Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Совершенствование базового навыка приземления у юных гимнасток на основе развития координационных способностей

cool_lady 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2021
Объект исследования: базовая техническая подготовка гимнастов на этапе начальной специализации. Предмет исследования: средства и методы совершенствования точности приземления у юных гимнастов 6-7 лет. Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют знания в области базовой технической подготовки на этапе начальной специализации, конкретизируют процесс совершенствования универсального навыка приземления юных гимнастов во взаимосвязи с развитием способности дифференцировать пространственные параметры движения. Разработаны и теоретически обоснованы вариативные контрастные и сближенные двигательные задания с направленностью на развитие способности дифференцировать пространственные параметры движения, повышающие точность приземлений при выполнения опорного прыжка у гимнастов, тренирующихся на этапе начальной специализации. Практическая значимость: разработанные контрастные и сближенные двигательные задания позволили повысить уровень развития способности дифференцировать пространственные параметры движения и совершенствовать точность приземлений в опорных прыжках у гимнастов на этапе начальной специализации. Экспериментальные средства можно использовать в учебно-тренировочном процессе гимнастов, тренирующихся на этапе начальной специализации в ДЮСШ.
Введение

Спортивная гимнастика - это сложно-координационный вид спорта с ранней специализацией, которым начинают заниматься в возрасте 5-6 лет и уже через два года осваивают сложно-координационные упражнения на гимнастических снарядах. Это в свою очередь представляет особые требования к развитию координационных способностей. Определяющей тенденцией современного этапа развития спортивной гимнастики является непрерывно возрастающие темпы роста сложности упражнений. Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют постоянного совершенствования методов специальной физической подготовки, способных обеспечить необходимую физическую подготовленность для наиболее эффективного обучения упражнениям (Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г., 2004). Начальный этап в спортивной гимнастике характерен приме¬нением самых разнообразных общеразвивающих упражнений для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата занимающихся. Постепенно вводятся элементы на точность и координацию движений. Юные гимнасты познают пространственные, временные и силовые характеристики движений. В соответствии с принятым в гимнастике стилем осваивают основные и про¬межуточные положения рук, ног, туловища, головы и движения ими, направления перемещения. Приобретают представления об амплитуде, быстроте, темпе и ритме телодвижений (Шлемин А.М.,1973; Солодянников В.А., 1999). В спортивной гимнастике одним из значимых критериев оценки техники упражнений является точность приземлений. Точность специалисты понимают как соответствие исполнения элементов заданным параметрам техники, которые обусловлены биомеханическими закономерностями, правилами соревнований (Суслов Ф.П., Вайцеховский, 1993). Приземлению в гимнастике совершенно правильно придают очень большое значение. Ошибки при приземлениях характерны для гимнастов любой квалификации. Анализ выступлений гимнастов различной квалификации показывает, что ни один даже высококвалифицированный гимнаст не проходит без потери устойчивости приземления почти на всех снарядах. Точное, устойчивое, мягкое приземление, несомненно, является показателем хорошо освоенных элементов, тем не менее, от сформированности самого навыка приземления зависит очень многое. Для формирования навыка приземления необходима специальная тренировка, которая должна начинаться с первых шагов юных гимнастов в спортивной гимнастике. Научно-методических работ, в которых раскрывались бы теоретические, методические и практические рекомендации по совершенствованию устойчивых приземлений, крайне не достаточно. Имеются лишь отдельные работы, в которых намечены пути педагогического воздействия на качество устойчивых приземлений. В методических пособиях и специальных исследованиях по спортивной гимнастике обосновывается положение о ведущей роли координационных способностей в становлении спортивного мастерства гимнастов. Но в тоже время в научной литературе недостаточно исследований, посвященных формированию точности приземлений в спортивной гимнастике во взаимосвязи со способностью дифференцировать пространственные параметры движения у юных гимнастов на этапе начальной подготовки. В связи с этим становится актуальной разработка и научное обоснование формирования точности приземления у юных гимнастов 6-7 лет на основе целенаправленного развития координационных способностей с использованием игрового метода, который наиболее полно отвечает психофизиологическим особенностям детей данного возраста
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА ПО ДАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….6 1.1. Возрастные особенности мальчиков 6-7 лет……………………………….6 1.2. Особенности учебно-тренировочного процесса юных гимнастов …….10 1.3. Основы техники опорных прыжков. Характеристика приземления как вида взаимодействия с опорой…………………………………………………… 1.4. Характеристика способности дифференцирования различных параметров движения………………………………………………………………………..22 1.5. Особенности развития и формирования способности дифференцировать параметры движений. …………………………………………………………26 Гипотеза…………………………………………………………………………34 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………………….35 2.1. Цель, задачи исследования ……………………………………………… 35 2.2. Методы исследования …………………………………………………….35 2.3. Организация исследования……………………………………………….40 ГЛАВА 3: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………....42 3.1. Результаты педагогических наблюдений ………………………………42 3.2. Теоретическое обоснование экспериментальных вариативных контрастных и сближенных подвижных игр и двигательных заданий для гимнастов начальной специализации…………………………………………………….45 3.3. Результаты педагогического эксперимента …………………………….52 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...58 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….62 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
Список литературы

1. Аркаев, Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов – М.: Физкультура и Спорт, 2004. – 328с., ил. 2. Аркаев, Л.Я., Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика. Энцтклопедия. – М.: «АНИТА ПРЕСС»., 2006. – 379с., ил. 3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преп. Ин-в физ. Культуры), - М.:»Физкультура и спорт», 1978. С.190-197. 4. Бережная, Е.К. О роли зрительной обратной связи в точностных движениях / Е.К. Бережная // Управление движениями. Л., 1970. – С. 71-82. 5. Гавердовский, Ю.К. Не только о программе (о специальной технической подготовке в гимнастике)./Ю.К.Гавердовский // Гимнастика: Ежегодник. – 1978. Вып. 2. – С. 18-28. 6. Гавердовский, Ю. К. Спортивная гимнастика. / Учебник для институтов физической культуры. М., 1979. – с. 245-247. 7. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 512 с. 8. Иванов К.М. Основы техники опорных гимнастических прыжков / К.М. Иванов. _ Лекция: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. – Л., - 1974. – 34с. 9. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. Педагогика и психология (дошк.)». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с. 10. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Уч. пособ. для ИФК. / С-Пб. 1999. с. 67-72. 11. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. –464 с. 12. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464с. 13. Коренберг, В.Б. Заметки о культуре движений /В.Б.Коренберг //Гимнастика. М.: Физкультура и спорт,- 1972. №2. С.14-18. 14. Коренберг, В.Б. Гимнастика «звездная», гимнастика – «земная» /В.Б.Коренберг //Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1976. №1. С.47. 15. Коровянская, Л.Г. Исследование ощущений / Л.Г. Коровянская // Оценка точности воспроизведения пространственных и временных характеристик / Методическое руководство к выполнению лабораторной работы по курсу "Общая психология". – Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. – 12 с. 16. Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с. 17. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт.– М., 1987. – С. 162-169. 18. Любомирский, Л.Е. Управление движениями у детей и подростков / Л.Е. Любомирский. – М.: Педагогика, 1974. – С. 27, 101, 106-108. 19. Лях, В. И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников // Физкультура в школе. 1986. № 12. С. 56—60. 20. Лях, В.И. Координационные способности школьников. –Минск: Полымя, 1989. – С.11, - С.23-24. 21. Марищук, В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учеб.пособие для студентов пед. ин-в. по спец. №2114 «Физ. воспитание» / Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. – М.: Просвещение, 1984. -191с. 22. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: (общие основы теории и методики физ.воспитания; теорет.-метод.аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры): Учебн. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. -542. 23. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224с. 24. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ.дефектол.фак.высш.пед.учеб.заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 376с. :. – ISBN5-7695-0339-4, 5-7695-0489-7. 25. Паукова, М. В., Черемисин В. П. Учить оценивать свои движения // Физкультура в школе. 1984. № 12. С. 26—29. 26. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-в О-28/ Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с. 27. Ратанова, Т.А. Обучение младших школьников тонким двигательным различиям на уроках физкультуры / Т.А. Ратанова // Вопросы психологии. – 1990. – № 2 . 28. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Сапин М.Р., Брыскина З.Г. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 456с.: ил. ISBN 5-7695-0905-8. 29. Семенов, Л.П. Методика развития специальной прыгучести в опорных прыжках: Метод. Разработки для студентов. – М.: Изд-во РГАФК, 1996. – 34 с. 30. Семёнов Денис Викторович. Технология начальной специализированной технической подготовки гимнасток : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Семёнов Денис Викторович; [Место защиты: Моск. гос. акад. физ. культуры].- Малаховка, 2010.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1296. 31. Смолевский, В.М и др. Гимнастика в трех измерениях (В.М. Смолевский, Ю.В. Менхин, В.И. Силин) . – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 1979. – 248с. 32. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. /под ред Ю.К. Гавердовского и В.М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 327 с., ил. 33. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика: /В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский – Киев.: Олимпийская литература, 1999. – 462с. 34. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 485с. 35. Солодянников В.А. Технология обучения гимнастическим упражнениям начального этапа подготовки гимнасток и программы общеобразовательной школы: / Учеб. пособ. / ГАФК им. П.Ф. Лескафта. – СПб., 1999. – 72 с. 36. Солодянников, В.А. Технологии в подготовке специалистов и обучении двигательным действиям: Монография. СПб.: Изд - во СПбГАФК, 2001. – 222с. 37. Страдина, М.С. Возрастная морфология: Учеб. мет. Пособие / М.С. Страдина. – СПб.: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2005 – 87с. 38. Суслов, Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 352с. 39. Укран, М.Л. Техника гимнастических упражнений: Учеб. для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – С.317-327. 40. Фомин, Н. А. Основы возрастной физиологии спорта. - Челябинск, 1975. – С. 35-47. 41. Фомин Н.А. Физиология человека: Учебн. пособие для фак.физ.культуры пед. ин-тов/Н.А.Фомин. – 2-е изд., перераб. М.: просвещение, 1992. – 351с. 42. Шлемин, А.М. Юный гимнаст. Под ред. Шлемина А.М., «Физкультура и спорт», 1973. – 376 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА ПО ДАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Особенности физического развития девочек 6-7 лет. С целью грамотного построения процесса совершенствования базового навыка приземления у юных гимнасток необходимо рассмотреть их возрастные особенности физического развития. Возраст гимнасток 6-7 лет относится к периоду первого детства (4-7 лет) (Страдина М.С., 2005) и совпадает с границами младшего школьного возраста (7-10 лет) (Солодков АС., Сологуб Е.Б., 2001). В этот период необходимо обратить внимание на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также стимулировать нормальный обмен веществ в организме. Важное значение в этом возрасте имеет также укрепление опорно-двигательного аппарата, разностороннее развитие мышечной системы, формирование правильной осанки, двигательной активности детей. Это влияет на развитие центральной нервной систем и, совершенствует анализаторы и развитие взаимодействия. Для понимания особенностей физического развития гимнасток 6-7 лет необходимо решение следующих задач: А) Дать общую характеристику анатомо-физиологических особенностей детей 6-7 лет; Б) Определить закономерности физического развития детей 6-7 лет. А. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет Физическое воспитание детей 6-7 лет имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. У детей этого возраста интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Темпы роста и развития отдельных органов и функциональных систем несколько снижаются по сравнению со средним дошкольным возрастом, однако остаются достаточно высокими. Отмечено, что характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность [Вельтищев Ю.Г. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их корреляция: Лекция для врачей. [Текст] // Приложение к журналу Росс. вест. перинат. и педиатрии. – М., 2014. – 79 с., стр. 26]. Костная система характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Длина тела увеличивается в этот период в большей пропорции, чем его масса [Вельтищев Ю.Г. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их корреляция: Лекция для врачей. [Текст] // Приложение к журналу Росс. вест. перинат. и педиатрии. – М., 2014. – 79 с., стр. 27]. Ежегодный прирост тела в длину составляет 4-5 см, массы тела – 2-3 кг, а обхват грудной клетки – 1,5-2 см. В возрасте 6-7 лет наблюдается значительный рост позвоночного столба. Кости детей, по сравнению с костями взрослых, содержат меньше минеральных веществ и легко поддаются деформации. Процесс окостенения позвоночного столба происходит поэтапно. В 6-7 лет образуются самостоятельные центры окостенения для верхней и нижней поверхности тел позвонков, концов остистых и поперечных отростков. Шейный лордоз и грудной кифоз формируются до 7-ми лет. Кости таза в 7 лет только начинают срастаться и при сотрясении могут смещаться [Физиология человека. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФиС, 2012. – 610 с., стр. 211]. Полноценная опорно-двигательная функция во многом связана с формированием стопы. Детская стопа по сравнению со стопой взрослых относительно короткая и суженная в области пятки. Анатомически суставно-связочный аппарат сформирован уже у новорожденного, но дальнейшее морфологическое и функциональное совершенствование его продолжается в детском возрасте. Интенсивный рост стоп у девочек наблюдается после 7 лет. Суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен [Физиология человека. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФиС, 2012. – 610 с., стр. 214]. В этот период у детей наиболее интенсивно увеличивается подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов. Мышечная система детей развита еще слабо. Мышцы имеют тонкие волокна, содержащие в своем составе небольшое количество белка и жира. Отношение мышечной массы к весу всего тела в этот возрастной период составляет около 1/4. У детей этого возраста мышцы развиваются неравномерно: сначала мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, а позднее – мелкие мышцы [Клименко Е.А. Методика оценки физического развития детей и подростков // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. IV Под ред. М.Н. Сионовой и С.К. Алексеева. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского – 2012. – Cтр. 208-228.]. У детей наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Мышечная работоспособность у девочек 6-7 лет меньше, чем у мальчиков этого же возраста [Безруких М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка // М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2013. – 416 стр.]. В этом возрастном периоде наблюдается относительная слабость дыхательных мышц. В связи с этим грудная клетка принимает незначительное участие в акте дыхания, которое осуществляется, в основном, за счет опускания диафрагмы. Поэтому работа, затраченная на дыхание, у детей значительно больше по сравнению с взрослыми. Сердечная мышца ребенка 6-7 лет еще сравнительно слабая. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит в два раза быстрее, чем у взрослых благодаря большей частоте сердечных сокращений (ЧСС) и более быстрому кровообращению. Тем самым обеспечивается более интенсивный обмен веществ. ЧСС в возрасте 6-7 лет колеблется в пределах 76 92 уд / мин. Для нервной системы детей 6-7 летнего возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. В этом возрасте дети не могут долго поддерживать процесс возбуждения и быстро утомляются. В связи с этим при организации процесса физического воспитания для детей следует избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных занятий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, не в полной мере могут выразить словами состояние утомления даже при изнеможении (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). Высшая нервная деятельность детей 6-7 летнего возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). По мнению авторов, большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Возрастные особенности управления движениями связаны с постепенным созреванием различных отделов ЦНС (спинного мозга, подкорковых отделов и коры больших полушарий). В возрасте 7 лет четвертое и шестое поля коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, представляются уже достаточно зрелыми. В то же время у детей этого возраста еще отсутствуют тесные функциональные взаимоотношения между двигательным, зрительным и другими анализаторами. У них отмечается недостаточная зрелость высших программирующих и контролирующих произвольные движения областей коры (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). Большое значение в регуляции двигательной активности детей 6-7 летнего возраста имеет развитие межполушарных отношений. Недостаточная функциональная зрелость левого полушария головного мозга у детей и преобладание у них функций правого полушария требует использования в физическом воспитании преимущественно наглядных методов обучения, прочувствования движений, использования подражательных реакций, а высокая эмоциональность детей, обусловленная большой ролью подкорковых влияний – широкого применения различных игровых средств (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). Из-за несовершенной координации в деятельности нервных центров точность многих движений еще явно недостаточна (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). Созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей происходит в возрасте 3-6 лет; в возрасте 7-9 лет – усовершенствование кольцевого рефлекторного механизма с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей, а в созревание механизма центральных команд (программного управления) происходит к 10-11 годам (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). В 6-7-летнем возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). В возрасте 6-7 лет складываются благоприятные условия для развития координационных качеств, что необходимо использовать в учебно-тренировочном процессе гимнасток для развития формирования необходимых базовых навыков общего назначения , в том числе и приземления. Б. Закономерности физического развития детей 6-7 лет Данные развития молодого организма используются для рационального формирования физических нагрузок, которые осуществляются в соответствии с возрастными особенностями детей и особенностями различных видов физических упражнений. На основе этих данных строится педагогический и медицинский контроль в процессе физического воспитания детей. Особенностями строения и развития скелета детей является то, что окостенение скелета в этом возрасте еще не закончено, причем эти процессы проходят неравномерно. Из-за значительной подвижность и гибкость позвоночника часто бывают случаи деформации нормальных его сгибов. Это нужно учитывать при планировании и проведении педагогического процесса в физическом воспитании. Различные толчки во время приземления с большой высоты, неравномерная нагрузка на нижние конечности могут негативно повлиять на смещение костей таза и их рост. Кроме того, большие физические нагрузки могут быть причиной формирования плоскостопия у детей. Прирост силы, связанный с возрастными изменениями, происходит в определенной степени независимо от физических нагрузок. Но под влиянием физических занятий сила мышц в возрастном аспекте увеличивается значительно быстрее. Возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на уроках физической культуры. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у детей развитие тормозных процессов. Кратковременные скоростно-силовые упражнения младшие школьники выполняют достаточно легко. Поэтому на занятиях с детьми 6-7 лет применяются прыжковые, акробатические упражнения, а также динамические упражнения на гимнастических приборах. Двигательные навыки у 6-7-летних детей формируются быстро. Этому способствует высокая возбудимость и пластичность центральной нервной системы. При занятиях физическими упражнениями с детьми этого возраста следует помнить, что их необходимо ограничивать в значительных мышечных напряжениях, связанных с длительным сохранением той или иной недвижимой позы, переносом тяжестей. Вместе с тем, длительное ограничение необходимой двигательной активности приводит к атрофии мышц, нарушению осанки и функций внутренних органов, снижение психической и физической работоспособности, возникновению хронических заболеваний сердечно-сосудистой систем и обмена веществ [3]. Именно в период 6-7 лет жизни закладываются основы культуры движений; успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания. Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения осваиваются без специального инструктажа. 1.2. Основные принципы учебно-тренировочного процесса юных гимнасток Основные закономерности роста и развития детей, состояние их здоровья и особенности двигательной подготовленности определяют выбор педагогических приемов воздействия на организм ребенка в зависимости от конкретных задач учебно-воспитательного процесса. Задача тренера состоит в том, чтобы каждый воспитанник систематически выполнял физические упражнения. Развитие физических качеств (силы, быстроты, гибкости выносливости, ловкости), учитывая возраст. Весь процесс физического воспитания направлен на воспитании у детей таких морально-волевых качеств, как смелость, уверенность, дисциплинированность, коллективизм, чувство дружбы и товарищества, трудолюбия, культуры поведения. Эта задача физического воспитания решается средствами физических упражнений (прыжки в высоту, прыжки через препятствия, упражнения в равновесии, игры и т. д.). Волевые качества невозможно воспитать без одновременного воспитания нравственных качеств личности, а нравственное воспитание без волевой деятельности, волевых усилий. Одной из задач физического воспитания детей 6-7 лет является воспитание устойчивого интереса и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Эту задачу необходимо реализовывать со всеми детьми, а все тренировки проводить организованно, энергично, заинтересовать содержанием и формой материала, создавать условия для проявления дружеских взаимоотношений. Тренировка является основной формой организации занятий по спортивной гимнастике в спортивной школе. Руководящая роль здесь отводится тренеру, который обеспечивает эффективность учебно - тренировочного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач, оказания квалифицированной помощи занимающимся (показ, объяснение упражнения, исправление допущенных ошибок, обеспечение страховки), организации занимающихся на активное овладение специальными двигательными навыками на фоне повышенного положительного эмоционального состояния занимающихся. Основными задачами работы на этапе отбора и начальной подготовки являются (Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К., 1979;1999; Солодянников В.А., 1999; 2001; Аркаев Л.Я., Смлолевский В.М., 2006): - изучение задатков и способностей детей в связи с определением их пригодности к занятиям спортивной гимнастикой; - всесторонняя физическая подготовка юных гимнасток как фундамент для овладения сложными гимнастическими движениями; - обучение основам гимнастической техники; - воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям гимнастикой. В процессе планомерных занятий гимнастикой решаются и другие задачи (Гавердовский Ю.К., 1978): - повышение общей и специальной физической подготовленности, развитие физических качеств: силы, гибкости, быстроты и прыгучести, выносливости; - развитие координационных особенностей, умений оценивать движения в пространстве по времени и усилиям; - развитие вестибулярной устойчивости, умение сохранять равновесие и осанку во время и после выполнения гимнастических упражнений; - обучение основам техники гимнастического многоборья; - воспитание морально-волевых качеств: настойчивости, смелости и решительности, коллективизма и трудолюбия, терпения, дисциплинированности; - привитие гигиенических навыков. Физическая и специально-двигательная подготовка. Содержанием специальной физической подготовки являются упражнения, непосредственно направленные на развитие силы, гибкости, быстроты, прыгучести и выносливости (Менхин Ю.В., 1989). Для развития силы различных мышечных групп в этом возрасте пре-имущественно используются упражнения без отягощений, подтягивание в висе и отжимание в упоре, лазание по гимнастической стенке, перемещение в упоре на брусьях и в упоре лежа, самостоятельно и с партнером (партнер держит за ноги), переходы из одного виса в другой и перевороты на перекладине и разновысоких брусьях (Менхин Ю.В., 1989). Развитию гибкости способствуют занятия хореографией. В качестве специальных упражнений на гибкость рекомендуются упражнения без предметов: взмахи ногами и наклоны туловища, «растягивание» в шпагатах, пружинистые приседания в выпадах, то же с опорой ногой о гимнастическую стенку, скамейку и т.д. и упражнения с предметами: палками, булавами, скакалкой и отягощениями (гантелями, мешочками с песком), выполняемые самостоятельно и с партнером. Упражнения на гибкость часто включают в подготовительную часть тренировочного занятия (Смолевский В.М., Гавердавский Ю.К, 1979; Менхин Ю.В., 1989). Основным методом развития быстроты является многократное выполнение упражнений с предельной скоростью. В качестве средств развития быстроты могут быть: пробегание отрезков (20-30 м) с максимальной скоростью, бег на месте в течение 10-15 сек. с подсчетом количества шагов, выполнение несложных движений из различных исходных положений по сигналу. Эффективны упражнения на быстроту, когда они носят характер вне-запности, проводятся в форме игры. Например, смена направлений в беге или остановка по сигналу в определенной позе; в выпаде, упоре, наклоне с различным положением рук. Важным средством развития специальной быстроты являются гимнастические эстафеты. Акробатические упражнения служат хорошим средством для воспитания ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве, а также для повышения устойчивости вестибулярного аппарата. С их помощью занимающиеся подготавливаются к освоению вольных упражнений, прыжков и упражнений на гимнастических снарядах. На этом этапе обучения для развития прыгучести используются раз-личные прыжки на месте и с продвижением на двух ногах, на одной ноге, со сменой ног, руки на пояс и с движением руками, через препятствие (гимнастическую скамейку, низкие предметы), со скакалкой, по «кочкам», в длину с места и с разбега, тройной и четверной прыжки, прыжки с высоты 25-40 см с последующим отскоком, прыжки на гимнастического коня, гимнастическую стенку, горку матов и через них, прыжки с поворотами на 180, 360 и 5400. В процессе обучения и работы над развитием физических качеств опосредованно решаются и задачи развития специальной выносливости и работоспособности. Обучение «школе» гимнастических движений, первоначальным осно-вам техники нужно начинать с первого появления новичка в зале (Семенов Д.В., 2010). Уже к 7-8 годам перспективные гимнастки должны освоить значитель-ный объем элементов (Шлемин А.М., 1973). На начальных этапах подготовки применяются специальные упражнения, которые способствуют правильному формированию двигательных навыков. Практика показывает, что гимнастки, не получившие своевременной и достаточно полной базовой подготовки, в дальнейшем не могут рассчитывать на серьезные успехи. И напротив, гимнастки, прошедшие на ранних этапах «школу» технической подготовки в каждом виде многоборья, не только более успешно совершенствуются в дальнейшем, но и достигают более значительных спортивных успехов. Благодаря этому, имеется высокая взаимосвязь между двигательной подготовкой и техническим мастерством спортсмена. Ациклические виды спорта связаны с постоянным освоением новых движений. При их разучивании должны выбираться такие паузы отдыха, которые позволили бы сохранить оптимальную возбудимость двигательного анализатора, так как усвоение новых двигательных действий проходит легче на фоне возбуждения в ЦНС. Сложность разучиваемого движения должна иметь величину, соотносимую с возможностями спортсмена, так как слишком сложное движение, несоответствующее возрасту или квалификации спортсмена, освоено не будет, а слишком простое не будет представлять интереса, побуждать к повторному выполнению и оказывать развивающее воздействие. Эффективным средством создания представления о разучиваемом движении являются имитационные упражнения. Они выполняются лежа, стоя или в упрощенных условиях. Имитируются движения для принятия рабочих осанок и их удержания. Длительность, по возможности, приближается к реальной. Дети младшего школьного возраста могут осваивать технически сложные движения, так как в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. Однако процессы внутреннего торможения остаются несовершенными. С 8 до 12 лет дети могут освоить практически все сложнокоординированные движения, благодаря достаточному развитию пространственной ориентации. Несмотря на исключительное разнообразие, все гимнастические упражнения, в большей или меньшей степени, сходны по структуре и технике, так как в основе их исполнения лежат объективно существующие биомеханические закономерности. По окончании первого этапа многолетней подготовки юные гимнастки должны уметь: сохранять правильную осанку при выполнении общеразвивающих упражнений и передвижений; выполнять основные упоры, висы и размахивания в них, стойку на руках на полу, не менее двух видов шпагатов, перевороты вперед, фляки и сальто вперед на акробатической дорожке, фляк на низком бревне (девочки), подъем разгибом на разновысоких брусьях (девочки), прыгать ноги врозь и согнувшись через каше в ширину. Соотношение времени на работу над общей, специальной физической и специальной двигательной подготовкой, с одной стороны, и спортивно-технической подготовкой, с другой, на первом году обучения примерно равны. На второй учебный год время на спортивно-техническую подготовку увеличивается до 60%. 1.2. Общая характеристика и классификация опорных прыжков. Особенности приземления как вида взаимодействия с опорой. В спортивной гимнастике Прыжки являются одной из девяти основных групп физических упражнений. В спортивной гимнастике прыжки вместе с вольными упражнениями и упражнениями на снарядах составляют гимнастическое многоборье и входят в программу всех современных соревнований. Иванов К.М. (1974) делит все прыжки на две большие группы: 1. Простые прыжки, или неопорные. 2. Опорные прыжки. К первой группе относятся: прыжки на месте, прыжки в длину и высоту, с места и с разбегу, прыжки с трамплина и другие, выполняемые без опоры руками о преодолеваемое препятствие. Ко второй группе относятся прыжки с опорой руками о преодолеваемое препятствие (козла и коня, поставленных в ширину и в длину, плинт, стол и горку матов). Прыжки - ценные физические упражнения. При правильной методике проведения они благоприятно воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы, что положительно сказывается на функциональном состоянии всего организма. Прыжки, особенно опорные, способствуют развитию силы мышц и быстроты их сокращений, развитию координации движений, ориентации в пространстве и воспитанию смелости и решительности (Антонов Л.К., 1975). При выполнении прыжков занимающиеся овладевают навыками, позволяющими легко и быстро преодолевать препятствия, что указывает на прикладное значение прыжков. Прыжки нередко используются как средство повышения эмоциональ-ного состояния занимающихся. В.Б. Коренберг (1976) рекомендует применять прыжки в подготовительной и основной части занятия. В подготовительную часть занятия с целью «разминки» включаются только хорошо изученные прыжки. В основной же части изучается и совершенствуется техника многочисленных простых и, особенно, опорных прыжков. В спортивной гимнастике опорные прыжки включаются в каждое тренировочное занятие. Кроме того, для развития «прыгучести» применяются специальные упражнения в конце основной части урока. В спортивной гимнастике любой опорный прыжок содержит много исходных элементов, которые характеризуются для всех прыжков. Совокупность этих элементов, а также закономерности их взаимосвязи составляют основы техники выполнения опорных прыжков (Антонов Л.К., 1975). Иванов К.М. (1974) считает, что каждый прыжок представляет собой многофазный процесс, в котором предшествующая фаза подготавливает и обуславливает последующую. Тренеры и научные работники ищут новые, наиболее рациональные способы выполнения известных прыжков, разрабатывают современную технику. Для того чтобы совершить опорный прыжок, гимнастка должна выполнить разбег с последующим прыжком на мостик, оттолкнуться ногами, совершить полет до опоры руками о преодолеваемый снаряд, оттолкнуться руками, в последующем полете выполнить ряд движений ногами, туловищем, руками, соответствующие форме прыжка, и приземлиться (М.А. Журавин, О.В. Загрядская, 2002). шибки, допущенные хотя бы одной из перечисленных фаз, как прави-ло, отрицательно сказываются на выполнении прыжка в целом. Так недоста-точная скорость разбега часто является причиной слабого полета после толч-ка руками, а неточное приземление может зависеть от неправильного выпол-нения фазы полета до толчка руками и т.д. По мнению Д.С. Якубенка (1958) в каждой из структурных групп прыжков можно выделить наиболее ответственные фазы, требующие особого внимания при обучении опорным прыжкам и их тренировке, однако общие закономерности выполнения опорных прыжков сохраняются в ровной степе-ни для любой из групп. Иванов К.М. (1974) в своей работе выделяет следующие фазы опорного прыжка: А) разбег с предварительным прыжком на мостик; Б) толчок ногами; В) полет до опоры руками (первая полетная фаза); Г) толчок руками; Д) вторая полетная фаза; Е) приземление. В опорном прыжке высота подъема общего центра тяжести тела зависит не только от толчка ногами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 51 страница
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 45 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg