Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности памяти у младших школьников с разными видами дизонтогенеза

cool_lady 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Цель: изучение особенностей памяти младших школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Задачи: 1) Изучить и про систематизировать всю имеющеюся литературу 2) Установить взаимосвязь роли психических особенностей в развитии умственных способностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. 3) Установить взаимосвязь роли психических особенностей в развитии умственных способностей детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста. 4) Составить программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников с разным видом дизонтогенеза (на примере задержанного развития) Методы исследования: 1) Изучение психолого-педагогической литературы. 2) Анализ подобранной литературы 3) Теоретико-прикладное моделирование программы сопровождения младших школьников с овз Объект: учебная деятельность младших школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Предмет: развитие памяти у учащихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью в учебной деятельности.
Введение

Среди многих особенностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из величайших является возможность запечатлевать и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления. Это способность составляет функцию памяти. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов в период начального обучения памяти должно уделяться самое пристальное внимание. В исследованиях личностной сферы детей с задержкой психического развития отмечаются инфантильные черты характера, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость и уход от ответственности, неадекватная самооценка, слабо сформированная саморегуляции. Детям трудно управлять своим поведением, вести себя в соответствии с требованиями ситуации, намеренно регулировать различные психические процессы и состояния. Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, генетические факторы и т.д. У детей с задержкой психического развития на фоне первично-сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться на предложенном заданием. Все это приводит к неуспеваемости детей в массовой школе. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу. Исследование развития памяти у учащихся задержкой психического развития в процессе учебной деятельности – является одной из актуальных задач дошкольной и школьной психологии и требует постоянного изучения и исследования. Память учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведение (неточность). Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти. Проблема памяти умственно отсталых детей и школьников относится к числу наиболее разработанных вопросов специальной психологии. Ученые и методисты до сих пор занимаются исследованием развития памяти у детей младшего школьного возраста. Нас заинтересовали эти проблемы, которые и послужили выбору моей темы. Теоретическая основа: Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане), биогенетические (И.П.Павлов, И.М.Сеченов), физиологические (Л.С.Выгодский). В данном исследовании при изучении этой проблемы были изучены различные теории, труды известных психологов. Актуальность: На современном этапе развития науки существуют различные теории, объясняющие закономерности процессов хранения, запечатления и воспроизведения, происходящих в памяти. Исследованием структуры памяти и особенностей функционирования отдельных видов памяти занимались Миллер, Бауэр, Спрингстон, Конрад, Пьерон, Солсо и Шорт и др. В отечественной психологии память изучается в рамках общепсихологической теории деятельности. А.Н. Леонтьев посвятил свои исследования изучению возрастных и индивидуальных особенностей запоминания, П.И. Зинченко провел систематическое изучение непроизвольного запоминания. Особенности памяти умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития изучены достаточно глубоко и полно. Тем не менее, многие аспекты этой актуальной проблемы требуют дальнейшей разработки. Гипотеза: возможно ли при правильном подходе, обеспечить оптимальные условия для развития познавательной сферы обучающихся с задержанным психическим развитием
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретическое исследование памяти у младших школьников с разным видом дизонтогенеза……………………………………………...........7 1.1. Психофизиологическая основа памяти………………………………….7 1.2. Особенности памяти у младших школьников с нормальным и дизонтогенетическим развитием…………………………………………........24 1.2.1. Особенности памяти младших школьников с нормативным развитием………………………………………………………………………..24 1.2.2. Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………27 1.2.3 Особенности памяти младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………………..30 Глава 2. Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с разным видом дизонтогенеза (на примере задержанного развития)………………………………………………………………………...33 2.1. Общая характеристика программы: цель, задачи, принципы, используемые методы и технологии………………………………………….33 2.2. Характеристика обучающихся………………………………………........35 2.3. Основные направления работы…………………………………………...35 2.4. Ожидаемые результаты……………………………………………………46 Заключение……………………………………………………………………...47 Список литературы……………………………………………………………..50
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Проект, 2010. 2. Алиева, С. В. Социальная педагогика : учебное пособие / А. В. Иванов, С. В. Алиева. – Москва : Дашков и К, 2013. – 424 c. 3. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва : Логос, 2016. - 306 c. 4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. С. 136. 5. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – Санкт Петербург : Питер, 2010. – 208 с. 6. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. – Москва : МГУ, 2014. 7. Боднар, А. М. Психология памяти : учебное пособие / А. М. Боднар. – Москва : Юрайт, 2010. – 100 с. 8. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2013. - 526 c. 9. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 477 c. 10. Бочарова, С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы С. П. Бочарова. – Москва : Гуманитарный центр, 2017. – 384 с. 11. Бочарова, С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы / С. П. Бочарова. – Москва : Гуманитарный центр, 2017. – 384 с. 12. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с. 13. Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. Москва : Просвещение, 2013. – 254 с. 14. Вульфов, Б. З. Педагогика : учебное пособие для бакалавров / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев; под ред. П. И. Пидкасистый. – Москва : Юрайт, 2013. – 511 c. 15. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт- Петербург : СОЮЗ, 1997. – 96 с. 16. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Говорящая книга, 2012. – 300с. 17. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека / Э. А. Голубева. – Москва : Педагогика, 2010. – 152 с. 18. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва: ЛКИ, 2016. – 202 c 19. Дубровинова, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – Москва : Проспект, 2010. – 150 с. 20. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. – Москва : А-Приор, 2010. – 160 c 21. Клубовского, В.И. Дети с задержкой психического развития. 2014. 319 с. 22. Котова, И. Б. Общая психология : учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – Москва : Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c. 23. Кравченко, А. И. Общая психология. – Москва : Проспект, 2011. – 432 с. 24. Кравченко, А. И. Психология и педагогика: учебник / А. И. Кравченко. – Москва : ИНФРА-М, 2013. – 400 c. 25. Крайг, Г. Психология развития. – Санкт Петербург : Питер, 2011. – 230 с. 26. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии. Москва : Академия. 2010. – 130 с. 27. Кузнецовой, Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие – Москва : Академия, 2012. – 480с. 28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – Москва : Сфера, 2013. – 250 с. 29. Лебедев, А. Н. Нейрофизиологические параметры памяти человека / А. Н. Лебедев // Журнал высшей нервной деятельности, 2012, т. 43, N2. 277 – 285 с. 30. Лебедев, А. Н. Психофизиология памяти. В кн.: Основы психофизиологии / под ред. Ю. И. Александрова. – Москва : "Инфра – М", 2014. – 260 с. 31. Ливанов, М. Н. Избранные труды. Пространственно временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга. – Москва : Провещение, 2015. – 400 с. 32. Лубковский, В.И. Специальная психология – Москва: Академия, 2006. – 464 33. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития. – Москва, 2014. – 259 с. 34. Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. – 7-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 800 с. 35. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин - Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 582 с. 36. Мухина, B. C. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : Педагогика, 2014. 37. Немов, Р. С. Общая психология: учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память. – Москва : Юрайт, 2017. – 262 с. 38. Немов, Р. С. Психология : учебник / Р. С. Немов. – Москва : КноРус, 2014. – 718 с. 39. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров – Москва : Юрайт, 2013. – 274 с. 40. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф Обухова. – Москва : Знание, 2010. – 130 с. 41. Пак, Т. С. Психология развития и возрастная психология / Т. С. Пак. – Москва : Человек, 2010. - 48 c. 42. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И. В. Белякова. – Москва, 20012. – 160 с. 43. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. – Москва : Просвещение, 2017. – 240 с. 44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт Петербург : Питер 2012. – 158 с. 45. Руденский, Е. В. Психология ненормативного развития личности: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Е. В. Руденский. – Москва : Юрайт, 2019. – 177 с. 46. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Санкт Петербург: СПбГУ, 2016. – 235 с. 47. Соловьёва, И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. – Москва : Академия, 1953 – 456 с. 48. Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / под ред. Л. М. Шипицыной. – Санкт Петербург : Речь, 2003. – 216 с. 49. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 50. Утлик, Э. П. Психология личности : учебник / Э. П. Утлик. – Москва : Academia, 2018. – 448 c. 51. Хофман, И. Активная память. – Москва : Прогресс, 2011. – 312 с. 52. Шипицына, Л. М. Специальная психология: учебник для академического бакалавриата. – Москва, Юрайт 2016.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ВИДОМ ДИЗОНТОГЕНЕЗА 1.1. Психофизиологическая основа памяти Память – особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. В памяти закрепляются системы знаний, позволяющие приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру. Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм – следов памяти [7]. Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, образно говоря, «затоплено» бесконечный поток раздражителей, приходящих извне. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способности к обучению и памяти. Прежде всего, следует отметить, что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ. Организмы, которые находятся на ступеньках эволюционной лестницы раньше людей, имеют только два типа памяти: генетическую и механическую. Генетическая память хранится в генотипе, передается по наследству и воспроизводится в потомстве. Механическая память накапливается в течение жизни отдельного организма и исчезает вместе с ним. Эти типы памяти присутствуют в организмах с различной степенью развития. Но человек более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью. Другими словами, для запоминания и хранения информации человек использует свою волю, логику, разнообразные средства запоминания, не ограничен физическими возможностями в использовании памяти [7]. Известно, что каждое из наших переживаний, впечатлений или движений представляет собой след, который может длиться довольно долго и при соответствующих условиях вновь проявлять себя и становиться субъектом сознания. Поэтому под памятью мы имеем в виду захват, сохранение, последующее распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта, что позволяет нам накапливать информацию без потери каких-либо предыдущих знаний, информации и навыков. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в, так называемых, последовательных временных связях (ассоциациях), которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Память в психологии чаще всего определяют, как способность воспроизводить - в большем или меньшем соответствии с оригиналом - прошлые события, после хранения их в течение некоторого времени. Действительно, на протяжении многих десятилетий изучение человеческой памяти проводилось почти исключительно с точки зрения ее способности легко воспроизводить. Предметом исследования была память как статическое хранилище «следов», в котором находится информация и из которого её после длительного хранения можно извлечь [12]. Принципиально иную точку зрения представил И. Хофман в книге «Активная память». Память рассматривается им «не как изолированная психофизиологическая функция, а как часть процессов отражения внешнего мира в нашем сознании», т. е. как часть когнитивных процессов. Процесс обучения влияет на физико-химическое состояние коры, что приводит к консолидации следов в коре головного мозга. Динамическая память представляет собой образование связи между различными представлениями и определяется не тем, каков запоминаемый материал, а тем, что с ним делает субъект [50]. К основным характеристикам памяти относят: 1. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти – 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти. 3. Точность – точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении. 4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. 5. Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт [25]. От рассмотренных выше характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека Несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизучены. В основе памяти лежат ассоциации (связи). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Ассоциации различают: простые и сложные. В свою очередь, простые связи подразделяют на три категории: - по смежности – близость явления во времени или в пространстве (при назывании какой-либо буквы заучиваемого алфавита вспоминается следующая за ней); - по сходству – наличие сходных черт (медведь – слово, созвучное фразе «мёд ведь»); - по контрасту – противоположные явления (особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов) Сложные или смысловые связи также имеют три вариации: - частность и целое; - связь по роду и виду; - причина и следствие явления. Если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, то связь возникает с одного раза. Важным условием для образования ассоциаций является практическое подкрепление, т. е. запоминаемое должно использоваться в процессе усвоения [10]. Память нельзя рассматривать отдельно от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты по-разному. Разница может быть количественной, например: - в скорости запоминания; - в прочности сохранения; - в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания; Так, некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают (не развита кратковременная память), но на долго запоминают накопленную информацию. Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того, какой вид памяти преобладает. В человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются крайне редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память. Виды памяти будут рассмотрены немного ниже [5]. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т. е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его, даже по прошествии долгого времени. На самом деле, такой вид памяти - в той или иной мере - не так уж и редоко встречается у детей, но часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например, у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение единожды воспринятого).У каждого человека развиваются те виды памяти, которые он использует чаще[5]. Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как: 1. интересы и склонности личности (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда); 2. от отношения личности к той или иной деятельности (жизненно важно или можно пренебречь); 3. от эмоционального настроя в конкретном случае (интересно, что память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях); 4. от физического состояния; 5. от волевого усилия и многих других факторов. Существуют разные классификации видов человеческой памяти: ? по участию воли в процессе запоминания; ? по психической активности, которая преобладает в деятельности. ? по продолжительности сохранения информации; ? по сути предмета и способа запоминания. ? по характеру участия воли. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, безо всяких усилий. Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен и имеет большое значение для человека. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение различных и многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и необходима для нормального развития ребёнка. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту [22]. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.). Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образная память делится по типу анализаторов, которые участвуют в запоминании впечатлений человеком. Формируемая память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной и вкусовой [30]. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам. Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т. к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые). Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а также опытные лекторы, преподаватели вузов и т. д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других видов. П. П. Блонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук [22]. По продолжительности сохранения информации: Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память - образ. Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определенное значение. Стимул всегда несет в себе определенную информацию, специфичную только для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает [10]. Кратковременная память – сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательных усилий для запоминания, но с упором на будущее воспроизведение. Наиболее важные элементы воспринимаемого изображения хранятся в памяти. Кратковременная память "включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями) [12]. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например, человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой - римской или арабской - изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и разработаны разнообразные формулы и методы ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек может хранить в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти. Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения. На самом деле кратковременная память играет решающую роль. Благодаря кратковременной памяти обрабатывается огромное количество информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате отсутствует перегрузка долговременной памяти ненужной информацией. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти [5]. Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации варьируется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти. Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы, и их механизмы совершенно разные. Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она фиксируется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память [11]. Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности. Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность [29]. Что же такое память? На этот вопрос человечество ищет ответ с древнейших времен. Существует несколько теорий механизмов памяти. Все они имеют своих сторонников и противников, потому приведем кратко характеристики физической, психологической, психофизиологической и биохимической теорий. Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики – о связи процесса памяти с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур. Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. Физиология памяти раскрыта в экспериментальных работах И. П. Павлова и его сотрудников: память есть результат рефлекторной работы мозга. «Временная нервная связь, – писал И. П. Павлов, – есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое – то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей». Главным аргументом физиологической теории памяти является наличие свидетельств о генетической информации в живой клетке (видовой памяти); она передается и воспроизводится наследственным путем, неся информацию о мутации и изменениях в генах [30]. Еще у древнегреческого философа Аристотеля, в его «Трактате о памяти и воспоминании» читаем: «Память – как бы своеобразное отыскивание образов. Бывает только у тех, кто способен размышлять, делать вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытывал нечто подобное». Это высказывание можно считать базовым для психологической (ассоциативной) теории памяти. В ХIХ в. У. Гамильтон экспериментально доказал, что память человека имеет определенный объем одномоментного восприятия внешнего мира – это семёрка плюс-минус две единицы. Тогда же определилась Гештальт-теория (теория образов), обозначающая целостную организацию структуры памяти [25]. В книге А. Р. Лурия «Нейропсихология памяти» читаем: «Память надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней». Это высказывание близко сторонникам нейронной и биохимической теорий памяти. Точку зрения А. Р. Лурия разделяет И. Хофман, экспериментально решая проблему репрезентации семантических и концептуальных структур. Он положил в основу представлений о репрезентации понятий гипотезу об иерархической организации функциональной структуры семантической памяти. Вопрос о механизмах памяти сложен и изучается рядом наук: физиологией, биохимией, психологией, а также рядом других. Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания. Память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось [38]. Как уже отмечалось ранее, в нервной системе хранится два вида информации [44]: ? накопленная – в процессе эволюции вида и закреплённая в безусловных рефлексах (инстинктах), т.е. генетическая (видовая); ? приобретаемая – в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов (индивидуальная). Сделаны попытки объяснить механизмы памяти данными электрофизиологии. Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит в том, что нейроны мозга образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. Там сохраняется информация, поступившая в мозг и переработанная в нём. Повторное прохождение нервных импульсов изменяет структуру синапсов. При повторении потока нервных импульсов процесс протекает гораздо легче и быстрее. Длительное функционирование синапсов усиливает их деятельность, что сказывается на их структуре. Процесс обучения влияет на физическое и химическое состояние коры головного мозга, что приводит к консолидации следов в коре. Память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации. Итак, память – очень сложный механизм, и состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим. Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала. Запоминание информации лежит в основе процессов научения и формирования индивидуального опыта деятельности субъекта. Запоминание и воспроизведение обычно происходят в виде произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание – это обычно непроизвольный процесс. Подробнее рассмотрим каждый из указанных выше процессов: Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти) Запоминание может быть, как произвольным (запланированным), так и непроизвольным, т. е. протекать независимо от воли человека. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие явления, предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без цели изучить, познать и т. п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg