Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА АДАПТАЦИЮ К ШКОЛЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

markelov2401 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2021
Все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, профилактики возникновения и развития школьной тревожности и адаптации. 2020 год, Пед Институт, оценка 4
Введение

Все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, профилактики возникновения и развития школьной тревожности и адаптации. В настоящее время увеличилось число тревожных и дезадаптированных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Проблеме тревожности и адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности и адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. Тревожность – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологических и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. Над проблемой тревожности и адаптацией работали такие психологи как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский, Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко, Лусканова и многие другие. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети, у которых имеются проблемы в развитии, именно для этих детей создаются классы коррекционно-развивающего обучения. Цель организации КРО – компенсация недостатков семейного воспитания, устранение нарушения их работоспособности и произвольной регуляции деятельности (закон Российской Федерации «Об образовании»). Однако, в литературе недостаточно исследована проблема влияния тревожности на адаптацию в классах коррекционного обучения. Поэтому целью нашей дипломной работы является исследовать связь тревожности и школьной адаптации у учащихся массовых классов и классов коррекционно-развивающего обучения. Объект исследования – дети младшего школьного возраста с различным уровнем тревожности и школьной адаптации, обучающиеся в массовых классах и классах коррекции. Предмет исследования – характер связи между личностной и ситуативной тревожностью и показателями школьной адаптации (дезадаптации) у младших школьников, обучающихся в условиях коррекционного и общеобразовательного обучения. Общая гипотеза – мы предполагаем, что уровень тревожности и успешность адаптации младших школьников взаимосвязаны. Частные гипотезы: 1. Дети с повышенным уровнем тревожности с большим трудом адаптируются к школьному обучению; 2. Условия обучения (КРО и массовые классы) влияют на характер адаптации и уровень тревожности 3. При положительных результатах психокоррекции школьной тревожности позитивно изменяются и показатели школьной адаптации. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез исследования были определены следующие теоретические и эмперические задачи: 1. проанализировать сущность и содержание «тревожность и адаптация»; 2. изучить динамику развития тревожности и адаптации; 3. рассмотреть проблему школьной тревожности и адаптации (дезадаптации); 4. рассмотреть возможности диагностики и коррекции тревожности и адаптации; 5. продиагностировать уровень личностной и ситуативной тревожности у учащихся 1-го и 3-го класса (массовых и КРО); 6. продиагностировать уровень школьной адаптации – дезадаптации у учащихся 1-го и 3-го класса (массовых и КРО); 7. сопоставить показатели тревожности у адаптированных и дезадаптированных детей; 8. сопоставить показатели тревожности и школьной адаптации – дезадаптации у учащихся КРО и массовых классов; 9. провести коррекционную программу школьной тревожности у учащихся младших классов; 10. сопоставить показатели тревожности и адаптации у учащихся младших классов до и после проведения коррекционной программы. База: исследование проводилось у МОУСОШ № 68 г. Ростов-на-Дону. В исследовании принимали участие учащиеся 1-го «А» класса (26 человек) и 1-го «Б» КРО (12 человек), учащиеся 3-го «А» (24 человека) и 3-го «Б» КРО (12 человек). Всего – 76 человек (из них: учащихся массовых классов – 50 человек, классов КРО – 26 человек). Исследование проводилось с 1 октября 2003 года по 1 апреля 2004 года и носило характер формирующего эксперимента. Методы исследования: наблюдение, беседа, диагностический эксперимент (формирующий и контрольный), психокоррекционные методы, методы статистической обработки экспериментальных данных.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3-4 I. Основные подходы к изучению тревожности 1.1. Исследование проблем тревожности в зарубежной и отечественной психологии. ……………………………… 5-13 1.2. Рассмотрение проблемы школьной тревожности. ………… 14-18 1.3. Возможности диагностики и коррекции тревожности. …… 19-23 П. Основные подходы к изучению адаптации и дезадаптации 2.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации. ………………………………………………… 24-28 2.2. Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации. ……….. 29-32 2.3. Методы диагностики и коррекции дезадаптации. ………… 33-36 Ш. Экспериментальное исследование школьной адаптации детей с разным уровнем тревожности 3.1. Организация исследования. …………………………………. 37-42 3.2. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей с разным уровнем тревожности. …………………… 43-52 3.3. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста. ………………………. 53-62 3.4. Динамика показателей тревожности и школьной адаптации в результате коррекционной работы. …………... 63-66 Заключение ………………………………………………………. 67-68 Использованная литература …………………………………… 69-72
Список литературы

1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. / Хрипковой А.Г., М., 1982. 2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. // Начальная школа № 1, 1999. 3. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976. 4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, «Деловая книга»., М., Издательский центр «Академия», 1995. 5. Альманах психологических тестов. – М., «КСП», 1995 – с. 333-336. 6. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека. // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986. 7. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992 № 5, с. 111-117. 8. Андрущенко Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса. // Семейная психология и семейная терапия. № 3, 1998. 9. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал – 1997 № 2, с. 34-38. 10. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18 11. Бакевв В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости. Автореферат-диссертация. Канд. псих.наук., М., 1970, с. 17. 12. Бернс Эрик. Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. М., Прогресс, 1995. 13. Бернс Эрик. Развития Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ., М., Прогресс, 1986. 14. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. –М.: Совершенство, 1997., с. 298. 15. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б.Хавина – Э.: Изд-во «КСП», 1996, с. 243. 16. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 1996. 17. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии., 1993, № 1, с. 104-113. 18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968, с. 231-235. 19. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве.: Норма и отношение. М.: Педагогика, 1990, с. 144. 20. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 21. Волков Е.М. Трудные дети или трудные родители?» М.: / Профиздат., 1992, с. 96. 22. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990, с. 176. 23. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997. 24. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5. 25. Диагностика и коррекция психического развития школьников. Уч. Пособие: под ред. Я.Л.Коменского, Е.А.Панько, 1997. 26. Дети с аффективным поведением. – М., Просвещение, 1966, с. 48-55. 27. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. Редакционно-издательский центр консорциума. Социальное здоровье России., М., 1992. 28. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993. 29. Изард К.Е. Эмоции человека., М., 1980. 30. Имеладзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. / Психологические полседования, Тбилиси, изд-во, Мецнисреба, 1960, с. 54-57. 31. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996. 32. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984, № 4. 33. Компенсирующее обучение в России. М ООО «Издательство АСТ-АТД., 1997. 34. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997. с. 16-20. 35. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. 36. Коломенский Я.Л., Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.
Отрывок из работы

Г Л А В А I ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ 1.1. Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных и отечественных научных школах Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд [75] утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg