Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике

cool_lady 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Цель курсовой работы – исследование роли и путей повышения эффективности функционирования малого предпринимательства в условиях рыночных отношений, а также его значение и положение в современной экономике России. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) Определить состояние малого бизнеса в современной экономике и его основные особенности, оценить преимущества и недостатки малого бизнеса; 2) Ознакомиться с основными направлениями и задачами государственной поддержки малого бизнеса в России, её результатами и имеющимися проблемами; 3) Рассмотреть сложившуюся ситуацию в отношении развития малого бизнеса и оценить его перспективы в России. Объектом исследования в данной работе является малый бизнес. Предмет исследования – субъекты малого и среднего бизнеса. Методологической основой исследования служат научные труды ведущих специалистов по вопросам оценки роли малого бизнеса в современной экономике страны, таких как А.С. Никитин, Д.Ф. Мангушев, Б.М. Широков, А.В. Анищенко, а также публикации Интернет-источников, СПС «КонсультантПлюс». Метод исследования курсовой работы состоит в сборе, обработке и обобщении информации о роли и значении малого бизнеса, а также его положение в современной экономике России. В работе применялись методы синтеза, анализа, сравнения, обобщения. Научная новизна исследования заключается в исследовании динамики малого предпринимательства и разработке направлений развития малого предпринимательства в РФ. Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования проблем развития малого предпринимательства в России. В соответствии с целью и задачами исследования работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список использованных источников, выполнена на … страницах машинописного текста, содержит … таблиц, … рисунков.
Введение

В современных условиях малое предпринимательство относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП). Социальная значимость малого и среднего бизнеса проявляется в формировании широкого слоя малых собственников, которые самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и являются основой социально-экономических реформ, высокой мобильности. Политическое влияние малого и среднего бизнеса также достаточно важно: в условиях устойчивого социального, экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Именно в секторе малого бизнеса создается и находится в обороте основная масса материальных ресурсов. Поэтому, необходимы стремление и воля государства и общества развивать предпринимательскую активность населения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4 Глава 1. Состояние малого бизнеса в современной экономике и его основные особенности………………………………………………………………………..5 1.1 Характерные особенности малого бизнеса………………………………..5-7 1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………….……...…....8-11 1.3 Воздействие малого бизнеса на развитие экономики.............................12-16 Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса в России 2.1 Основные направления, задачи и институты для поддержки малого бизнеса 2.2 Результаты реализации программ поддержки малого бизнеса 2.3 Государственное и правовое регулирование малого бизнеса Глава 3. Перспективы малого бизнеса в России 3.1 Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса, полученные результаты и перспективы 3.2 Дальнейшая перспектива и ряд нерешенных проблем Заключение Список использованных источников
Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. – Текст : непосредственный. 2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 03.08.2018) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301. – Текст : непосредственный. 3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) №146-ФЗ от 31.07.1998 (ред. от 06.06.2019), ст. 432.– Текст : непосредственный. 4. Российская федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 09.02.2020) 5. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020). – Текст : электронный. –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения 10.02.2020). 6. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14 –ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.11.2019 с изм. от 07.04.2020). – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения 15.02.2020). 7. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 13.02.2020). 8. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 10.02.2020). 9. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 18.02.2020). 10. Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения 14.02.2020). 11. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 12.02.2020). 12. Российская Федерация. Законы. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.2020 г. № 178-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 13.02.2020). 13. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 12.02.2020). 14. Российская Федерация. Законы. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69936/ (дата обращения 15.02.2020). 15. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Федеральный закон от 29.11.2018 г. № 459-ФЗ. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ (дата обращения 16.02.2020). 16. Российская Федерация. Постановления. Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства от 03.04.2020 г. № 438. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349478/ (дата обращения 22.04.2020). 17. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 (ред. от 12.05.2020). – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/ (дата обращения 13.05.2020). 18. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности: Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 г. № 696. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352711/ (дата обращения 20.05.2020). 19. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости: Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 422 (ред. от 24.04.2020). – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349384/ (дата обращения 26.04.2020). 20. Российская Федерация. Постановления. О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. № 212-ПП: Постановление Правительства РФ от 15.04.2020 г. № 405-ПП. – Текст : электронный. – URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/43712220/ (дата обращения 15.05.2020). 21. Российская Федерация. Постановления. внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке: Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 г. № 571 (ред. от 28.12.2019). – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324294/ (дата обращения 14.05.2020). 22. Российская Федерация. Указы. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018). – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 14.05.2020). 23. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении методики расчета показателя "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы: Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2019 г. № 239. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326270/ (дата обращения 14.04.2020). 24. Российская Федерация. Указы. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.04.2019 г. № 193. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323451/ (дата обращения 14.05.2020). 25. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении методик расчета показателей национальных проектов: Распоряжение ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 42-р. – Текст : электронный. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19a00042/ (дата обращения 15.04.2020). 26. Российская Федерация. Положения. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"): Положение Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288 (ред. от 26.03.2020). – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/ (дата обращения 29.03.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Состояние малого бизнеса в современной экономике и его основные особенности 1.1 Характерные особенности малого бизнеса На современном этапе Россия находится на пути развития рыночной экономики. Процесс развития рыночных отношений обусловил образование новых форм хозяйствования, а именно сектора малого бизнеса. Малое предпринимательство – это базовая составляющая рыночного хозяйства, как в нашей стране, так и за рубежом. Процесс развития малого предпринимательства требует совершенствования форм и способов управления малыми предприятиями с учетом особенности их функционирования. Согласно закону № 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, отвечающие ряду условий по выручке, численности персонала, составу участников [7]. Согласно ст. 3 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки бизнеса, направленные на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства [7]. Малые предприятия более гибко реагируют на смену предпочтений конъюнктуры и могут в кратчайшие сроки перестроить производство и адаптировать его под современные нужды. Зачастую малые предприятия быстрее создают инновационный продукт, нежели крупное производство. В связи с данным фактором во многих странах идет активное финансирование малого бизнеса. Критерии малого и среднего предпринимательства в 2020 году уточнены, новые правила, определенные Законом федерального уровня от 18 июля 2019 г. № 185-ФЗ, применяются с 1-го января текущего года. Кроме того, некоторые изменения вступили в силу в конце 2019 года [14]. Исходя из критериев СМП 2020 г. можно определить три группы фирм и предпринимателей: - относящиеся к среднему бизнесу; - относящиеся к малому бизнесу; - микропредприятия [7]. Общие для всех критерии малого и среднего предпринимательства в 2020 году – это требования к прошлогодней средней численности привлеченных к работе физических лиц и к прошлогоднему объему предпринимательских доходов. Подробно требования представлены в таблице (таблица 1). Таблица 1 – Критерии малого и среднего предпринимательства в 2020 году Требование Максимальный лимит Среднее предприятие Малое предприятие Микропредприятие По средней прошлогодней численности привлеченных к работе физических лиц От 101 до 250 От 16 до 100 15 или менее По прошлогоднему годовому предпринимательскому доходу Не более 2 млрд руб. Не более 800 млн руб. Не более 120 млн руб. По названным критериям СМП законодательство определяет максимальные лимиты, при превышении которых считается, что для фирмы или предпринимателя критерии СМП не соблюдаются. А значит, такой экономический субъект не вправе получить государственную экономическую поддержку, предусмотренную для субъектов малого и среднего бизнеса. Либо имеет значение наличие или отсутствие у фирмы определенного статуса. С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности. Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Малое предпринимательство является частным по своей сути. И в этом контексте малое предпринимательство выступает в виде множества небольших независимых частных компаний, каждая из которых принадлежит одному лицу или небольшой группе лиц. Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки. Таким образом, малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства — найти потребность и удовлетворить ее. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. ? 1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: - более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; - большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; - гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; - относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; - простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, её быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии; - большая возможность для собственника реализовать свои идеи, проявить свои способности, поэтому у него всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия; - способность обеспечения занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым малый бизнес содействует подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Также необходимо отметить, малый бизнес, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, способен вовлечения в производство резерв рабочей силы, который не мог быть использованы в крупном производстве, а это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды и лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. -более низкая потребность в первоначальном капитале; - менее дорогое создание рабочего места по сравнению с крупным бизнесом; - способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; - относительно небольшие сроки организации дела, строительства, а значит, малым предприятиям быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального соотношения машинного и ручного труда; - малые предприятия наиболее успешно работают на узколокальном рынке услуг, ориентируясь на личные контакты производителей и потребителей (например, парикмахерские, кафе и так далее); - легкость и простота организации и ликвидации малого предприятия по сравнению с крупным; - преимущество в налогообложении; - получение государственной поддержки; - относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала; - эффективная отдача от личных связей, часто вредящих в крупном деле, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. Важным экономическим условием в 2020 году становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, то есть велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды. Среди недостатков следует выделить самые существенные: - более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; - зависимость от крупных компаний; - ограниченность в способности привлекать большие средства через инвесторов и делает свою ставку на собственные сбережения и запасы; - недостатки в управлении делом; - слабая компетентность руководителей; - повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; - отсутствие специализации, в связи, с чем малый предприниматель должен быть мастером на все руки; - дороговизна и трудности в получении кредитов, так как кредитно-финансовые институты рассматривают деятельность мелкого предпринимателя как высокорискованный бизнес и представляют займы под более высокий процент, чем крупным предприятиям; - неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и другие. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Другими причинами банкротств малых фирм являются: - запущенность бизнеса; - катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и другие. Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры - низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Для малого бизнеса в России помимо вышеприведенных проблем, лежащих на поверхности, также характерна неявная проблемная обстановка, когда даже традиционно относимые к рынкам совершенной конкуренции сельскохозяйственные, локальные рынки монополизированы перекупщиками и фирмами, заинтересованными в реализации импортной продукции, криминальными структурами и группировками. Таким образом, весь период движения активов малого предприятия связан с издержками, которые благодаря стремлению субъектов малой экономики сократить издержки пользования рыночным механизмом принимают формы взятки, благодарности, отката, налоговой оптимизации, социальных обменов, круговой поруки. Ко всем указанным проблемам в настоящее время добавился ещё и кризис, который может привести к значительному сокращению малого бизнеса, то есть к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. ? 1.3 Воздействие малого бизнеса на развитие экономики Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики государства. С его помощью происходит развитие экономического сектора, создаются дополнительные рабочие места и увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Малые предприятия составляют, по сути, некоторый базис экономики. В период экономического кризиса России в начале 90-х годов именно субъекты малого предпринимательства поддержали российскую экономику и вовремя перешли на новые рыночные условия. Государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены, а затем и приватизированы. Таким образом, именно малое предпринимательство демонстрирует свою гибкость и выдержку, укрепляя рыночную экономику страны. Успешное функционирование МСП создает благоприятные условия для оздоровления экономики: - развивается конкуренция; - создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; - лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Отличительной чертой небольших производств можно считать эффективное использование ресурсов. Малое предприятие не может себе позволить нерационально использовать как рабочую силу, так и сырье для производства. Закупка оборудования производится строго по необходимости. Данный подход к работе является одним из главных показателей рационального достижения экономики. Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки малого предпринимательства, государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения процента среднего класса в государстве (граждан со средним уровнем дохода). Налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета государств с развитой экономикой. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить конкуренцию, экономическую инициативу и активность граждан отдельно взятого государства. Ну а конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Ошибки некоторых государств в огосударствлении малого бизнеса привели и приводят к невосполнимым потерям в экономике и даже к их краху. В настоящее время меняется отношение большинства стран к малому бизнесу: повышается статус малого предпринимательства в экономике, в социально-политической сфере. Ему уделяет достаточно много внимания законотворческие органы и правительства большинства государств. Улучшаются механизмы взаимодействия государства, крупного бизнеса и малого предпринимательства. С другой стороны, и малый бизнес, становясь все более весомой частью экономики, приобретает все более устойчивую форму и специфику своего существования. В настоящее время эта специфика выражается в следующем: 1) Малый бизнес является неотъемлемой частью существования современного общества; 2) Не только малый бизнес нуждается в государственной поддержке, а государство нуждается в поддержке малого бизнеса; 3) Малый бизнес — не малый, а равноправный партнер в любом бизнесе; 4) Развитый малый бизнес способствует увеличению среднего класса – самой креативной части общества, обеспечивающей его прогресс; 5) Большой бизнес увеличивает прибыль от роста масштабов производства, малый бизнес увеличивает прибыль за счет роста эффективности; 6) Малый бизнес во многих странах решает вопросы безработицы и стабильности доходов населения, а это гарантия социально политической стабильности в обществе. 7) Налоговые поступления от малого бизнеса составляют значительную долю бюджета всех развитых государств. 8) Малый бизнес решает вопрос расширения ассортимента и увеличения производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций; 9) Малый бизнес решает проблему обслуживания крупных предприятий, изготовляя для них комплектующие изделия, осуществляя ремонт и обслуживание оборудования; 10) Малый бизнес позволяет решать проблему монополизма крупных предприятий, формирует рыночные отношения в экономике; 11) Малый бизнес, благодаря своей доступности для большинства граждан, способствует вовлечению в производство материальных и финансовых сбережений населения; 12) Малый бизнес, благодаря своей гибкости и способности перестраиваться, гораздо устойчивее крупных предприятий к кризисным явлениям в экономике. Именно малый бизнес обеспечивает занятость населения без государственной подпитки в кризисы. Доля малого и среднего бизнеса в экономике России снижается: по данным Росстата, в 2018 году она составила 20,2%. Это уровень 2015 года: в 2016 году на малый бизнес пришлось 21,6% ВВП, в 2017 году – 21,9%. Данные представлены на рисунке 1. Президент Владимир Путин, выступая в марте 2018 года с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Позже в соответствующем национальном проекте («Малое и среднее предпринимательство») была поставлена более скромная цель – 32,5% ВВП к 2024 году. Согласно паспорту нацпроекта, по итогам 2019 года доля МСП должна возрасти до 22,9% (эти данные появятся только к концу текущего года), по итогам 2020 года – до 23,5%. Рисунок 1 – Изменение доли МСП в ВВП страны за 2016-2018гг. Доля существенно меньше, чем в развитых странах: во многих из них доля малого и среднего бизнеса близка или даже превышает 50%. В Великобритании — 51%, Германии — 53%, Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста). Как показывает опыт зарубежных стран, МСБ является важнейшим субъектом рыночной экономики, поскольку во многом определяет темпы экономического роста и структуру ВВП. Именно предприятия МСБ являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка и развивающими новые производства. В отличие от крупного бизнеса, МСП не имеют выхода на мировые рынки и чаще всего действуют на внутренних (региональных). Снижение доли МСП в ВВП фактически произошло до начала реализации национального проекта. Для достижения задач развития в нацпроекте предусмотрено финансирование в размере 481,5 млрд. рублей, кроме роста доли МСП в ВВП в 1,5 раза, содержатся такие цели как рост занятости в секторе к 2024 году на 30% – с 19 млн. человек до 25 млн. человек, увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта с 8,6% до 10 % к концу 2024 года. Таким образом, малый бизнес выполняет важные функции социально-экономической системы России, обеспечивает стабильные рыночные отношения, в этой системе участвует большое количество граждан, открывших собственный бизнес, вследствие чего на рынке развивается конкуренция; происходит более активное насыщение рынка отварами и услугами; создаются новые рабочие места; предлагаются условия, в которых количество заработанных денег напрямую зависит от результатов труда, что способствует заинтересованной работе всего коллектива, все это обеспечивает большую эффективность производства. Все эти факты оказывают положительное влияние на рост национальной экономики. ? Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса в России 2.1 Основные направления, задачи и институты для поддержки малого бизнеса Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками. Программы финансирования малого предпринимательства широко реализуются через систему государственных и муниципальных фондов поддержки, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют кредиты малому бизнесу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
900 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 76 страниц
1900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg