ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования налогового механизма в Российской Федерации
1.1 Налоговый механизм как экономическая категория
Современная экономика находится в условиях постоянной трансформации. Разработка системы управления налоговым механизмом является основополагающей целью стабилизации российской экономики, поскольку эффективность работы налогового механизма имеет прямую зависимость от состояния экономики и ее отраслей. Налоговый механизм как экономическая категория рассматривается в совокупности, с финансовым механизмом являясь ее частью.
В основе нестабильности развития экономики находится проблематика налогового механизма, и совершенствование его управления повлияет, в свою очередь на стабилизацию экономического развития.
Данные аспекты связаны с тем, что налоговая система России содержит большое количество контролирующих элементов, но при этом высокая налоговая нагрузка и наличие малого количества налоговых льгот не позволяет российским предприятиям становится конкурентоспособными и расширять свой производственный запас. Что в свою очередь отражается и на инвестиционной привлекательности всей экономики в целом.
Современный этап развития российской экономики направлен на изменение модели развития, на сегодняшний день поставлена задача смены модели, в основе которой находится сырьевая зависимость, на модель инновационного развития с учетом мирового опыта.
Для получения положительного результата внедрения инновационной системы развития необходимо так же изменить и налоговый механизм для быстрого и своевременного реагирования налоговой системы на условия, которые диктуют и изменения в мировой политике. При этом необходимо, что бы при реализации мер по управлению налоговым механизмом учитывались потребности не только государственного управления в части пополнения бюджета, но и интересы всех сфер экономики.
На данном этапе государственное управление в налоговых отношениях осуществляется в основном с применением фискальной функции, при этом экономическая и социальная функция применяется не достаточно. Для формирования сильной и развитой экономики необходимо усилить действие регулирующей функции, что сбалансировать интересы, как со стороны государства, так и со стороны реального бизнеса.
Данный аспект свидетельствует о необходимости применения более существенной и углубленной аргументации принимаемых решений, связанных с развитием налогового механизма.
По этой причине необходим поиск новых инновационных походов к решению вопросов связанных с управлением налогового механизма.
Императивная направленность работы налоговой системы на данном этапе должна быть заменена на совместную заинтересованность в развитии экономики. Явной проблемой в становлении налоговых отношений является отсутствие единообразной системы определения источника для формирования налоговой базы. Так же проблема стабильного развития налоговой системы заключается в отсутствии налоговых льгот, направленных на расширение инвестиционной составляющей экономики.
Налоги являются значимой составляющей доходной части бюджета. По этой причине их значимость для финансовой, политической и социальной жизни государства высока.
Первой и основной обязанностью каждого налогоплательщика в соответствии с Конституцией и НК РФ является уплата всех законно установленных налогов.
Для хозяйствующих субъектов вопросы оптимизации налоговой нагрузки в последнее время стали не менее важными, чем результативное бизнес-планирование производственных и управленческих процессов.
Система законодательного урегулирования обложения налогом и система нормативного урегулирования бухгалтерского учета составлены на схожих, но все-таки различных принципах, что обусловливает образование расхождений между данными налогового и бухгалтерского учета. По-другому, информация, сформулированная в бухгалтерском учете, не всегда может быть прямо применена при установлении базы налога — нужна дополнительная переработка данных. В то же время руководствоваться необходимо не только лишь экономическим содержанием хозяйственных операций, но и также нормативной базой бухгалтерского учета, требованиями законодательства о сборах и налогах.
Вместе с этим налогообложение является одной из более быстро развивающихся и регулярно реформирующихся отраслей законодательства России. Несвоевременный учет изменений, внесенных в НК РФ, иные законодательные и нормативные акты, может образовать предпосылки для возникновения налоговых нарушений, что, в свою очередь, не только лишь приведет к ощутимым материальным убыткам в форме налоговых штрафов, но и отрицательно может влиять на репутацию компании.
В налоговых взаимоотношениях финансово-реализовано существование государства.
Исторический анализ экономических событий в нашей стране позволяет выявить финансовые кризисы, произошедшие 1998г, 2008г., и кризис, начавшийся в 2013году, который продолжается до настоящего времени. Ярко демонстрирует то, что экономическим рискам подвержены все сектора экономики на микро и макроуровне.
Налоговый риск относится к финансовым рисками по некоторым аспектам, поскольку сам экономический риск имеет в основе только риск получения финансовую потерю.
По этой причине, уточняя понятие, налоговый механизм автор будет опираться на две фундаментальные науки: теорию экономики и теорию экономического права.
По нашему мнению, само понятие налоговый механизм, уже на начальном этапе его определения, можно разделить по субъектам исследования: реальный бизнес и государство. Налоговая безопасность предприятия реализуется через налоговый механизм регулирования налоговых отношений.
Налоговый механизм, реализуемый государством в процессе налоговых отношений, основан на регулировании социально-экономических процессов внутри страны.
Причина всего этого кроется в целях и задачах субъектов налоговых отношений.
Таким образом, если субъектом выступают государственные структуры, то основной их целью будет формирование собственных, т.е. государственных денежных средств – государственного бюджета, за счет поступления денежных средств от реального сектора экономики, т.е. налогоплательщиков. И напротив цель каждого налогоплательщика сохранить свои собственные денежные средства и уберечься от всевозможных экономических рисков, например, таких как налоговые риски.
Таким образом, для того, чтобы дать авторское понятие «налоговый механизм» и изучим теоретические основы и особенности формирования налоговых рисков в экономике.
Налоговый механизм, являясь разновидностью финансового механизма, представляет собой важную часть всей экономики, как страны, региона, сектора экономики, так и каждой организации.
Рассмотрим понятие налогового механизма и с точки зрения современных ученых экономистов, поскольку основной нормативный документ – налоговый кодекс не может раскрыть данное понятие.
Налоговый механизм представляется как составная часть финансового механизма с учетом особенностей макроэкономической системы.
Объективная сторона налогового механизма определяется распределительными отношениями финансов.
Субъективным компонентом налогового механизма является осуществлением мер реализации налоговой политики.
Взаимосвязь налогового механизма с финансовым механизмом хозяйствующих субъектов позволяет согласовать единство интересов государства и субъектов экономики в увеличении получаемых доходов с использованием инструментов налогового механизма по распределению добавленной стоимости.
В современной экономической литературе на данный момент налоговый механизм как экономическая категория не достаточно представлен в исследованиях ученых. И в свою очередь данный аспект влечет за собой односторонне рассмотрение этой категории. В большей части изученной автором литературе он представлена как совокупность способов и правил налоговых правоотношений, с помощью которых обеспечивается достижение целей налоговой политики.
Некоторые современные ученые определяют налоговый механизм как «комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства.
Учитывая все рассмотренные трактовки налогового механизма, нами предлагается рассматривать налоговый механизм как экономическую категорию – совокупность налоговых мер и способов, применяемых в процессе установления налоговых правоотношений между субъектами для формирования устойчивой системы налогообложения, в результате действий которой будет создана устойчивая экономика, которая, в свою очередь, будет способна своевременно и оперативно реагировать на происходящие события, как на микро, так и на макроуровне.
При изучении теоретических аспектов налогового механизма необходимо уделить должное внимание понятию налоговый риск, поскольку именно в российской экономике по причине отсутствия стабильности в налоговом законодательстве именно налоговый риск играет большую роль в процессе дестабилизации налоговых правоотношений.
Современный бизнес постоянно, практически уже с момента своего создания подвержен большому количеству финансовых рисков. Конечно при рассмотрении финансового риска, с одной стороны, это явление само по себе нежелательно, поскольку, в большинстве случаев, компания, которая «перенесла» финансовый риск несет финансовые потери, а это уже негативный фактор проявления риска.
Но, при этом могут возникать не совсем положительные стороны риска, такие как, например, конкурентные преимущества, поскольку только при наличии конкурентной борьбы бизнес действительно будет расти как в финансовом, так и в производственном плане.
«Риск начинает существовать только тогда, когда субъект делает выбор, который является причиной этого риска» т.к. определяет экономический риск А.В. Варнавский.
Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом формирования налогового обязательства вследствие негативных отклонений для определенного субъекта от предполагаемых значений, основанных на действующих нормах права.
Изучение данного определения позволяет выявить существенные факторы, влияющие на стабильность функционирования налогового механизма.
«Риск того, что налоговый орган при налоговой проверке признает операцию облагаемой налогом. Вопрос о налоговом риске встает, как правило, тогда, когда законодательство не достаточно четко определяет, нужно облагать налогом ту или иную операцию или нет.
Налоговый риск может возникать также в том случае, если налоговый орган может признать сделку недействительной (притворной или мнимой)» - такое определение налоговому риску дает С.М. Джаарбеков.
По мнению ученой М.Р. Пинской налоговые риски для обеих сторон возникают из-за недостаточности трактовки законодательства – законотворческой деятельности государства, провоцирующей спорные ситуации.
С мнением Пинской М.Р. так же совпадает и мнение В.Г. Панскова, который, в свою очередь считает, что налоговые риски следует применять в отношении хозяйствующих субъектов и государства, и налоговые риски должны характеризоваться как вероятность финансовых потерь для всех участников налоговых правоотношений. Определение субъектов налоговых правоотношений является основой налоговых рисков.
И по причине двух противопоставленных друг другу субъектов налоговых правоотношений существует такая отличительная черта налогового риска, как полярность. Поэтому, в налоговых отношениях риск следует рассматривать с точки зрения двух субъектов.
Таким образом, причиной возникновения налоговых рисков для государства становиться бизнес, поскольку именно от него зависит от того, в каком объеме будет поступление налоговых платежей, при этом государство планирует данное поступление, поскольку в нашей стране государственный бюджет на 80 % состоит из сумм налоговых поступлений.
То есть государство заранее предполагает, сколько и когда каждый сектор экономики должен принести в бюджет дохода. Это если говорить о внутренних факторах для одного субъекта – государства. При этом внешние факторы для государства, оказывающие влияние непосредственно на налоговые риски сводятся к минимуму, и выступают как, скорее всего экономические риски.
Для реального же сектора экономики внешними факторами выступает как раз государство, которое прямо влияет на законодательный процесс, т. е. формирует законодательную базу для возникновения и установления налоговых правоотношений в рамках формирования основы для исчисления и уплаты налоговых платежей.
Понятие «налоговый риск» имеет множество трактовок, и, тем не менее, основа данного понятия имеет отрицательную плоскость, и каждый раз, когда встает вопрос о налоговом риске, нужно учитывать отрицательную плоскость рассмотрения данного вопроса.
Характерной чертой налоговых рисков является именно отсутствие каких-либо альтернатив при принятии управленческих решений. Так, например, для бизнеса альтернативным вариантом может быть возможность выбора одной из предполагаемых схем поведения при формировании налоговых правоотношений: это может быть абсолютно законная схема, на пример, использование льгот или специальных налоговых режимов; схема, построенная на противоречиях и спорных моментах налогового законодательства; и незаконная схема по снижению налоговой нагрузки, например, полное уклонение от уплаты налогов.
Налоговые последствия наступают вследствие результата определенного ряда событий. При этом одно и то же событие, произошедшее в один момент времени не может иметь одновременно и положительный и отрицательный результат для одного субъекта. Событие, результатом которого может стать либо ущерб или убыток, как правило, считается негативным или отрицательным. Так, событие способное принести пользу или прибыль, считается отрицательным для реального бизнеса.
Налоговый риск, несомненно, имеет отрицательное влияние на эффективность управления налоговым механизмом. Так, например, для бизнеса это выражается в отсутствии однозначного толкования действующего законодательства и как следствия возникновения опасности доначисления налогов и сборов, что может повлиять на создание стабильного экономического развития.
На государственном уровне данные аспекты приводят в невозможности своевременного получения в полном объеме всех налоговых поступлений, которые формируют бюджет государства, что приводит к дестабилизации всего экономического состояния государства.
По этой причине созданы предпосылки для устранения существующих диспропорций для совершенствования системы управления налоговым механизмом.
Таким образом, при формировании инновационного подхода к совершенствованию процесса управления налоговым механизмом необходимо учитывать множество факторов оказывающих непосредственное влияние. Данными факторами являются налоговые риски, возникающие по причине отсутствия альтернативных вариантов для расширения производственной базы и создания инвестиционной привлекательности бизнеса.
По этой причине необходимо на государственном уровне создавать условия для развития и расширения российской экономики. Данный факт, в свою очередь найдет положительной отражение на процессе исполнения налоговых обязательств, приведет к снижению налоговых рисков и эффективному управлению налоговым механизмом.
1.2 Методы управления налоговым механизмом в современных условиях
Главными показателями финансовых потерь, связанных с оплатой налоговых сборов являются:
- неопределенная экономическая и правовая информация;
- неотъемлемая составляющая судебная практика и трактовка действующего законодательства;
- применение большого количества оценочных категорий связанных с действиями налогоплательщиков, но при этом не содержащихся в основном нормативном акте всех налогоплательщиков;
- имеет отрицательное воздействие на все сферы экономики, т.е. в экономике не существует сферы, где бы ее развитие происходило в стабильном ритме и не было бы отрицательного воздействия налоговых органов;
- абсолютно каждый участник налоговых правоотношений, так или иначе, подвергается налоговым рискам, не зависимо от степени добросовестности и исполнения налоговых обязательств.
Формы финансовых потерь, связанных с оплатой налоговых сборов, возможно, разделять по следующим факторам:
По субъектам, несущим финансовым потерям, связанных с оплатой налогов: риски государства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц. При более детальном рассмотрении, возможно, осуществлять детализацию финансовых потерь, связанных с оплатой налоговых сборов плательщиков налога.
Опираясь на факторы, определяющие налоговые риски, связанные с оплатой налогов рассмотрим факторы, влияющие на формирование налогового механизма: внешние и внутренние факторы.
Внешними факторами выступают политические и экономические мировые события, мировые финансовые кризисы и направленность действий многих государств на ослабление российской экономики.
Внутренними факторами являются: нестабильность развития экономики, в силу объективных причин, налоговые риски, возникающие как для государства, так и для бизнеса в целом, отсутствие четкого и ясного налогового законодательства и наличия множества интерпретационных понятий, влекущих за собой не однозначное их применений, отсутствие единообразной позиции судебных органов в правовых аспектах.
Так же большое количество налоговых споров, возникающих за последние 10 лет, рассмотренных в прямо противоположных направлениях, вносит свой отрицательный элемент в эффективность работы налогового механизма в России.
Для организации-налогоплательщика могут существовать обе группы финансовых потерь, связанных с оплатой налогов: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях обложения налогом, внутренние — по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта. Внутренние факторы для бизнеса обусловлены его деятельностью по снижению налоговой нагрузки, т.е. налогового планирования, а внешними факторами представляются изменения условий налогообложения и налоговых правоотношений.
Для государства в целом также возможно подразделить финансовые потери, связанные с оплатой налоговых сборов на внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены действием международных договоров в области обложения налогом, деятельностью офшорных зон и предлагаемых ими условий и т. д., внутренние — деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, осуществляющих функции государства в процессе обложения налогом, а также плательщиков налога.
Таким образом, внутренние факторы для государства можно определить как проводимая им налоговая политика, а внешние факторы обусловлены формированием и развитием международных оффшорных зон.
Последовательность формирования налоговых рисков определяется следующими условиями. В случае возникновения разницы между начисленными и перечисленными налогами и сборами, а в данном случае это является негативным событием, имеющим отрицательные последствия, государство производит определенные действия, влияющие на налоговый климат страны.