Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников
1.1. Теоретические основы изучения гражданского воспитания и формирования личности ребенка младшего школьного возраста.
Под гражданским воспитанием подразумевается процесс воспитания Гражданина. Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Вот только какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Гражданина России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное.
Учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого детям, в первую очередь, необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, должны знать свои права и уважать права других. Надо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Это долгосрочный процесс. Поэтому его начинать надо уже с начальной школы и осуществлять на всех этапах обучения.
Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:
- характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом;
- наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;
- поликультурный характер образовательной среды.
Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания в российском образовательном пространстве, а также возрастных особенностей младших школьников, современные педагоги и психологи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе:
• создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;
• создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;
• формирование первичных ценностных ориентаций;
• формирование гражданственности;
• формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;
• формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
• формирование опыта овладения культурой своего и других народов, с которой которых ребенок сталкивается с ранних лет;
• формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;
• формирование гражданского мировоззрения;
• ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;
• воспитание гражданского отношения к Отечеству;
• воспитание достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;
• воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
• развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами;
• развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине, своей стране, родному краю, природе, народному творчеству, традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности младших школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только гражданские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Гражданское воспитание младших школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах народности, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса и толерантности.
1.2. Виды и формы взаимодействия семьи и школы в организации гражданского воспитания младших школьников
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Формы работы классного руководителя:
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения и т.д.
Родительский комитет. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив – это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи выполняет следующие функции:
• просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новейшей научной информацией о семье как педагогической системе;
• обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным;
• воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей;
• развивающую, оказывающую влияние на личностный рост родителей и детей;
• исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал;
• информационную, обеспечивающую постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени;
• корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми, привлекая по необходимости других специалистов;
• прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и планировать совместно с родителями перспективу этого развития;
• организационную, проявляющуюся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и вне учебное время;
• координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.
Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает следующие формы организации работы с родителями учащихся. Основываясь на положениях системного, дифференцированного и индивидуального подходов, педагог делает свой выбор между коллективными, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия.
К коллективным формам относятся:
• общешкольные и классные родительские собрания;
• научно-практические конференции, выставки и обзор педагогической литературы;
• концерт детской художественной самодеятельности;
• информация руководителей школы;
• университет педагогических знаний;
• урок для родителей (в присутствии родителей);
• семинары для родителей;
• обсуждение статей из периодической печати;
• день открытых дверей или родительский день и др.
Из коллективных форм взаимодействия между школой и семьей наиболее эффективными являются родительские собрания.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.