Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Функции и виды внимания, развитие внимание.

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2021
Актуальность темы заключается в том, что внимание очень важно в повседневной жизни человека, а сознание помогает чувствовать осмысленность своей жизни и анализировать различные ситуации. Поэтому актуально рассмотреть, что такое внимание, как его можно улучшить и увидеть как сознание помогает человеку осознавать духовные ценности и чувствовать себя полезным для общества. Объектом исследования является внимание и сознание человека. Предмет исследования – процесс внимания человеческой личности Цель исследования -состоит в рассмотрении понятий о внимании, исследовании нарушении внимания и способов ее развития. Задача : 1. Обозначить виды внимания в психологии 2. Определить основные свойства внимания 3. Исследовать нарушение внимания 4. Изучить способы развития внимания Методы исследования: анализ литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической обработки данных. Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Введение

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминания и научения очевидны. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что «явление внимания играет важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии, как правило, занимает скромную и незаметную позицию». Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы “жертвует собой” ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Без повседневной, систематической работы по развитию свойств внимания не может быть успешной деятельности, невозможно полноценное усвоение учебного материала; психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Как бы ни был талантлив ребенок, у него будут всегда пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты успешной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чисом» виде не представляется возможным. Таким образом, вопрос о развитии внимания был и будет актуальным, это и обусловило выбор темы нашей работы: «Психология внимания». В связи с этим мы выделили:
Содержание

ВВДЕНИЕ………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………….....5 1.1. Виды внимания в психологии……………………………………………….5 1.2. Основные свойства внимания……………………………………………...10 ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ………………………………………………………………...….20 2.1. Нарушение внимания……………………………………………………….20 2.2. Способы развития внимания……………………………………………....25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………29
Список литературы

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2013. - 367 с. С. 5-328. 2. Дормышев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. -- М: Тривола, 1995. – 357 с. 3. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник/ послесловие проф. В.П. Зинченко.- 3-е изд., испр.- М.: Флинта, 2012.- 376с. 4. Маклаков А.Г. Общая психология.- Спб.: Питер, 2011.- 592 с.: ил.- (серия «Учебник нового века»). 5. Немов Р.С: Психология: учебник для студ. высш. пед. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- кн.1: общие основы психологии.- 688 с. 6. Общая психология: Учебник для студентов под. ин-тов // Под ред. А. В. Петровского.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2016. - 463 с. 7. Психология внимания\ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001.- 858с.- (серия: Хрестоматия по психологии). 8. Рубинштейн С.Л: Основы общей психологии.- Спб.: Питер,2016.- 713с. 9. Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики- М.: МПСИ; Воронеж: издательство НПО «МОБЭК», 2011.- 352с (серия «библиотека психолога»). 10. Узнадзе Д.Н. Общая психология/ под ред. И.В. Иедадзе.- М.: Смысл; Спб.: Питер, 2014.- 413 с.: ил.- (серия «Живая классика»).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 1.1. Виды внимания в психологии Смотря по тому, какой характер имеет господствующее впечатление, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание, далее непосредственное и посредственное. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-нибудь чувственное впечатление, например цвет, запах, звук и т. п. При непосредственном внимании роль впечатления в сознании определяет его собственными особенностями, например силой впечатления (громкий звук, яркий блеск); посредственным же вниманием называют те случаи, когда господствующая роль впечатления зависит не от того, что в нем содержится, но от того смысла или значения, которое оно для нас имеет: тихо, шепотом произнесенное слово может по своему смыслу поразить нас, сделать совсем нечувствительными к посторонним, хотя и громким звукам. Это внимание тесно связано с так называемой апперцепцией . Первоначальными формами внимания надо считать внимание чувственное и непосредственное, интеллектуальное же и посредственное развиваются позднее, то же, конечно, было и в общей теории эволюции человечества. Умственное развитие в значительной степени состоит именно во все большем развитии этих последних форм внимания. Активное и пассивное внимание. Активным вниманием называются иногда случаи внимания посредственного, т.е. апперцептивного, в котором значение и роль впечатления зависят от того смысла, который мы сами в него вкладываем. Но лучше называть активным вниманием лишь те случаи, в которых внимание обусловлено особым чувством нашего усилия, пассивным же - когда это усилие не наблюдается. Активное внимание всегда действует непродолжительно, усилие производит моментальное усиление для нас данного впечатления, но этот результат очень быстро исчезает, и требуется затем новый акт усилия. О том, в чем состоит, в сущности, это усилие и почему и как оно может изменять значение или силу для нас впечатления, разные психологические теории судят по-разному. Так называемая двигательная теория активного внимания (Рибо, Ланге) находит здесь особые движения организма, которыми мы (и животные) целесообразно приспособляемся для наилучшего восприятия, например движения направления глаз ("смотреть"), движения поворота головы для наилучшего слушания, особые неподвижные позы всего тела и задержания дыхания, позволяющие лучше уловить слабое впечатление или искомую мысль, и т. д. Эти выразительные "жесты внимания", представляющие инстинктивные движения, целесообразно приспособлены для улучшения условий восприятия, чувствуются же эти движения нами в совокупности как ощущения мускульного усилия . Факторы, обусловливающие внимание. От каких свойств психических явлений зависит то или другое из них, оказывается центральным в нашем сознании и может вытеснить прочие? Такими обстоятельствами являются главным образом следующие: 1) сила или резкость впечатления; сильный звук, яркий свет захватывают сильнее сознание, чем слабые; 2) эмоциональный тон впечатления или мысли; впечатления, вызывающие в нас страх, радость, гнев и т. п., действуют, несравненно сильнее на распределение сознания, чем впечатления безразличные; 3) существование заранее в сознании представления, сходного с воспринимаемым впечатлением: если нам заранее известно, что мы увидим или услышим, мы легче замечаем самые тонкие оттенки формы, звуки; например, специалист-гистолог или врач видит сразу больше в микроскопическом препарате или в физиономии и в движениях больного, чем тот, кто не имеет таких знаний; 4) легче замечаются впечатления привычные, многократно уже повторявшиеся: мы, например, сразу замечаем в многолюдной толпе знакомые лица . Эффекты внимания. Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, оттесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления есть основной факт или эффект внимания. Но, как следствие, отсюда происходят и некоторые второстепенные эффекты, а именно: 1) это представление благодаря его большой сознаваемости становится для нас раздельнее, в нем мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания); 2) оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фиксирующий эффект); 3) в некоторых по крайней мере случаях впечатление делается для нас сильнее: слабый звук, выслушиваемый с вниманием, кажется благодаря тому несколько громче (усиливающий эффект) . Биологическое значение внимания. То обстоятельство, что впечатления располагаются в нашем сознании не только соответственно их объективной силе, а и перспективе, обусловленной еще и субъективно, т. е. в соответствии с важностью, которую они имеют для нас, причем важные впечатления оттесняют неважные, придает содержанию нашего сознания совсем особый характер, который делает его вовсе не простой копией действительности, а своеобразной ее переработкой. Эта переработка-выделение на первый план некоторых впечатлений и оттеснение других - обусловлена главным образом биологической важностью одних преимущественно перед другими: под влиянием голода, жажды, половых потребностей, усталости и т. п. совершается особый подбор впечатлений и именно важных (т. е. интересных) для этих потребностей. Такое распределение фактов в сознании имеет, конечно, огромное биологическое значение для животных и человека. Теория внимания. «Оставляя в стороне особенности активного внимания, о котором уже сказано выше, как мы можем объяснить весь процесс внимания вообще? На это разные теории дают весьма различные ответы. Некоторые из этих теорий дают лишь кажущееся объяснение. Таковы все те, которые сводят внимание к особой душевной силе, подбирающей представления и придающей им тем самым особое значение в сознании. Такая ссылка на особую душевную силу есть лишь в иных словах описание факта внимания, ибо сама по себе такая сила нам вовсе не известна. Притом и при допущении такой силы придется сказать, почему именно известные представления ее привлекают, а другие - нет, т. е. прежний вопрос возвратится в новом лишь виде. Некоторые теории приписывают самим представлениям особую силу оттеснять другие представления из поля сознания и, таким образом, строят своеобразную психическую механику представлений (Гербарт). Наиболее убедительны, однако, физиологические теории внимания. Мюллер, например, видит во внимании временное повышение чувствительности тех частей головного мозга, с которыми связано данное впечатление; психологически это зависит от ожидания этого впечатления, т. е. от предварительного нахождения в сознании соответственного представления, физиологически же здесь происходит слияние двух нервных токов (впечатления и предварительного представления), причем второй усиливает действие первого. Другая, более разработанная физиологическая теория внимания дана Эббингаузом. Она сводит дело к образованию в мозгу под влиянием упражнения более точно определенных путей проведения нервных токов, вследствие чего последние не рассеиваются, но действуют, так сказать, сосредоточеннее и, таким образом, вызывают более определенные и ясные психические возбуждения. Когда я иду по слабо освещенной улице и передо мной вдруг вспыхивает электрическая реклама, мое внимание невольно обращается на нее. Само впечатление, помимо всякого моего желания, заставило меня обратить на себя внимание - повернуть голову, сощурить соответствующим образом глаза и т. д. Напротив, в очень многих иных случаях мы сами нарочно хотим воспринять какой-нибудь предмет возможно лучше. Так, например, мы внимательно ищем нужное нам знакомое лицо в толпе других людей; мы упорно стараемся наилучше осознать соотношение мыслей какой-нибудь умственной проблемы, несмотря на то что ряд внешних впечатлений, может быть, и мешает нам в этом; мы собираем, так сказать, последние силы, чтобы слушать бесконечную речь скучного собеседника и т. п. Здесь уже работает наше произвольное, или активное, внимание. Конечно, чаще всего бывает так, что оба вида внимания у нас сменяют друг друга, переходя один в другой. Так, невольно обратив внимание на появившийся на горизонте движущийся предмет, мы, дальше, начинаем уже намеренно в него всматриваться, с тем чтобы разгадать, что это такое. И, наоборот, сперва заставив себя вслушиваться в слова лектора насильно, мы можем затем увлечься развертывающимся содержанием лекции настолько, что положительно не сможем оторваться от самого внимательного ее слушания. Здесь, следовательно, мы видим уже, как произвольное внимание превращается в непроизвольное .» «Произвольное внимание, будучи часто связано с необходимостью преодолеть многие мешающие, отвлекающие нас в другую сторону впечатления, требует от нас порою большого усилия над собой, под термином "произвольное" здесь, конечно, не следует понимать чего-либо беспричинного. Допущение беспричинного - есть отказ от научного исследования. Деятельность «произвольного» внимания зависит от определенных причин и условий, выясняемых в психологии.» 1.2. Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания. Концентрированность внимания - в противоположность его распыленности - означает наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков -интенсивности и узости внимания .» Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка, в общем, правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированное, но иногда даже повысить ее. Мы поэтому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание,-особый вопрос. Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры. внимание концентрированность тахистоскопический Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно 4 - 5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2 - 3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга независимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных, осмысленно между собой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистосконического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения .» С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов .»
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 17 страниц
204 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 21 страница
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg