Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Актуальные вопросы воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе

cool_lady 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2021
Объект исследования – воспитательный процесс в хореографическом коллективе. Предмет исследования – условия воспитания и развития личности в процессе занятий танцем. Гипотеза – процесс воспитательной работы в хореографическом коллективе будет более эффективным при следующих условиях: • применении теоретических аспектов руководства воспитательной работой на практике; • осуществлении индивидуализации личности в процессе воспитательной работы; • совершенствовании методов педагогического взаимодействия. Цель исследования – изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: • выявить теоретическую базу исследования; • рассмотреть понятие воспитательного процесса, его структуру и содержание; • определить специфику воспитательного процесса в хореографическом любительском коллективе; • рассмотреть роль педагогического процесса в воспитании личности; • изучить любительский хореографический коллектив как объект исследования; • применить методы и приёмы, создающие условия для успешной воспитательной работы в хореографическом детском коллективе; • произвести анализ, а затем и обобщение роли педагогического процесса в обучении и воспитании личности; • сформулировать выводы по теме. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах: Макаренко А.С. «О воспитании» В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С. Макаренко. Мысли А.С. Макаренко о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, о воспитании героической личности. Харламова И.Ф. «Теории нравственного воспитания школьников» В статье рассмотрены основные теории нравственного воспитания, представленные как в отечественной, так и в западной науке; уровни и компоненты нравственного развития; факторы, влияющие на эффективность нравственного воспитания школьников. Проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию участников коллектива, освещают в своих работах: Выготский Л.С. «Психология искусства» Здесь Выготский разработал теорию психологии искусства, которая до сих пор является основополагающей и в русской, и в мировой науке. Сам автор своей задачей ставил исследование природы искусства, настаивая на необходимости «научной трезвости в психологии искусства, самой спекулятивной и мистически неясной области психологии». Рожков М.И. «Организация воспитательного процесса в школе». В пособии раскрываются основы организации воспитательного процесса и технология воспитания учащихся в современной школе. В книге нашли отражение, как теоретические вопросы, так и формы и методы воспитательной работы с учащимися. Особое внимание уделяется методике работы педагога, классного руководителя, являющихся ключевыми фигурами в воспитательном процессе. Книга знакомит их с конкретными способами влияния на ученический коллектив, раскрывает пути развития школьного самоуправления, взаимодействия с детскими организациями и объединениями. В пособии также даются рекомендации по проведению анализа воспитательной работы, ее планированию, изучению результатов и эффективности. Значительное место в книге отведено методике проведения различных игр, творческих мероприятий, дискуссий и т. п. Также были изучены труды, где очень точно изложена специфика хореографического коллектива, а также развитие личности в процессе занятий танцем. Ивлева Л.Д. «Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом» В учебном пособии автор восполняет пробел в учебной литературе и на основе изученных теоретических источников, а также с опорой на многолетний опыт руководства любительским хореографическим коллективом и преподавания предмета «Методика работы с любительским хореографическим коллективом» систематизировано излагает основы теории и практики педагогического руководства таким коллективом. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы (всего - 89; в том числе: справочно-энциклопедические - 26; научно-исследовательские работы - 10 ; учебные издания - 24 ; методические рекомендации - 15; диссертации - 14) приложение. Методы исследования: анализ, обобщение, сопоставление, адаптация, компиляция, наблюдение.
Введение

Актуальность исследования затрагивает проблему воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Целью воспитания сегодня является личность разносторонне и гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием. Участник хореографического коллектива должен овладеть базовой культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, эстетическую и танцевальную культуру. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, характер. Занятия танцем способствуют эстетическому воспитанию, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, формируют художественный вкус, развивают эмоциональную сферу, способствуют росту общей культуры участников. Можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Вместе с этим каждый ребенок развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая личность играет важную роль в воспитании коллектива, в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Актуальные вопросы воспитательного процесса в хореографическом детском коллективе. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования. Хореографическое искусство, обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8 1.1 ПОНЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 8 1.2 СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16 1.3 РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ 23 ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 27 2.1 ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 29 2.2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ, СОЗДАЮЩИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 37 2.3. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора (по Рогову Е.И.); Приложение 2. Диагностики на выявление личностных качеств учащихся; Приложение 3. Сравнительная диаграмма повторной диагностики формирования сплочённости коллектива; Приложение 4. Сравнительная диаграмма повторной диагностики личностных качеств хореографического коллектива.
Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя / Ю. П. Азаров. - 2-е издание., исправленное и дополненное – Москва: Просвещение, 1985. – 448 с. – Текст : непосредственный. 2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный поход к детям. / Ш.А.Амонашвили; Академия педагогических и социальных наук; Москва, Психолого-социальный институт – Москва: Институт практической Психологии, 1998. – 544 с. – – Текст : непосредственный. 3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Издательство Казанского университета, 1996 – 565 с. – Текст : непосредственный. 4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4. – 121 с. ?Текст : непосредственный. 5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. – 430 с. ?Текст : непосредственный. 6. Асабин, А. М. Методика педагогического руководства художественно-творческим коллективом: Учебное пособие / ЧГАКИ. ? Челябинск, 2005. ? 150 с. ?Текст : непосредственный. 7. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий / Т. К. Барышникова ? Санкт-Петербург: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996. ? 256 с. ?Текст : непосредственный. 8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: в 2 частях материалы экспериментального курса; часть 1 / Уральский государственный педагогический институт; Екатеринбург. 1992. – 73 с. ?Текст : непосредственный. 9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: в 2 частях материалы экспериментального курса; часть 2 / Уральский государственный педагогический институт; Екатеринбург. 1992. – 85 с. ?Текст : непосредственный. 10. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя. – Москва: Просвещение. 1971. – 176 с. ?Текст : непосредственный. 11. Белова В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков: Автореферат, Диссертация кандидатская педагогических наук. - Москва,1986 г. – 23 с. – Текст : электронный // Библиотека института теории и истории педагогики РАО – URL : https://www.dissercat.com/content/detskoe-obedinenie-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-shkoly-kak-sredstvo-razvitiya-indiv/read (дата обращения: 30.05.2020). 12. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - Москва, 2000г. ? Текст : непосредственный. 13. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. – Москва: Искусство, 1963. ? Текст : непосредственный. 14. Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5; ? Текст : непосредственный. 15. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – Москва: Академия, - 2000г. – 624с. ? Текст : непосредственный. 16. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - Москва: Знание, 1989. – 84с. ? Текст : непосредственный. 17. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Санкт-Петербург Научное трактование / Под редакцией Л.И. Новиковой. ? Москва.:НИИТиИП, 1992. - 134 с. ? Текст : непосредственный. 18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. – 93 с. ? Текст : непосредственный. 19. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986, с.317 ? Текст : непосредственный. 20. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. - Москва, 1991. - 88 с. ? Текст : непосредственный. 21. Гуманистические и воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) / Под редакцией Н. П. Селивановской. – Москва: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с. ? Текст : непосредственный. 22. Евтеева Т.А. Свободное время и развитие личности // Советская педагогика. 1980. - №10, - с. 100-108 ? Текст : непосредственный. 23. Ермоленко Г.В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений: Москва, 1999,-137с. ? Текст : непосредственный. 24. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7; ? Текст : непосредственный. 25. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учебное пособие / ЧГАКИ. – Челябинск, 2009 – 5-8с. ? Текст : непосредственный. 26. Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций. / Т. А. Ильина. ? Москва: 1984. ? 202 с. ? Текст : непосредственный. 27. Казанкина М.Г. Нравственное воспитание личности школьника в коллективе. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1980. – 53 с. ? Текст : непосредственный. 28. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998; ? Текст : непосредственный. 29. Капустин Н.П. Методика оценки воспитанности ученика // Информационно-методический сборник в помощь организаторам воспитания. Сборник. №4 – М., 1997. ? Текст : непосредственный. 30. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: НМО "Творческая педагогика", 1993. - 80 с. ? Текст : непосредственный. 31. Каргин, А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А. С. Каргин. ? Москва: Просвещение, 1984. ? 224 с. ? Текст : непосредственный. 32. Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. / Н. В. Клюева. – Москва: ТЦ «Сфера», 2000 г. ? Текст : непосредственный. 33. Козлов И.Ф., Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. – Москва, 1987. ? Текст : непосредственный. 34. Крыжановская Л. М. Методы психологической коррекции личности – для высших учебных заведений. / Л. М. Крыжановская. – Москва: ВЛАДОС, 2015 г. – 290 с. ? Текст : непосредственный. 35. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Часть 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с. ? Текст : непосредственный. 36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004. ? Текст : непосредственный. 37. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – Москва: Просвещение, 2006. ? Текст : непосредственный. 38. Лейбман И. психологический тренинг сплочения// газета «Школьный психолог», № 13 апрель 2004 г. ? Текст : непосредственный. 39. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - Москва, 1982. - 20 с. ? Текст : непосредственный. 40. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев – Москва: Педагогика, 1999. ? Текст : непосредственный. 41. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Сочинения в 7-ми томах, Москва, 1979, т. IV. ? Текст : непосредственный. 42. Макаренко А.С., О воспитании / А.С. Макаренко. – Москва, 1990. ? Текст : непосредственный. 43. Макаренко А.С., Собрание Сочинений: в 4 томах / А.С. Макаренко. – Москва, 1987. ? Текст : непосредственный. 44. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - Москва, 1985г. ? Текст : непосредственный. 45. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. Для клас. Руководителей. – 2-е издание / дополнения и переработки – Москва: Просвещение, 1981. – 176 с. ? Текст : непосредственный. 46. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Том 1. Общие основы психологии. – Москва: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с. ? Текст : непосредственный. 47. Никольская А.А., Сикорский И.А. Гармония развития и воспитания // Педагогика. - 1994. - №3. - 76-80 с. ? Текст : непосредственный. 48. Нравственное воспитание личности школьника / Под редакцией Колдунова Я.И.- Калуга, 1997. ? Текст : непосредственный. 49. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, 2 издание ? Москва: 2002. ? Текст : непосредственный. 50. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся / М.П. Павлова, В.Ф. Карманов. – Москва, 1988. ? Текст : непосредственный. 51. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Москва,2001. ? Текст : непосредственный. 52. Педагогическая энциклопедия. - Москва: Современная энциклопедия, 1996. - с.425 ? Текст : непосредственный. 53. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов - Москва: Школа –Пресс,1998.-512с. ? Текст : непосредственный. 54. Петровский, А. В. Социальная психология кол-ва: учебное пособие. ? Москва: Просвещение, 1978. ? 176 с. ? Текст : непосредственный. 55. Пидкастстый, П. И. Педагогика: уч. пособие для бакалавров 3-е изд. ? Москва: Изд. Юрайт, 2012. ? 511 с. ? Текст : непосредственный. 56. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - Москва: Наука, 1986. – 256 с. ? Текст : непосредственный. 57. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. / М. В. Попова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г. ? Текст : непосредственный. 58. Плясецкая И.А. Моделирование нравственно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования (на примере Центра детского творчества): Диссертация кандидата педагогических наук. - Москва,1998. – 174 с. ? Текст : непосредственный. 59. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев – Москва: Педагогика, 1976. ? Текст : непосредственный. 60. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - Москва: Знание, 1987. - с.86 ? Текст : непосредственный. 61. Программа коррекционно – развивающих занятий для воспитателей в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива «Формирование сплочённости коллектива». – 2015 г. ? Текст : непосредственный. 62. Психологический словарь / Под редакцией А.В.Петровского и М. Г. Ярошевского - Москва: Политиздат., 1990. - 494 с. ? Текст : непосредственный. 63. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Издательсво ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с. ? Текст : непосредственный. 64. Пуртурова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - Москва: Владос. - 2003. - 256 с. ? Текст : непосредственный. 65. Психология детства: Практикум / Под редакцией А. А. Реана – Москва: ОЛМА – ПРЕСС, 2007. – 224с. ? Текст : непосредственный. 66. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - Москва: Педагогика. - 1991. - 160 с. ? Текст : непосредственный. 67. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6. ? Текст : непосредственный. 68. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. ? Текст : непосредственный. 69. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. Москва, 1996; ? Текст : непосредственный. 70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – Москва: Учпедгиз, 1946г. – 704с. ? Текст : непосредственный. 71. Сальцева С.В. Социально-педагогические проблемы образования и воспитания. Программы научно-исследовательских лабораторий Социального института Оренбургского государственного педагогического университета. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002 – 72 с. ? Текст : непосредственный. 72. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – Москва: Академия, 2004г. – 336с. ? Текст : непосредственный. 73. Семенова В.И. Воспитание профессиональных интересов старших школьников в учреждении дополнительного образования: Диссертация кандидата педагогических наук - Чебоксары, 2001 – 179 с. ? Текст : непосредственный. 74. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: Народная асвета, 1976. ? Текст : непосредственный. 75. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. - Минск: Полымя, 1998. - 575 с. ? Текст : непосредственный. 76. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - Москва, 1984. - 161 с. ? Текст : непосредственный. 77. Скалкин М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1991. - С.3-6 ? Текст : непосредственный. 78. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Издательство СГПУ, 2003. - С. 23-32. ? Текст : непосредственный. 79. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958. ? Текст : непосредственный. 80. Станиславский К.С. Этика. Москва, 1981. ? Текст : непосредственный. 81. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 томах: Москва, 1981.Том 3. ? Текст : непосредственный. 82. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – Москва: Наука. 2000. – 230 с. ? Текст : непосредственный. 83. Философский эстетический словарь – Москва: ИНФРА – М, 2002. – 576 с. ? Текст : непосредственный. 84. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под редакцией Г. Н. Филонова. – Москва: Педагогика, 1983; ? Текст : непосредственный. 85. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – Москва: Просвещение, 1983. ? Текст : непосредственный. 86. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 4е издание, перераб. и доп.-М.: Гардарики, 2002. – 180 с. ? Текст : непосредственный. 87. Школа как воспитательная система: Науч.-метод. материалы в помощь руководителям школ и педагогам / Под ред. А. В. Гаврилина. - Москва.:НИИТиИЛ АПН, центр ВСШ. 1992. - 62 с. ? Текст : непосредственный. 88. Школьный класс: Проблемы и решения (Научно-методический сборник) / Под редакцией Н.Л. Селивановой. - Москва: Издательство ЦСПО РСФСР, 1991. - 141 с. ? Текст : непосредственный. 89. Хореографическое искусство. Справочник. – Москва: Искусство. – 2005. с ил. – 60 с. ? Текст : непосредственный. 90. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 48 с. ? Текст : непосредственный. 91. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. // Н. Е. Щуркова., Л. Ю. Питюков., А. П. Савченко, Е. А. Осипова. Новые технологии воспитательного процесса. – Москва, 1993. ? 232 с. ? Текст : непосредственный. 92. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37. ? Текст : непосредственный. 93. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4.? 78 с. ? Текст : непосредственный.
Отрывок из работы

Глава 1. Специфика процесса воспитания личности в хореографическом коллективе 1.1 Понятие воспитательного процесса, его структура и содержание Для того чтобы более подробно изучить основы воспитательного процесса в хореографическом коллективе, необходимо раскрыть ключевые понятия исследования. В. А. Сластенин в учебном пособии по психологии и педагогике дает следующее определение личности: Личность ? это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней [54, c. 34]. Личность, по определению Л. С. Выготского, ? это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции [19, c. 75]. Проблема личности одна из центральных как в психологии, так и в других гуманитарных, антропологических науках: философии, педагогике, юриспруденции, социологии, экономике и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте её изучения. Педагогику же личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Для руководителя любительского хореографического коллектива очень важно знать и постоянно изучать специфику и основные составляющие понятия «личность», для того, чтобы наиболее полно применять эти знания на участниках коллектива. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность. Человек ? понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую (духовную). Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость. Индивид ? это отдельный, конкретно взятый человек. Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. Субъект ? это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Субъектность ? это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, её становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений. Возникновение и развитие субъектности происходят под влиянием социальных обстоятельств. Следующее ключевое понятие исследования «коллектив». А. М. Асабин в учебном пособии «Методика педагогического руководства художественно-творческим коллективом» более подробно останавливается на раскрытии этого понятия. По его мнению: Коллектив это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии [6, c. 13]. Известный российский психолог К. К. Платонов считал, что коллектив ? это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целями этого общества [57, c.45]. Отечественный психолог А. В. Петровский под коллективом понимает организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого её члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Немаловажным является изучение основных признаков социальной группы, дающие основание считать её коллективом: • общественно полезная цель деятельности людей данной общности; • контактность (как непосредственная, так и опосредованная); • наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства; • определенный уровень развития коллективистической психологии ? психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности. А. С. Макаренко дает другое определение понятия «коллектив», и рассматривает и выдвигает основные позиции педагога по данному вопросу. Коллектив ? это группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом [43, c.54]. Позиции педагога по А. С. Макаренко, безусловно, важны для любого коллектива, в том числе и для хореографического коллектива. Для того чтобы более цельно и точно раскрыть актуальные вопросы воспитательного процесса в хореографическом коллективе, нужно обратиться к более конкретному определению «коллектива», а именно понятию «хореографический коллектив». Т. К. Барышникова в книге «Азбука хореографии» наиболее просто и точно раскрывает понятие «хореографический коллектив». Хореографический коллектив ? это группа людей, добровольно объединенных общим интересом к хореографическому искусству, стабильно осуществляющую свою хореографическую деятельность под руководством профессионального специалиста, в рамках какого-либо социального института, в свободное от основной деятельности время [7, c.67]. С точки зрения педагогики каждый коллектив, в том числе любительский хореографический, имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др. В организации воспитательного процесса наиболее эффективной является коллективная форма. Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, только «в условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее», т.е. только коллектив предоставляет каждому индивиду возможности для свободного гармоничного развития. Причем, по мысли Маркса, только посредством такой организации реализуются предоставляемые обществом объективные предпосылки для развития индивида. Также о значимости коллективной формы рассуждает А. С. Каргин. По его мнению, коллектив позволяет использовать практически весь известный на тот или иной момент арсенал средств, методов и форм воспитательного воздействия на отдельную личность при одновременном проецировании этого воздействия на всех членов. Появляются огромные возможности усиления педагогического влияния за счет сочетания массовых и индивидуальных, групповых и коллективных форм организации педагогического процесса; применения всего многообразия методов воспитания человека в коллективе, через коллектив и для коллектива [32, c.67]. При воспитательной работе в хореографическом любительском коллективе актуальна проблема соотношения обучения и развития и она является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. В хореографическом коллективе идет непрерывный синтез педагогических процессов, который включает в себя помимо воспитания ? развитие и обучение. Рассмотрим эти понятия более подробно, обратившись повторно к пособию А. М. Асабина. Под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от педагога к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: • собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур; • психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание. Воспитание ? специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание: • семейное; • в дошкольных детских учреждениях; • школьное; • вузовское; • производственное; • трудовое; • нравственное; • эстетическое; • политическое; • правовое; • экологическое; • профессиональное; • физическое. В. А. Сластенин и В. П. Каширин раскрывают это понятие с точки зрения педагогики. И рассматривают его в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле ? это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. О процессе воспитания также рассуждает профессор П. И. Пидкасистый. Прежде всего, процесс воспитания предполагает целенаправленность, т.е. воспитание ? это деятельность преднамеренная, осуществляемая сознательно. В этом ее отличие от социализации ? процесса стихийного, спонтанного, реализуемого под воздействием множества разнонаправленных факторов, и в том числе воспитания. Вторая существенная особенность ? взаимодействие воспитателя и воспитуемого. Третья особенность воспитания ? представление воспитателя о субъективности воспитуемого, которая проявляется в индивидуальности, неповторимости каждого воспитанника, избирательном отношении к воспитательным воздействиям [56, c. 53]. Существование воспитательного и педагогического процесса невозможно без такого понятия как «система». Т. А. Ильина дает такое определение системы. Система ? выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [26, c.76]. Процесс обучения и воспитания в любительском хореографическом коллективе осуществляется на основе выбранной формы деятельности, определенных методов и приемов, знаний. Остановимся на определениях этих понятий с точки зрения педагогики. Обучение специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Знания ? освоенная человеком информация, ставшая его достоянием: она существует объективно, но, будучи обретенной человеком, превращается в одну из основ его духовности, культуры, всей субъектной сущности. Деятельность ? форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Рассмотрев более подробно ключевые понятия исследования «личность», «коллектив», «воспитательный процесс» и др. понятия можно отметить, что проблема личности и её изучение одна из центральных как в психологии, так и в других гуманитарных, антропологических науках: философии, педагогике, социологии, и т.д., а также важна для руководителя любительского хореографического коллектива. Так же стоит отметить, что в организации воспитательного процесса в хореографическом коллективе наиболее эффективной является коллективная форма. Немаловажным является изучение основных признаков социальной группы, дающие основание считать её коллективом. В хореографическом коллективе идет непрерывный синтез педагогических процессов, который включает в себя помимо воспитания ? развитие и обучение. Процесс обучения и воспитания в любительском хореографическом коллективе осуществляется на основе выбранной формы деятельности, определенных методов и приемов (знаний). 1.2 Специфика воспитательного процесса в хореографическом любительском коллективе Ведущим звеном любой деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности. Целевой установкой хореографических непрофессиональных объединений должно быть не столько повышение профессионального мастерства участников, овладение ими практическими умениями, личными навыками исполнения танцев, сколько формирование личности. Вместе с тем необходимо отметить, что попытки недооценивать уровень мастерства в любых хореографических объединениях несостоятельны, так как средством воспитания участников может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания. Однако анализ деятельности любительских хореографических объединений показывает, что основной и порой единственной целью для них становится концертно-исполнительская деятельность, что связано с непониманием основной социальной функции – воспитательной, с неумением выделить главные педагогические цели и задачи, конкретизировать их соответственно каждому из этапов развития коллектива. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития. В современной литературе по вузовской педагогике все большее внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе: • единство художественного и педагогического начал в воспитательном процессе; • изучение и учет психологической типологии участников и руководителей любительского коллектива; • выявление структуры педагогического процесса; • психолого-педагогические аспекты руководства любительским хореографическим коллективом; • формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной работой. Учебно-воспитательная работа – составная часть и непременное условие творческой деятельности любительского коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы. Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленные части (учебную и воспитательную), либо рассматривать воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым подразумевается лишь накопление определенной суммы профессиональных знаний и навыков, не выдерживает критики. Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в любительском коллективе становится и процессом воспитания личности. Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применения различных форм и методов обучения, использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в любительских коллективах. Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служат основой его существования, а значит, осуществления широкой педагогической программы формирования личности участника. Специфика воспитательной работы в любительском коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Разное, 69 страниц
560 руб.
Дипломная работа, Разное, 25 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg