Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Роль органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности региона (на материалах МВД России и МВД по Республике Башкортостан)

cool_lady 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена ростом экономических и коррупционных преступлений в регионе, что пагубно сказывается на экономической безопасности региона и ее экономическом состоянии. Несомненно, нельзя не учитывать роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона в современных условиях. Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования деятельности ОВД в системе обеспечения ЭБ региона. Поставленная цель предопределила решение следующих задач: - изучить теоретические и нормативные основы экономической безопасности региона и значение деятельности ОВД в ее обеспечении; - рассмотреть характеристику системы обеспечения ЭБ региона; - изучить нормативно-правовые основы деятельности органов ВД; - охарактеризовать деятельность ОВД по обеспечению ЭБ региона (на материалах МВД России и МВД Республике Башкортостан); - провести анализ показателей деятельности ОВД по обеспечению ЭБ; - оценить эффективности деятельности ОВД по обеспечению ЭБ региона. Объектом исследования является система обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации. Предметом исследования выступает деятельность ОВД по обеспечению ЭБ региона. При исследовании данной темы использовались следующие методы: сбор информации, теоретический анализ литературы по проблемам обеспечения экономической безопасности региона, конкретизация, сравнение, анализ и синтез полученной информации, ее обобщение и формулирование выводов. Теоретической основой выполнения работы выступили труды ученых, занятых исследованиями в области обеспечения экономической безопасности и роли правоохранительных органов при решении задач обеспечения экономической безопасности. Следует отметить работы Абрамова И.Т., Бувайлик А.Т., Мацкевич Р.С. и др. Нормативно-правовую базу выполнения работ составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Информационная база исследования состоит из научных, методических, учебных изданий отечественных авторов, материалов текущей и периодической печати, а также официальных сайтов федеральных службы государственной, региональной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий, нормативно-справочные материалы, информационные ресурсы Интернет- порталов и т.п.
Введение

Современные условия экономического развития России обуславливают необходимость в применении комплексного подхода к вопросу обеспечения экономической безопасности. Реализация комплексного подхода в обеспечении экономической безопасности предполагает применение соответствующей системы, направленной, в том числе, и на ликвидацию угроз экономической безопасности. Проблематике обеспечения экономической безопасности через призму противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций законодателем уделено особое внимание, нашедшее отражение в действующей «Стратегии обеспечения экономической безопасности до 2030 года», утвержденной Указом Президента РФ № 208 от 13 мая 2017 г. В данном документе обеспечение экономической безопасности представляет собой последовательную реализацию государственными и правоохранительными органами, наделенными специальными функциями, комплекса мер, которые направлены на оказание противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, а также обеспечение защиты национальных экономических интересов Российской Федерации. В качестве опасностей экономической безопасности, проявляющихся в появлении и действии вызовов и угроз, отдельными пунктами законодателем выделены «высокий уровень криминализации в экономической сфере» и «сохранение значительной доли теневой экономики». Особое внимание к данным угрозам лишний раз подчеркивает значимость противодействия этим негативным явлениям и необходимость борьбы с ними. Законодателем сделан акцент на использование полномочными органами функции противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, как одного из инструментов обеспечения экономической безопасности. Субъекты обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации включают совокупность взаимосвязанных в процессе деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, организаций, объединений и граждан, наделенных властными полномочиями по установлению и применению мер, направленных на обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации. К данным органам можно отнести федеральную службу безопасности, прокуратуру, Следственный комитет, органы внутренних дел, федеральную налоговую службу, таможенную службу и другие органы, по своей специфике выполняющие возложенные на них функции и задачи по противодействию криминализации и обеспечению экономической безопасности. Однако главная роль в обеспечении экономической безопасности России через призму противодействия криминализации, безусловно, принадлежит органам внутренних дел, стоящих на страже законности и правопорядка при выявлении, пресечении и раскрытии экономических преступлений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Теоретические и нормативные основы экономической безопасности региона и значение деятельности ОВД в ее обеспечении…………………….7 1.1 Характеристика системы обеспечения ЭБ региона………………7 1.2 Нормативно-правовые основы деятельности органов ВД……………..17 1.3 Значение деятельности ОВД в системе обеспечения ЭБ региона……..26 2 Анализ деятельности ОВД по обеспечению ЭБ региона ( на материалах МВД России и МВД по Республике Башкортостан)………………………….36 2.1 Анализ показателей деятельности ОВД по обеспечению ЭБ…………………………………………………………………………………36 2.2 Анализ коррупционных преступлений……….…………………………46 2.3 Оценка эффективности деятельности ОВД по обеспечению ЭБ региона……………………………………………………………………………60 3 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности МВД России и МВД по РБ по обеспечению экономической безопасности региона………69 3.1 Пути совершенствования деятельности МВД России и МВД по РБ по обеспечению экономической безопасности региона………………………….69 3.2 Меры по совершенствованию противодействия коррупции………………………………………………………………….…….74 Заключение……………………………………………………………………….82 Список использованных источников………………………………………….85
Список литературы

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа: / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 17.03.2020 г.) 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, вступила в силу 25.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система/ Режим доступа: / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 21.03.2020 г.). 3. Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Гос. Думой Федерального Собрания РФ 24.05.1996, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 05.06.1996) от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. От 29.05.2019) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 21.03.2020 г.). 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Гос.Думой Федер. Собр. РФ 20.12.2001, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. РФ 26.12.2001) от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.03.2020 г.). 5. Бюджетный кодекс Российской Федерации (принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 17.07.1998, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. РФ 17.07.1998) от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред.06.06.2019) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/(дата обращения 21.03.2020 г.). 6. Федеральный закон РФ № 247-ФЗ от 19.07.2011 г. (ред. от 23.04.20188) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 07.07.2011, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. РФ 13.07.2011 [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116988/(дата обращения 24.03.2020 г.). 7. Федеральный закон РФ № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 05.07.1995) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519//(дата обращения 24.03.2020 г.). 8. Федеральный закон РФ № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 17.11.2011, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. РФ 25.11.2011) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519//(дата обращения 24.03.2020 г.). 9. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» (принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 19.12.2008, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. РФ 22.12.2008) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/дата обращения 23.03.2020 г.). 10. Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 02.04.2014 г. (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» (принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 21.03.2014, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. РФ 26.03.2014) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161195//(дата обращения 21.03.2020 г.). 11. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. 29 дек. № 295; Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2; Парламентская газета. 2011. 20 янв. № 1 — 2. 12. Федеральный закон РФ № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. от 01.04.2019) «О полиции» (принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 28.01.2011, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. РФ 02.02.2011) [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/(дата обращения 11.03.2020 г.). 13. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/(дата обращения 11.03.2020 г.). 14. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 17.03.2020 г.). 15. Указ Президента РФ от 05.05.2014 № 300 (ред. от 01.10.2018) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162567/(дата обращения 15.03.2020 г.). 16. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2018 № 624 «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // КосультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 19.03.2020 г.). 17. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2 декабря 2004 г.). СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст.4921. 18. Абрамова И.Т. Деятельность правоохранительных органов в системе обеспечения экономической безопасности. – М.: Академия управления МВД России, 2018. – 224 с. 19. Александрова, И.А. Современная уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции: дис…доктора юрид. Наук: 12.00.8: защищена 27.04.2016./ Александрова Ирина Александровна. – Нижний Новгород: 2016. – 234 с. – Библиогр.: с.6 – 20300901. 20. Ахмедина, Г.Б. Стратегические аспекты экономической безопасности: учебное пособие / Г.Б. Ахмедина. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. – 59 с. 21. Богачева О.А. Защита государственной собственности как фактор обеспечения экономической безопасности (экономико-правовой аспект) : дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 11. 22. Бувайлик Т.А. Роль ОВД в обеспечении экономической безопасности региона // Молодой ученый. – 2019. - №12.- С. 22-28. 23. Бикмухаметова, А.Э. Коррупция и антикоррупционная политика. Словарь справочник./ А.Э. Бикмухаметов [и др.]; под общ. Ред. П.А. Кабанова. – Москва: Медиа-Пресс, 2015.- 140 с.- ISBN 978-5-91607-018-7. 24. Гапоненко В.Ф. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства / В.Ф. Гапоненко, АЛ. Беспалько // Закон и право. 2005. № 9. С. 17-20. 25. Гетманов А.И. Показатели и индикаторы экономической безопасности субъектов РФ // Современные научные исследования и инновации. – 2018. - №1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.nauka.ru/issus/2018/1/74181 (дата обращения: 10.01.2020). 26. Гетман, И.Б. Особенности организации деятельности в полиции в системе обеспечения экономической безопасности./ И.Б. Гетман.//Современное общество и власть.-2017.-№2(12). 27. Грачев П.В. Организационно-технические и экономические методы противодействия ОВД коррупции и криминализации общества: дис. к. э. н., 08.00.15. - СПб, 2017. – 120 с. 28. Дробот, Е.В. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект./Е.В. Дробот, И.Н. Макаров, А.А. Иванова.// Российское предпринимательство.-2017.-Т. 18, №19.- с. 2769-2786. 29. Зубов П.Н. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях свободных экономических зон : дис. ... канд. юрид. наук. М. 2015. С. 156. 30. Мацкевич Р. С. Правоохранительный механизм обеспечения экономической безопасности России (интеллектуализация, управление, эффективность) М.: Литео, 2016. 372 с. 31. Кардашов И.Б. Место МВД России в обеспечении национальной безопасности // Материалы региональной научно-практической конференции. «Актуальные проблемы совершенствования деятельности ОВД в России». - Орел, 2014. – 125 с. 32. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник ТГУ. - 2017. - №33. – С. 23-25. 33. Нуралиев, С.У. Экономика : учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 254 с. 34. Фалинский И.Ю. Формирование системы мониторинга состояния региональной теневой экономики // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 268-275. 35. СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ И КРУПНЫХ ГОРОДОВ. Беспамятнов Р.В. Проблемы рыночной экономики. 2019. № 2. С. 55-63. 36. Экономика национальной безопасности / Под ред. ВИ. Цема. М., 2014. С. 10. 37. Официальный сайт Индекс Восприятия Коррупции. [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения 07.04.2020) 38. Официальный сайт МВД России. [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (дата обращения 10.03.2020) 39. Официальный сайт Территориальной орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. – [Электронный ресурс]. – URL: http://bashstat.gks.ru (дата обращения 28.03.2020)
Отрывок из работы

1 Теоретические и нормативные основы экономической безопасности региона и значение деятельности органов внутренних дел в ее обеспечении 1.1 Характеристика системы обеспечения экономической безопасности региона В современных экономических условиях, характеризующихся существенной неопределенностью факторов внешней и внутренней среды, возникновением разного рода вызовов и угроз, осуществлением внешнего санкционного давления, важное значение приобретает задача обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, реализация которой, в свою очередь, невозможна без обеспечения экономической безопасности страны и регионов. В Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года” приводится термин «экономическая безопасность» - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Экономическую безопасность можно рассматривать на нескольких уровнях: на уровне страны, региона и предприятия. С уверенностью можно говорить о прямой взаимосвязи всех уровней безопасности. Экономическая безопасность страны базируется на экономической безопасности регионов, экономическая безопасность региона зависит от экономической безопасности предприятия. Система обеспечения экономической безопасности региона - это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, включающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам . Под экономической безопасностью территориального образования (области, республики, федерального округа) понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее самостоятельности в процессах интеграции с экономикой Федерации. Сущность региональной экономической безопасности заключается в возможности действенного контроля со стороны региональных органов управления по эффективному использованию природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, ускорению экономического роста, повышению качества продукции, конкурентоспособности производства. Обобщение теоретических и методологических основ экономической безопасности позволяет сформулировать содержание понятия «региональная система обеспечения экономической безопасности», как комплекс институтов и механизмов, условий и факторов, направленных на защиту экономических интересов региона, улучшение сферы жизнедеятельности населения. Система обеспечения экономической безопасности включает в себя совокупность субъектов экономической безопасности, систему мер и деятельность по их реализации в целях защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Субъектами обеспечения экономической безопасности являются государство и его структуры, юридические и физические лица, иные субъекты хозяйствования. Основным субъектом экономической безопасности, обеспечивающим ее реализацию на национальном, общественном, государственном уровне, а так же оказывающем существенной влияние на реализацию экономической безопасности личности является государство, осуществляющее функции в данной области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Юридические и физические лица обеспечивают своей деятельностью собственную экономическую безопасность, защищая и реализовывая жизненно важные экономические интересы, но также обязаны в соответствии с настоящим Законом, законами и другими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере экономической деятельности, не допускать ущемления национальных и государственных интересов, обеспечивать условия для их приоритетной реализации . Согласно действующему законодательству и нормативно-правовым актам , главными угрозами экономической безопасности страны являются: низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, несбалансированность национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, сохранение значительной доли теневой экономики, коррупция, криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконная миграция. Анализируя перечисленные угрозы, можно сказать, что среди них есть как прямые, непосредственно оказывающие влияние на экономику (сохранение экспортно-сырьевой модели, выражающееся в преобладании в экспорте полезных ископаемых, незащищенность национальной финансовой системы), так и косвенные, такие как, например, коррупция и незаконная миграция. При этом, как прямые, так и косвенные угрозы оказывают влияние на экономику в рамках существующей институциональной структуры, формальной или неформальной, обеспечивающей взаимодействие экономических субъектов. Наличие и правильная работа того или иного института во многом определяют результаты процессов, протекающих в экономике. Экономическая безопасность обычно рассматривается с точки зрения макро- и микроэкономики, посредством анализа ряда показателей, таких, как ВВП, среднедушевой доход, темпы роста, объем инвестиций, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.д. Однако, стоит отметить, что данные показатели являются только результатом экономической деятельности и не позволяют понять внутренней сути экономических процессов. Рассматривая экономическую безопасность с точки зрения институциональной теории, необходимо выделить основные институты, обеспечивающие данную безопасность, и пути их реформирования, для достижения поставленных целей. В экономической литературе выделяются следующие основные институты обеспечения экономической безопасности: Президент, система разведки и контрразведки, Федеральное собрание, Правительство, Совет безопасности РФ, органы исполнительной власти (федеральные, региональные и местные), судебные органы власти. Однако, данная классификация является слишком абстрактной. Фактически она разделяет существующие институты по трем ветвям власти и описывает их функции в общем виде. При этом, следует понимать, что экономические процессы многогранны, а взаимодействие субъектов не происходит только в рамках предписаний указанных государственных структур. Конечно, законодательная ветвь власти - это основа существующей формальной институциональной среды, но рассматривать решение конкретных проблем в экономике с точки зрения деятельности всей законодательной или исполнительной власти, это все равно, что анализировать эффективность работы фирмы на основе анализа ВВП страны. В экономике можно встретить ситуации, в которых существующие институты не соответствуют текущим требования экономических агентов и не могут обеспечить их правильное и рациональное взаимодействие, что создает угрозы для нормального функционирования экономики. Примером здесь может являться введение прогрессивной шкалы налогообложения в России в 1992 году. Данная система была заимствована на Западе и не учитывала низкий уровень правовой культуры «новоиспеченных» субъектов рыночной экономики. В условиях переходного периода введение прогрессивной шкалы способствовало лишь уклонению от уплаты налогов и росту «теневого сектора». В данном случае, заимствованный формальный институт не стал работать должным образом ввиду отсутствия традиции российских предпринимателей добровольно платить налоги и не скрывать уровень своих доходов. Данная традиция появляется у субъектов развитых рыночных экономик, когда уплата налогов ассоциируется с защитой государством прав собственности и обеспечением исполнения контрактов. Низкий уровень работы налоговых органов и незначительное наказание, предусмотренное законом, также создавали дополнительные стимулы к уходу в «теневой сектор». Можно заметить, что сохранение значительной доли теневой экономики является одной из угроз экономической безопасности, значит существует объективная необходимость в правильном реформировании налоговой системы. Кроме того, криминализация хозяйственно-финансовых отношений является следствием низкой эффективности работы таких институтов, как правоохранительная система и арбитражный суд . Организованная преступность является одним из старейших неформальных институтов, функционирующих в обществе. Данный институт в период политического, экономического, социального кризисов переходного периода являлся практически основным при определении моделей взаимодействия людей в 1990-е годы. Рэкет(преступное вымогательство чужих денег), уклонение от уплаты налогов, контрабанда, теневой сектор... Все это являлось закономерным продолжением неспособности формальных институтов обеспечить нормальное взаимодействие субъектов экономики. Экономическая безопасность регионов оценивается с помощью системы критериев и показателей, которые позволяют определить: -природно-ресурсный потенциал региона; - уровень эффективности использования в регионе производственных фондов, капитала и труда (сопоставив его с достигнутой величиной в других регионах, развитых странах мира, можно установить пороговое значение, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму); - конкурентоспособность экономики; - состояние социальной стабильности в регионе и условия предотвращения и разрешения возможных социальных конфликтов. Индикаторы экономической безопасности региона : - отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному минимуму в регионе; - число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения; - просроченная дебиторская задолженность на душу населения; - просроченная кредиторская задолженность на душу населения; - задолженность по заработной плате на душу населения; - уровень безработицы; - соотношение числа безработных с числом вакансий. Оценка уровня экономической безопасности государства проводится на основе использования показателей-индикаторов, пороговых (предельные) значений показателей разработанных Российской академией наук (РАН) и утвержденной Советом безопасности РФ еще в 2008 г. Под пороговыми значениями показателей экономической безопасности понимают предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному развитию экономики, вызывает появление негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. При достижении экономикой пороговых значений она не перестает функционировать, но переходит в опасную зону (зону экономической нестабильности), в которой происходят социальные конфликты . Пороговые значения снижения экономической безопасности характеризуют, в частности: - предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала; - предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности; - предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др. Для точного определения состояния экономики, выявления и устранения опасных тенденций необходима комплексная оценка пороговых значений показателей экономической безопасности. Наиболее популярными являются системы показателей экономической безопасности региона, представленные в работах С.Н. Митякова, И.В. Новиковой, К.К. Логинова и др. Указанные системы показателей образованы на основании комплексной оценки всех областей функционирования общества, а именно – экономической, политической, социальной и др. Индикаторы- показатели экономической безопасности региона по методике С.Н. Митякова представлена в таблице 1 . Таблица 1 – Индикаторы- показатели экономической безопасности региона № Показатели Пороговое значение 1 2 3 Проекция «Экономическое развитие» 1 ВРП на душу населения, тыс.руб. ?413,2 2 Годовой темп инфляции, % ?6 3 Инвестиции в основной капитал, % к ВРП ?25 4 Степень износа основных фондов промышленных предприятий, % ?50 Продолжение таблицы 1 1 2 3 5 Сальдо внешнеторгового баланса, % к ВРП ?-4 и ?8 6 Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП ?-3 и ?4 Проекция «Социальное развитие» 7 Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму, раз ?3,5 8 Отношение средней пенсии средней заработной плате, % ?40 9 Уровень безработицы по методологии МОТ, % ?4 10 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет ?80 11 Размер жилья на одного жителя, кв. м ?25 12 Средства на здравоохранение, образование и социальную политику, % к ВРП ?15 Проекция «Инновационное развитие» 13 Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % ?30 14 Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10 тыс. занятого населения ?120 15 Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП ?2,2 16 Интенсивность затрат на технологические инновации, % ?3,2 17 Число поданных заявок на изобретения и полезные модели на 10 тыс. населения ?5 Проекция «Экологическое развитие» 18 Сброс загрязненных сточных вод, тыс. м3/км3 ?0,3 19 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс. тонн ?0,5 20 Лесовосстановление (доля восстановленных лесов), % ?0,15 Система обеспечения экономической безопасности региона, где имеют место институты, в том числе законы, которые можно реализовать только через определенные механизмы, представим в виде системы элементов, управленческих отношений между ними и организационно-экономических инструментов, а также мер по предотвращению, нейтрализации и устранению угроз, включая экономическую преступность (рисунок 1). Рисунок 1 - Система обеспечения экономической безопасности региона Основной проблемой в обеспечении экономической безопасности является разнородность потенциалов регионов. В Стратегии экономической безопасности до 2030 года определены следующие вызовы национальной экономической безопасности: - нарастание геополитической нестабильности; - резкое обострение глобальной конкуренции; - желание более развитых стран использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий; - использование экономических методов для достижения политических целей; - усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации. Таким образом, экономическая безопасность региона – важный элемент системы безопасности экономики, основной фактор устойчивости и безопасного функционирования хозяйства страны. 1.2 Нормативно-правовые основы деятельности органов внутренних дел Согласно Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституции), система государственной власти России основана на разделении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, предусматривается соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами. В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управление государственными делами. Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: -Счетная палата Российской Федерации; -Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; -Центральный банк РФ; -Прокуратура РФ; -Центризбирком РФ. Подобные органы государственной власти имеются и в других странах. Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы. Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам, на защиту национальной, в том числе экономической безопасности государства. Для более эффективного существования и реализации принципа разделения применяется механизм взаимодействия и сбалансированности, путем наделения каждой ветви власти взаимно уравновешенными полномочиями, исключающими господствующее положение одной из ветвей власти. Высшим органом исполнительной власти Конституция провозглашает Правительство Российской Федерации, однако особенностью российской модели государственного управления является непосредственное подчинение ряда органов исполнительной власти непосредственно Президенту Российской Федерации. Государственные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность РФ: - органы исполнительной власти, ведущие разработку государственных программ обеспечения безопасности; - судебные органы, осуществляющие защиту конституционного строя РФ. Правосудие за посягательство на безопасность, защищающие права граждан; - Правительство РФ, разрабатывающее и контролирующее исполнение государственного бюджета, проводящее кредитно-денежную, социальную, внешнюю политику, политику в области культуры, науки, здравоохранения, экологии; принимающие меры по обеспечению прав и свобод граждан; - Департамент экономической безопасности, выявляющий угрозы экономической безопасности, участвует в разработке федеральных целевых программ, занимается выявлением и пресечением экономических и налоговых преступлений в межрегиональных и международных рамках; - МИД РФ, разрабатывающее стратегию внешней политики и реализующее внешнеполитический курс РФ; координирующее международные связи субъектов РФ; обеспечивающее средствами дипломатии защиту суверенитета, безопасности РФ; защищающее права и интересы граждан и юридических лиц РФ за рубежом; обеспечивающее дипломатические и консульские отношения России с иностранными государствами; - МВД РФ, выполняющее полномочия по обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка; осуществляющее меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений, обеспечению исполнения уголовного наказания; организующее деятельность органов внутренних дел и внутренних войск; - ФСБ РФ, основными функциями которой являются государственное управление обеспечением безопасности РФ, охрана государственной границы, внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа; обеспечение информационной безопасности РФ; контрразведывательная деятельность. В этой системе распределения Министерство внутренних дел выполняет правоохранительные функции. На данный момент правовой основой деятельности Министерства Внутренних Дел является система нормативно-правовых актов, которые изданы уполномоченными на то органами государственной власти в пределах их компетенции и регулируют различные аспекты организации и деятельности МВД. Отличительная черта правового регулирования их деятельности - множественность его субъектов, а также источников, обусловленная большим количеством и разнообразием решаемых полицией задач. Правовую основу организации деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О полиции» (далее – Закон о полиции), другие федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Органы внутренних дел в своей деятельности руководствуются также законами субъектов Российской Федерации, касающимися вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Основными функциями МВД являются: - борьба с преступностью; - розыск лиц в случаях, установленных законом; - оказание помощи (содействие) полиции общественной безопасности; - принятие мер безопасности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, должностных лиц и правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства; - оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений; - осуществление контроля за оборотом наркотических средств; - противодействие коррупции, терроризму и экстремизму; - проведение экспертиз по уголовным делам и выполнение ряда других обязанностей полиции, а также обеспечение собственной безопасности. МВД России осуществляет следующие полномочия: 1) формирует основные направления государственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогнозирования: состояния преступности; положения дел в области охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности; миграционных процессов; 2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел, участвует в осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; 3) разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел; подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел; 4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; 5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел; 6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в сфере внутренних дел, а также анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел; 7) информирует Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и по их поручению федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Экономика, 67 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Экономика, 66 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Экономика, 52 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg