства. Стратегическое планирование развития города сочетает в себе научные прогнозы и творческую деятельность, так как оно всегда имеет дело с уникальной историей, культурой, экономическими условиями, политической ситуацией и административной структурой каждого города. Таким образом, стратегические планирования характеризуются такими главными признаками: * устремлены на решения более острых городских проблем; * устанавливает главные цели развития города; * создает основу для наиболее детального планирования и принятия текущих решений; • позволяет связать территориальные и отраслевые планы формирования, а также обеспечить их преемственность; * строит общую логику развития города. В современное время в России действует ряд документов в сфере долгосрочного стратегического планирования: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на периоды до 2020 года Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Рамки для Стратегическое планирование в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на периоды до 2025 года, Стратегию социально-экономического развития Сибири на периоды до 2020 года и Стратегию Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года . Помимо того, Правительство Российской Федерации представило проект стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, а также разрабатывает проект Стратегии социально-экономическое развитие в Южном, Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» устанавливает следующую систему документов стратегического планирования: послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации . Российская Федерация, бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегия (концепция) формирования, стратегия (комплексная программа) социально-экономического развития субъектов Российской Федерации .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 88 страниц
2640 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 108 страниц
1150 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 88 страниц
2640 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 91 страница
1800 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 106 страниц
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg