Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Совершенствование технологии производства фанеры.

cool_lady 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
В России работает более 100 фанерных предприятий, общая производственная мощность которых превышает 3 млн. куб. м. Но в целом объем производства уступает уровню западных стран – так сложилось исторически. Нынешний рост производства связан в первую очередь с возросшим потреблением фанеры строительной отраслью, а также с тарифными ограничениями на экспорт березового кряжа – сырья для производства фанеры. Лидер российской фанерной промышленности – холдинг "Свеза", доля которого в 2019 году составила 21,6%. Фанера пользуется большим спросом на мировых рынках, а потребность в ней постоянно увеличивается. Такие тенденции будут сохраняться на протяжении, как минимум, ближайших 15 лет. На основании проведенного анализа производства фанеры и тенденции его развития, основной целью является повышение эффективно¬сти развития фанерной промышленности, т.е. повышение качества фанеры, снижение трудозатрат, энерго - и теплоемкости, снижение расхода сырья на единицу продукции. Выполнение поставленной цели возможно при: - внедрении последних достижений в области склеивания фанеры; - выборе более оптимальной толщины шпона для производства фанеры; - выборе современного оборудования, обеспечивающего снижение тру-доемкости производства фанеры. - создании базы для перевода предприятий на автономное тепло-, энер-госбережение с использованием для этих целей отходов фанерного производ¬ства- совершенствование структуры управления и условий для улучшения финансово-экономической деятельности предприятий, например, созданием новых условий производственно-финансовых структур.
Введение

Фанерная отрасль – одна из немногих, в которых Россия экспортируе не сырье, а готовую продукцию. Фанера – один из наиболее привлекательных российских товаров, и мировой спрос на нее постоянно растет. Исключение составляет разве что так называемая ламинированная фанера, используемая в качестве опалубки при возведении домов по монолитной технологии – до недавнего времени ее даже импортировали в Россию, к неудовольствию производителей из города Чудова. Фанера пользуется очень большим спросом на мировых рынках, а потребность в ней постоянно увеличивается. Такие тенденции будут сохраняться, как минимум, на протяжении ближайших 15 лет. За последние десять лет выпуск фанеры на всех континентах вырос более чем на 11%. Ежегодно в мире изготавливается около 45 млн куб. м фанеры. Ранее одним из основных мировых поставщиков этого материала была Юго-Восточная Азия, но после ограничения вырубки лесов, введенного по настоянию ООН, в этом регионе производство фанеры пошло на спад. Кроме того, сокращению количества древесины, пригодной для производства этого продукта, способствовала вырубка деревьев с большим объемом ствола, что привело к нехватке запасов для полной загрузки производственных мощностей. В результате снижения объемов производства фанеры в Юго-Восточной Азии на мировом рынке образовалась ниша, которую с успехом заняла Россия. Ведущим потребителем российской фанеры является Западная Европа, импортировавшая в 2018 году 730 тыс. куб. м этого продукта. Основные страны-импортеры – Италия, Великобритания, Германия, Финляндия, Швеция. Второй крупнейший потребитель отечественной продукции – Северная Америка, прежде всего США. Туда в прошлом году было экспортировано 390 тыс. куб. м российской фанеры. В 2019 году США были ведущим мировым производителем фанеры и полностью обеспечивали свои потребности, однако сокращение вырубки лесов в США и Канаде привело к дефициту этого материала. Второй крупнейший потребитель отечественной продукции – Северная Америка, прежде всего США. Туда в прошлом году было экспортировано 390 тыс. куб. м российской фанеры. В 2019 году США были ведущим мировым производителем фанеры и полностью обеспечивали свои потребности, однако сокращение вырубки лесов в США и Канаде привело к дефициту этого материала. Еще 97 тыс. куб. м российской фанеры потреблялось в 2019 году в СНГ, 88 тыс.– в Африке, 13 тыс.– в Азии, 5 тыс.– в Австралии. В первом квартале 2019 года произошли некоторые изменения структуры экспорта фанерной продукции из России: на 11% по сравнению с первым кварталом 2018 года увеличился экспорт в Западную Европу, на 40% – в страны СНГ, на 47% – в Азию, а вот потребление США российской фанеры сократилось на 15%. Крупнейшим экспортером фанеры из России в первом полугодии 2019 года стала Республика Коми (ее доля составила 14,7%), второе место заняла Костромская область (14,7%), третье – Новгородская область (7,9%). На внутренний рынок России в 2019 году пошло всего 553 тыс. куб. м фанеры, то есть около 20% от производимой в России продукции. Хотя по сравнению с 2018 годом даже эта цифра увеличилась на 18%. При этом, по данным "Леспром индастри консалтинг", темпы роста внутреннего потребления фанеры в 2018 году существенно замедлились. В первом квартале 2019 года рост внутреннего потребления фанеры продолжился, увеличившись на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Эксперты UPG считают, что рост внутреннего потребления фанеры является фактором, стимулирующим увеличение объемов ее производства, и предоставляет игрокам рынка дополнительную нишу для реализации своей продукции, ведь сейчас на экспорт идут не менее 70% производимой крупнейшими фанерными заводами продукции. По некоторым оценкам, сейчас в России удовлетворено лишь 30-35% потребностей строительной индустрии в фанере, поскольку основная часть фанеры продается на внешних рынках, где цены все еще выше. Производство фанеры растет в течение уже многих лет. По данным "Леспром индастри консалтинг", в первом полугодии 2019 года объем производства клееной фанеры в России составил 1,34 млн. куб. м, увеличившись на 6,8% по сравнению с первым полугодием 2018 года. По прогнозам United Panel Group, в 2019 году суммарный объем производства фанеры в России составит более 3 млн. куб. м – почти вдвое больше, чем в 2017 году. Нынешний рост производства связан в первую очередь с возросшим потреблением фанеры строительной отраслью, а также с тарифными ограничениями на экспорт березового кряжа – сырья для производства фанеры. Емкость отечественного рынка продукции деревообработки в настоящее время, по оценкам экспертов, составляет около $2-2,5 млрд. На долю пиломатериалов приходится более 50%, на фанеру – порядка 40% и около 10% – на плиты ДВП, ДСП и МДФ. По данным "Леспром индастри консалтинг", в ближайшие пять лет, ожидается увеличение выпуска фанеры в России до 7 млн. куб. м в год. Объемы потребления фанеры на внутреннем рынке вырастут на 40% по оптимистическим прогнозам и на 25% – по пессимистическому сценарию, предусматривающему развитие в России производство OSB, ориентированно-стружечных плит, которые поглотят часть спроса на фанеру. При этом в силу увеличения спроса на сырье произойдет снижение рентабельности фанерного производства. Фанера пользуется большим спросом на мировых рынках, а потребность в ней постоянно увеличивается. Такие тенденции будут сохраняться на протяжении, как минимум, ближайших 15 лет.
Содержание

Введение 9 1. Общая часть 12 1.1. Состояние рынка фанеры и тенденции его развития 12 1.2. Мировой и внутренний рынок фанеры 20 2. Исследовательская часть 25 2.1. Определение возможных наборов толщин шпона для изготовления клееной фанеры из хвойных парод древесины 25 2.2. Номограмма для определения требуемых толщин шпона. 26 2.3. Расчёт толщины пакетов по сырому шпону 27 2.4. Ход и результаты решения задачи 30 3. Технологическая часть 33 3.1. Выбор пресса 33 3.2. Расчет производительности прессов 34 3.3. Определение производственной программы цеха 38 3.4 . Расчет потребного количества шпона, сырья и отходов производства 39 3.4.1.Расчет количества сухого шпона 39 3.4.2. Расчет количества кряжей 43 3.4.3.. Расчет потребного количества сырья 44 3.4.4.Расчет потребного количества клея 53 3.5.Определение производительности лущильного станка 56 3.5.1 Определение производительности ножниц 56 3.5.2. Определение потребного количества оборудования 60 3.5.3. Определение производительности сушилки 62 3.5.4. Определение потребного количества сушилок 64 4. Экономическая часть Выводы Срисок использованных источников 74 78 79
Список литературы

1) Варанкина Г.С. Технология клееных материалов: Учебное пособие. СПб.: СПбГЛТА, 2006. 89с. 2) Чубов А.Б. Технология клееных материалов. – СПб.: Учебное пособие СПбГЛТА, 2002г. – 83 с. 3) Производство фанеры. Куликов В.А. М., «Лесная промышленность», 1976, с. 368. 4) Справочник по производству фанеры. М.: Лесная промышленность, 1984 5) ГОСТ 20907-75. Смолы фенолоформальдегидные жидкие. – М.: Издательство стандартов, 1986.-28 с. 6) ГОСТ 14231-78. Смолы карбамидоформальдегидные. – М.: Издательство стандартов, 1981. – 81 с. 7) ГОСТ 30427-96. Фанера общего назначения. Общие правила классификации по внешнему виду. 8) ГОСТ 3916.1-96. Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия. 9) ГОСТ 3916.2-96. Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород. Технические условия. 10) ГОСТ 102-75. Фанера Березовая авиационная. Технические условия. 11) ГОСТ 11539-83. Фанера бакелизированная. Технические условия. 12) ГОСТ 2707-75 Пленка бакелитовая. Технические условия. 13) Чубов А. Б., Чубинский А.Н. Оптимизация наборов пакетов шпона при изготовлении фанеры /ВНИПИЭИИлеспром. М., 1981 14) Справочник по производству фанеры. М.: Лесная промышленность, 1984 15) Инструкция технологического процесса производства фанеры марок ФК и ACA из древесины лиственных и хвойных пород, авиационной, облицованной строганным шпоном, декоративной, для щитовой опалубки, для авто, -вагоно, -контейнеростроения, бакелизированной, производства фанерных плит, производства ДСП / Научфанпром. Л. – СПб., 1988.-2000. 16) Альбом – приложение по образцам планировок цеха. – Л., 1979
Отрывок из работы

1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1.1 Состояние рынка фанеры и тенденции его развития Управление фанерным предприятием на основе результатов маркетин-го¬вых исследований возможно по следующим основным направлениям (стратеги¬ям конкуренции): - совершенствование качества фанеры, ее способности удовлетворять запросы потребителя, уменьшение процесса брака; - совершенствование, расширение, замена ассортимента продукции на ос¬нове выявления потребностей целевых рынков (например, трудно горючая фанера для пассажирского вагоностроения, фанера, защищающая от иони¬зи¬рующих излучений, для рентгеновских кабинетов и т.п.) - совершенствование (внедрение новых) технологий, оборудования, сис¬тем управления с целью снижения издержек производства; - совершенствование систем сбыта, расширение ее сети. Каждое предприятие осознанно или интуитивно использует одно, несколько или все перечисленные направления для своего развития. Приоритет¬ность того или иного пути зависит от множества факторов. Не рассматривая фи¬нансовые, основными факторами являются: состояние рынка спроса и предло¬жений, уровень техники и технологий, размеры производ¬ства, система учета и др. Сценариев развития рынков фанеры и долей отечественных предпри-ятий на нем может быть много. Поэтому, определяя тенденции развития, необходи¬мо, с нашей точки зрения, учитывать следующее: - возможный характер изменения мировых цен на фанеру и другие листо¬вые (плитные) материалы из древесины; - постепенное увеличение себестоимости фанеры на Российских предпри¬ятиях в результате необходимости увеличения заработной платы, роста эксплуатационных расходов, в том числе из-за физического износа ос¬нов¬ных фондов и др. факторов; - активизацию внутреннего рынка (увеличение спроса на фанеру в Росси) по мере выхода экономики из кризиса; - дальнейшее увеличение объемов производства фанеры в Бразилии; ~ увеличение объемов потребления фанеры Китаем; - стабилизация производства и потребления фанеры в США и Юго--Вос¬точной Азии; - стабилизация ассортимента фанеры: по формату: основные объемы форматом 1220х2440 мм; 1525х3050мм; 900х1800 мм; 1525х1525 мм; - по водостойкости - водостойкая; - по характеру обработки поверхности: шлифованная, облагороженная. Анализ состояния мирового рынка фанеры показывает его относитель-ную насыщенность и устойчивость. Средние темпы роста объемов производ¬ства (ис¬ключая Россию) составили за последние 10 лет около 0,4 % в год. Россия в 1998 году произвела фанеры в 2,08 раза меньше, чем в 1988 году (1095 тыс. м3 и 2273 тыс. м3 соответственно). Однако, экспорт фанеры вырос с 430 тыс. м3 в 1988 году до 727 тыс. м3 в 1998 году или в 1,69 раза. В общем объеме мирового производ¬ства экспорт фанеры из Росси увеличился с 0,9% до 1,36%, т.е. в 1,42 раза, но в мировом объеме экспорта доля Росси выросла примерно с 5% до 20%, т.е. < в 4 раза. Безусловно, объем производства около 1,5% мирового не может оказывать существенного влияния на конъюнктуру рынка товара, обладающего одинако¬выми свойствами при наличии товаров-заменителей. Анализ производства фанеры, позволяет предложить следующее: - необходимость увеличения объемов производства специальных видов фане¬ры, в том числе на экспорт (для строительства, в том числе для опа-лубки, контейнеростроения, транспортного машиностроения, судостроения). Целесооб¬разность изготовления конструкционных материалов из шпона (laminated Yeneer lumber) с использованием преимущественно хвойного (в первую очередь лиственницы) шпона; - нецелесообразность изменения ассортимента фанеры по водостойкости (уве¬личивая объемы производства водостойкой фанеры) и по обработке по¬верхно¬сти (увеличивая объемы производства фанеры в облагороженном виде); - нецелесообразность существенных ассортиментных сдвигов фанеры по фор¬мату на действующих производствах, ориентируя вновь вводимые мощ¬ности на производство большеформатной фанеры (1525х3050 мм) как из дре¬весины хвойных (ориентированных на Азиатский рынок), так и лиственных пород, ориентированных на Европейский рынок; целесообразность продви¬жения на рынок США березовой фанеры форматом 1525х1525 мм; - необходимость увеличения производственных мощностей по выпуску отечест¬венных водостойких клеев и защитно-декоративных материалов; - необходимость совершенствования технологий, позволяющих расши-рить ас¬сортимент фанеры, в том числе на основе новых материалов для склеивания, защиты (огне- и биозащита, ориентация на рынок арабских стран) и облагора¬живания; - необходимость формирования рынка Китая на приобретение россий-ской фа¬неры; использование для изготовления этой фанеры древесины лист¬венницы, наиболее распространенной породы древесины в России; - необходимость государственной поддержки научных исследований в области применения древесины осины (самой проблемной в лесозаготови-тельной от¬расли) в фанерном производстве, учитывая специфику ее свойств, осложняю¬щих технологию склеивания, с одной стороны. С другой стороны - положи¬тельные качества осины, по сравнению с другими породами древе-сины (легкая обрабатываемость режущим инструментом, в том числе и при лущении, труд¬но горючесть и др.); - возможность повышения качества продукции путем создания на пред-приятиях эффективных систем управления качеством и систем интеллекту-альной под¬держки инженерных решений; - высокую вероятность развития производства фанеры в России в объе-мах, представленных в таблице 1.1. Таблица 1.1 Предварительные объемы производства клееной фанеры, тыс.м3 Год 2004 2005 2010 2015 2020 2025 2030 Объем, тыс. м? 2233,2 2400 3600 4800 5600 6600 7600 Прогноз представлен исходя из возможности достаточно быстро восста¬но¬вить выпуск фанеры на имеющихся мощностях с учетом факторов, изложен¬ных выше, и с учетом ввода новых мощностей. Производство фанеры в стране стало расти высокими темпами. За 8 лет (1998 – 2006 годы) производство фанеры в России выросло почти в 2,4 раза, среднегодовой темп прироста составил 11,3%, Внушительный рост наблю¬дался и в экспорте фанеры, за этот период он вырос в 2,5 раза (табл. 1.2.). Таблица 1.2 Производство, экспорт, импорт и потребление клееной фа¬неры в России в 1997 – 2018 годах, тыс. м? Годы Производ-ство Экс¬порт Им¬порт Потребле¬ние 1997 943 632 37 348 1998 1102 737 29 394 1999 1324 913 16 427 2000 1484 974 38 548 2001 1590 1032 35 593 2002 1821 1158 31 693 2003 1978 1201 42 819 2004 2246 1438 43 851 2005 2556 1527 54 1083 2006 2598 1577 47 1068 2007 (1 полуго¬дие) 1357 797 23 583 Доля экспорта в производстве фанеры по-прежнему остается высокой: в первом полугодии 2007 года она составила 58,7%. Однако после экономиче¬ского подъема для российского экспорта клееной фанеры постоянно снижа¬лась. Так, за 7,5 лет она сократилась с 69% в 1999 году до 58,7%, то есть более чем на 10%. Внутреннее потребление фанеры в России в этот период росло поступательными темпами: за 8 лет ( 1999 – 2006 г.) оно увеличилось в 2,7 раза и практически достигло уровня 1990 года. Для понимания сути этих тенденций необходимо проанализировать уровень цен на клееную фанеру (табл. 1.3.). Таблица 1.3 Сопоставление уровня цен на фанеру, экспортируемую из России, с ценами внутреннего рынка (без НДС) за 1998 – 2018 годы, $ Годы Среднегодо¬вая цена 1 м? экспортной фа-неры Среднегодо¬вая цена 1 м? фанеры внут¬реннего рынка Отклонение цены экспорта от цены промыш-ленности (гр.2 – гр.3) 1998 312 283 + 29 1999 256 173 + 83 2000 228 171 + 57 2001 237 202 + 35 2002 244 227 + 17 2003 251 240 + 11 2004 296 288 + 8 2005 346 347 - 1 2006 354 371 - 17 2007 (1 полуго-дие) 440 438 + 2 В 2008 году с началом подъема российской экономии рентабельность в экспортной фанере в сравнении с фанерой внутреннего рынка резко выросла – на 43%. Однако постоянный рост инфляции в России, а также продолжаю¬щееся с 2003 года устойчивое укрепление российского рубля содействовали сближению уровня цен на экспортную фанеру и фанеру внутреннего рынка, и к 2005 году эти цены сравнялись. Таким образом, возможности экономиче¬ского развития, полученные отраслью в результате девальвации рубля в авгу¬сте 1998 года, оказались исчерпаны. С 2000года, когда экспортные цены на российскую фанеру были са-мыми низкими, и по первое полугодие 2018 года они выросли почти в 2 раза, а отпускные цены заводов выросли за этот период примерно в 2,6 раза. За 2018 год цена 1 м? российской экспортной фанеры достигла уровня 354$, цена фанеры на российских заводах – 371$, что на 17$, или на 4,8% больше. Рост внутренних цен на фанеру за 2006 год составил 106,9%, из них рост за счет инфляции - 102,8%, тогда как рост цен из-за тенденции укре-пле¬ния российского рубля составил 104%..Высокие темпы стабилизации россий¬ского рубля снижают конкурен¬тоспособность российской фанеры на внешних рынках. Из-за высоких цен рост потребле¬ния фанеры в 2006 году полностью прекратился. В первом полугодии 2017 года активно повышается цена экс-портной клееной фанеры (124,3 %), а также фанеры внутреннего рынка (118,1%).. Однако уровень цен внутрен¬него рынка оказался ниже, поэтому в 2008 году можно ожидать рост вну¬треннего потребления фанеры при¬мерно на 8 - 9%. Одной из причин роста цен на про¬дукцию отрасли стал значительный рост цен на сырье (в себестоимости клееной фанеры доля сырья составляет 40-45 %). Росстат не ведет статистики цен на фанерное сырье, но тенден¬ции роста можно проследить на примере березового пиловочника (табл. 1.4). В 2011-2017 годах цены на кру¬глые лесоматериалы значительно увели-чились: на хвойный пиловочник они выросли в 3,6 раза, на березовый пило¬вочник - в 4 раза. Только за первое полугодие 2007 года цены на березовый пиловочник выросли на 65%. Однако цены на клееную фанеру на российских заводах увеличились лишь в 2,4 раза, что говорит о постоянном усилении давления сырьевой составляющей на затраты производства, Столь активное повышение стои¬мости фанерного сырья вызвано в ос-новном тем, что оно является наиболее дефицитным из всех сортиментов, востребованных в настоящее время в лесном комплексе. Доступные запасы фанерного сырья в европейской части России постоянно сокращаются, уве-личивается также расстояние доставки сырья на заводы. Для производства фанеры требуется сырье только первого и второго сорта и, в зависимости от формата фанеры, диаметром от 16см для фанеры форматом 1525х1525 мм и от 18 см для большеформатной фане¬ры, то есть наиболее качественное и крупное сырье, которое встречается в лесонасаждениях в ограниченном ко¬личестве. Серьезным фактором роста цен являлось также и то обстоятель¬ство, что фанерное сырье до 1 июля 2007 года в значительных объемах экс¬портировалось за границу. Это привело к тому, что крупнейшие страны - импортеры клееной фанеры - Япо¬ния, Китай и Республика Корея - не заку¬пали фанеру в России. В 2006 го¬ду Китай импортировал из России 19,1 млн. м? хвойного круглого леса и 3,2 млн. м? березового, Япония и Республика Корея - соответственно 5,1 млн. и 2 млн. м3 круглых хвойных лесоматериалов. Благодаря импор¬тируемому из России круглому лесу Китай сделался одним из ведущих экспортеров хвойной фанеры на ми¬ровом рынке. Развитие производства клееной фанеры особенно важно в свете приня-тия Президентом и Правительством РФ в качестве приоритетного общероссийского национального проекта «Доступное и комфортное жилье ¬гражданам России». Ввод жилых домов за 5 лет, в соответствии с данным национальным проектом, к 2010 году, должен вырасти более чем в 1,8 раза и достичь 80 млн. м?. Основными материалами при производстве домов по-прежнему явля-ются пиломатериалы и фанера. Таким образом, фанерным предприятиям не-обходимо повышать эффективность производства за счет внутренних резервов. В период с 2017 по 2020 год концентрация производства в отрасли должна заметно увеличится. Ожидается увеличение со 120 тыс. до 200 тыс. м? мощностей на ЗАО «Фанком», со 100 тыс. до 160 тыс. м? на ОАО «Парфинский ФК», будет вве¬ден в действие Нововятский фанерный завод мощностью 93 тыс. м? в год. В Красноярском крае строится крупнейший в стране завод мощностью 350 тыс. м? клееной фанеры в год. Увеличение выпуска фанеры возможно за счет совершенствования тех-нологий и оборудования. Для гидротер¬мической обработки сырья все шире применяют бассейны проходного типа. Это сокращает время цикла за счет загрузки-выгрузки бас¬сейнов. На участке лущения древесины используются высокоо60ротные лу¬щильные станки с постоянной скоростью реза¬ния. В сочетании с использова¬нием в линии лущения роторных ножниц это существенно повышает произ¬води¬тельность процесса и синхронизирует работу этих агрегатов. Здесь же при¬меняются современные устройства для базирования чураков перед луще¬нием, что обеспечивает повышение выхода шпона. Метод налива при нанесении клея на шпон не только экономит его, но и интенсифицирует процесс сборки пакетов. Современное оборудование фа¬нерного производства обуславливает вы-сокую степень механизации и авто¬матизации процессов на всех участках, как в отношении выполнения самих операций, так и в отношении контроля пара¬метров процессов. Наибольших успехов в создании оборудования для производства фа-неры добилась фирма Raute (Фин¬ляндия). Она производит практически весь комплекс технологического обо¬рудования для обеспечения различных вари¬антов организации производства. Среди других производителей можно выде¬лить компании Cremona (Италия), Harshimoto (Япония) и Kupe, (Герма-ния), которая поставляет оборудование для ребросклеивания шпона. Крупней¬шим производителем отечественного оборудования является завод «Про¬летарская свобода» (Ярославль). Он производит оборудование для линии лущения, рубки шпона ЛУР14-17, ро¬торные ножницы НР18-3, вакуумные укладчики шпона, роликовые газовые и паровые сушилки с механизмами загрузки, подъемные столы ребро¬склеивающие и шпонопочиночные станки, станки для обрезки фанеры. Некоторые виды оборудования про¬изводят Жешартский механический завод, ООО «ЦНИИФ» - сушилки для шпона, околопрессовые механизмы, клеенаносящие станки, ру6ительные машины, транспортирую¬щие устрой-ства. ООО «ЦНИИФ», кроме того, за¬нимается вопросами разра¬ботки про-ектов цехов производства фанеры, технологической документации. Несмотря на то что отечественное оборудование функционально обес-печивает технологические параме¬тры выполнения операций, по ряду пара-метров - производительность, уровень механизации и автоматиза¬ции на каж¬дом участке и других ¬уступает современным импортным ана¬логам. Несомненным достоинством российского оборудования является его относитель¬ная дешевизна и в некоторых случаях оригинальность конструкций. Можно заключить, что фанера яв¬ляется широко востребованным мате¬риалом, применяемым в различных областях хозяйственной деятельности общества. Отрасль производства фа¬неры динамично развивается как в отно¬шении объемов производства, так и в направлении совершенство¬вания применяемых для ее изготов¬ления материалов, оборудования, технологии. 1.2 Мировой и внутренний рынок фанеры Несмотря на имевшиеся в 90-е годы прошлого века прогнозы по сни-жению величины ускорения роста объё¬ма выпуска фанеры, её производство лидирует по срав¬нению с другими древесными плитами. С 1990 г. по 2014 г. годовой объём выпуска вырос почти в 1,5 раза в 2004 г, составил около 68 млн. м? Крупнейшими производителями фанеры являются: Китай (21,8 млн. м?), США (14,9 млн.м?), Индонезия (6,5 млн.м3). Россия, занимаю¬щая сегодня 8-е место в мире по годовому объёму производства фанеры, вхо¬дит в чис¬ло пяти крупнейших экспортёров (Индонезия - 5,1 млв.м3, Малайзия - 4,0, Китай - 2,4, Бразилия - 2,1, Рос¬сия - 1,4 млн. м? ). Россия, в отличие от Китая, преимущественно ори¬ентированного на внутреннее потребление фанеры, в 2004 г. экспортировала 64,1% произве-дённой фанеры, в том числе в США - около 30% экспорт. В развитых странах продолжается тенденция расши¬pения выпуска фа-неры специального назначения (для строительства, транспортного машино-строения, контей¬неростроения и др.) в облагороженном виде. Наблюдается тенденция снижения объемов произво¬дства фанеры из древесины лиственных пород (за иск¬лючением берёзы), несмотря на её высо¬кую востребо¬ванность в облагороженном виде. Наиболее конкурентоспособной является фанера из древесины тропиче¬ских пород, её себестоимость, напри¬мер в Индонезии, составляет около 260 долл. США/м?; себестоимость берёзовой фанеры в России - 270, в Лат¬вии - около 350, в Финляндии - около 435, в США - око¬ло 550 долл. США/м? . Вы¬сокая се6естоимость берё¬зовой фанеры в Финляндии и США объясняется тем, что там выпускают преимущественно фанеру специального назначения в облагороженном виде. Экспорт фанеры осуществляется преимущественно в рамках одного ма-терика. Торговый обмен между матери¬ками менее значителен, чем между ре¬гионами одного материка: стоимость фрахта так высока, что экспорт де-ловой фанеры общего назначения в отдалённые страны невыгоден. Постоянное возрастание в последние годы объёма пот¬ребления фанеры в Европе в перспективе будет поддержа¬но странами Восточной Европы; ве-личина ускорения рос¬та объёма производства фанеры в Западной Европе бу¬дет снижаться и может стать отрицательной (что означает снижение годового объёма выпуска); в Азии и североат¬лантическом регионе могут уменьшиться годовые объёмы потребления и производства хвойной фанеры - в первую очередь из-за расширения использования её заменителей, в том числе 0SВ; годовой объём потребления фанеры из древесины лиственных пород доста¬точно стабилен. Основными странами-потребителями фанеры в Азии являются Китай и Япония (в 2015 г. величины годового объёма потребления могут составить соответственно 11 и 7 млн. м?). Однако, несмотря на потребности сферы строительства в этих странах в фанере, из-за дефицита древесного сырья в них расширяется использование за¬менителей фанеры (плитных материалов из древесных частиц). Известно, что в мире основными потребителями фане¬ры являются сфера строительства и обеспечивающее её производство комплектов дере-вянных деталей и конструкций для малоэтажных домов. Именно поэтому наибольшим спросом на мировых рынках пользуется фанера повышенной водостойкости (склеенная на фено¬лоформальдегидных клеях) большого формата: 1220х2440 (2440x1220) мм - на европейском и примерно 900х х1800 (1800x900), 915xl830 мм - на азиатском рынке. Исходя из тенденций развития ЛПК России и оче¬видного увеличения годового объёма производства комплектов деревянных деталей и конструк-ций для сборки домов каркасного и каркасно-панельногo типов, в ближай-шие годы следует ожидать повышения внут¬реннего спроса на большефор-матную водостойкую фа¬неру, которую можно использовать для изготовления как ограждающих, так и несущих конструкций. На основании проведенного анализа производства фанеры и тенденции его развития, основная цель дипломного проекта - повышение эффективно-сти развития фанерной промышленности, т.е. повышение качества фанеры, снижение трудозатрат, энерго - и теплоемкости, снижение расхода сырья на единицу продукции. Выполнение поставленной цели возможно при: - внедрении последних достижений в области склеивания фанеры; - выборе более оптимальной толщины шпона для производства фанеры; - выборе современного оборудования, обеспечивающего снижение тру-доемкости производства фанеры. - создании базы для перевода предприятий на автономное тепло-, энер-госбережение с использованием для этих целей отходов фанерного производ¬ства - совершенствование структуры управления и условий для улучшения финансово-экономической деятельности предприятий, например, созданием новых условий производственно-финансовых структур. Спецификация готовой продукции Выполнение поставленной цели возможно при: - внедрении последних достижений в области склеивания фанеры; - выборе более оптимальной толщины шпона для производства фанеры; - выборе современного оборудования, обеспечивающего снижение тру-доемкости производства фанеры. - создании базы для перевода предприятий на автономное тепло-, энер-госбережение с использованием для этих целей отходов фанерного производ¬ства - совершенствование структуры управления и условий для улучшения финансово-экономической деятельности предприятий, например, созданием новых условий производственно-финансовых структур. Спецификация готовой продукции Марка фанеры Размер фанеры Конструкция фанеры %соотношение по маркам фанеры Вид, марка клея Степень окончательной обработки и отделки Толщина, мм Формат обрезной фанеры Слойность Толщина шпона, мм Схема сборки пакета ФК 8 1830?1525 5 1,75 25 СКФ-НМ нешлиф ФСФ 4 1830?1525 3 1,45 75 СФЖ-3011 нешлиф 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Определение возможных наборов толщин шпона для изготовления клееной фанеры из хвойных пород древесины. Как известно, толщина фанеры зависит от толщины сухого шпона, слойности, толщены клеевых слоев, величины упрессовки и ряда других факторов. Алгебраическая сумма этих величин дает среднею арифметическую толщину фанеры, которая может быть больше, меньше или равной номинальной толщине предусмотренной стандартами. Систематическая погрешность толщины фанеры зависит от величины систематической погрешности толщины шпона и ошибки набора толщин шпона. Фактическая толщина фанеры колеблется относительно средней арифметической толщены в пределах ±0,3 - 0,8 мм. Величина этих колебаний зависит от точности изготовления шпона, колебаний клеевых слоев и упрессовки. Задача набора шпона для получения толщин фанеры определенных ГОСТ 3916-69 является достаточно сложной, и поэтому на большинстве предприятий толщина пакета принимается исходя из суммарной толщины шпона в наборе без учета точности изготовления шпона, толщин клеевых слоев, фактической упрессовки (расчёт ведётся по принятой на основании справочных данных величине упрессовки, что не всегда соответствует её фактической величине). Это является причиной выхода толщины готовой фанеры за пределы поля допуска. Кроме того, на предприятиях для изготовления большого ассортимента фанеры по толщине приходится лущить шпон 3-х и более толщин и при этом не всегда удаётся получить фанеру толщиной, соответствующей ГОСТ 3916-69. Лущение большого количества шпона, его сушка, сортировка и набор в пакеты усложняют организацию производства, требуют увеличения производственных площадей и, соответственно, больших капитальных вложений. В соответствии со сказанным, представляется целесообразным рассмотреть три задачи, решение которых позволит в некоторой степени улучшить процесс производства фанеры: 1. Определение требуемых толщин шпона для изготовления фанеры определённой толщины. 2. Определение оптимальных наборов толщин шпона. 3. Определение одной толщины шпона, из которой можно изготавливать фанеру достаточно большого количества толщин, причём соответствие ГОСТ 3916-69 будет достигаться изменением величины остаточной деформации. 2.2 Номограмма для определения требуемых толщин шпона. Профессором В. А. Куликовым было предложено использовать теорию размерных цепей для определения конечной толщины фанеры и её возможных колебаний. Это дало возможность вывести формулу для определения толщины сухого шпона: , где Sш – требуемая толщина сухого шпона, мм Sф – толщина фанеры, мм ?ф – допускаемое отклонение размера толщины шпона, мм ?0 – величина упрессовки, n – число слоёв шпона, ?ш, ?к, ??0 – возможное отклонение от средних размеров соот- ветствующих величин, мм Sк – толщина клеевой прослойки, мм. Однако определение по указанной формуле требуемой толщины шпона довольно трудоёмко, вследствие чего предполагается использовать для этой цели номограмму, анализируя данные, полученные по формуле, и по номограмме получаем результат с ошибкой в пределах 3%. Цель решения задачи оптимизации наборов толщин шпона – установление таких наборов, которые обеспечивают при изготовлении определённого ассортимента фанеры, достижение наибольшей экономичности процесса в отношении трудозатрат, расхода сырья и материалов, получение наиболее качественной фанеры. 2.3 Расчёт толщины пакетов по сырому шпону. Оптимизация наборов толщин шпона при изготовлении фанеры проводилась с применением решения комбинаторной задачи. В основу решения этой задачи положена (формула 2.1). Первый этап решения задачи – установление толщины пакета по сырому шпону табл. 2.1. Значения величин в этой таблице приняты и рассчитаны следующим образом: Таблица 2.1 Определение расчётной толщины пакетов по сырому шпону Толщина фанеры, мм Марка Обработка пласти Слойность Допуск по толщине, мм Толщина клеевых прослоек Допуск на толщину клеевой прослойки, мм Толщина шпона предварительная, мм Толщина набора предварительная, мм Допуск на толщину шпона, мм Толщина склеиваемого пакета, мм Влажность пакета, % Режим склеивания Упрессовка, % Допуск на упрессовку, мм Толщина сухого шпона расчётная, мм Усушка расчётная, % Толщина сырого шпона расчётная, мм Толщина пакета расчётная, мм Давление, кг/см2 Температура, ?С Время склеивания, мин 8 ФК н/ш 5 ±0,4 0,06 0,02 1,6 8 ±0,03 8 8 2,2 120 4,44 10,8 0,09 1,67 8,5 1,81 9,05
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 92 страницы
2300 руб.
Дипломная работа, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg