Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения подростков с разными видами дизонтогенеза

cool_lady 1225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Объект исследования: межличностные отношения подростков с ОВЗ. Предмет исследования: программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие межличностных отношений подростков с ЗПР. Гипотеза исследования включает два положения: 1. У подростков с ОВЗ нарушены межличностные отношения. Степень и характер нарушений определяется видом дизонтогенеза. 2. Программа психолого-педагогического сопровождения будет способствовать гармоничности развития межличностных отношений подростков с ЗПР через: ? формирования социально-адекватного поведения; ? формирования положительных межличностных отношений в коллективе сверстников, в системах «подросток-родитель» и «подросток-педагог»; ? формирования адекватной самооценки и уровня притязания; ? развитие эмпатии к себе и окружающим; ? повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа литературы рассмотреть исторические аспекты и современные исследования по проблеме межличностных отношений. 2. На основе анализа специальной литературы изучить особенности межличностных отношений у подростков с ОВЗ. 3. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития межличностных отношений подростков с ЗПР. Теоретическая основа исследования: ? теоретические подходы к изучению общения и межличностного восприятия (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др.); ? положение об общих и специфических закономерностях психического развития детей с нормальным и отклоняющимся развитием (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский); ? научные труды, посвященные изучению детей с ОВЗ (Т. В. Николаева, Т. В. Пелымская, Е. Г. Самсонова, Н. Д. Шматко, А. П. Григорьева, Л. И. Плаксина, Л. И. Фильчикова, Е. Ф. Архипова, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, М. С. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Методы исследования: ? теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; ? эмпирические методы: беседа, анализ документов, моделирование. Теоретическая значимость исследования: обобщен материал по проблеме развития межличностных отношений у подростков с нормативным развитием и ОВЗ. Практическая значимость исследования: разработанная программа психолого-педагогического сопровождения развития межличностных отношений подростков с ЗПР может быть использована в работе образовательных учреждений, обучающих детей с данным видом дизонтогенеза. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Список литературы включает 64 источников.
Введение

Актуальность исследования. Проблема межличностных отношений относится к одной из основополагающих в жизни личности. Согласно культурно-исторической теории Л.C. Выготского, развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками. Ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особенно важен в этом плане подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение. К сожалению, в случае нарушенного развития это происходит качественно по-другому в силу влияния специфики дефекта, а также особенностей условий развития, в которых оказывается данная категория подростков. В настоящее время выполнено достаточно большое количество исследований посвященных проблеме межличностных отношений подростков с ограниченными возможностями здоровья. Однако, имеющиеся данные, не позволяют получить полную картину по данной проблеме. Этим и можно объяснить выбор темы бакалаврской работы. Теоретическая цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у подростков с ОВЗ. Практическая цель исследования: разработать программу психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития (ЗПР)
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретическое исследование межличностных отношений подростков с разным видом дизонтогенеза…………………………………………………...6 1.1. Межличностные отношения в психологии: исторический и современный взгляд на проблему…………………………………………………………….….6 1.2. Особенности межличностных отношений подростков с разным видом дизонтогенеза…………………………………………………………………….16 1.2.1. Особенности межличностных отношений подростков с нормальным психическим развитием…………………………………………………………16 1.2.2. Особенности межличностных отношений подростков с задержкой психического развития…………………………………………………………..21 1.2.3. Особенности межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………..22 Глава 2. Программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья (на примере подростков с задержкой психического развития) ………………............................................33 2.1. Общая характеристика программы: цель, задачи, принципы, используемые методы и технологии…………………………………………...33 2.2. Характеристика обучающихся……………………………………………..35 2.3. Основные направления работы.……………………………………………35 2.4. Ожидаемые результаты……………………………………………………..41 Заключение……………………………………………………………………….42 Список литературы………………………………………………………………45
Список литературы

1. Аракелов, Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков. – Москва : Издательство УРАО, 2012. –163 с. 2. Абрамова, Г. С. Общая психология : учебное пособие / Г. С. Абрамова. –Москва : Инфра-Москва, 2011. –320 c. 3. Авдулова, Т. П. Возрастная психология под ред. Т. Д. Марцинковской. – Москва : Академия, 2011. – 329 с. 4. Алферов, А. Д. Психология развития школьников : учебное пособие для вузов / А.Д. Алферова. – Ростов-на-Дону, 2010. – 384 с. 5. Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. – 2010. – № 4 – С.10-15 6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Белопольская, Н. Л. — Москва: КогитоЦентр, 2010. — 192 с. 7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн; Пер. с англ. А. Грузберг. — Москва : ЭКСМО, 2013. — 352с. 8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / Битянова, М. Р. — Москва : Генезис, 2011. — 340 с. 9. Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. — Москва : Просвещение, 2013. — 274 с. 10. Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата /А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — Любертцы : Юрайт, 2016. — 327 с. 11. Бодалев, А. А. Психология общения / Бодалев, А. А. — Москва : Воронеж, 2018. — 356 с. 12. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / Бодалев, А. А. — Москва : Просвещение, 2009. — 251с. 13. Болтунова, А. И. Особенности межличностного общения среди подростков / А. И. Болтунова // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 492-494. 14. Божович, М. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Божович М. — Москва : Знание, 2010. — 273 с. 15. Брудный, А. А. Понимание и общение / А. А. Брудный. — Москва : СФЕРА, 2017. — 264с. 16. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы коррекционной работы /М. О. Винник. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 154 с. 17. Виноградов-Савченко, В. В. Реабилитация детей с задержкой психического развития : методическое пособие / Виноградов-Савченко, В. В. — Омск: БУ РЦДП, 2015. — 45с. 18. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие / А. Д. Виноградова, Е. И Липецкая; — Москва : Просвещение, 1985. — 144 с. 19. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — Москва : Просвещение, 2013. — 325 с. 20. Гайдукевич, С. Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации : пособие / С. Е. Гайдукевич. — Минск : БГПУ им. М. Танка, 2008. — 144 с. 21. Галигузова, Л. Н. Ступени общения / Галигузова, Л. Н. — Москва : Просвещение, 2017. — 215 с. 22. Гаурилюс, А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / Гаурилюс, А. И. — Москва : 2012. — 123 с. 23. Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР / Г. В. Грибанова // Дефектология. – 1986. – № 5. – С. 13 – 20. 24. Горянин, В. А. Психология общения : учебное пособие для студентов вузов / В. А. Горянин. — 5-е изд. — Москва : Академия, 2008. — 416с. 25. Додонов, Б. И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии / Б. И. Додонов. — Санкт-Петербург : Академия, 2010. — 234 с. 26. Дружинин, В. Н. Психология XXI века / В. Н. Дружинин, Г. А. Виленская, Ю. И. Александров. — Москва : ПЕР СЭ, 2016. — 863с. 27. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития : понять, чтобы помочь / Дробинская, А. О. — Москва: Школьная пресса, 2015. — 195 с. 28. Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т. В. Драгунова. — Москва : ВЛАДОС, 2010. — 356 с. 29. Елфимова, Н. В. Межличностное взаимодействие в образовательной среде / Н. В. Елфимова. — Москва : Образование и наука, 2009. — с 66-71 с. 30. Жарова, М. Н. Психология общения : Учебник / Жарова, М. Н. — Москва : Академика, 2017. — 100 с. 31. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия : учебное пособие для студентов факультетов психологии /О. В. Защиринская. — Санкт-Петербург : Речь, 2013. — 446 с. 32. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Ильин, Е. П. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 576 с. 33. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. — Москва : Эксмо, 2015. — 416 с. 34. Казнова, Г. В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков / Г. В. Казнова. — 3-е изд. — Санкт-Петербург : 2013. — 348с. 35. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. — Минск : ЕГУ, 2016. — 283 с. 36. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова, И. А. Конева. — Санкт-Петербург : Речь, 2013. — 348 с. 37. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития / С. Ю. Кондратьева. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. — 59 с. 38. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — Москва : Академия, 2012. — 480 с. 39. Кулагина, И. Ю Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учебное пособие / Кулагина, И. Ю. — Москва : УРАО, 1999. — 320 с. 40. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / Куницына, В. Н. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 544 с. 41. Лунев, П. А. Учимся общению : взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / П. А. Лунев, В. А. Соснин. — Москва : Гардарики, 2015. — 115 с. 42. Мадорский, Л. Р. Глазами подростков. Книга для учителя / Л. Р. Мадорский, А. З. Зак. — Москва : Просвещение, 2011. — 237 с. 43. Марцинковская, Т. Д. Общая и экспериментальная психология: Учебник / Марцинковская, Т. Д. — Москва : Академия, 2014. — 272 с. 44. Вульфов, Б. З. Мир детства. Подросток. / Б. З. Вульфов, И. В. Гребенников. — 4-е изд. — Москва : Академия, 2012. — 451 с. 45. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников /А. В. Мудрик. — Москва : Просвещение, 2014. — 121 с. 46. Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений / Нартова-Бочавер С. К. — Москва : Эксмо-Пресс, 2009. — 416 с. 47. Обухова, Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. — Москва: Роспедагенство, 2015. — 357 с. 48. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. — Москва : ТЦ Сфера, 2010. — 508 с. 49. Панфилова, А. П. Психология общения: Учебник / Панфилова, А. П. — Москва : Академика, 2016. — 384 с. 50. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. — Москва : Творческая педагогика, 2009. — 425 с. 51. Раттер М. Помощь трудным детям / Раттер М. — Москва : Просвещение, 2011. — 163 с. 52. Раскалинос, В. Н. Формы и методы обучения, способствующие формированию межличностных отношений младших школьников // Гуманитарно-педагогическое образование / В. Н. Раскалинос, М. В. Щербатая. — Севастополь : Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», 2015. — 424 с. 53. Регуш, Л. А. Наш проблемный подросток : понять и договориться / Л. А. Регуш. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 199 с. 54. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. — Москва : ВЛАДОС, 2011. — 336 с. 55. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие / Рубинштейн, С. Я. — Москва : Просвещение, 1986. — 192 с. 56. Сушков, И. Психология взаимоотношений / Сушков И. — Москва : Академический проект, Деловая книга, ИП РАН, 2009. — 448 с. 57. Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. — Москва : Знание, 2013. — 381 с. 58. Фоменко, О. Е. Некоторые особенности личности умственно отсталых школьников / Фоменко О. Е. — Санкт-Петербург : Образование, 1992. — 156 с. 59. Хохлова, Л. П. Межличностные отношения подростков / Л. П. Хохлова, Т. Ш. Балавадзе. — Вестник Московского университета МВД России, 2017. — 158 с. 60. Шпаргалка по социальной психологии / Челдышова Н. Б. — Москва: Экзамен, 2011. — 48 с. 61. Чернова, Г. Р. Психология общения : учебное пособие / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 248 с. 62. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общей ред. В. Б. Шапарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 808 с. 63. Шеламова, Г. М. Психология общения : учебное пособие / Шеламова Г. М. — Москва : Академия, 2015. — 288 с. 64. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Шипицына Л. М. — Санкт-Петербург : Образование, 2015. — 130 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ВИДОМ ДИЗОНТЕГЕНЕЗА 1.1 Межличностные отношения в психологии: исторический и современный взгляд на проблему Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: 1. восприятие и понимание людьми друг друга; 2. межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); 3. взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). В состав межличностных отношений входят три компонента: 1) Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: ? адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности; ? идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. 2) Эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: Эмоциональный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений очень много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействие. 3) Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае, если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования – равенства – подчинения и зависимости –взаимозависимости – независимости [58 c. 4]. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Выделяют следующие виды межличностных отношений: 1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения: ? по вертикали – между руководителями и подчиненными; ? по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус; ? по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого; 2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах; 4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д. На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Различают три этапа развития межличностных отношений: 1. этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними; 2. этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.); 3. товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием. В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии, о котором выше говорилось как о механизме межличностного познания, развитие отношений — это еще одна функция эмпатии. По мнению отечественного психолога Н. Н. Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня. В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, эмпатию не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания, и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. Третий уровень эмпатии – высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называют помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [10]. Одной из основных форм проявления эмпатии является симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитивных структурах, общающихся и приводит к появлению односторонней или взаимной антипатии. Иногда межличностные отношения основываются не на принципе подобия (сходства), а на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов люди бессознательно или в какой-то мере осознанно выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности. Проявление симпатии в поведении общающихся партнеров может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять эти отношения. Симпатия, как и антипатия, бывает однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью). Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность [10]. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности, в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате – большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т.д. [10] Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в определенных местах (например, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются [9]. Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики. Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки [9]. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Заметно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль. Национальность обусловливает общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным группам и пр [59]. На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком», «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» [30]. Внешние физические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге, затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и другие, связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., – все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков развития межличностных отношений, основанных на социальных нормах регуляции, с представителями разных групп в обществе. Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и осуществлять целенаправленный контроль за проявлением своих эмоций. Выявлено влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае отношения приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает человека подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время – это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности. Выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм и постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына и др., 2001) [38]. В связи с анализом процесса развития межличностных отношений целесообразно рассмотреть еще два важных явления – аттракцию и межличностную совместимость. Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения. Другие полагают, что аттракция – это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент [25]. В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (в частности, пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына и др., 2001) [38]. Межличностная совместимость представляет собой оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат – появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости – это несовместимость, а чувства, вызываемые ею, – антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление. Завершая изложение данной главы, можно сказать, что процесс актуализации, реализации и развития общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов является важнейшим компонентом общения. При восприятии другого человека в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформировавшиеся отношения к этой группе и роли. И в зависимости от содержания и характера этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие. Но по ходу взаимодействия, открывая друг другу разные стороны своих индивидуальностей, эти люди вольно или невольно строят новые межличностные взаимоотношения – позитивные или негативные, которые, в свою очередь, во многом определяют перспективы их дальнейшего общения и совместной деятельности. 1.2. Особенности межличностных отношений подростков с разным видом дизонтогенеза 1.2.1 Особенности межличностных отношений подростков с нормальным психическим развитием В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий. Поэтому, чтобы подросток не испытывал трудности в общении необходимо развивать его коммуникативные навыки. Проблемой межличностного общения у подростков занимались многие ученые, в частности: Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и др. В современных психологических исследованиях все чаще в группу факторов, по которым проводится сравнительный анализ полученных результатов, включают показатель пола испытуемых. Появившееся в последнее время понятие «гендер» (социальный пол) открывает новые возможности для понимания сложной природы человеческих взаимоотношений. Гендерные различия невозможно игнорировать, поскольку они присутствуют в индивидуальных проявлениях любого уровня, усиливаясь с возрастом. Термин «пол» (в англоязычной литературе sех – «секс») описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. А вот термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. Подростковый возраст – период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанного с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Для данного этапа характерно: бурный рост человека и формирование организма в процессе полового созревания [12]. Общение подростка составляет основу формирования новых психологических и личностных качеств. В современном мире человеку необходимо общение, поэтому люди обучаются этому средству коммуникации с раннего возраста. При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное появляется в процессе взаимодействий с окружающими людьми вне деятельности. А ролевое общение осуществляется в процессе разных видов деятельности. А. В. Мудриком выделено четыре возрастных типа общения школьников [12]: 1. Детский (1–3 классы); 2. Подростковый (у девочек 3–6 класс, у мальчиков 7–8 класс); 3. Переходный (у отдельных групп в 5–8 классе, у мальчиков в 9–10 классе); 4. Юношеский (у отдельных групп в 6–8 классе, доминирует в 9–10 классе). Поскольку мы изучаем подростковый возраст, обратимся только к трем типам общения. Подростковый тип общения, проявляясь у отдельных ребят в 3 классе, характерен для учащихся 4–6 классов и сохраняется у части ребят, преимущественно мальчиков, в 7 классе. Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности. Подростки (4–5 классы) считают своими друзьями близких родственников, от которых в большинстве случаев ждут помощи. Но в 6 классе значительная часть подростков (до 30 %) ожидает от собеседника в общении понимания. У подростков последовательно к 6 классу сокращается количество вопросов, обращенных к учителям и родителям, уменьшается число вопросов этического характера (у девочек их больше, чем у мальчиков), уменьшается число запросов подростками оценок действий своих и своих сверстников. Резко сокращается общение в процессе совместных занятий подростков со взрослыми в семье, уменьшается время, затрачиваемое ими на различные виды общения со взрослыми. У мальчиков все эти тенденции имеют более выраженный характер. Больше всего подростки общаются со сверстниками своего пола. Общение реализуется почти всеми школьниками в 4–6 классах. Общение со сверстниками подразделяется на товарищеское и приятельское, у 12–15 % подростков 5–6 классов выделяется самостоятельное дружеское общение, которое далеко не всегда идентично дружбе в раннем юношеском возрасте. Особое место в разговорах подростков занимает обмен информацией по сексуальным вопросам, интерес к которым возрастает в 5–6 классах. Общение между мальчиками и девочками характеризуется двумя противоположными тенденциями: обособление по половому признаку и, интенсификацией общения между мальчиками и девочками. Обособление общения подростков разного пола объясняется тем, что тематика этого общения определяется интересами для того или иного пола, интересом к противоположному полу. С возрастом «понимание» (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинает дополняться акцентом на экспрессивной стороне процесса. Все это, не меняя общего характера возрастного типа, может свидетельствовать о переходе части школьников к переходному типу общения. Переход от подросткового возраста к юношескому происходит неравномерно, растягиваясь во времени от 6 до конца 8 класса, характеризуясь кризисными явлениями в различных сферах жизнедеятельности. Именно в этом возрасте видна неравномерность физического и психического развития девочек и мальчиков. Так, к началу учебного года в 8 классе учатся мальчики, среди которых есть несколько юношей, и девушки, среди которых есть несколько девочек. Кризисные явления возникают в сфере общения: со сверстниками своего и противоположного полов, со взрослыми (смена ориентации, меры и направленность эмоциональной вовлеченности и т. д.). В этом возрасте особенно развита застенчивость, которая маскируется развязностью. В разговорах старших подростков начинает занимать их собственное «Я». Происходит выдвижение в центр общения «Я» старшего подростка, которое диктуется процессами становления личности – ростом сферы интимного, возрастанием потребности в эмоциональном контакте, где проявляются половые различия. Мальчики обращаются к своему «Я» в рамках обсуждаемой темы не стремятся к его более обобщенному рассмотрению. Девочки стремятся к рассмотрению «Я» в тех отношениях и с теми людьми, с которыми у них имеется реальный контакт.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 83 страницы
2075 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg