Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Распределение и использование прибыли как источника экономического роста предприятий

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совершенствования механизма управления и распределения прибыли предприятия, для повышения конкурентоспособности и удовлетворения потребностей общества. Целью работы является оценка прибыли предприятия, анализ ее использования и распределение. В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи: • рассмотреть понятие и виды прибыли, систематизировать экономические факторы, влияющие на величину прибыли; • проанализировать порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия по формированию и распределению прибыли.
Введение

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Получив финансовую самостоятельность и независимость предприятие, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. В современных рыночных условиях роль прибыли является определяющей. Максимизация прибыли ориентирует руководство предприятия на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, сокращению затрат на производство продукции. В конкурентной экономике этим достигается не только основная цель хозяйствования, но и удовлетворение общественных потребностей. Для менеджмента прибыль является маятником, показывающим, где можно добиться максимального прироста стоимости, формирует стимулы для инвестирования в эти сферы. В свою очередь убытки показывают ошибки и просчеты в хозяйственной деятельности предприятия.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...3 1. Экономическая сущность, виды и функции прибыли……………………..5 1.1 Экономическая сущность прибыли………..………..……………………..5 1.2 Виды прибыли……………..….........................................................................9 1.3 Анализ прибыли……………….………………………………………......13 1.4 Функции прибыли………………………………………………..………..16 2. Распределение и использование прибыли……………………………...…18 2.1 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия…...………………………………………………………………18 2.2 Анализ распределения и использования чистой прибыли.……………….22 3. Заключение………………………… ……………………………….……...28 4. Литература………………………………………………………………......29
Список литературы

1. Анализ хозяйственной деятельности. / Под ред. Белобородовой В.А. -М.: Финансы и статистика, 2007. – 4200 с. 2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. - 295 с. 3. Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. -2004 №3, с.40-47. 4. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. - М.: изд. стандартов, 2007. - 214с. 5. Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. -М. Экономика, 2000. - 95с. 6. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет: Учебник для вузов М.: ИНФРА - М, 2005. 7. Маевский В., Вяткин В.Н., Криптон Дж., Казак А.Ю. Принятие финансовых решений: задачи, ситуации. // Вопросы экономики, 2002, № 12, с. 152. 8. Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 144с. 9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. 2005г. 10. Сотникова Л.В. О формировании финансовых результатов. // Бух. учет, 2005, №1 11. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Экономика, 2006. -210с.
Отрывок из работы

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ 1.1 Экономическая сущность финансов. Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Прибыль является показателем, характеризующим абсолютную эффективность деятельности организации. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социально-экономического развития организации и материального поощрения персонала. Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. Понятие прибыли по мере развития экономической теории постоянно изменялось и усложнялось. Так, представители классической школы политэкономии А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает «нечто», являющееся компенсацией предпринимателю за риск, то есть прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной платой. Д. Кларк рассматривал прибыль как трудовой доход предпринимателя. Более развернутое обоснование предпринимательской прибыли было дано Й. Шумпетером. Он рассматривал прибыль как вознаграждение за техническое усовершенствование и успешную предпринимательскую деятельность и утверждал, что доходы, получаемые с помощью новых технических усовершенствований, и составляют прибыль. Ф. Найт также связывал происхождение прибыли с предпринимательской деятельностью, но подходил к ее анализу с позиций хозяйственного риска. По его мнению, несение риска является функцией предпринимателя, в связи с этим риск требует особого вознаграждения в виде получения прибыли [4]. К. Маркс определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, порожденную всем авансированным капиталом. К. Маркс источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников, занятых в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. П. Э. Самуэльсон и В. Д. Нордхаус определили прибыль как доход от факторов производства, вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. Прибыль состоит из имплицитных (неявных) издержек (таких, как доход от собственного капитала), дохода от риска и инновационной прибыли. Анализ современной экономической литературы также свидетельствует об отсутствии единого понимания понятия прибыли. В табл. 1 представлены современные подходы к определению данного понятия. Таблица 1 Подходы к определению понятия «прибыль» Авторы, источники Определение прибыли Большой экономический словарь Превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг Финансово-кредитный энциклопедический словарь Разница между доходами, полученными от реализации продукции, основных средств и иного имущества, выполненных работ, оказываемых услуг, внереализационной деятельности, и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществление других видов деятельности. И. А. Бланк Выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Н. Б. Клишевич Конечный положительный финансовый результат предприятия, представляющий собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом Д. С. Моляков Денежное выражение части стоимости прибавочного продукта. Г. В. Савицкая Часть чистого дохода, непосредственно получаемого субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции Н. Н. Селезнева Чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе хозяйственной деятельности Анализ представленных подходов показывает, что в экономической литературе под прибылью понимается: • денежное выражение части стоимости прибавочного продукта; • чистый доход предпринимателя на вложенный капитал; • разность между совокупными доходами и совокупными затратами; • конечный положительный финансовый результат предприятия. В российском законодательстве определение прибыли дается в части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Так, под прибылью признается: для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. С учетом вышеизложенного мы предлагаем следующее комплексное определение понятия прибыли. Прибыль — это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разность между доходами предприятия и расходами, связанными с осуществлением данной деятельности, исчисленная в денежном выражении. ? 1.2 Виды прибыли В экономической литературе предлагают различные признаки классификации прибыли. Обобщенная классификация прибыли представлена в табл. 2. Таблица 2 Классификация прибыли предприятия Признак классификации Виды прибыли 1. Направление деятельности предприятия Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности 2. Состав включаемых элементов Маржинальная прибыль. Прибыль от реализации продукции Прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль Прибыль до налогообложения Чистая прибыль 3. Характер деятельности предприятия Прибыль от обычной деятельности Прибыль от чрезвычайных ситуаций 4. Налогообложение прибыли Налогооблагаемая прибыль Не облагаемая налогом прибыль 5. Учет инфляции Номинальная прибыль Реальная прибыль 6. Экономическое содержание прибыли Бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль 7. Характер использования чистой прибыли Капитализированная (нераспределенная) прибыль Потребляемая прибыль 8. Степень обобщения Прибыль организации Консолидированная прибыль Рассмотрим классификационные признаки и виды прибыли. В зависимости от направления деятельности предприятия различают: прибыль от операционной деятельности, включающую прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг; прибыль от инвестиционной деятельности, связанную с приобретением и продажей земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, с осуществлением финансовых вложений; прибыль от финансовой деятельности, связанную с поступлениями от эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций), погашением заемных средств и т. п. В зависимости от состава включаемых элементов различают: маржинальную прибыль, представляющую собой разность между выручкой и прямыми переменными затратами по операционной деятельности; прибыль от реализации продукции (разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами); прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, характеризующую финансовый результат, полученный предприятием для основных стейкхолдеров — государства, кредиторов, собственников, персонала; прибыль до налогообложения — результат после выплаты процентов кредиторам; чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и прочих обязательных отчислений. По характеру деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, нетипичных для нормальной деятельности предприятия, которую необходимо выделять из общей прибыли для правильной оценки деятельности предприятия. В зависимости от налогообложения выделяют налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством. В зависимости от того, учитывается ли фактор инфляции при анализе прибыли, различают номинальную прибыль (без учета фактора инфляции) и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в анализируемом периоде. По экономическому содержанию выделяют бухгалтерскую прибыль (разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в бухгалтерском учете) и экономическую прибыль (при ее расчете также учитываются неявные затраты, не отражаемые в бухгалтерском учете). В зависимости от характера использования чистой прибыли выделяют: капитализированную (нераспределенную) часть чистой прибыли, направляемую на финансирование прироста активов предприятия, потребляемую часть чистой прибыли, расходуемую на выплату дивидендов акционерам. По степени обобщения выделяют прибыль отдельной организации и консолидированную прибыль группы компаний. В бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий отражаются следующие виды прибыли: • валовая прибыль — финансовый результат, рассчитываемый как разность между выручкой и себестоимостью продаж; • прибыль от продаж — финансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается как разность между выручкой и расходами на производство и реализацию продукции (работ, услуг); • прибыль до налогообложения — прибыль от продажи продукции (работ, услуг), увеличенная на сумму доходов от участия в других организация, процентов к получению, прочих доходов, и уменьшенная на величину процентов к уплате и прочих расходов; • чистая прибыль — разность между величиной прибыли до налогообложения и величиной налога на прибыль и иных обязательных платежей. Использование определенного показателя прибыли зависит от целей проведения исследования. Так, например, для оценки уровня доходности производства продукции используется показатель прибыли от продажи продукции, для оценки уровня доходности совокупных активов (совокупного капитала) предприятия — показатель прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, для оценки уровня доходности собственного капитала — показатель чистой прибыли, для расчета безубыточного объема продаж — показатель маржинальной прибыли. ? 1.3 Анализ прибыли Анализ прибыли предприятия, оценка факторов, влияющих на ее величину, позволяет разработать рекомендации по увеличению доходов предприятия, оптимизации расходов и увеличению прибыли. Можно выделить следующие группы методов анализа прибыли: неформализованные методы анализа, основанные на описании аналитических процедур на логическом уровне (методы экспертных оценок, сравнения, построения аналитических таблиц и т. п.); формализованные методы анализа, основанные на строгих формализованных аналитических зависимостях (методы цепных подстановок, арифметических разниц, относительных величин, графический метод, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и т. п.). На практике при анализе финансовых результатов (прибыли) предприятия чаще используются следующие методы: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; факторный анализ; анализ коэффициентов. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли основан на изучении динамики ее показателей во времени. В процессе использования данного метода анализа рассчитываются темпы роста (прироста) прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этого метода анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие виды анализа: сравнительный анализ показателей уровня прибыли данного предприятия и среднеотраслевых; сравнительный анализ показателей прибыли данного предприятия и предприятий — конкурентов; сравнительный анализ показателей прибыли отдельных центров ответственности; сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли. Факторный анализ прибыли предполагает выявление факторов, воздействующих на величину показателя прибыли. В процессе факторного анализа выявляются причины отклонений фактических показателей прибыли от плана или предшествующих периодов. При этом важно выявить не только причину отклонения, но и подготовить управленческое решение по устранению негативных причин. Анализ прибыли при таком подходе является основным инструментом обоснования управленческих решений по повышению эффективности работы предприятия. Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования данного метода анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В аналитической практике наибольшее распространение получили следующие показатели рентабельности: • рентабельность продаж — показывает объем прибыли от продаж, приходящейся на один рубль выручки от продажи; • рентабельность продукции — показывает объем прибыли, приходящейся на один рубль затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг); • рентабельность активов (совокупного капитала) — отражает эффективность использования всего имущества (капитала) предприятия; • рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования собственного капитала; • фондорентабельность — отражает эффективность использования основных средств предприятия. Показатели рентабельности активов (совокупного капитала) и собственного капитала рассчитываются как с использованием показателей чистой прибыли, так и прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль. Анализ прибыли позволяет вовремя выявить проблемы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и использовать различные инструменты для их устранения. ? 1.4 Функции прибыли Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых функциях, среди которых можно выделить следующие. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т.е. является измерителем {мерой) эффективности общественного производства. По прибыли определяется рентабельность использования собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и т.п. Тем самым прибыть и рентабельность являются основными индикаторами эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Обратим внимание, что прибыть есть абсолютный показатель, отражающий в чистом виде величину эффекта (результата) деятельности предприятия, тогда как рентабельность — относительный показатель, отражающий эффективность его деятельности. Тем не менее в известном смысле можно говорить о прибыли в системе показателей эффективности деятельности предприятия. Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам и в этом смысле служит главной мотивацией предпринимательской инициативы. При этом в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в успешных условиях хозяйствования осуществляется на расширенной основе. Общественно-социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан. Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятий, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться: • премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования; • выплата материальной помощи; • оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством; • выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия; • предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания; • оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи. ? РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 2.1 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределенных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретна система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производства, экономическим интересам государства, предприятия и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться. Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самой главной. Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства. Объектом распределения является общая (балансовая) прибыль предприятия. Общая прибыль предприятия синтезирует в себе все многообразные результаты его хозяйственно–финансовой деятельности. При ее распределении и использовании должны быть учтены множественные нормативные акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и других нормативных актах. Под распределением прибыли понимают направление ее на формирование доходов государственного бюджета и удовлетворение потребностей предприятий в средствах на расширение производства и материальное стимулирование работников. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: • прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом; • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливается законодательно; • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объемов производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление (рис. 6.19). Рис. 6.19. Распределение общей прибыли организации Оптимальное распределение и эффективное использование прибыли имеет важное значение для расширения и приумножения собственности предприятий, укрепления хозяйственного расчета, усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов финансово–хозяйственной деятельности и повышении эффективности хозяйствования. Доля прибыли, передаваемая хозяйствующими субъектами в бюджет на общегосударственные потребности, определена действующим налоговым законодательством.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 34 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 39 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 29 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 9 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg