Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Развитие скоростно-силовых способностей легкоатлетов-спринтеров на начальном этапе подготовки с помощью дополнительного инвентаря

cool_lady 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2021
Цель исследования – развитие скоростно-силовых способностей у бегунов на короткие дистанции на начальном этапе подготовки с применением дополнительного инвентаря. Задачи исследования: 1. Выявить ведущие физические способности у юных легкоатлетов-спринтеров. 2. Разработать комплекс упражнений с дополнительным инвентарём. 3.Выявить эффективность использования легкоатлетических упражнений с дополнительным инвентарём. Гипотеза: предполагается, что использование дополнительного инвентаря, позволит повысить уровень развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов-спринтеров на начальном этапе подготовки. Объект исследования: развитие скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов в беге на короткие дистанции. Предмет исследования: использование легкоатлетических упражнений, с помощью дополнительного инвентаря.
Введение

Лёгкая атлетика является одним из самых массовых и зрелищных видов спорта. Она способствует всестороннему развитию человека. Не зря её называют «королевой спорта», ведь любая тренировка, в любом виде спорта начинается именно с бега, не считая водных видов. В программу олимпийских игр входит 24 мужских и 23 женских вида. Разыгрывается 47 комплектов наград. Это самое большое количество, разыгрываемых наград на летних олимпийских играх. Спринт, как вид бега, самый зрелищный и захватывающий вид легкой атлетики привлекает многих людей. Спринт предъявляет высокие требования ко всем сторонам физической подготовленности, особенно к скоростным способностям. Актуальность и научная новизна выбранной темы заключается в том, что подготовка бегуна на короткие дистанции - многогранный и сложный педагогический процесс. Зачастую построение тренировочного процесса происходит по устаревшим методикам, которые основываются лишь на опыте предыдущих поколений, которое не всегда учитывает индивидуальный подход к атлету. Важным условием высокой эффективности воспитания скоростно-силовых качеств бегунов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей. Также по мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено именно на воспитание скоростно-силовых способностей детей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем. Таким образом, для правильного эффективного развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов тренировочный процесс должен строиться исходя из возраста спортсменов. Нахождение закономерностей развития быстроты в определенном возрасте имеет особое значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный показатель, закладывается начало будущих спортивных результатов. Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования помогут будущим специалистам выстраивать разнообразный тренировочный процесс, направленный на улучшение физических качеств в группах начальной подготовки у легкоатлетов. Теоретическая значимость проведенного исследования на основе результатов позволяет обосновать использование дополнительного инвентаря у легкоатлетов-спринтеров на начальном этапе подготовки с целью развития скоростно-силовых способностей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......…3 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПРИНТЕРОВ...……………………………………………………………..........5 1.1. Начальный этап подготовки……………………………………………….5 1.2. Физическая подготовка бегунов на короткие дистанции………….........11 1.3. Ведущие двигательные качества у спринтеров ……………………........17 1.4. Возрастные особенности детей 10-12 лет………………………….…….21 1.5. Дополнительны инвентарь и специальное оборудование в тренировке на начальном этапе…………………………………………………………...25 ГЛАВА 2. Методы и организация исследования………………………………28 2.1 Цель, задачи и методы……………………………………………………….28 2.2 Организация и место проведения……………………………………..…….30 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНВЕНТАРЯ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СПРИНТЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ…………………………..….........33 3.1 Результаты исходного уровня……………………………………………….33 3.2 Методика развития скоростно-силовых способностей…………………….34 3.3 Результаты внедрения комплекса легкоатлетических упражнений………44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….57 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….60
Список литературы

1 Агаджанян, Н.А. Физиология человека. Медицинская книга. - Нижний-Новгород, 2003. – 73 с. 2 Акимова, Т.И. Легкая атлетика в практике физического воспитания студентов : метод. указания / Т.И. Акимова, Анплева Т. А., Смородин В. В. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2006. - 33 с. 3 Алабин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / Под ред. В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П Бизин. Харьков: Основа, 2013. – 256 с. 4 Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. М. : Просвещение, 2012. - 325 с. 5 Баева, Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании/Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. - СПб.: НИИХ, 2011. - 81 с 6 Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М. : Физкультура и спорт, 2010. - 264 с. 7 Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. – М. : «Физкультура и спорт», 2007. - 117 с. 8 Дьячков, В.М. физическая подготовка спортсмена. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 193 с. 9 Егер, К.Г. Юным спортсменам о тренировке. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 256с. 10 Жилкин, А. И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика. Учеб. пособие. - 6-е издание. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 249 с. 11 Захаров, Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лепсос, 2011. - 368 с. 12 Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М. : «Советский спорт», 2009. - 214 с. 13 Иващенко, Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. - М. : Физкультура и спорт, 2011. - 212с. 14 Камышов, В.Я. Управление подготовкой юных спортсменов / под ред. В.Я. Камышова. - Волгоград: Волгогр. ГИФК, 2013. - 147 с. 15 Климова, В.К.: Спортивная физиология. - Белгород: БелГУ, 2007. – 63 с. 16 Кобзаренко, Б.Г. «Школа спринта» / Под ред. Б.Г. Кобзаренко. – Минск: ГУ «РУМЦФВН», 2011. - 280 с. 17 Корженевский, А.Н. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта / А.Н. Корженевский, П.В. Квашук Теория и практика физической культуры, - М., 2014. - 211 с. 18 Кравчук, В.И. Легкая атлетика [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / В.И. Кравчук. - Челябинск : ЧГАКИ, 2013. - 184 с. - ISBN 978-5-94839-402-5. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/284008. 19 Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Советский спорт, 2003. - 464 с. 20 Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции [Электронный ресурс] : программа / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, В.Г. Бауэр, В.Б. Зеличенок, Гос. комитет РФ по физ. культуре и спорту. - М. : Советский спорт, 2003. – 59 с. - ISBN 978-5-85009-846-1. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/293678. 21 Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера. - М. : Советский спорт, 2007. – 404 с. 22 Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры. – М. : 4-й филиал Воениздата, 2001. - 319с. 23 Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. – М. : «Физкультура и спорт», «СпортАкадем Пресс», 2008. - 287 с. 24 Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2014. - 236 c. 25 Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М: Просвещение, 2000. - 177 с. 26 Озолин, Э. С. Спринтерский бег. – М. : Издательский центр «Человек», 2010. - 169 с. 27 Пьязин, А. И. Физкультура и спорт. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 235 с. 28 Солодков, А.С., Сологуб Е.Б. Физиология: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. изд. 2-е, испр. и доп. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. : Олимпия Пресс, 2015.- 528 с. 29 Топчиян, В.С. Особенности построения тренировки юных спортсменов: (Сб.науч. тр.) / Под ред. В.С. Топчияна, Н.А. Минаевой. - М. : ВНИИФК, 2013. - 115 с. 30 Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 2013. - 232 c. 31 Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 2014. - 175 с. 32 Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. – М. : «Советский спорт», 2010. - 301 с. 33 Фомин, Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 175 с. 34 Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 475 с. 35 Хоменков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике /Под ред. Л.С. Хоменкова. - М. : Физкультура и спорт, 2012. – 399 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПРИНТЕРОВ 1.1 Начальный этап подготовки Этап предварительной подготовки легкоатлетов начинается в 9 - 10 лет и заканчивается к 11 - 12 годам. Этот период двигательного развития детей характеризуется ростом результатов при выполнении физических упражнений, требующих обучения и комплексного проявления физических качеств. Основными задачами в группах начальной подготовки являются: укрепление здоровья, улучшение разносторонней двигательной подготовленности (РДП), овладение основными двигательными навыками спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, прыжков с места и с разбега, всех видов метаний (преимущественно с места, за исключением метания мяча и копья); воспитание морально-волевых качеств. На базе РДП и овладения основами легкоатлетических движений возможен отбор детей для занятий в пяти основных группах лёгкой атлетики: спринтерском и барьерном беге, беге на выносливость и спортивной ходьбе, прыжках, метаниях, многоборьях. Таким образом, главной задачей этапа является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе видов легкоатлетического спорта, а затем отбор их для специализации по группам видов. Исключения могут составить лишь прыжки с шестом, спортивная ходьба и метание копья, для которых уже в этом возрасте следует определить довольно точно специфические способности детей (Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. М. : «Советский спорт», 2010. 301 с.) Специализация должна быть узкой только по своей цели и широкой по использованию средств; это позволит избежать форсирования подготовки, которое приводит вначале к быстрому, а затем к постепенному застою спортивных достижений (уже к 18 - 19 годам). Данный этап должен обеспечивать разностороннюю физическую и техническую подготовленность занимающихся с широким использованием легкоатлетических видов. Основными средствами подготовки юных легкоатлетов на данном этапе являются легкоатлетические упражнения; упражнения из других видов спорта, решающие задачи разносторонней физической подготовки (РФП), волевой подготовки и упражнения, повышающие эмоциональность занятий (подвижные игры, гимнастика, акробатика и т. д.); соревновательные упражнения преимущественно по программе многоборья, а также теоретическая подготовка. Дети приходят заниматься в этом возрасте, как правило, не с целью стать чемпионами или добиться победы, а главное - получить удовольствие от тренировки или соревнований. Значительный отсев из групп начальной подготовки часто связан с монотонностью и однообразием занятий. Поэтому в группах начальной подготовки упражнения для повышения эмоциональности - подвижные и спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения - должны занимать до 20% от общего объёма тренировки (по времени). Эти упражнения параллельно будут решать и задачи РФП. Объём средств ОФП и обучения технике должен составлять примерно 60%. Остальные 20% отводятся СФП, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с тренировочными целями. На первом году в группах начальной подготовки рекомендуется заниматься 3 раза в неделю по 90 мин, на втором - 3 раза в неделю по 100 мин, а на третьем - 4 раза в неделю по 100 - 120 мин (Камышов В.Я. Управление подготовкой юных спортсменов / под ред. В.Я. Камышова. Волгоград: ГИФК, 2013. 147 с.) В этом возрасте необходимо уже приучать детей к выполнению комплекса утренней специализированной легкоатлетической зарядки, в которую необходимо вводить бег. В процессе занятий тренер обязан систематически проводить тестирование и контрольные упражнения, которые на этапе начальной подготовки достаточно разнообразны. Динамика тестовых показателей будет являться одним из критериев отбора спортсменов для занятий отдельными видами лёгкой атлетики. Тестирование следует проводить 2 - 4 раза в год. Важной задачей занятий в группах начальной подготовки является обучение юных легкоатлетов умению переносить значительные физические и психические нагрузки. Это достигается через систему соревнований и особенно через использование комплекса круговой тренировки. Другая важнейшая задача - обучение основам рациональной техники легкоатлетических видов, создание хорошей школы движений. При этом обучение должно быть всегда групповым, без излишней индивидуализации. В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладеть техникой сложных движений. Они хорошо воспринимают новые упражнения, однако чаще всего выделяют наиболее запоминающиеся детали. Дети с трудом анализируют свои движения. Поэтому при обучении технике легкоатлетических видов предпочтительнее использовать целостный метод обучения. Это позволит юным легкоатлетам усвоить главное в содержании упражнения. Внимание детей 9 - 12 лет развито очень слабо. Устойчивый интерес к упражнению, которое не может быть выполнено сразу, возникает только в том случае, если обучение проходит эмоционально, подкрепляется наглядными пособиями и оценивается преподавателем-тренером (Топчиян В.С. Особенности построения тренировки юных спортсменов: М. : ВНИИФК, 2013. 115 с.) Контроль за техникой выполнения упражнений необходимо осуществлять с разминки и общеразвивающих упражнений. Предметом наблюдений должна являться осанка спортсмена - свободное положение плеч и предплечий, постановка стопы на грунт движением сверху вниз и строго в продольном направлении, без разворота. Особое значение приобретают ускорения, выполняемые в конце разминки. В процессе их выполнения необходимо следить за свободой и непринуждённостью движений, осанкой и постановкой стопы на грунт. При выполнении основных упражнений юным спортсменам необходимо обращать внимание в первую очередь на овладение основными - ведущими - элементами движений. В процессе спортивного совершенствования с ростом уровня подготовленности техника изменяется в сторону большей индивидуализации. Поэтому необходимо обучать юных спортсменов правильным основам техники, на базе которых впоследствии можно продолжать совершенствование техники. Большую роль в технической подготовке спортсменов играет способность выполнять движения свободно, расслабленно. Тренеры, особенно на этапе начальной подготовки, должны учить детей умению расслабляться - в состоянии стоя, сидя и лёжа, а затем в движении при выполнении бега, прыжков, метаний, ходьбы (Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М. : 4-й филиал Воениздата, 2001. 319с.) У детей до 9 - 11 лет имеются более благоприятные возможности для воспитания скорости, особенно частоты движений и темпа бега, чем у детей 12 - 13 лет. Поэтому в ходе занятий необходимо воспитывать именно эти компоненты быстроты - частоту движений и темп бега. Способность к быстроте движений заложена у человека генетически. К 12 - 13 годам быстрота и подвижность нервных процессов почти достигают уровня взрослого организма. Поэтому важным фактором реализации генетически заложенных возможностей в проявлении быстроты, а, следовательно, и достижения спортивных результатов в соответствующих видах является совершенствование её составляющих. На ранних этапах - развитие частоты и темпа движений, затем в 14 - 16 лет - скоростно-силовых качеств и мышечной силы, в 15 - 17 лет - специальной выносливости спринтера. Наиболее эффективными средствами развития быстроты в группах начальной подготовки будут подвижные и спортивные игры, быстрый бег на контролируемых скоростях, эстафеты, прыжки и прыжковые упражнения, метание камней и лёгких предметов (Жилкин А. И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика. Учеб. пособие. - 6-е издание. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 249 с.) На этапе начальной подготовки важное значение имеет развитие силы и скоростно-силовых качеств. В 9 -11 лет можно с помощью общеразвивающих упражнений совершенствовать силовые качества детей. Такой универсализм заметен в первые полтора - два года. Упражнения, воспитывающие силу, должны выполняться с минимальными напряжениями, исключающими натуживание, а также максимальные мышечные напряжения. Для развития силы рекомендуются акробатические упражнения, гимнастические упражнения на снарядах, упражнения с отягощениями небольшой массы (от одной трети до половины массы собственного тела). В группах начальной подготовки важное значение приобретает развитие ловкости движений, особенно в игровых и кроссовых тренировочных упражнениях, а также в занятиях по обучению технике легкоатлетических видов и её совершенствованию. Овладение новыми способами выполнения упражнений повышает способность координировать движения, т. е. развивает ловкость. Для этого используют упражнения в необычных условиях, с измененным исходным положением, смену способа выполнения (например, прыжки спиной вперёд, выполнение новых движений в полёте). Важными компонентами ловкости являются "чувство равновесия", "чувство времени", "чувство снаряда", что заставляет преподавателя уже в первый период занятий лёгкой атлетикой развивать эти способности детей. Параллельно с развитием ловкости у детей необходимо развивать гибкость. В 7 - 8-летнем возрасте дети обладают хорошей гибкостью и подвижностью в суставах, к 11 - 13 годам эти качества теряются, особенно у детей, обладающих повышенной силой. Для воспитания гибкости следует использовать в первую очередь барьерный бег, добиваться выполнения большинства специальных и основных упражнений с большой амплитудой, в занятия, особенно в подготовительную часть, включать для повышения гибкости специальные упражнения с предметами, у гимнастической стенки, акробатические упражнения на растягивание (Хоменков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике. Под ред. Л.С. Хоменкова. М. : Физкультура и спорт, 2012. 399 с.) Особое значение на этапе начальной подготовки приобретает развитие выносливости. Именно в упражнениях на выносливость юные легкоатлеты сталкиваются с преодолением больших физических и психических нагрузок. Упражнения на выносливость повышают физическую работоспособность легкоатлетов, что в дальнейшем помогает им выполнять значительные объёмы тренировочных нагрузок в беге, прыжках, метаниях, многоборьях, спортивной ходьбе. Важное значение приобретает развитие аэробных способностей детей, что приводит к повышению функций кислородно-транспортной системы (потребление кислорода, увеличение лёгочной вентиляции, повышение капилляризации мышц, утилизация кислорода, экономизация сердечной деятельности и укрепление сердечной мышцы.) (Егер К.Г. Юным спортсменам о тренировке. М. : Физкультура и спорт, 2005. 256с.) Аэробный режим у детей 9 - 11 лет может быть определён по данным ЧСС в период продолжительного бега: у мальчиков до 170 - 175 и у девочек до 175 - 180 уд/мин. Для развития общей выносливости (аэробных возможностей) на этапе начальной подготовки используются длительные кроссы, спортивные игры, лыжи, плавание, пробеги на шоссе, длительные туристские прогулки в горной местности. Анаэробные возможности (специальная выносливость спринтеров, барьеристов, прыгунов, метателей, бегунов на средние дистанции) развиваются посредством соревновательных упражнений, серийного выполнения прыжковых, бросковых и других скоростно-силовых упражнений. Как уже говорилось выше, дети идут заниматься спортом для интересного проведения времени, поэтому соревнования в процессе подготовки легкоатлетов уже на начальных этапах должны занимать большое место. Именно в процессе соревнований происходит переориентация интересов, занимающихся от увлекательного досуга к целенаправленной тренировке, достижению высоких спортивных результатов (Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера. М. : Советский спорт, 2007. 404 с.) В группах начальной подготовки учебный год желательно начинать с 1 сентября. Соревнования надо проводить в следующей последовательности: сентябрь - 2 - 3 старта по кроссу; декабрь - 2 - 3 старта по многоборьям; апрель - 2 - 3 старта по кроссу, 1 - 2 старта в отдельных видах; июнь и начало июля - 2 - 3 старта по многоборьям, 2 - 3 старта в отдельных видах (Корженевский А.Н. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта / А.Н. Корженевский, П.В. Квашук Теория и практика физической культуры, М., 2014. 211 с.) 1.2 Физическая подготовка бегунов на короткие дистанции Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень, которой имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности (Озолин Э. С. Спринтерский бег. М. : Издательский центр «Человек», 2010. 169 с.) Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. На этапе начальной спортивной специализации основными задачами в тренировке являются: укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие; постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде легкой атлетики; обучение технике различных видов легкоатлетических упражнений и многоборная подготовка (Алабин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / Под ред. В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П Бизин. Харьков: Основа, 2013. 256 с.) Основные средства тренировки на этом этапе: бег на отрезках до 200-300 м с различной скоростью; подвижные игры и игровые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы акробатики (кувырки, перевороты и др.) гимнастические упражнения на снарядах; различные прыжки и прыжковые упражнения; различные бросковые упражнения и метания; специально подготовительные упражнения спринта и барьериста. Все эти упражнения выполняются с помощью игрового, повторного, равномерного, кругового, контрольного и соревновательного методов тренировки. бег легкоатлет спринтер подготовка (Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Советский спорт, 2003. 464 с.) Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки. Развитие основных физических качеств легкоатлета осуществляется путем общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП). Цель ОФП - гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, или, как говорят, функциональных возможностей организма в целом. Это достигается применением в тренировке самых разнообразных физических упражнений и видов спорта, таких, как гимнастика, плавание, лыжи, акробатика, спортивные игры и др. Исключительно важное значение имеет общая разносторонняя физическая подготовка. Необходимость ее диктуется не только требованиями гармонического развития, но и чисто спортивными интересами. Ведь в большинстве случаев до 15 - 16 лет, а то и до более позднего возраста невозможно точно определить, в каком виде легкой атлетики будет иметь успех тот или иной начинающий спортсмен. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Это разделение весьма условное, так как точно определить, где кончается общая, и где начинается специальная физическая подготовка практически невозможно, хотя есть и четко выраженные средства, и методы общей и специальной подготовки. Важно, что и та и другая направлены к одной цели -- спортивному совершенствованию (Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 475 с.) В практике спортивной тренировки, общая физическая подготовка условно подразделяется на общеразвивающие упражнения (ОРУ) и упражнения ОФП (специфические упражнения с набивными мячами, камнями, ядрами, с отягощениями - штанга, вес партнера, упражнения на снарядах - перекладина, гимнастическая стенка, скамейка, конь). Это делается для того, чтобы определить направленность занятий в недельных или месячных циклах тренировок и определенных периодах годового цикла. Общеразвивающие упражнения применяются в каждом занятии и на всех этапах и периодах подготовки и большого изменения в дозировках не претерпевают. А упражнения ОФП в тренировочных планах имеют значительные изменения в дозировках в зависимости от периода подготовки. Значительное место упражнения ОФП занимают в подготовительном периоде, а в соревновательном применяются дифференцированно. В подводящих и соревновательных микроциклах упражнения ОФП сводятся до минимума, а в разгрузочных микроциклах, когда интенсивность тренировочных занятий по специальной физической подготовке снижается, - возрастает роль упражнений ОФП. Хотя на этом этапе разносторонняя физическая подготовка все еще остается главной задачей тренировки, более существенное место уже отводится специально подготовительным упражнениям. Это обеспечивает единство общей и специальной физической подготовки юных бегунов на короткие дистанции. Общая выносливость - фундамент работоспособности спринтера. На ее базе успешнее развиваются другие физические качества. Целесообразнее всего общую выносливость развивать с помощью равномерного бега на местности (кросса) с невысокой скоростью, а также разнообразных подвижных и спортивных игр и других видов спорта (Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М. : «Советский спорт», 2009. 214 с.) Силовые качества для юных бегунов на короткие дистанции имеют большое значение. Эти качества развиваются в процессе как общефизической, так и специальной подготовки. В настоящее время в практике спортивной тренировки окончательно утвердилось положение о том, что силовые качества спортсменов следует развивать исходя из особенностей спринтерского бега. Иными словами, силовые качества бегунов на короткие дистанции эффективнее совершенствуются в процессе выполнения упражнений скоростно-силового характера: разнообразных прыжков и прыжковых упражнений, бега в усложненных условиях (в гору, с отягощением, сопротивлением партнера), бросков набивного мяча различной массы из разных исходных положений, гимнастических и акробатических упражнений. Во всех случаях нужно помнить, что силовые упражнения должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление. Быстрота - это основное качество, определяющее успех в беге на короткие дистанции. Вместе с тем быстрота труднее других качеств поддается развитию в процессе тренировки, так как диапазон индивидуального совершенствования этого качества генетически обусловлен. Установлено, что если быстроту движений спринтера развивать преимущественно с помощью коротких пробежек с около максимальной и максимальной скоростью, то очень скоро такой метод становится малоэффективным и наступает так называемый скоростной барьер. Для развития быстроты нужны длительный период и разнообразие упражнений прыжкового и броскового характера, проводимых в максимальном темпе, имитирующих отдельные моменты спринтерского бега (работа рук, бег на месте в упоре и др.), а также различных подвижных и спортивных игр, включающих быстрый кратковременный бег, прыжки, метания. С возрастом, увеличением стажа регулярных тренировок и ростом спортивного мастерства должна увеличиваться доля специальных средств развития быстроты движений - разнообразных пробежек с предельной и около предельной скоростью (Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. М. : Просвещение, 2012. 325 с.) Специальная выносливость выражается в способности спринтера поддерживать высокую скорость бега на протяжении всей дистанции. Развивается это качество с помощью пробежек на отрезках 100-300 м с около предельной и предельной скоростью. Чтобы сохранить возможность каждый повторный отрезок пробегать с заданной скоростью, необходим достаточный отдых между пробежками. Эффективным средством развития и совершенствования специальной выносливости бегунов на короткие дистанции являются переменный и интервальный бег, а также беговая игра («Фартлек») на пересеченной местности (Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лепсос, 2011. 368 с.) Цель СФП - развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде. Для каждого вида легкой атлетики СФП будет различной. Упражнения по своей структуре и характеру должны быть близки к тем видам, которые изучаются в данное время или в которых спортсмен собирается соревноваться. Решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на ОФП и СФП, и распределение их во времени зависят от пола, возраста, степени подготовленности занимающихся и от поставленной на данный период задачи. Начинающим юным спортсменам основное внимание необходимо уделить ОФП и лишь по мере их спортивного роста постепенно повышать удельный вес СФП (Акимова Т.И. Легкая атлетика в практике физического воспитания студентов : метод. указания. Оренбург : ГОУ ОГУ. 2006. 33 с.) Специальные упражнения направлены на развитие силы, быстроты, гибкости, силовой выносливости и совершенствование всех органов и систем организма. Эффективность специальных упражнений заключается в том, что они могут воздействовать на группы мышц более избирательно, чем собственно бег (Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М. : «Физкультура и спорт», «СпортАкадем Пресс», 2008. 287 с.)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 57 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 58 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg