Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимодействие семьи и школы как основа организации гражданского воспитания младших школьников

cool_lady 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Актуальность темы определила проблему исследования: каковы педагогические условия организации взаимодействия семьи и школы в гражданском воспитании младших школьников? Цель исследования – выявить и подтвердить педагогические условия организации взаимодействия семьи и школы в гражданском воспитании младших школьников. Объект исследования: взаимодействие семьи и школы. Предмет исследования: методы и формы организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в гражданском воспитании младших школьников. В соответствии с целью в исследовании были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить воспитательный потенциал семьи и школы как основных институтов социализации и формирования личности ребенка младшего школьного возраста. 2. Определить виды и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов. 3. Выявить и научно обосновать педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников. 4. Методические рекомендации взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания учащихся начальных классов. Методы исследования: • Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; • Эмпирические: анкета, беседа. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность исследования. Проблема гражданского образования становится все более актуальной в современной педагогике. Поэтому именно этой проблеме я решила посвятить данную курсовую работу. Гражданское воспитание - это воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны. Главная цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегративного качества личности, которое заключает в себе внутреннюю свободу и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, воспитание и гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Вопрос гражданского воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Воспитание детей - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях. Особую актуальность вопросы гражданского воспитания приобретают в младшем школьном возрасте, так как именно этот период считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни. Основная цель состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру. Основными институтами гражданского воспитания младшего школьника являются семья и школа. Семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Между тем, в настоящее время, несмотря на определенную разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике российского образования возникает объективная необходимость в преодолении противоречий между имеющимся опытом взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования, часто характеризующимся отчуждением родителей от школы, и необходимым, заданным потребностью общества в построении эффективной модели взаимодействия семьи и школы в гражданском воспитании младших школьников.
Содержание

Введение …………………………………………………………….….. Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников ……… 1.1. Теоретические основы изучения гражданского воспитания и формирования личности ребенка младшего школьного возраста……. 1.2. Виды и формы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников ………………… 1.3. Педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в гражданском воспитании младших школьников ………………………………………………………. Глава 2. Исследование взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников …………. 2.1. Диагностика формирования гражданственности в начальных классах и уровня взаимодействия семьи и школы………….. 2.2. Методические рекомендации взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников Заключение………………………………………………………………… Список литературы ……………………………………………… Приложения……………………………………………………………
Список литературы

1. Недвецкая М.Н., Сергеева Н.А., Никитина Э.К. Основы семейного воспитания. – М.: Академия, 2018. – с. 192. 2. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян // Воспитание школьников. 2008. ? №10. 3. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2012. – №1. – с. 65–85. 4. Асмолов А.Г., О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская, М.С. Гусельцева, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С. Терехова, В.В. Глебкин, М.В. Левит. Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы. – М., 2017. – 247 с. 5. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский.– М. : Педагогика, 1999. – 270 с. 6. Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: Методические указания. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2013. - 11 с. 7. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с. 8. Бондарева, И. И. Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование» / И. И. Бондарева // Начальная школа. – 2004. – №2. – с. 42-44. 9. Гревцева, Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. - №9. с. 14-16. 10. Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. – 1999. – № 4. – с. 10–15. 11. Сироткин, О. Гражданское воспитание – приоритетное направление работы школы / О. Сироткин // Учитель. – 2004. – № 5. – с. 32–34. 12. Тивикова, С. К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / Тивикова С. К., Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина // Начальная школа. – 2014. – №2. - с. 34-38. 13. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденция развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 1999. – № 8. – с. 45–51. 14. Харитинина, Е. М. Курс «Гражданское воспитание в начальной школе» / Е. М. Харитинина, К. М. Вилкова, Л. И. Грязева // Начальная школа. – 2012. - №9. – с. 23-27. 15. Калинина Н.В., Лукьянова Л.А. «Удов¬летворенность организацией образова¬тельного процесса».
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников 1.1. Теоретические основы изучения гражданского воспитания и формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Под гражданским воспитанием подразумевается процесс воспитания Гражданина. Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Вот только какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Гражданина России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное. Учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого детям, в первую очередь, необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, должны знать свои права и уважать права других. Надо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Это долгосрочный процесс. Поэтому его начинать надо уже с начальной школы и осуществлять на всех этапах обучения. Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей: - характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом; - наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной; - поликультурный характер образовательной среды. Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания в российском образовательном пространстве, а также возрастных особенностей младших школьников, современные педагоги и психологи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе: • создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей; • создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем; • формирование первичных ценностных ориентаций; • формирование гражданственности; • формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения; • формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества; • формирование опыта овладения культурой своего и других народов, с которой которых ребенок сталкивается с ранних лет; • формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина; • формирование гражданского мировоззрения; • ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека; • воспитание гражданского отношения к Отечеству; • воспитание достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели; • воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России; • развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами; • развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; • пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине, своей стране, родному краю, природе, народному творчеству, традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности младших школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только гражданские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Гражданское воспитание младших школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах народности, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса и толерантности. 1.2. Виды и формы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Формы работы классного руководителя: Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения и т.д. Родительский комитет. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив – это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи выполняет следующие функции: • просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новейшей научной информацией о семье как педагогической системе; • обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным; • воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей; • развивающую, оказывающую влияние на личностный рост родителей и детей; • исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал; • информационную, обеспечивающую постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени; • корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми, привлекая по необходимости других специалистов; • прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и планировать совместно с родителями перспективу этого развития; • организационную, проявляющуюся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и вне учебное время; • координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы. Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает следующие формы организации работы с родителями учащихся. Основываясь на положениях системного, дифференцированного и индивидуального подходов, педагог делает свой выбор между коллективными, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия. К коллективным формам относятся: • общешкольные и классные родительские собрания; • научно-практические конференции, выставки и обзор педагогической литературы; • концерт детской художественной самодеятельности; • информация руководителей школы; • университет педагогических знаний; • урок для родителей (в присутствии родителей); • семинары для родителей; • обсуждение статей из периодической печати; • день открытых дверей или родительский день и др. Из коллективных форм взаимодействия между школой и семьей наиболее эффективными являются родительские собрания. Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Психология, 31 страница
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg