Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимодействие семьи и школы как основа организации гражданского воспитания младших школьников

cool_lady 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Актуальность темы определила проблему исследования: каковы педагогические условия организации взаимодействия семьи и школы в гражданском воспитании младших школьников? Цель исследования – выявить и подтвердить педагогические условия организации взаимодействия семьи и школы в гражданском воспитании младших школьников. Объект исследования: взаимодействие семьи и школы. Предмет исследования: методы и формы организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в гражданском воспитании младших школьников. В соответствии с целью в исследовании были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста. 2. Определить виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов. 3. Выявить и научно обосновать педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников. 4. Методические рекомендации взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания учащихся начальных классов. Методы исследования: • Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; • Эмпирические: анкета, беседа. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность исследования. Проблема гражданского образования становится все более актуальной в современной педагогике. Поэтому именно этой проблеме я решила посвятить данную курсовую работу. Гражданское воспитание - это воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны. Главная цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегративного качества личности, которое заключает в себе внутреннюю свободу и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, воспитание и гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Вопрос гражданского воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Воспитание детей - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Особую актуальность вопросы гражданского воспитания приобретают в младшем школьном возрасте, так как именно этот период считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни. Основная цель состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру. Основными институтами гражданского воспитания младшего школьника являются семья и школа. Семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Между тем, в настоящее время, несмотря на определенную разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике российского образования возникает объективная необходимость в преодолении противоречий между имеющимся опытом взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования, часто характеризующимся отчуждением родителей от школы, и необходимым, заданным потребностью общества в построении эффективной модели взаимодействия семьи и школы в гражданском воспитании младших школьников.
Содержание

Введение …………………………………………………………….….. Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников ……… 1.1. Теоретические основы изучения гражданского воспитания и формирования личности ребенка младшего школьного возраста……. 1.2. Виды и формы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников ………………… 1.3. Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в гражданском воспитании младших школьников ………………………………………………………. Глава 2. Исследование взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников …………. 2.1. Диагностика формирования гражданственности в начальных классах и уровня взаимодействия семьи и школы………….. 2.2. Методические рекомендации взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников Заключение………………………………………………………………… Список литературы ……………………………………………… Приложения……………………………………………………………
Список литературы

1. Недвецкая М.Н., Сергеева Н.А., Никитина Э.К. Основы семейного воспитания. – М.: Академия, 2018. – с. 192. 2. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян // Воспитание школьников. 2008. ? №10. 3. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2012. – №1. – с. 65–85. 4. Асмолов А.Г., О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская, М.С. Гусельцева, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С. Терехова, В.В. Глебкин, М.В. Левит. Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы. – М., 2017. – 247 с. 5. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский.– М. : Педагогика, 1999. – 270 с. 6. Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: Методические указания. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2013. - 11 с. 7. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с. 8. Бондарева, И. И. Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование» / И. И. Бондарева // Начальная школа. – 2004. – №2. – с. 42-44. 9. Гревцева, Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. - №9. с. 14-16. 10. Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. – 1999. – № 4. – с. 10–15. 11. Сироткин, О. Гражданское воспитание – приоритетное направление работы школы / О. Сироткин // Учитель. – 2004. – № 5. – с. 32–34. 12. Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / Тивикова С. К., Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина // Начальная школа. – 2014. – №2. - с. 34-38. 13. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденция развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 1999. – № 8. – с. 45–51. 14. Харитинина, Е. М. Курс «Гражданское воспитание в начальной школе» / Е. М. Харитинина, К. М. Вилкова, Л. И. Грязева // Начальная школа. – 2012. - №9. – с. 23-27. 15. Калинина Н.В., Лукьянова Л.А. «Удов¬летворенность организацией образова¬тельного процесса».
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников 1.1. Теоретические основы изучения гражданского воспитания и формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Под гражданским воспитанием подразумевается процесс воспитания Гражданина. Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Вот только какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Гражданина России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное. Учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого детям, в первую очередь, необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, должны знать свои права и уважать права других. Надо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Это долгосрочный процесс. Поэтому его начинать надо уже с начальной школы и осуществлять на всех этапах обучения. Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей: - характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом; - наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной; - поликультурный характер образовательной среды. Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания в российском образовательном пространстве, а также возрастных особенностей младших школьников, современные педагоги и психологи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе: • создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей; • создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем; • формирование первичных ценностных ориентаций; • формирование гражданственности; • формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения; • формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества; • формирование опыта овладения культурой своего и других народов, с которой которых ребенок сталкивается с ранних лет; • формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина; • формирование гражданского мировоззрения; • ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека; • воспитание гражданского отношения к Отечеству; • воспитание достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели; • воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России; • развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами; • развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; • пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине, своей стране, родному краю, природе, народному творчеству, традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности младших школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только гражданские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Гражданское воспитание младших школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах народности, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса и толерантности. 1.2. Виды и формы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Формы работы классного руководителя: Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения и т.д. Родительский комитет. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив – это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи выполняет следующие функции: • просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новейшей научной информацией о семье как педагогической системе; • обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным; • воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей; • развивающую, оказывающую влияние на личностный рост родителей и детей; • исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал; • информационную, обеспечивающую постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени; • корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми, привлекая по необходимости других специалистов; • прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и планировать совместно с родителями перспективу этого развития; • организационную, проявляющуюся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и вне учебное время; • координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы. Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает следующие формы организации работы с родителями учащихся. Основываясь на положениях системного, дифференцированного и индивидуального подходов, педагог делает свой выбор между коллективными, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия. К коллективным формам относятся: • общешкольные и классные родительские собрания; • научно-практические конференции, выставки и обзор педагогической литературы; • концерт детской художественной самодеятельности; • информация руководителей школы; • университет педагогических знаний; • урок для родителей (в присутствии родителей); • семинары для родителей; • обсуждение статей из периодической печати; • день открытых дверей или родительский день и др. Из коллективных форм взаимодействия между школой и семьей наиболее эффективными являются родительские собрания. Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg