Частная жизнь, как нам представляется, это есть совокупность правовых и социальных признаков, которые закрепляют индивидуальность человека, его иммунитет от общества, государства и других индивидуумов. С одной стороны это внутренний мир человека, его семейные и интимные отношения, о которых он не желает распространяться публично. С другой стороны – это объем правомочий, позволяющих человеку проявлять свою автономию в мире себе подобных, правомочий, которые гарантируются основным законом государства и охраняются нормами различных отраслей законодательства, в том числе и уголовного.
Современная ситуация объективно предполагает, что гражданам придется поступиться своими правами, в целях сохранения общественной безопасности и порядка. Но актуален вопрос – насколько сфера частной жизни останется неприкосновенной, какие права можно будет безболезненно ограничить, а какие – нельзя трогать ни в коем случае. Вместе с тем необходимо отметить, что очень часто граждане не знают в полной мере о своих правах и свободах и не пытаются их защитить, полагая, что государство имеет полное право на контроль за сферой частной жизни. Особенно это проявляется в отношениях граждан и правоохранительных органов, представителя которых нередко грубо попирают конституционные права и свободы, прикрываясь необходимостью борьбы с преступностью.
Некоторые граждане боятся заявлять о нарушении своих прав и свобод, это показывает большую латентность данной категории правонарушений. Органы, которые обязаны реагировать на подобные нарушения, нередко считают их малозначительными по сравнению с убийствами, изнасилованиями и другими преступлениями подобного рода.
В уголовно-правовой теории вопросы охраны конституционных прав и свобод человека разработаны весьма слабо. Больших монографических работ в этой области нет, есть лишь отдельные исследования.
Особая актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время в обществе и государстве усиливается тенденция контроля за сферой частной жизни граждан. Конкретного же обоснования свертывания гражданских прав не было сформулировано. В различных нормативных актах есть фрагментарное объяснение (борьба с терроризмом и экстремизмом, укрепление дисциплины и т.п.), которое в большинстве своем не выдерживает критики и требует научного обоснования.
Теоретико-правовые основы института прав человека и его охраны были сформулированы и обоснованы в трудах таких известных ученых в области философии, общей теории права, конституционного и международного права, как С.С. Алексеев, В.М. Баранов, Н.В. Витрук, Д.А. Керимов, А.Ю. Кабалкин, Л.О. Красавчикова, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, Н.С. Малеин, М.Н. Малеина, И.Л. Петрухин, Ф.М. Рудинский.
В области уголовного права по данной проблеме наиболее значимыми являются труды ЯМ. Брайнина, Н.Г. Беляева, СВ. Бородина, Н.И. Загородникова, А.Н. Игнатова, Н.И. Коржанского, А.Н. Красикова, В.Н. Кудрявцева, Л.Г. Мач-ковского, А.В. Наумова, Б.С. Никифорова, Г.М. Резника, А.Н. Трайнина.
В последние годы над данной проблемой весьма плодотворно работали и работают такие ученые, как И.Р. Диваева, В.П. Жеребкин, Е.Е. Калашникова, СИ. Никулин, Т.Н. Нуркаева, Г.Б. Романовский и др.
Нормативную базу моего исследования составили Конституция РФ и конституции зарубежных стран, международно-правовые документы и отдельные законы Российской Федерации, отечественное уголовное законодательство и уголовное законодательство зарубежных государств в части охраны неприкосновенности частной жизни.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы осуществить комплексный анализ всех вопросов уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни, а также на основе изучения исторического опыта и теоретических аспектов.