Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Вопросы и проблемы нравственного воспитания в младшей школе

mari_ziteva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2021
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам : Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.
Введение

« Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А) Во все времена люди высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. Ведь когда мы говорим о нравственном воспитании детей школьного возраста, мы исходим прежде всего из потребности сформировать у ребенка эти ценности в его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Актуальность выбранной мною темы напрямую связана с проблемами нравственного воспитания в младшем звене. В настоящее время люди стали нетерпимы друг к другу, раздражительны, агрессивны. Вопрос нравственного воспитания и развития детей приобретает особое значение, является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым человеком, обществом и государством в целом. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Чтобы стать добрым, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах и вопросах духовно-нравственного воспитания. Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности недостаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Вопросы и проблемы нравственного воспитания в младшей школе». На рубеже XX – XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. В педагогике одним из ведущих понятий является воспитание. Изначально под педагогикой понималась «наука о воспитании». Е. В. Бондаревская утверждает, что «воспитание — это родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика определялась как наука о воспитании подрастающих поколений». Проблема воспитания нравственности всегда была и остается очень актуальной. Изменение ценностей и целей человека происходит в течение всей его жизни, а также в период разных исторических эпох. На современном этапе развития педагогики нет общепринятого определения понятия «воспитание». Одной из причин является то, что понятие это многозначно, и существует различное истолкование его содержания. Современная отечественная педагогика определяет воспитание «эффективным взаимодействием воспитателей и воспитанников, ведущим к достижению указанной цели». И. П. Подласый, определяет воспитательный процесс более подробно, подчеркивая, что это «процесс формирования, развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание ». Процесс формирования нравственной культуры личности — это важнейшее направление воспитания. В педагогическом Энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Нравственное воспитание — это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе ». Основные фамилии звучащие в этой теме это: В. А. Сухомлинский( «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детские годы и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»), Трофимова Н.М. (нравственные ориентиры младшего школьника), Ю. К. Бабанский(в воспитании детей младшего школьного возраста преобладающим будет нравственное воспитание, поскольку на этом этапе младшие школьники знакомятся с элементарными нормами нравственности, учатся придерживаться их в различных ситуациях), Н. Е. Ковалев, Н. А. Сорокин, Б. Ф. Райский(изучая систему нравственного воспитания, выделяют следующие стороны: во-первых, реализация сообразных воздействий педагога и ученического коллектива, направленных на нравственное воспитание в решении конкретных педагогических задач, а внутри коллектива — единство действий учащихся; во-вторых, применение подходов, направленных на развитие учебной деятельности нравственным воспитанием; в-третьих, система нравственного воспитания — это также взаимовлияние и взаимосвязь воспитываемых у детей моральных качеств в данный период времени; в-четвертых, под системой нравственного воспитания следует понимать и порядок развития моральных качеств детей по мере их роста и умственного созревания), Рахимов А.З. (роль нравственного воспитания в формировании личности), С. Л. Рубинштейн(в развитии личности младшего школьника важное значение имеет вопрос формирования моральных качеств, составляющих основу поведения), Божович Л.И., Конникова Т.Е. (нравственное формирование личности школьника в коллективе) и многие другие. Воспитание — это рациональная деятельность, и ей присуще различие между конечным результатом и ведущими к ней действиями (целью и средствами). При этом различии средства могут быть оправданы только в связи с данной целью. Нравственность — не обычная цель, которая может быть достигнута в заданный период времени с помощью определенных средств. Поэтому нравственность — это скорее не цель, а идеал — принцип и масштаб оценки человеческого поведения. Помимо своего основного назначения, любой социальный институт (семья, школа, трудовой коллектив и др.), также воздействуют на личность. Существуют также следующие определения слова «Нравственность»: 1) совокупность норм, которые определяют поведение человека; 2) самое поведение человека; 3) моральные свойства. Итак, исходя из различных толкований понятий «воспитание» и «нравственное», которые мы рассмотрели в педагогической литературе, можно констатировать следующее: — все ученые и педагоги, не имея однозначной трактовки понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», сходятся на том, что воспитание — это целенаправленный процесс; — воспитание осуществляется во взаимодействии с процессом обучения; — целью нравственного воспитания может являться развитие личности нужной, общественно-полезной, адаптированной к жизни в определенном обществе; — нравственное воспитание понимается современными педагогами как процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых; — нравственное воспитание осуществляют социальными институтами, такими как семья, школа; — нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни человека, однако закладывание его основ происходит в раннем детстве. Объектом моего исследования стал: учебно-воспитательный процесс младших школьников. Предметом моего исследования стало: нравственное воспитание школьников в учебной и внеурочной деятельности. Целью моего исследования стало: выявление проблем и вопросов нравственного воспитания в младшей школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования; 2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста; 3. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте; 4. Выявить эффективные условия и особенности формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности; 5. Выявить уровень сформированности нравственных представлений, практических навыков взаимодействия со сверстниками у младших школьников; 6. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе; 7. Разработать комплекс этических бесед по воспитанию нравственных качеств у младших школьников; Гипотезой моего исследования является доказательство проблемы нравственного воспитания в младших классах и значимость исправления сложившейся ситуации при помощи бесед. Ведь столь значимая проблема должна быть решена, иначе это может привести к безнравственности в обществе. Методом моего исследования стал: анализ научной и методической литературы, наблюдение, игра, беседа. Практической базой моего исследования стала МОУ СОШ №19 г.о.Электросталь под руководством учителя начальных классов Вяхиревой Ирины Алексеевны в вторых классах, у детей возрастом от 8 до 10 лет. Научная новизна данной темы актуальна во все времена. Каждый учитель и родитель располагает знаниями о значимости темы о нравственном воспитании, и мы совместно передаем собранные знания младшему поколению. Практическая значимость моего исследования заключается в обсуждении проблем и вопросов нравственного воспитания у младших школьников, разработке системы этических бесед для использования учителей с младшим звеном.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6-11 ГЛАВА 1. Теоретические подходы к процессу нравственного воспитания младших школьников. 1.1. Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания…………………………………………………………………...12-20 1.2. Характеристика младшего школьного возраста…………………….21-26 1.3. Особенности развития нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….27-34 1.4. Воспитательные возможности этической беседы……………………..35-41 Выводы по первой главе……………………………………………………..42-43 ГЛАВА 2. Методика развития нравственных качеств младших школьников и проверка воспитательных возможностей этической беседы. 2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………………..44-52 2.2. Методика организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности………………………………………………………………….53-61 2.3. Результативность применения методики нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………..62-71 2.4. Проверка воспитательных возможностей этической беседы………..72-81 Выводы по второй главе……………………………………………………82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………83-88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..89-95
Список литературы

1. Нормативные акты 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 15.06.2020. – № 24 – Ст. 3739. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 31 с. 2. Монографии и справочная литература 3. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004. 4. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996; 5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. 6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992г. 7. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997г. 8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 464 с. 9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г. 10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989. 11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000. 12. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации / Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 199.1 – 267 с. 13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2018. – 512 с. 14. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 1982; 15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005. 16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006. 17. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г. 18. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2009. – 184 с. 19. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004. 20. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1989. 21. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998; 22. Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002. 23. Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб.2000. 24. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988; 25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004. 26. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006. 27. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975; 28. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 512 с. 29. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006. 30. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с 31. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г. 32. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с. 33. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001. 34. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000; 35. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000; 36. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997; 37. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2013. – 240 с. 38. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002. 39. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.,2001. 40. Педагогика/ Под ред. Э. Т. Малиночки. – М.: Краснодар, 1992; 41. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998; 42. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. 43. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г. 44. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1997; 45. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000; 46. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 47. Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996; 48. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: Народная асвета, 1976; 49. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002; 50. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г. 51. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983; 52. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991; 53. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983. 54. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. 55. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. – М.: Просвещение, 1996; 56. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 57. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 360 с. 3. Статьи из журналов, сборников 58. Агапова, А.Е. Педагогические условия преодоления школьной дезадаптации / А.Е. Агапова // В сборнике: Инновации в науке и практике. – 2018. – С. 65-69. 59. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4. 60. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.; 61. Артемьева, Е.Н. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС / Е.Н. Артемьева, У.Г. Каретникова, М.О. Шевцова // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2017. – С. 33-36. 62. Багно, В.П. Детско-родительский клуб «школа жизни» как активная форма работы с родителями / В.П. Багно, О.А. Колодкина, Е.С. Захарова // Научно-методический журнал Поиск. – 2017. – № 4 (60). – С. 77-78. 63. Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание // Психология и дети. – 1917. – № 1 64. Боярская, Н.А. Социально – психологическая готовность детей к школе / Н.А. Боярская // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспектив. – 2019. – С. 90-92. 65. Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988. 66. Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5; 67. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. – 1992. – 13. № 1. 68. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т.11. 69. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика, 2008. – № 9 – С. 63-88 70. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10. 71. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 72. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7; 73. Ионова, Т.Ю. Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников / Т.Ю. Ионова // Образование и воспитание. – 2017. – № 5 (15). – С. 106-107. 74. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV. 75. Микляева Н. В, Микляева Ю. В Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Пособие для педагогов – М.: Мозайка – Синтез, 2001. – 176 с. 76. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4. 77. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998. 78. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6. 79. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 80. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3. 81. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1. 82. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6; 83. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. 84. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951. 85. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3. 86. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 Теоретические подходы к процессу нравственного воспитания младших школьников. 1.1.Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания. Не существует единого бесспорного определения нравственности как научного понятия, и это имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Мораль, как особый способ практически-духовного освоения действительности, нравственность, как совокупность практических форм взаимоотношения людей, являются важнейшей и сложнейшей сферой взаимоотношений человека и общества. К ее постижению, формированию нравственной культуры и умению ориентироваться в мире человеческих отношений с позиций человечности в значительной мере были направлены такие области человеческой культуры, как литература, искусство, религия. Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. Согласно наиболее распространенному в науке мнению, мораль или нравственность можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. В текущей работе под термином «нравственность» мы будем понимать, в первую очередь, систему внутренних правил человека, основанную на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. Основная задача нравственного воспитания детей младшего школьного возраста – это воспитание гуманных отношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 87 страниц
2175 руб.
Дипломная работа, Психология, 88 страниц
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg