Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг в Российской Федерации

cool_lady 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2021
Целью данной дипломной работы является комплексное изучение и научная оценка теоретических и практических вопросов, связанных с особенностями гражданско-правового регулирования прав потребителей при оказании медицинских услуг, выявление проблем в данном направлении, а также выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования: проанализировать институт защиты прав потребителей медицинских услуг, рассмотреть правовые основы оказания медицинских услуг, раскрыть основные права потребителей медицинских услуг, исследовать формы и способы защиты прав потребителей медицинских услуг, проанализировать существующую судебную практику по данному вопросу, выработать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения при оказании медицинских услуг. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы дипломной работы обусловлена исключительной социальной значимостью правоотношений, складывающихся в сфере охраны здоровья граждан и необходимостью защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг. Одним из наиболее важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны, индикатором качества жизни ее граждан является оценка средней ожидаемой продолжительности жизни. При этом продолжительность жизни человека определяется не только его биологическими показателями, но и уровнем и доступностью медицинской помощи. В ч. 1 ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье - неотчуждаемое благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение другие блага. В силу такой значимости этого блага для человека государство и право охраняют его от неправомерных посягательств. Проблемы, возникающие при применении законодательства, регулирующего защиту прав потребителей при оказании медицинских услуг, а также необходимость совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг требуют детального изучения и принятия действенных решений. Вместе с тем, главной проблемой в сфере правового регулирования отношений, возникающих при оказании медицинских услуг, является отсутствие единой системы законодательства, регулирующего данные правоотношения, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление всестороннего контроля за медицинской деятельностью. Построение гражданского общества, максимальная защита прав потребителей требуют адекватного реагирования законодателя в сфере регулирования гражданско-правовой ответственности исполнителя медицинских услуг. Для современной российской цивилистики большой интерес представляет изучение гражданско-правовых отношений, возникающих при оказании разнообразных видов медицинских услуг – диагностических, лечебных, профилактических и пр. При разнообразии форм оказания медицинской помощи гражданам, появление наряду с государственными и муниципальными частных медицинских услуг требуется более четкая гражданско-правовая регламентация медицинской деятельности и работы медицинского персонала. Недочеты в данном направлении, неправильные действия медицинских работников могут быть основанием не только для морального осуждения, но и для привлечения их к различным видам ответственности. Следовательно, научный подход к определению прав, обязанностей и условий ответственности медицинских организаций является исходной предпосылкой эффективной медицинской деятельности. Потребитель медицинских услуг как «слабая сторона» в договоре должен иметь реальную возможность реализации своих прав и гарантии со стороны государства в случае их неправомерного нарушения. На сегодняшний день в этой сфере наиболее актуальными являются проблемы трактовки разумных сомнений в пользу потребителя, а также возмещение морального вреда и определения его размера, в соотношении с принципами разумности и справедливости; проблема установления объективной причинной – следственной связи между ненадлежащее оказанной услугой и вредом причиненного здоровью пациента. Процесс формирования, развития и совершенствования российского законодательства в данной области, а также особенности нормативного правового регулирования и противоречия в механизме функционирования института охраны здоровья требуют углубленного изучения. В связи с этим назрела необходимость комплексного научного исследования гражданско-правовой защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг, а также выявления способов и форм защиты прав потребителей медицинских услуг. С учетом данных обстоятельств весьма актуальна всесторонняя научная оценка и теоретический анализ проблем, связанных с правовым положением. потребителей медицинских услуг с целью выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 6 1.1 Институт защиты прав потребителей медицинских услуг 6 1.2 Правовые основы оказания медицинских услуг 12 1.3 Права потребителей в сфере оказания платных медицинских услуг 22 Глава 2 ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 34 2.1 Формы защиты нарушенных прав потребителей при оказании платных медицинских услуг 34 2.2 Способы защиты нарушенных прав потребителей при оказании платных медицинских услуг 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список литературы

Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс 2. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 (ред. От 16.12.2019) // СПС КонсультантПлюс 3. Гражданский кодекс Российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 (ред. От 18.03.2020) // СПС КонсультантПлюс 4. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011(ред. От 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс 5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002(ред. От 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996(ред. От 07.04.2020) // СПС КонсультантПлюс 7. Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992(ред. От 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс 8. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» №326-ФЗ от 29.11.2010(ред. От 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс 9. Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011(ред. От 18.02.2020) // СПС КонсультантПлюс 10. Федеральный закон №82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995(ред. От 02.12.2019) // СПС КонсультантПлюс 11. Федеральный закон №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002(ред. От 28.11.2018) // СПС КонсультантПлюс 12. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003(ред. От 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс 13. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. От 23.05.2016) // СПС КонсультантПлюс 14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001(ред. От 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс 15. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // СПС КонсультантПлюс 16. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 (ред. от 21.05.2013) «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СПС КонсультантПлюс 17. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СПС КонсультантПлюс 18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // СПС КонсультантПлюс Специальная литература 1)Агапов С.В. Семейное право: учебник // Юрайт, 2019. 2)Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. // Инфра-М,2015. 819 с. 3)Беспалов Д.В.. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный).//Кодекс, проспект, 2015. 640 с. 4)Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по гражданским делам: учебно-практическое пособие. // Проспект, 2016, 240 с. 5)Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина // Юрист, 2015, 431 с. 6)Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1.// Юрайт, 2019. 352 с. 7)Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2.// Юрайт, 2019. 224 с. 8)Эриашвили Н.Д., Актуальные проблемы гражданского права. //Юнити-Дана, Закон и право, 2019, 544 c. 9)Петренко А.В., Гражданское право. //Сова, 2018, 160 c. 10)Гомола А.И. Теория государства и права (СПО) учебник //Кнорус 2019 -206 с.
Отрывок из работы

Глава 1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 1.1 Институт защиты прав потребителей медицинских услуг Институт защиты прав потребителей - это совокупность нормативных правовых актов, объединенных общим предметом регулирования отношений потребителя и исполнителя (продавца). В Российской Федерации центральным понятием института защиты прав потребителей является потребитель. Согласно Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из данного определения следует, что потребителем может быть только гражданин (физическое лицо). Имеются в виду не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, при применении норм указанного закона юридические лица не могут быть отнесены к потребителям. Кроме того, закон «О защите прав потребителей» не применяется, если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и приобретает, заказывает либо использует товары (работы, услуги) для ведения предпринимательской деятельности; а также, когда будет установлено, что гражданин приобретает, заказывает, использует товары (работы, услуги) для деятельности, признанной судом предпринимательской. В соответствии с абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В качестве потребителя закон рассматривает гражданина, который только имеет намерение приобрести товар или заказать работу либо услугу. Это означает, что некоторые нормы Закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Таким образом, ряд норм закона распространяется и на преддоговорные отношения. Особенно это касается ст. ст.8-12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации. Согласно законодательству, потребителем может быть также и гражданин, который непосредственно не приобретал товар или не заказывал работу (услугу), но пользуется ими. Например, гражданин, которому был подарен товар, члены семьи купившего товар гражданина. В юридической литературе приводятся высказывания по расширению понятия "потребитель". Дополнение понятия "потребитель" юридическими лицами, по-моему мнению, приведет к утрате четкой направленности политики защиты прав потребителей, так как действующий закон имеет основную цель - защитить права потребителя-непрофессионала, более слабого экономически и юридически, чем его контрагент на потребительском рынке. Юридические лица имеют возможность защитить себя без предоставления им дополнительных прав, которые предусмотрены законом для граждан-потребителей: альтернативная подсудность, освобождение от уплаты государственной пошлины, возмещение морального вреда и т.д. Понятие "потребитель" четко определено в законе «О защите прав потребителей», ГК РФ, и отсутствует необходимость на сегодняшнем этапе вносить в него изменения и дополнения. Другой стороной в отношениях с потребителем выступает изготовитель (исполнитель, продавец). Под понятиями "изготовитель", "исполнитель" и "продавец" законодатель, прежде всего, подразумевает любые организации, являющиеся юридическими лицами. Согласно ст.50 Гражданского кодекса РФ юридические лица могут быть как коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности, так и некоммерческими организациями, т.е. организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между её участниками. Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность как изготовители, исполнители, продавцы на территории Российской Федерации. Согласно закону «О защите прав потребителей» кроме организаций, исполнителем может выступать индивидуальный предприниматель. В соответствии со ст.23 ГК РФ, индивидуальным предпринимателем является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. На индивидуального предпринимателя возлагаются те же обязательства по отношению к потребителям, что и на организации. В соответствии с законом, исполнителем выступает организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами указанного Закона «О Защите Прав Потребителя» Вступая в отношения с изготовителями (исполнителями, продавцами), потребители приобретают права, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. Вообще, слово "право" применяется в различных значениях. В одном случае под правом понимают совокупность действующих юридических норм, в другом - право, принадлежащее данному лицу как субъекту определенного правоотношения. Во избежание смешения различных понятий, выражаемых одним и тем же термином, право как совокупность норм принято именовать правом в объективном смысле (объективное право), а право, принадлежащее отдельному лицу, - правомочием или правом в субъективном смысле (субъективное право)2. В общем смысле защита прав потребителей - комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между приобретателем (физическим лицом, приобретающим продукт или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности: изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникло в России сравнительно недавно - в начале 1990-х гг. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Обратимся к понятию правоотношения, и в частности к правоотношениям по защите прав потребителей медицинских услуг. В процессе осуществления различного рода деятельности граждане и юридические лица вступают между собой в определенные отношения, которые ввиду их общественного характера получили название «общественные отношения». Большинство таких отношений регулируются нормами права и поэтому именуются «правоотношениями». Правоотношения представляют собой форму отношений, в которой абстрактная норма права приобретает конкретное выражение. Реализация нормы права в конкретных правоотношениях заключается в том, что их участники наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются государством. Общественные правоотношения приобретают правовую форму в результате их регулирования нормами определенной отрасли права. Отношения по предоставлению платных медицинских услуг не являются исключением из этого правила. Субъектами, которые получают медицинские услуги, могут быть только физические лица. Согласно действующему законодательству об охране здоровья носителями прав и обязанностей в области здравоохранения являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой группы субъектов, как правило, применяется понятие «пациент», которое отражено в ст.2 ФЗ (от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пациент – это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния Еще одним участником медицинских услуг является медицинская организация, которой является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Проанализировав точки зрения ученых о чертах правоотношений по предоставлению медицинских услуг, субъекты правоотношений можно предложить следующее уточненное определение: правоотношения по предоставлению медицинских услуг – это урегулированные гражданским правом социально значимые имущественные отношения между пациентом-заказчиком и медицинским учреждением – исполнителем, которые тесно связаны с личностью исполнителя, устанавливают право пациента потребовать от продавца (исполнителя) совершения действий (или деятельности) профессиональными медицинскими работниками с применением современных технологий и научно-обоснованных методов с целью улучшения или поддержания оптимального состояния здоровья пациента и обязанность медицинского учреждения (врача) добросовестно осуществить все необходимые действия по оказанию медицинских услуг при соблюдении неотъемлемых конституционных прав человека, которые требуют повышенного контроля со стороны государства и общества, что обеспечивается силой государственного принуждения. На основании всего изложенного, можно сделать вывод, что защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права. При этом практика показывает, что знание основ и особенностей правового регулирования исследуемого института необходимо не только кругу специалистов различных направлений экономической деятельности, но и рядовым гражданам - потребителям товаров, работ и услуг. 1.2 Правовые основы оказания медицинских услуг В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В ГК РФ данное правило закреплено в ст. 7, которая устанавливает, что, во-первых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации; во-вторых, ее международные договоры применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта; в-третьих, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Ст. 2 Закона «О защите прав потребителей» в отношении данных правил исходит из той же позиции, закрепленной в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и в ст. 7 ГК РФ. Таким образом, очевидно, что ст. 2 закона «О защите прав потребителей» закрепляет известный принцип в праве: приоритет норм международного договора перед нормами внутреннего права. В законодательстве о защите прав потребителей нашли отражение положения Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей". На основе смысла данных руководящих принципов разработано большинство норм закона «О защите прав потребителей». Необходимо отдельно обратить внимание на указание п. 9 Постановления Пленума ВС РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спора о защите прав потребителей»1 от 28 июня 2012 г : « к отношениям по представлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. За последние 15 лет было принято более 50 федеральных законов, в той или иной степени регулирующих правоотношения в здравоохранении. Однако существенных результатов от проводимой реформы отмечено не было. Это были всего лишь попытки адаптации государственной (советской) системы охраны здоровья к рыночным условиям даже не деятельности, но существования (выживания). Попытка, как показал опыт, была не совсем удачная. Принципы свободного рынка медицинских услуг никак не сочетались с условиями государственного диктата в здравоохранении. Однако следует отметить и положительные достижения. Тяжело, но все же создавалась нормативная правовая база функционирования здравоохранения в новых условиях. Отдельные ведомственные подзаконные акты приобрели статус федеральных законов. Были подвергнуты анализу многочисленные ошибки при формировании законодательной основы медицинской деятельности. Получен неоценимый опыт законотворчества в сфере охраны здоровья граждан. Начиная с первых лет реформирования, эффективность медицинского обеспечения населения в Российской Федерации была достаточно низкой. Чтобы исправить ситуацию, Правительство Российской Федерации разработало Концепцию развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Реформы, проводимые в рамках Концепции, уже дают первые результаты - в структуре отрасли происходят существенные изменения. Впрочем, весь потенциал этой программы еще только предстоит раскрыть. На сегодняшний день нормативную основу регулирования медицинских услуг в Российской Федерации составляют положения следующих документов: - Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.); - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ; - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ; - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ; - Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; - Закон РФ от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей»; - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»1; - Постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"2; - Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»; -акты министерств и ведомств; - нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, являясь основным законом, определяющим и регулирующим многие стороны жизни общества, провозгласила в статье 41 бесплатное для граждан оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Указанная медицинская помощь оплачивается средствами соответствующих бюджетов различных уровней, страховых фондов, других, не запрещенных законом источников финансирования. Гражданский кодекс Российской Федерации, как ведущий нормативно-правовой акт в системе имущественных и связанных с ними неимущественных отношений является составной частью правовой базы предоставления платных медицинских услуг, поскольку его положения предоставляют право государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения заниматься предпринимательской деятельностью. В частности, некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, медицинские организации, как некоммерческие организации, имеют законное право оказывать платные медицинские услуги, если это не противоречит условиям, указанным в Гражданском кодексе Российской Федерации. Закон от 07.02.1992 № 2300-1 Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует правоотношения между потребителем и исполнителем в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае ненадлежащего оказания или неоказания ему услуг (ст. 1-17, 27-39). Не является задачей закона «О защите прав потребителей» учитывать специфику процесса оказания медицинской помощи и отношений оказания медицинских услуг. Он рассчитан на регулирование, прежде всего экономических отношений с участием потребителя любых товаров, работ, услуг. С другой стороны, положения этого оказываются недостаточными или применимыми с рядом оговорок или дополнений к отношениям в связи с оказанием медицинских услуг (например, вопрос о сроках оказания услуг должен решаться в контексте своевременности оказания медицинской помощи применительно к моменту в развитии патологии, а не к моменту, установленному договором). В противном случае использование потребителем медицинских услуг правил данного закона во многом является злоупотреблением им своим правом в ущерб законным интересам организации, предоставляющей эти медицинские услуги. Прежде всего, это касается не указанных в критериев необходимой достаточности предоставляемой потребителю медицинской услуги информации о ее существе, а также объема и содержания, момента начала и момента завершения подобных услуг. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006, определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению. Основываясь на ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания медицинских услуг исполнитель (медицинская организация) обязуется по заданию заказчика (пациента) оказать медицинские услуги, а заказчик обязуется оплатить их. Предметом договора возмездного оказания медицинских услуг может быть профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006)). Таким образом, перечень услуг, являющихся по своему характеру медицинскими, определен как исчерпывающий. Медицинские правоотношения, порождаемые договором возмездного оказания медицинских услуг, находятся пока на стадии становления, и их дальнейшее развитие зависит от множества факторов, как экономического, так и правового характера. С целью изменить сложившуюся ситуацию создан новый законодательный акт - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в котором, в отличие от Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 содержатся наиболее значимые для здравоохранения понятия и их определения. Общий терминологический аппарат позволил сформировать единую правоприменительную практику. Так, впервые законодательно закреплены понятия "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "диагностика", "лечение", "медицинская деятельность", "медицинская организация", "заболевание" и многие другие (ст. 2). Такой понятийный аппарат направлен на то, чтобы комфортно сосуществовали вместе медицина и экономика, когда мы говорим о медицинском вмешательстве и медицинской услуге. Чтобы более ясным становилось понимание того факта, что человек получает медицинскую услугу, которую страховая медицинская организация может оплатить. Таким образом, ФЗ №323 увязывает оказание медицинской помощи с необходимостью оплаты медицинских услуг. Кроме этого, задачей данного Закона является введение правовой регламентации. Это связано с тем, что за последние годы существенно изменилась и экономическая конъюнктура, и структура органов исполнительной власти, и организационные основы оказания самой медицинской помощи. Так, в ФЗ №323 сделана попытка разграничить платные услуги и бесплатную медицинскую помощь. В соответствии со ст. 19 ФЗ №323, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. В соответствии со ст. 84 ФЗ 323, граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. В рамках освещения правовых основ оказания платных медицинских услуг необходимо отметить следующий документ - Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Данное Постановление Правительства РФ определяет общие механизмы предоставления гражданам медицинских услуг на платной основе. Среди положений, в аспекте медико-правового изучения системы платных медицинских услуг, следует акцентировать внимание на ряде принципиальных положений. Прежде всего, данные правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями. Платные медицинские услуги могут быть оказаны пациентам за счет: - личных средств граждан, - средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. Законодательно за пациентами закреплено право на отказ от платных услуг. При этом, отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Приведенные выше документы позволяют сформулировать основные принципы правового регулирования оказания платных медицинских услуг. К ним относятся: -оказание платных медицинских услуг представляет собой один из вариантов реализации прав граждан получение медицинской помощи, свободу выбора врача и медицинской организации; -платные медицинские услуги населению оказываются дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи; -правовая база оказания платных услуг едина для учреждений государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения; -платные медицинские услуги населению оказываются медицинскими организациями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг. По своей правовой сути данный договор является договором возмездного оказания услуг; -оказание платных медицинских услуг населению государственными и муниципальными медицинскими организациями не требует специального разрешения органов управления здравоохранением; цены на платные медицинские услуги устанавливаются в соответствии с законодательством РФ; -претензии и споры, возникшие между пациентом и медицинским учреждением по поводу оказания платных медицинских услуг, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg