Глава 1 Теоретические основы понятие и положения субъектов РФ
1.1. Понятие и сущность субъекта федерации
Сущность понятия «субъект федерации» предполагает анализ более широкой категории «территориальная организация (устройство) государства». Несмотря на многообразие определений наиболее приемлемым на наш взгляд является следующее: «Территориальное устройство или территориальная организация, государства - это система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря - их населением и действующими там органами публичной власти» .
Основой территориальной организации признается территориальная единица являющаяся обособленной компактной частью территории государства, которая ограничена и объединена пределами распространения власти функционирующих в ней органов государства или органов местного самоуправления . Сразу следует оговориться о том, что речь в данной работе идет о государственном уровне территориального устройства, и территориальные вопросы местного управления и самоуправления мы обсуждать не будем.
В зависимости от того, каким статусом наделены территориальные единицы, определяется форма политико-территориального устройства государства. В теории выделяются две основные формы политико-территориального устройства - унитарная и федеративная, среди которых существуют множество промежуточных форм. Основу унитарного государства составляют административно-территориальные образования, в пределах которых функционируют органы власти образованные вышестоящими органами государственной власти. В компетенции последних чаще всего находятся вопросы образования, наделения полномочиями, ликвидации и реорганизации этих территориальных единиц.
Системообразующим элементом федеративного государства являются государственноподобные территориальные образования - субъекты Федерации, обладающие на своей территории (по Конституции и/или договору, закону) всей полнотой государственной власти вне пределов ведения государства. Статус данного территориального образования обычно может быть изменен только с его согласия.
Кроме административно-территориальных единиц и субъектов федерации выделяется и такая форма как автономное территориальное образование, наделенное государством отдельными полномочиями по самостоятельному регулированию отдельных сфер общественной жизни, при этом статус этого образования находится в компетенции высших органов власти государства. Автономные территориальные образования могут находиться в составе как федеративных, так и унитарных государств, и соответственно являются формой публично-территориального образования промежуточной между административно-территориальными образованиями и субъектами федерации, последние же и составляют основу любого федеративного государства.
По мнению А. А. Ливеровского субъект федерации как один из видов публично-территориальных образований - «...это такая система общественных отношений, которая определяет осуществление публичной власти применительно к определенному социальному субстрату, действующему на определенной территории» . В данном определении прослеживается влияние классической трехэлементной структуры государства включающей в себя территорию, население (народ) и государственную власть.
В том же направлении, распространяя эту структуру на все виды публично-территориальных образований, размышляет и В. В. Иванов, который считает, что «. любое территориальное образование соединяет в себе собственно территорию - часть территории государства, проживающее на этой территории население - часть населения государства и публичную власть (органы власти), осуществляющую управление данной территорией и данным населением в рамках тех прав, которые предоставлены, оставлены, признаны и т.д. властью государства, центральной властью» .
Однако, несмотря на широкое распространение такого подхода к структуре публично-территориальных образований, не все были согласны с подобной точкой зрения. Так, например, профессор Н. И. Лазаревский считал, что «народ и власть не только не являются отличительными признаками государства, но они не могут быть признаны и его элементами. Логически правильнее говорить, что элементами государства являются люди, состоящие между собой в таких отношениях, что одни подчинены другим» .
Трехэлементная структура государства подвергалась критике и в советском государственном праве. «Хотя государство и немыслимо вне территории, характеризуется оно отнюдь не территорией как частью физической природы, а общественными отношениями людей, складывающимися на этой территории, регулируемыми и охраняемыми государством - политической организацией господствующего класса» .
С точки зрения С.Н. Бабурина «территория предполагает некую обязательную форму существования государства, народ - «содержимое» этой формы, а власть - силу, скрепляющую форму и содержание в единое целое, притом не просто силу как у Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо, а силу «на службе права». Государство - это народ, юридически организованный на своей территории» .
Народ, который представляет собой устойчивую целостностную коллективность, в большинстве случаев обретает статус (и играет роль) субъекта права, лишь воплотившись в государство. Последнее утверждение справедливо и в отношении иных публично-территориальных образований, так как «.именно население посредством формирования органов власти придает территориальной единице качества субъектов права» . Таким образом, именно народ (население) публично-территориального образования выступает его субстанцией, является источником и носителем его публичной власти.
Что касается территории, то существование любой публично-территориальной организации немыслимо без нее, при этом в современном понимании, в правовом смысле, на данный момент преобладают пространственные концепции, согласно которым, территория обладает не вещным характером . Следовательно, управление (власть) «не означает материального владения территорией. Государство властвует не как частное лицо, а как публично-правовая власть. Территория, следовательно, является не реальным объектом, а пространственным пределом власти» . В случае с федеративным государством, территория субъекта федерации также является пространственным пределом распространения его государственной власти.
На основании вышесказанного можно сделать заключение относительно того, что если субъект федерации признается одновременно также субъектом подобных отношений, которые при этом рассматриваются в качестве сложной совокупности существующих отношений в сфере власти, которые реализуются в направлении децентрализации власти всего государства, а также того комплекса отношения, которые при этом возникают, при этом имеет непосредственную связь с осуществлением на практике различных функций и основных направлений деятельности федерации и её субъектов, что невозможно без существования у таких территориальных единиц большого количества признаков дополнительного характера, которые имеют производное значение от ранее указанных.
Следовательно, субъект федерации, как так называемое «внутреннее государство», характеризуют особые признаки, существенно отличающие его от самой федерации, часто обозначаемой как «рамочное государство». По нашему мнению такими признаками можно считать следующие характеристики:
1. Субъект федерации является системообразующим элементом федерации, то есть специфика той или иной федерации определяется через статус ее субъектов.
2. Субъект федерации охватывает часть населения страны, преимущественно проживающего на его территории, которое является источником и носителем его государственной власти.
3. Субъекты федерации имеют собственную территорию, являющуюся частью общефедеральной, которая определяет пределы распространения его государственной власти.
4. Субъект федерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции федерации, то есть собственная компетенция субъекта федерации носит исключительный характер, даже если она определяется как остаточная.
5. Комплекс прав и обязанностей субъекта федерации, образующий его правовой статус, позволяет ему быть участником федеративных правоотношений, а также вступать в определенные международные отношения, круг которых определяется федерацией. Статус субъекта федерации может быть изменен только с его согласия.
Проведённые исследования позволяют нам сформулировать соответствующее определение субъекта федерации, под которым понимается организация народа или населения конкретного государства, которая имеет непосредственно публично-правовой характер, при этом она на всей государственной территории имеет полный объем государственной власти, которая выходит за рамки компетенции федерации, что установлено либо в Конституции либо в других нормативно-правовых актах или соответствующих законах, при этом подобная организация выступает непосредственным участником правоотношений, которые имеют федеративную природу, её статус подлежит изменению только с согласия последнего.
1.2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
Ни для кого не секрет, что Российская Федерация представляет собой государство федеративного характера. Соответственно, это говорит о наличии государства, которое имеет довольно сложную структуру и включает в свой состав большое количество государственных образований, которые наделены определённым уровнем самостоятельности не только в юридической, но и в политической деятельности, а также отличается особым административно-территориальным делением .
Если рассматривать федеративную форму устройства конкретного государства, то можно говорить о том, что ей присущи определённые специфические характеристики, которые позволяют ограничить её от унитарного государства. Что касается федеративного государства с точки зрения политико-административного устройства, то федерацию в этом понимании нельзя назвать единым целым. Чаще всего, отдельные субъекты, которые входят в ее состав, имеют определённую учредительную власть. В частности, можно говорить о том, что такие субъекты наделены правом издавать собственные законодательные акты в границах той компетенции, которую они имеют. При этом они имеют право устанавливать собственную правовую систему, а также структуру судебной власти .
Современная Российская Федерация является:
? конституционной Федерацией, то есть федеративная форма государственной власти устанавливается на основе Конституции. Конечно, только нормативное закрепление федеративной формы не делает государство автоматически федеративным. После закрепления соответствующих норм в Конституции, происходит существенные изменения в политико-территориальных отношениях, создание нормативно-правовой базы, регламентирующей федеративные отношения.
Глава 3 Конституции «Федеративное устройство» посвящена федеративному устройству России. Здесь перечислены все субъекты Российской Федерации, закреплены основы правового статуса субъектов Российской Федерации, перечень полномочий органов власти Федерации и субъектов, основы образования и деятельности органов власти федерального и регионального уровней. Конституционные принципы федерализма отнюдь не исключают фактического обустройства современных федеративных отношений и их дальнейшего развития на базе федеральных законов, например, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также других федеральных законов. Эти принципы служат экзистенциальному наполнению федерализма;
? симметричной (если исходить из ч. 1 ст. 5 Конституции РФ) и одновременно асимметричной (ч. 2 ст. 5; ст. 66; ч. 1 ст. 68 и др. Конституции РФ) — по особенностям статуса субъектов, по их социально-экономическому уровню развития и т. д.;
? национально-территориальной, то есть, здесь используется и территориальный, и национальный принцип организации власти. Одни субъекты федерации образованы с учетом экономической целесообразности в местах проживания титульной нации, другие — в связи с преобладанием на определенной территории одной этнической группы, третьи — учитывают этнические особенности территории наряду с экономическими и иными критериями .