Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Разработка стратегии социально-экономического развития сельских поселений органами местного самоуправления

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Проведенное исследование по теме выпускной квалификационной работы позволило сделать следующие выводы. Сельские поселения занимают особое место в общей системе местного самоуправления. Являясь одним из типов муниципальных образований, они играют важную роль в формировании единого каркаса сельской территории, как региона, так и страны в целом. Сельские поселения по своему составу многообразны и отличаются размерами территории, численностью населения, административным статусом сельского поселения, наличием сельских населенных пунктов, отраслевым характером территории, хозяйственной спецификой территории. Принадлежность сельского поселения к той или иной типологической группе в зависимости от применяемых критериев позволяет определить особенности управления в данном муниципальном образовании с точки зрения, как внутренней организации, так и форм организации деятельности органов местной власти.
Введение

В современной российской экономике большую роль занимают сельские поселения как первичные элементы региональной экономической системы, формирующие единый каркас сельской территории региона и страны в целом, определяющие уровень экономического развития сельской местности. В условиях изменения внешней среды, информатизации общества, несовершенства рыночных механизмов сельские поселения вынуждены вступать в конкуренцию с другими поселениями, бороться за потребление ресурсов, привлечение инвестиций (включая бюджетные средства), бизнеса, туристов и населения, строительство новых производств, внедрение новых технологий. Возникает необходимость формирования более сложной социально-экономической политики на муниципальном уровне и новых подходов к организации управления развитием сельских поселений, способных дать дополнительный импульс развитию муниципальной экономики. В целях обеспечения эффективного муниципального управления на уровне сельских поселений важным подходом становится разработка их долгосрочной стратегии социально-экономического развития, необходимость которой все больше осознается органами местного самоуправления. Вследствие слабой научной и организационно-методической обеспеченности стратегического планирования разработанные стратегические документы сельских поселений зачастую носят декларативный характер, а механизмы их реализации, как правило отсутствуют. Недостаток опыта стратегического планирования, в том числе комплексного подхода к определению системы целеполагания и приоритетов перспективного развития сельских поселений, создает почву для принятия неэффективных управленческих решений, в результате чего огромные потенциальные возможности сельских территорий остаются невостребованными. В связи с приведенными аргументами актуальность научного обоснования необходимости разработки стратегии социально-экономического развития сельских поселений предопределила выбор темы исследования. Интерес к проблематике самоуправления и развития стратегического планирования на уровне муниципальных образований в отечественной науке возрос в начале 1990-х гг. в связи с возрождением в России института местного самоуправления, осуществляемого в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.). Принятый 6 октября 2003 г. Федеральный закон № 131-Ф3 «Об'общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его положения обусловили значительное расширение самостоятельности и ответственности муниципальных образований как административно-территориальных единиц управления. Вопросы управления развитием региональных социально-экономических систем разработаны в трудах A.A. Адамеску, А.Г. Гранберга, P.C. Гринберга, П.А. Минакира, A.C. Новоселова, О.С. Пчелинцева, А.И. Татаркина, В.П. Чич- канова, Р.И. Шнипера, Б.М. Штульберга. В современной научной литературе вопросы местного самоуправления и проблемы, связанные-с осмыслением юридических и экономических аспектов развития муниципальных образований, исследовались А.И. Алексеевым, И.В. Бабичевым, Г.В. Барабашевым, И.Я. Богдановым, В.И. Бутовым, В.И. Васильевым, А.И. Гладышевым, В.Н. Ивановым, В.Г. Игнатовым, Е.М. Ковешни- ковым, и другими авторами. Изучению вопросов муниципального управления и разработки экономической стратегии развития территории посвящены научные работы таких авторов как А.Е. Когут, E.H. Королева, В.Н. Лексин, В.Я. Любовный, В.М. Рамзаев, В.Е. Рох- чин, Г.Р. Хасаев, А.Н. Швецов. Цель работы состоит в развитии теоретических основ и методических рекомендаций по формированию стратегии социально-экономического развития сельских поселений. Для достижения цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи: - сформировать теоретическое представление о сущности сельского поселения как одного из типов муниципальных образований, выявить особенности, характерные для сельского поселения и проблемы его развития; - исследовать и обобщить теоретические и методические основы стратегического планирования на уровне сельских поселений, определить и оценить сложившиеся тенденции и проблемы существующей практики разработки стратегических документов; - раскрыть экономическое содержание сельского поселения как открытой самоорганизующейся системы в общей системе территориального управления государства, установить и исследовать детерминанты стратегического планирования развития сельского поселения; - провести анализ социально-экономического развития сельских поселений Воронежской области, изучить их внутреннюю и внешнюю среду в современных условиях, выявить угрозы и возможности внешнего окружения, сильные и слабые стороны местного хозяйства, обосновать стратегические перспективы развития сельских поселений; - проанализировать состояние информационного обеспечения формирования стратегии развития сельского поселения и др. Объектом исследования являются сельские поселения Воронежской области как динамические самоорганизующиеся системы, формирующие единый каркас сельской территории региона и определяющие уровень экономического развития сельской местности. Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе разработки стратегий социально- экономического развития сельских поселений органами местного самоуправления. Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области региональной экономики, муниципального управления, посвященные проблемам стратегирования и управления развитием сельских территорий, научно-методические разработки и рекомендации в области муниципальной политики, а также законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность сельских поселений. Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Информационная база работы представлена федеральными, региональными законами и муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность сельских поселений; данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области; данными администраций муниципальных районов и сельских поселений Воронежской области; использовалась информация, содержащаяся в материалах научных публикаций, в Интернет-ресурсах, характеризующая различные аспекты социально-экономического развития сельских поселений. Структура обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Содержание

Введение 5 Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования развития сельских поселений Российской Федерации 9 1.1. Современная организация местного самоуправления на уровне сельских поселений 9 1.2. Основные проблемы социально-экономического развития сельских поселений муниципальных районов Воронежской области 19 1.3. Стратегическое планирование развития сельского поселения как инструмент управления сельской территорией 32 Глава 2. Разработка стратегии социально-экономического развития сельских поселений органами местного самоуправления 39 2.1. Стратегическое планирование развития сельского поселения в системе территориального управления 39 2.2. Организационно-методическое обеспечение разработки стратегии развития сельского поселения органами местного самоуправления 50 2.3. Информационное обеспечение формирования стратегии развития сельского поселения 62 Заключение 72 Источники и литература 76
Список литературы

1. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Местное самоуправление на селе: актуальность, состояние, перспективы развития /Материалы научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства», М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2014. 2. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе // Местное самоуправление в Российской Федерации. 2017. № 7. С. 59-67. 3. Басаргин В.Ф., Первоочередные задачи в сфере местного самоуправления в условиях экономического кризиса // Муниципальная власть. 2019. № 2. С. 6-9. 4. Бежаев, О. Проблемы формирования региональных и местных бюджетов в 2009 году // Муниципальная власть. 2019. № 3. С. 7-9. 5. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2006. - 860 с. 6. Бочкарева, Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования / Моск. общест. науч. фонд, AHO «УРБ- ЭКС - развитие». Серия «Библиотека местного самоуправления». М., 2018. Вып. 44. 198 с. 7. Груздев, А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. 2008. № 1. С. 115-120. 8. Гурова С.А., Морозова Т.В., Козырева Г.Б., Сухарев М.В. Процесс формирования Стратегий социально-экономического развития муниципальных образований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sopssecretary.narod.ru/ Konferencya/docladMP/Gurova.doc. 9. Зотов, В.Б. Система муниципального управления в схемах: Учеб. пособие. М.: «Ось-89», 2018. 192 с. 10. Зотов, В.Б. Территориальное управление: (Методология, теория, практика). Моногафия. М.: ИМ- Информ,.2008.-320 с. 11. Иванова, В.Н. Технологии муниципального управления: учеб. пособие. / Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безнадежных. М.: Финансы и статистика, 2013. 396 с. 12. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление в современной России / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. Ростов н/Д: МарТ, 2011. 374 с. 13. Илларионов, А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. 2017. № 1 (328). С. 56-58. 14. Исаев, Д. Информация в системе стратегического управления // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 4. С. 34-39. 15. Итоги реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2017 г. // Вопросы местного самоуправления. 2018. № 2 (18). С. 4-23. 16. Лапин В.А., Креетъянинов A.B., Коновалова H.H. Основы местного самоуправления / Под общей редакцией В.А. Лапина: учеб. пособие - М.: Дело, 2016. 256 с. 17. Лапин, В.А. Реформа местного самоуправления и административно- территориальное устройство России / А.Н. Лапин, В.Я. Любовный. М.: Дело, 2015. 240 с. 18. Лапыгин, Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. №6. С. 40-51. 19. Лексин, В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. М.: Эдиториал УРСС, 2013. 368 с. 20. Муниципальная наука: теория, методология, практика / А.Г. Глады- шев [и др.]; под общ. ред. В.Н. Иванова; Акад. наук социал. технологий и мест, самоуправления. М.: Муниципальный мир, 2019. 288 с. 21. Муниципальное управление и социальное планирование: Учебное пособие / Е.Е. Ермолаев, A.M. Фролов; Самарск. гос. арх.- строит, ун-т. Самара, 2015. 336 с. 22. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. М.: КНОРУС, 2017. 23. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010 - 494 с. 24. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 22 сентября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 25. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 26. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 // Собрание законодательства РФ. 2008. №18. Ст. 2003. 27. Об установлении границ муниципального района Бобровский Воронежской области: закон Воронежской области от 4 февраля 2015 г. № 3-ГД // Воронежская коммуна. 2015. № 24. 28. Российский муниципальный менеджмент: формирование институциональных условий устойчивого социального, политического и экономического развития муниципальных образований и регионов / К. Л. Жихарев [и др].; Акад. наук социал. технологий и мест, самоуправления. М.: Муниципальный мир, 2018. 80 с. 29. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2010-2018 гг. [аналитический доклад Института современного развития] // Вопросы местного самоуправления. 2019. № 2 (24). С. 17-35. 30. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2010-2018 годов и пути совершенствования / авт. кол.: И.Ю. Юргенс, И.М. Бунин [и др.] // Муниципальная власть. 2018: № 6. С. 56-75. 31. Савельева, С.Б., Савельев, А.Н. Сущность стратегического планирования развития региональных хозяйственных систем // Вестник МГТУ. 2018. № 2. С. 297-300. 32. Садков, В.Г. Управление комплексным развитием и повышением эффективности менеджмента муниципальных образований / В.Г. Садков, В.Е. Кириенко, В.IL Иконников. М.: Прогресс, 2015. 442 с. 33. Самарина, В.П. Возможности и ограничения применения современных методов районирования территории России к задачам региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 80. С. 75-80. 34. Чувикова, В. Система управления и стратегический управленческий учет // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 8. 46-51. 35. Шапкин, И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие/ И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, ЯМ. Кестер. М.: КНОРУС, 2015.400 с. 36. Шафранов-Куцев, Г.Ф. Курс лекций по дисциплине «Социология». Тема 7. Социально-территориальная организация общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/ffec/soc/soc.html. 37. Швецов, А. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Российский экономический журнал. 2019. № 5. С. 12-47. 38. Шевченко В., Белоусов В., Белоусов А. Организация планирования социального развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2104. № 4. С. 56-66. 39. Шерстнева, H.JT. Формирование стратегии развития муниципальной экономической системы [Текст] / H.JI. Шерстнева, С.И. Ашмарина. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2008. - 176 с. 40. Шеховцева, Л. С. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 76. С. 58-66. 41. Широков, А. Гражданское участие в местном самоуправлении // Муниципальная власть. 2018. № 2. С. 14-23.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования развития сельских поселений Российской Федерации 1.1. Современная организация местного самоуправления на уровне сельских поселений Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя проблемы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности) [2, с. 10]. Международный опыт и прежняя российская практика убеждают, что именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении конкретных местных проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, придать ему дополнительные стимулы для развития. В результате реформы местного самоуправления впервые в современной России публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне - в масштабах сельских и городских поселений. Поселенческие органы местного самоуправления приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 53 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 43 страницы
799 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg