Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: понятие, особенности, правовое регулирование

cool_lady 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Целью моей работы является исследование правовых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи: 1. определение правовой основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; 2. исследование понятия и видов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3. исследование оказания помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также подготовка ребенка и семьи к передаче ребенка на семейные формы устройства; 4. анализ льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Структурно курсовая работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на семь параграфов, заключения и библиографии.
Введение

Детство - социокультурный феномен, неотъемлемая часть образа жизни и культуры отдельного человека и человечества в целом, особое социальное явление, требующее всестороннего научного осмысления и изучения. Семья - важнейший социальный институт, обеспечивающий полноценное развитие ребенка. Одной из главных задач семейного воспитания является формирование качеств личности. Именно родители являются первыми воспитателями, от них во многом зависит становление его как личности. Воспитание вне семьи накладывает отпечаток на формирующуюся личность. У ребенка, помещенного в государственное учреждение для детей-сирот, обделенного родительской заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства нужно уделять первостепенное внимание. Обеспечение благополучного и защищенного детства стало в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России. На VII Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, прошедшем 13-14 ноября 2019 года, заместителем министра просвещения Российской Федерации Синюгиной Татьяной Юрьевной были обозначены кардинальные изменения формы и сути работы учреждений для детей-сирот. На конец 2018 года 71,5 тысяч детей помещены в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 43,7 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, 27,8 тысяч детей помещены по заявлению родителей. Основной контингент — это дети с ограниченными возможностями здоровья, сиблинги (родные братья и сестры), дети из многодетных семей. Минимальное количество детей из учреждений возвращается в кровную семью. Одной из основных задач учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является использование всех потенциальных возможностей для возврата ребенка в семью. Должна быть активизирована работа по недопущению попадания детей без статуса в сиротские учреждения. У детей, имеющих множественные нарушения, должна быть перспектива взрослой жизни, и они могут и должны иметь семью! Поэтому, вторая основная задача организаций для детей-сирот - воспитать ребенка так, чтобы он повзрослел, был самостоятельным и успешным, насколько это возможно, учитывая особенности его состояния здоровья. Принципиальное изменение контингента детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот (дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды), делает актуальным изменение сопровождения социального и психического развития детей в условиях детских учреждений, в том числе Центров содействия семейному воспитанию. Наряду с усилиями по деинституционализации детей-сирот (т.е. выводу из учреждения на семейные формы воспитания), необходимо создавать в учреждениях такие условия жизни, которые способствовали бы развитию ребенка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7 §1. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 7 §2. Виды деятельности учреждений социального обслуживания 13 ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 19 §1. Усыновление (удочерение) детей 19 §2. Опека и попечительство над детьми 25 §3. Приемная семья 29 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 33 §1. Порядок и основания помещения детей, оставшихся без родительского попечения, в организацию для детей сирот 33 §2. Оказание помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей 38 ГЛАВА 4. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 Библиографический список 55 Приложение №1 (Статистические данные по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) 61
Список литературы

Международные нормативно-правовые акты: 1. Декларация прав ребенка: принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. – Москва: Юридическая литература, 1990. – С. 385–388 2. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239. 3. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Положение детей в мире 1991 г.: сб. - Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991. Нормативно-правовые акты РФ: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398 2. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), от 29.12.1995 №223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, №1, ст. 16 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ - Часть I, (ред. от 16.12.2019, с изменениями от 12.05.2020) // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), от 26.12.1996 № 14-ФЗ - Часть II, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 416-ФЗ // «Российская газета», №220, 20.11.2002 5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532 6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 14 7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"// Бюллетень нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 – 18 8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929 9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880 10. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 г., N 47, ст. 5340 11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802 12. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177 13. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699 14. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст. 1643 15. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920 16. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №30, 2008. 17. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598 18. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007; 2014, № 30 (Часть I), ст. 4257. 19. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. , N 23 , ст. 1276 20. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 2000 г., N 15, ст. 1590 21. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 марта 2001 г., N 13, ст. 1251 22. Постановление Правительства Российской Федерации № 423 от 18.05.2009г. "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 мая 2009 г. N 21 ст. 2572 23. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства РФ. -2014. -№ 22. -Ст. 2887. 24. Закон города Москвы от 15.12.2004 N 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой(попечительством)» // «Ведомости Московской городской Думы», 2005 г., №2 (дата выхода номера в свет 16.02.05) 25. Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" // "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", декабрь 2005 г., N 70 (дата выхода номера в свет 14.12.05) 26. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москва» // «Ведомости Московской городской Думы», 2006 г., №1 (дата выхода номера в свет 01.02.06) 27. Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 206-ПП «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы, май 2004г., №25 (дата выхода номера в свет 29.04.04) 28. Постановление Правительства Москвы от 24 января 2006 года N 37-ПП «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы, февраль 2006г., №9 (дата выхода номера в свет 08.02.06) 29. Постановление Правительства Москвы от 23 января 2014 г. N 8-ПП "О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов" // в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", январь 2014 г., N 5 (дата выхода номера в свет 28.01.2014) 30. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей"// "Российская газета" от 27 января 2010 г. N 15 31. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 июня 2008 г. N ИК-1105/06 “О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства” // журнал "Вестник образования", август 2008 г., N 16 32. Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2016 г. № 07-3765 «О разъяснениях законодательства РФ в части применения норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей» Список учебной и научной литературы: 1. Дзугаева А.З., Концепция модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве/ М.,2015 2. Дзугаева А.З., Доклад на V Международном форуме: "КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ДОСТОИН СЕМЬИ: ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА"/М.,2016 3. Научно-методическое обеспечение деятельности специалистов, осуществляющих работу в сфере опеки и попечительства»/Часть1/М., 2011. 4. Итоги работы ГКУ ЦССВ "Центральный", Телегина Т.Ю. директор, М., 2015.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ §1. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Рассматривая особенности работы государственных учреждений, оказывающих помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, следует рассмотреть само понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также правовую основу такой помощи. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" , детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Одним из главных международных нормативных актов, закрепляющих права ребенка, является Декларация прав ребенка . В Декларации прав ребенка описаны 10 основных принципов, направленных на защиту, равноправие, образование, помощь и гармоничное развитие детей в обществе. Также немаловажно упомянуть такие международные акты, как Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Конвенция о правах ребенка , в соответствии с которыми, государства-участники должны принимать все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка и его благополучного существования. Если говорить о нормативных актах Российской Федерации, то они приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею вышеупомянутыми международными документами. Основными документами в Российской Федерации, регулирующими защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс РФ , Семейный кодекс РФ . В разных субъектах Российской Федерации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют разное ведомственное подчинение. Обеспечение государственной поддержки осуществляется также Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" , который определяет принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, систему социальных служб, требования к объемам и качеству социальных услуг и порядку их предоставления. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ являются получателями социальных услуг, с учетом их индивидуальных потребностей учреждениями социальной защиты им предоставляются следующие виды социальных услуг: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги. Основополагающими документами по защите прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении, также являются: - отмеченный выше Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" , который содержит принципы содержания и мер государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ , ст. 15 которого регламентирует, что «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти»; - Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 г., а также редакции 1998 и 2002 гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей; - Федеральный закон РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001 г. , устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах; - Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» . Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играет Указ Президента РФ от 01.06.1992 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» . Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в: - постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства» (В пункте 16, защищая интересы усыновленного ребенка, говорится о том, что «Представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей»); - постановлении Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» , предусматривающем правила организации детского дома семейного типа. Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти различные гарантии. Социальные услуги, предоставляемые гражданам в форме социального обслуживания в стационарной форме и социального обслуживания на дому предоставляются в соответствии с приложением 1 постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве" , приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 26 августа 2015 г. № 739 "Об утверждении стандартов социальных услуг" . §2. Виды деятельности учреждений социального обслуживания В настоящее время основной ориентир государственной политики в сфере защиты детства - обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительскую опеку . В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. В письме Министерства образования и науки РФ от 30 июня 2008 г. № ИК-1105/06 “О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства” обращается внимание на то, что приоритетным направлением в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, в том числе права ребенка на семью, является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье. Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач: 1. Своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию. 2. Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем для предотвращения изъятия ребенка из семьи. 3. Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей после изъятия ребенка из семьи для обеспечения его возврата в родную семью. 4. Организация информационно-просветительской и реабилитационной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи. Однако зачастую у органов опеки и попечительства не хватает времени и сил заниматься целенаправленной работой по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Их деятельность сводится скорее к технической функции сбора и подготовки необходимых документов для установления статуса ребенка. Кроме того, уровень квалификации кадров также оставляет желать лучшего. В стране нет ни одного вуза, который бы готовил специалиста для органов опеки и попечительства. А проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно, требуют профессиональных, междисциплинарных знаний. Анализ положения в области защиты прав детей свидетельствует о том, что сложившаяся практика работы органов опеки и попечительства ориентирована не на оказание помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении, а на вмешательство в ситуацию, достигшую критической точки, требующую, немедленного отобрания ребенка у родителей. При этом основным инструментом работе с такой семьей обычно является не социальная и психолого-педагогическая реабилитация семьи, а применение органами опеки и попечительства мер воздействия к родителям, не исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей, предусмотренных семейным, уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Качественная и результативная деятельность органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, по оказанию подопечным помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также по подбору и подготовке граждан, желающих стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, может быть обеспечена во взаимодействии с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое взаимодействие может осуществляться по разным направлениям деятельности органов опеки и попечительства . Одним из таких направлений в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» является привлечение указанных организаций к деятельности по выявлению несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, подбору и подготовке граждан, желающих стать опекунами или попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, предусмотренных семейным законодательством. В частности, указанным выше организациям могут быть делегированы отдельные полномочия органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также по подбору и подготовке граждан, желающих стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей на воспитание в семью в иных предусмотренных семейным законодательством формах. С 2012 года в Москве реализуется Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве, разработанная на основании Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №1688 "О некоторых мерах реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» . Целью модели является формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Направления реализации: - сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми, - сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, - недопущение вторичного сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью . В 2012-2015 гг. в Москве произошла реорганизация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данные учреждения (детские дома, дома ребенка, школы-интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей) были переданы из Департамента образования, Департамента здравоохранения, Департамента семейной и молодежной политики, в ведомственное подчинение Департамента труда и социальной политики города Москвы и переименованы в Центры содействия семейному воспитанию. За 2013-2020 гг. количество организаций сократилось на 22. 2012 год: 47 учреждений, 2015 год: 31 учреждение , 2017 год: 28, 2018 год: 26, 2019 год: 25. Детские учреждения Москвы в 2015 году были переориентированы в Центры содействия семейному воспитанию и по новому выстроена работа по реализации государственной политики в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечивая их дополнительными мерами социальной поддержки, получения ими доступного по состоянию здоровья образования, обучения и воспитания, также подготовку по передаче на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, устройство на воспитание в семью. В течение всего времени пребывания в Центрах воспитанники получают квалифицированную, комплексную медико-психологическую помощь и педагогическую реабилитацию. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. В рамках межведомственного взаимодействия, совместно с органами опеки и попечительства, специалисты центра работают над основной задачей, возвращение потенциальной кровной семьи ребенку, временно оказавшемуся в социальном учреждении. Проводится работа с замещающими родителями (кандидатами в усыновители, опекуны, приемные родители) с целью успешного устройства воспитанников, оставшихся без родительской опеки, в приемную семью. В период временного пребывания детей в Центрах созданы условия для пребывания воспитанников, максимально приближенные к домашним . На базе Центров содействия семейному воспитанию работают службы по социальному патронату, которыми оказывается помощь биологическим родителям, которые желают и имеют возможность восстановить свои родительские права, вернуть ребенка в семью. И только в случае невозможности возвращения ребенка в родную семью, специалисты Центров совместно с опекой рассматривают возможность подбора замещающей семьи и передачи ребенка приемным родителям. ? ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ §1. Усыновление (удочерение) детей В соответствии с Семейным кодексом РФ , под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Также Семейный кодекс РФ гласит, что приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление или удочерение. Оно допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересахс учетом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление — это правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновляемым ребенком отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и их кровными детьми, а также единственная форма устройства детей, несущая пожизненный характер. Семейный кодекс Российской Федерации также содержит нормы международного права, которые устанавливают, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. В отличие от опеки, попечительства и воспитания в приемной семье, усыновление влечет за собой возникновение полного комплекса прав и обязанностей для субъектов данного юридического факта. Главный принцип, на котором основывается весь институт усыновления – это максимально возможная защита интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при принятии решения об усыновлении, при отмене усыновления, а также при решении всех других, более конкретных вопросов. Усыновление является наиболее предпочтительной формой устройства детей, утративших родительскую опеку, при которой ребенок юридически полностью приравнивается к собственным детям, приобретает родителей и собственную семью в лице усыновителей. Она также способствует созданию полноценной семьи, дает возможность людям, не имеющим детей, удовлетворить присущее человеку чувство родительской любви. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключениемслучаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Также усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации , в котором также приведен примерный перечень оснований утраты детьми родительского попечения: 1. Смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их родительских прав или признание родителей судом недееспособными; 2. Уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей забрать своих детей из образовательных, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты и других подобных учреждений; 3. Длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и другие причины (родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы, находящиеся под стражей во время следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов). Правовое регулирование отношений усыновления основывается на следующих нормах: 1. Глава 19 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ. 2. Глава 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ . 3. Глава V Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ . 4. Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 N 44-ФЗ . 5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и контроля за их условиями проживания и воспитания в приемных семьях на территории Российской Федерации и правил регистрации консульскими учреждениями Российской Федерации детей, граждан Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" от 29.03.2000 N 275 , некоторые другие нормативные правовые акты. Согласно шестому пункту преамбулы Конвенции о правах ребенка, принятой Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года , ребенок для полного и гармоничного развития своей личности должен расти в семейной обстановке, в атмосфере счастья, любви и взаимопонимания. Правовой институт усыновления является одной из главных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты родительской опеки. Именно семейное воспитание дает возможность реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и других особенностей. По российскому законодательству усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Оно производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства. Усыновление позволяет ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребенок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель имеет право поменять ребенку имя, фамилию, отчество, а также дату и место рождения. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен, а только дети-сироты, дети, родители которых дали согласие на усыновление, и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав. При усыновлении ребенка, возраст которого более 10 лет, необходимо его официальное согласие. Усыновление ребенка можно оформить на одного усыновителя или на супругов. Ограничений по возрасту усыновителей не существует, однако одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребенка не менее чем на 16 лет. По причинам, признанным судомуважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется. В отличие от установления опеки над ребенком, где решение принимается органом опеки и попечительства, решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в органах записи актов гражданского состояния.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg