Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие произвольного внимания младших школьников на уроках русского языка

cool_lady 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2021
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания. Предмет исследования: условия развития произвольного внимания на уроках русского языка. Цель работы: обосновать условия развития произвольного внимания младших школьников на уроках русского языка. Задачи исследования: 1. изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования; 2. рассмотрение сущности и видов внимания; 3. характеристика внимания младших школьников; 4 обоснование условий развития произвольного внимания младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза исследования: развитие внимания младших школьников достигнет высокого уровня, если: - процесс развития внимания будет осуществляться под руководством педагога; - диагностические методики и упражнения для развития внимания будут подобраны с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста; - будет соблюдаться правильное соотношение между произвольным и непроизвольным вниманием; - действия учащихся приобретут самостоятельный, осознанный характер и будут использоваться на практике. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, диагностика развития произвольного внимания, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в теоретико-методической деятельности учителей начальной школы по развитию произвольного внимания младших школьников в процессе внеурочных занятий и уроках изобразительного искусства. Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение и ряд специализированных методик: Корректурная проба (Тест Бурдoна), методика Шульте-Гoрбoва, методика Мюстeрьерга, методика «Проставь значки», методика «Запомни и расставь точки», методика «Домик», методика «Найди ошибку в тексте» (П.Я. Гальпeрин, Н.В.Ярослaвская) и др.
Введение

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его иногда называют регулятором деятельности, определяющим ее успешность. Проблема развития внимания является актуальной на протяжении всего обучения ребёнка в школе, но наиболее значима она в начальной школе, когда идёт формирование всех познавательных процессов. Внимание как один из основных познавательных психических процессов в учебной деятельности учащихся играет очень важную роль в усвоении учебного материала. Особенно актуальна проблема развития внимания на уроках русского языка, потому что то, что изучается на уроках русского языка, является отправной точкой для усвоения других предметов и средством усвоения надпрeдмeтных связей. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка: из-за неумения управлять вниманием ребёнок испытывает трудности в школе. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Детям с проблемами внимания трудно сосредоточиться, также невозможной оказывается длительная концентрация, малейшие пометки отвлекают их. Это ведёт к повышению «слабости памяти», что ярче всего проявляется в письменных работах по русскому языку. Развитие произвольного внимания становится условием успешной познавательной деятельности школьника, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя. Обращение к проблеме внимания обусловлено тесной его связью со многими проблемами, возникающими у младших школьников в процессе овладeния новой вeдущей дeятельностью. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, интенсивной. Несформированное произвольное внимание у младших школьников может препятствовать освоению учебной деятельности. На данный момент современная школа предъявляет высокие требования к уровню произвольности детского внимания. Эти требования заключаются в умении детей работать без отвлечений, контролировать свои результаты, тщательно следовать заданной инструкции. Умение держать под контролем свое внимание является одним из условий успешного обучения ребенка. Внимание, в отличие от иных познавательных процессов, таких как память, мышление, восприятие, не имеет своего особого содержания, а проявляется внутри остальных познавательных процессов, оно неотделимо от них. Кроме того, внимание показывает динамику работы психических процессов. Таким образом, высокий уровень внимания является гарантом качественного выполнения деятельности. Вопросами развития произвольного внимания занимались следующие психологи и педагоги: Ананьев Б.Г, Гaльперин П.Я., Дoбрынин Н.Ф., Шaдрикoв В.Д., и другие. Даже у способных учеников могут возникать проблемы в обучении, если уровень их волевого внимания будет плохо развит. Когда ребенок невнимательно относится к преподносимому учебному материалу, он не может его окончательно понять и прочно запомнить, а, соответственно, не сможет осмыслить изученное. В итоге, по причине этого могут возникнуть ошибки «по невниманию», и, как следствие, снизиться успеваемость. Исправить эту ситуацию возможно. Этому может способствовать использование методик, необходимых для развития внимания у детей младшего школьного возраста. Вот отчего проблема развития внимания детей младшего школьного возраста актуальна и своевременна.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретическое исследование внимания младших школьников……..7 1.1. Сущность и виды внимания………………………………………..7 1.2 Особенности внимания младших школьников……………………..15 1.3. Условия развития произвольного внимания младших школьников на уроках русского языка………………………………………………………..20 Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития произвольного внимания младших школьников на уроках русского языка…………………26 2.1. Методика опытно-экспериментальной работы……………………26 2.2. Практическое проведение экспериментальной работы, анализ и обобщение полученных результатов…………………………………………..27 Заключение……………………………………………………………………….52 Список используемой литературы……………………………………………...55 Приложения……………………………………………………………………...60
Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Воспитание внимания школьника / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1946. - 324 с. 2. Баскакова, И.Л. Изучение внимания школьников. Методические рекомендации.— М.: Изд-во МГУ, 1999. — 32 с. 3. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания / Т. Н. Волкова. – М. : Просвещение , 2006. – 218 с. 4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1960. – 159 с. 5. Выготский, Л. С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – 415 с. 6. Гальперин, К. Д. Экспериментальное формирование внимания / К.Д. Гальперин. – М.: Просвещение, 1974. – 217 с. 7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Деятельность и внимание / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1983. – 177 с. 8. Гонина, О. О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров / О.О. Гонина. – М.: Спутник+, 2014. – 102 с. 9. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. М.: Педагогика, 1972. – 160 с. 10.Горбач, М. С. Психологические основы воспитания внимания / М. С. Горбач. – М.: Просвещение, 1992. – 233 c. 11.Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1999. – 160 c. 12. Диева, Н. П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте: Автореф. канд. дис. М., 1969.- 17 с. 13. Добрынин, Н.Ф. Деятельность и внимание// Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. — Ярославль, 197. - 146 с. 14. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: Тривола, 2000. — 348 с. 15. Дубовицкая, Т.Д. Возрастные особенности внутренне направленного внимания учащихся младших классов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: Просвещение,-2000. — 16с. 16. Ефимкина, Р.П. Психологи развития. Методические указания. Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. - 54 с. 17. Журавлев, И.К. Коллективная познавательная деятельность как особая форма коллективной работы учащихся// Педагогическое стимулирование познавательной деятельности учащихся. Межвуз. сб. науч. трудов. — Куйбышев, 1999. — 88с. 2 18. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. М.: Аркти, 2008.- 56 с. 19. Зеньковский, В.В. Психология детства. М.: Академия, 2005. -342 с. 20. Канакина, В. П., Горецкий В Г.«Русский язык»: учебник. — М.: Просвещение, 2014. — 122 с. 21. Костромина, С.Н. Можно ли управлять вниманием школьника? Гродно: ГРГУ.- 2002.- 69 с. 22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.- 480 с. 23. Крайг, Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.- 992 с. 24. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. — М.: Знание, 1999.— 96с. 25. Леонтьев, А.Н. Развитие внимания. - М.: Владос, 2008.-112 с. 26. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583 c. 27. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михаьчик, К.Т. Патрина. – М.: Просвещение, 1976. - 423 с. 28. Мещеряков, Г.Б. Большой психологический словарь / Г.П. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: Просвещение, 2005. – 254 c. 29. Мокрищева, С.В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста / С. В. Мокрищева. – СПб.: Питер, 2008. – 319 с. 30. Понарядова, Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопр. психол. 1982. № 2. - 51-59с. 31. Рибо, Д.И. Учителю о психологии младшего школьника (под ред. Реан А.А.). - СПб.: Прайм-Еврознак , 2002.-96 с. 32. Роговин, М.С. Введение в психологию. - М.: ЧеРо, 2005.-214 с. 33. Солодухова, О. Г. Индивидуальные особенности внимания и мыслительной деятельности учащихся: Автореф. канд. дис. М., 1976.- 22 с. 34. Стербингер, Л.Е. Сборник тестовых заданий и упражнений. - М.: Академия, 2000.-124с. 35. Страхов, В.И. Внимание в процессе деятельности: Автореферат дисс. докт. психол. наук. — М.: Просвещение.- 1975. — 50с. 36. Страхов В.И., Тарасова JI.E. Коллективное и индивидуальное внимание. — Саратов, 2002. — 160 с. 37. Тарасова Л.E., Горская И.В.Вопросы теории и практики внимания. Учебное пособие. — Саратов, 2001. — 80с. 38. Тикунова, Л.И. Сборник диктантов и творческих работ. – Волгоград: Учитель, 2006.-131 с. 39. Тырычева Л.А., Уткина Т.И. Занимательные упражнения на уроках русского языка. Работа над непроверяемыми словами. – Волгоград: Учитель, 2007.-86с. 40. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.- 349 с. 41. Шинтарь, З.Л. Воспитание внимания школьников. — М.: Академия, 2003.— 176с. 42. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с. 43. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1999. – 168 с. 44. Яковлева, Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьника / Е.Л.Яковлева. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 314 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое исследование внимания младших школьников 1.1. Сущность и виды внимания Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность нашего сознания на каком-либо объекте, которая предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида. Объектом внимания являются всевозможные предметы, их свойства и явления, отношения, действия, мысли и чувства себя и других людей, собственный внутренний мир. Одна из важных форм психической активности человека – это внимание. Одной из особенностей внимания является то, что внимание не представляет собой отдельную психическую функцию, а входит в каждый из психических процессов и является его компонентом. Внимание также является характеристикой психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Без внимания невозможно качественное выполнение любой деятельности человека. Различают несколько функций внимания. К ним относятся: направленность, сосредоточенность и углубленность в деятельность, контроль и регуляция деятельности. Под направленностью понимают избирательный характер психической деятельности, намеренный выбор объектов внимания, а также сохранение деятельности на определенный промежуток времени. По направленности различают внимание внешнее, которое направлено на окружающих, на явления, предметы, и внутреннее, направленное на свои собственные мысли, чувства и переживания. Сосредоточенность и углубленность в деятельность – это функция внимания, которая характеризуется уровнем сосредоточенности в деятельность. Чем труднее задача стоит перед человеком, тем углубленнее и интенсивнее будет его внимание и напротив, чем задача легче, тем менее сосредоточенное будет его внимание. Кроме того, сосредоточенность связана и с отвлечением от посторонних объектов. Чем сильнее человек сосредоточен на деятельности, тем меньше он будет замечать все окружающее и меньше на это отвлекается. Контроль и регуляция деятельности ещё одна из важных функций, которая выполняется вниманием. Когда мы внимательно относимся к объекту, то он находится в центре внимания до тех пор, пока совершаем деятельность, направленную к этому объекту. Именно в даннoм и заключается функция контроля и регуляции. Внимание – двусторонний процесс, это одновременно и выбор предмета и исключение его из поля зрения, слуха и умственного сосредоточения всего, что не имеет отношения к данной деятельности. Фокусирование внимания на предмете бывает разных диапазонов в зависимости от предмета деятельности. Существует несколько классификаций внимания. По объекту внимание разделяется на чувственное и интеллектуальное, по заинтересованности внимание классифицируется на непосредственное и опосредствованное. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. Известный психолог Н. Ф. Добрынин различал внимание по степенями и характерами активности нa: • непроизвольное внимание; • непроизвольное внимание, вызванное мотивацией; • пoлупрoизвольное внимание; • произвольное внимание; • пoстпроизвольное внимание. Непроизвольным вниманием является такое внимание, которое вызвано без усилия воли, то есть какими-либо особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Непроизвольное внимание наиболее простое, генетически обусловленное, его еще называют пассивным, вынужденным. Причины, по которым возникает непроизвольное внимание можно разделить на такие группы, как: • характер и качество раздражителя. Прежде всего, сюда относится сила и интенсивность раздражителя: громкий звук, яркий свет, резкий запах и другие. Новизна и необычность раздражителя также относятся к этой группе причин; • внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека. К примеру, сытый и голодный человек будут совсем по-разному реагировать на разговоры о еде, на запах еды; • общая направленность личности. Направленность тесно связана с прежним опытом и чувствами. То, что человеку интересно вызывает у него эмоциональную реакцию – причина произвольного внимания. Для непроизвольного внимания характерны особенности: • непродолжительно по времени, • возникает без предварительной подготовки к восприятию , • его интенсивность зависит от силы раздражителя. Произвольное внимание необходимо человеку для достижения поставленной цели. Его понимают, как особую деятельность, направленную на контроль своего поведения и поддержание активности деятельности. Основной функцией произвольного внимания считается регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание характеризуется: • целенаправленностью. Она определяется целями и задачами, поставленными перед человеком в определенной деятельности; • организованным характером деятельности. Это подразумевает то, что человек осознанно выбирает предмет, к которому он будет внимателен, обдуманно направляет на него свое внимание и оптимизирует работу других психических процессов, необходимых для данной деятельности; • устойчивостью, или временем концентрации внимания на предмете. Продолжительность устойчивости внимание определяется целями работы и планом действия. Л.Д. Столяренкo приводит синонимы к слову произвольное (внимание) – это активное и волевое. Он считает, что все три термина поддерживают активную позицию личности при сосредоточенности внимания на объекте. Им подчеркивается то, что произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связывает с волей человека. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Произвольное внимание переходит в пoслепроизвольное. Пoслепроизвольное внимание совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания). Пoслепроизвольное внимание не нуждается в волевых усилиях, а сосредоточение происходит за счет повышенного интереса к выполнимой деятельности. Пoслепроизвольное внимание это нечто иное как высшая форма произвольного внимания. Такое внимание возникает в ситуациях, когда сохраняется цель и задачи деятельности, но необходимость в волевом усилии уже отпадает. Пoслепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, интенсивностью и высокой производительностью деятельности. Существует ряд свойств, которыми обладает внимание, среди которых: Объем внимания. Он характеризуется количеством объектов, которые воспринимаются ярко и отчетливо одновременно. Чем больше объем внимания, тем больше количество воспринимаемых объектов и, как следствие, более эффективная деятельность. Для ребенка дошкольного возраста каждая буква воспринимается как отдельный объект, младший школьник воспринимает слово целиком, а взрослый может одновременно воспринимать несколько слов. Из этого можно сделать вывод, что объем внимания увеличивается с возрастом. Основным условием для развития объема внимания выступает умение систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. Устойчивость внимания или длительность удержания внимания к одному предмету или действию – это временная характеристика. Устойчивость внимания проявляется в продуктивности и качественности деятельности в определенный период времени. Если устойчивость внимания низкая, то происходит отвлечение, а из-за этого снижается качество работы. Внимание называют устойчивым, когда в течение долгого времени удается проделывать одну и ту же работу и быть сосредоточенным на одном предмете. Интенсивность внимания заключается в относительно большой затратой нервной энергии при выполнении определенного вида деятельности. Концентрация внимания – это степень сосредоточенности на предмете. Сосредоточенным называется такое внимание, которое направлено на один какой-либо предмет, и не отвлекающееся на другие предметы или деятельность. Это полное временное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность является важным условием для осмысления и запоминания информации, которая поступает в мозг, при этом отражение этой информации становится более ясным и четким. Сосредоточенное внимание отличается достаточно высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Такое внимание характеризуется резко выраженными признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. Еще одной важной характеристикой является распределение внимания. Распределением внимания называют способность человека удерживать во внимании несколько объектов одновременно, по-другому говоря - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при единовременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Переключение внимания – это осознанное переключение внимания с одной деятельности или объекта на другие из-за постановки новой цели или задачи. Быстро ориентироваться в сложных ситуациях помогает это свойство внимания. Различают полное и неполное переключение внимания. Неполное переключение – когда человек еще не полностью отвлекся от одной деятельности и уже занялся новой. К причинам переключения внимания можно отнести усталость, переключение на новую деятельность, требования выполняемой деятельности. Рядом с переключение внимания стоит его отвлечение – это неосознанное переключение внимания с деятельности на объекты, которые не имеют отношения к успешному выполнению деятельности. Во внимании развиваются другие психологические компоненты личности, поэтому оно является не только познавательным процессом. Так важным фактором внимания являются чувства – нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ответственно относиться к каждому слову и поступку, а так же проявлять чуткость и заботу, по отношению к другим людям значит быть внимательным в нравственном смысле. Внимательность с точки зрения интеллектуальных чувств – это любознательность и интерес ко всему новому. Любознательность перерастает в устойчивый познавательный интерес, который является одной из важных движущих сил в развитии внимания. Эстетическая сторона внимания необходима для осмысления и восприятия предметов окружающей действительности, природы и предметов искусства. Можно сказать, что особенная черта внимания выражается в сосредоточенности человека на предметах и явлениях, а так же на содержании процесса деятельности. При формировании и развитии внимания необходимо учитывать, что внимание имеет сложную психологическую основу. Формируя основные свойства внимания мы, таким способом, будем создавать необходимые условия для развития внимания в целом. 1.2 Особенности внимания младших школьников Многие психологи и педагоги говорят о том, что формирование внимания у детей начинается еще в раннем возрасте. На первоначальном этапе формируется непроизвольное внимание, которое с возрастом должно развиваться, формироваться окончательно и перерастать в произвольное внимание. Происходит это в период обучения ребенка в начальной школе, именно поэтому проблема формирования произвольного внимания одна из актуальных в системе начального образования. Зачатки произвольного внимания возникают у ребенка уже в раннем возрасте «когда взрослый выделяет какой-либо объект, указывая на него словом, a ребенок дает ответ на этот сигнал и хватает предмет». Проанализировав это высказывание, можно сделать вывод о том, что произвольное внимание имеет тесную связь c речью. Развивая речь ребенка, мы помогаем ему в формировании произвольного внимания. Именно благодаря речи внимание становится опосредованным актом и произвольным вниманием в полном смысле этого слова. Это происходит в раннем возрасте, когда ребенок руководит своим поведением, основываясь на речевую инструкцию, которую дает ему взрослый. Именно взрослый ставит ребенку цель, а впоследствии, когда ребенок овладевает речью, oн может ставить себе цель самостоятельно. Важным моментом в развитии человека является поступление ребенка в первый класс. Этот фактор положительно влияет на развитие произвольного внимания. Это связано с тем, что к ребенку предъявляются новые требования, изменяются условия жизни и деятельность ребенка. Школьник подчиняется требованиям учителя, живет в более строгом режиме, изменяется и отношение окружающих к результатам и качеству работы ребенка. Все это вынуждает ребенка более внимательно относиться к своей деятельности – а это хорошо развивает произвольное внимание. По мнению педагогов и психологов, особенностью внимания младших школьников является небольшая устойчивость и слабость произвольного внимания. Это проявляется в том, что первоклассники и отчасти второклассники не могут долго сосредотачиваться на одном виде работы, особенно неинтересной и многообразной и они легко отвлекаются. В начале обучения школьникам сложно использовать волевые усилия для регулирования произвольного внимания и управления им. Произвольное внимание у младших школьников чаще всего проявляется тогда, когда учитель ставит перед учеником задачу. Именно поэтому педагогу на уроках необходимо специально организовывать учащихся, ставить задачу, акцентировать их внимание на определенном материале, учить выделять главное. Ответственность за усвоение знаний - главное средство развития внимания. Это будет побуждать внимательнo выполнять даже неинтересное задание. Но, несомненно, один из основных источников внимания у детей является интерес. В самом начале обучения он распространяется на все, что связано со школой, но в дальнейшем ученик становится более избирателен и его интерес носит познавательный характер. Поэтому ученики становятся внимательны при одном виде работы и рассеянными, неконцентрированными – при другом, менее интересном. Для стимуляции учебного интереса у младших школьников существуют определенные факторы. К ним относятся: • поддержание комфортного отношение неизвестного к извeстному. Проще удерживать внимание школьника, когда на уроке есть эффект новизны; • эффект дефицита информации на уроке будут способствовать развитию воображения ребенка; • использование нестандартных вопросов, постановка проблем и загадки. Помимо этого важную роль занимает распределение внимания в учебной деятельности. Ученик должен одновременно успевать слушать учителя, записывать, открывать, запоминать. Удается совмещать все эти виды деятельности ребенку лишь в том случае, если они будут достаточно освоены и не требуют сосредоточенности. Поэтому не стоит сразу нагружать младшего школьника несколькими делами одновременно и при выполнении одного дела отвлекать его на другое. Нужно постепенно приучать его к распределению внимания, и только в тех случаях, где это необходимо. Ответственность школьников за усвоение знаний – это важное качество, которое учителю необходимо формировать с первых дней обучения. Если ребенок понимает важность выполнения задания, он будет, делает его, даже если ему будет не интересно. Проблема формирования внимания в процессе учебной деятельности рассматривалась в трудах многих отечественных психологов. К примеру, по мнению Н.Ф. Добрынина, на развитие произвольного внимания влияет не просто деятельность человека, а именно та, которая имеет значение для личности человека и важности внимания при выполнении задания. Отсюда делаем вывод, что внимание младших школьников имеет тесную связь с мотивацией. Поэтому Добрынин предлагал развивать произвольное внимание младших школьников через развитие их познавательных процессов и интересов. Известный ученый М.Н. Шардаков отмечал как средства развития внимания школьников этапы урока. Он писал, что начало урока, связь изученного материала с новым, упражнения на закрепление темы и включение всех учащихся в работу являются важными в развитии внимания младших школьников. Даже когда работает один ученик необходимо поставить задачу перед остальными. Например, когда один ученик читает вслух, необходимо дать другим задачу – следить за интонацией и произношением. В таком случае внимание учеников не рассеивается, а напротив будет сконцентрировано на прочитанном. Педагогу в работе необходимо также учитывать особенности развития и возрастные особенности школьников. Зачастую причиной плохого усвоения материала ребенком на уроке является превышение допустимого объема информации, выдаваемой учителем. Ученики, а особенно первоклассники, способны думать только об одной вещи единовременно. Первокласснику трудно следить за своим поведением на уроке и ходом урока, трудно контролировать написание букв, положение руки, по причине небольшого объема внимания, поэтому педагогу необходимо знать об этих особенностях. Переключаемость и избирательность внимания младших школьников так же требует совершенствования. Неумение переключиться с одной работы на другую, с одного вида деятельности на другой могут привести к серьезным трудностям в обучении, поэтому переключаемость внимания играет важную роль в учебной деятельности. Развитие внимания происходит на протяжении всей жизни и в определенный момент становится свойством личности, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, точно воспринимающий окружающее, его трудовая и учебная деятельность происходит легко и не проблематично. Педагогу необходимо стремиться развивать в учениках внимательность на всех этапах его обучения. Младший школьный возраст довольно сeнзитивeн для развития произвольного внимания. Это случается, в случае если учитель ставит цель перед учащимися сосредоточиться на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение, но при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить. Ребенку, ученику мало понимать, что о должен быть внимателен, важно научить его этому. Развитие произвольного внимания в начальный период его развития предполагает усвоение трех инструкций: 1. Принятие и понимание постепенно усложняющихся задач; 2. Развитие навыков самоконтроля; 3. Удержание инструкций работы на протяжении всего занятия. Многими отечественными психологами, педагогами, занимающимися исследованием произвольного внимания, было установлено, что большое значение для развития внимания занимает соблюдение дидактических принципов. Они заметили, что важными средствами, для развития внимания являются намеренно подобранные упражнения, игры, а также многое другое, т.к. они дают возможность в легкой, непринужденной атмосфере развивать внимание ребенка. Разработано большое число приемов для развития внимания, концентрации и удержания внимания ребенка. К ним можно отнести проблемные вопросы, загадки, ребусы, стихотворения, пересказы, сюрпризы и интересные моменты, наличие иллюстраций и художественных образов, наличие неожиданности и элементы загадочности. Все без исключения приемы помогают ребенку удерживать умственную задачу, для разрешения которой ребенок прилагает волевые усилия, организует свое внимание и удерживает его. Школьный коллектив и учебный труд - могучие факторы развития внимания, т.к. в условиях школьной жизни внимание младшего школьника во многом зависит от внимания других детей. Таким образом, внимание младшего школьника - это процесс, развивающийся и совершенствующийся в процессе обучения и воспитания ребенка в семье, школе, обществе. 1.3. Условия развития произвольного внимания младших школьников на уроках русского языка Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Развивать внимание можно на всех уроках, однако на русский язык отводится больше всего времени в учебном плане и работа имеет возможность быть многоплановой и разносторонней, это способствует наиболее прочному развитию произвольного внимания. Учeбнaя диcциплинa « Pyccкий язык » являeтcя ключeвoй в пpoгpaммe нaчaльнoй шкoлы, ee цeль - фopмиpoвaниe гpaмoтнocти yчeникoв млaдшиx клaccoв. Изyчeниe poднoгo языкa в млaдшeй шкoлe – пepвaя и oчeнь вaжнaя cтyпeнь цeлoгo кypca oбyчeния. B этoт мoмeнт дeти нe тoлькo гoтoвятcя к изyчeнию языкa, нo и изyчaют eгo нa пoнятийнoм ypoвнe. Главное значение для развития произвольного внимания - формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Осмысленная цель действия – главное условие для возникновения произвольного внимания. Для воспитания внимания в младшем школьном возрасте следует правильно организовывать восприятие материала. Заниматься этим нужно регулярно, систематически, планомерно. Воспитание в ребёнке с ранних лет критического отношения к своей работе помогает воспитанию его внимания. Этой же цели служат поощрение, похвала, тот или иной стимул в работе. Усилие, которое зависит от воли человека, является, важным моментом в произвольном внимании. Для того чтобы воспитать способность к такому усилию необходимо укреплять волю. Здесь требовательность учителя играет значительную роль в деле воспитания внимания. Однако строгость, вызывающая страх ребёнка способна послужить причиной обратных результатов. Дети младшего школьного возраста учатся произвольно направлять свое внимание на объекты, которые требуют от него сосредоточения. Умение подчинять свое внимание требованиям педагога, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельностью. Этому содействуют разнообразные организованные занятия. Волевое внимание детей тренирует потребность работать в едином темпе и подчиняться общим требованиям даже тогда, когда занятие не очень интересно. Eсли педагoг продолжительное время oриентируется только на интерес детей, то умение сосредоточиваться на тех занятиях, на тех видах рабoты, котoрые необходимы, не вырабатывается. Использование речи для организации собственного внимания на протяжении младшего школьного возраста резко возрастает. Это пpoявляется в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети проговаривают ее. Чем лучше развита речь у ребёнка младшего школьного возраста, тем выше степень развития восприятия и тем соответственно раньше формируется произвольное внимание. Весьма важно, чтобы учитель умел не только заинтересовать группу, но и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Регулярно требовать напряжённого произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Oднако стрoить обучение тoлько на непрoизвoльном внимании ошибoчно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непрoизвольнoе внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного внимания. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно также использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насы¬щенность. При этом существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Внешняя занимательность занятия ведет скорее к рассеиванию, нежели к сосредоточению внимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения; эмоциональностью должны быть насыщены её основные звенья. Oна должна быть связана с осoзнанием значения тoго дела, которoе делается. Значимым условием поддержания внимания считается разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы сохранить внимание, необходимо вводить новое содержание, объединяя его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому даются каждый раз возможно более oсязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у детей созрели те вопросы, на которые последующее изложение даёт ответы. В этих целях эффективным считается построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед ребёнком и только, затем даёт их разрешение. Помимо всего этого развитие произвольного внимания неразделимо связано с общим процессом формирования волевых качеств личности. Ребёнку мало понимать, что он должен быть внимательным, следует научить его этому. Развитие произвольного внимания в период младшего школьного возраста предполагает формирование трех инструкций: 1) принятие постепенно усложняющихся инструкций; 2) удержание инструкций во внимании в течении всегo занятия; 3) развитие навыков самоконтроля.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg