Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие интереса у обучающихся старшего дошкольного возраста к сказке через сюжетно-ролевые игры

cool_lady 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: Развитие интереса у обучающихся старшего дошкольного возраста к сказке через сюжетно-ролевые игры. Связь научной работы с научными программами и темами. Исследование выполнено в рамках научной темы кафедры дошкольного образования и педагогики «Эффективность педагогических технологий управления качества подготовки специалистов дошкольного образования в вузе». Тема ВКР утверждена приказом № 884-сд от 05.11.2019.г. «Об утверждении тем выпускных квалификационных работ и о назначении руководителей выпускных квалификационных работ» . Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к сказке через сюжетно-ролевые игры. Задачи исследования: 1. Провести анализ развития интереса к сюжетно-ролевым играм у старших дошкольников. 2. Выявить уровни восприятия, интереса и воображения у детей дошкольного возраста к сказке через сюжетно-ролевые игры 3. Обосновать условия, которые способствуют развитию интереса к сказке. 4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к сказке у старших дошкольников. Объект исследования: процесс развития интереса у детей старшего возраста к сказке. Предмет исследования: развитие интереса у обучающихся старшего дошкольного возраста к сказке через сюжетно-ролевую игру. Методы исследования: - теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение, синтез); - эмпирические (беседа, создание игровой проблемной ситуации, анкетирование, опрос, количественный и качественный анализ полученной информации), педагогический эксперимент (констатирующий этап). Методологической основой работы являются исследования по вопросам развития интереса к сказке с помощью сюжетно-ролевых игр (Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе,Л.М. Гурович, С.И. Колодезникова, С.Р. Прибылых, И.Г. Жукова, М.А. Киселева, О.В. Чиндилова.); а также изучали использование сюжетно-ролевых игр при объяснении сказки (Венгер Л.А., Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский.) Практическая значимость исследования заключается в составлении методики развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к сказке. Результаты работы могут быть использованы в ДОУ на занятиях по развитию речи, во время режимных моментов. Апробация: Основные теоретические и методические положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольного образования и педагогики ГБОУ ВО РК «КИПУ», а также на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава КИПУ (24 апреля 2020г., ГБОУВО РК «КИПУ», г. Симферополь). Тема доклада: Роль сюжетно-ролевых игр в развитии интереса к сказке у старших дошкольников Публикации: Абибуллаева Э.Э., Кравченко А.Ю., Плахотникова Т.А., Костелова К.А.Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста через сказку и детскую литературу // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук : Международный научно-исследовательский журнал – г. Белгород, 2020. – Вып. 8. – С. 176-179. Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы-56, приложений-5.
Введение

Актуальность исследования.Проблема развития интереса у обучающихся старшего дошкольного достаточно актуальна. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.Дошкольник старшего же возраста уже ознакомлен с азами русской литературы в частности к сказкам.Благодаря сказке у ребенка развивается мышление, внимание,воображение, у ребенка появляется ощущение что он может дофантазировать и выдумать героев такими какими он себе их представляет. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие интереса к сказке как одну из задач образовательной области «художественно-эстетическое развитие », то есть у ребенка необходимо развить основы нравственного воспитания и это будет способствовать формированию базовых знаний о литературе через сопереживание к героям художественных произведений. Проблемы связанные с развитием интереса к сказке у детей изучали такие ученые как Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе,Л.М. Гурович и др. В настоящее время исследуют практические и теоретические вопросы развития интереса к сказке у старших дошкольников С.И. Колодезникова, С.Р. Прибылых, И.Г. Жукова, М.А. Киселева, О.В. Чиндилова. Также О.Л. Кобачек исследовала влияние снижения интереса к чтению на развитие у ребенка старшего возраста.Использование сюжетно-ролевых игр при объяснении сказки исследовали такие ученые как Венгер Л.А., Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский. Все выше перечисленное определило проблему исследования как организовывать деятельность педагога по развитию интереса к сказке через сюжетно-ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К СКАЗКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Проблема развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к сказке 1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитии старших дошкольников 1.3 Методика развития интереса у детей старшего возраста к сказке через сюжетно-ролевые игры Выводы по Главе 1 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СКАЗКЕ 2.1 Организация работы по развитию интереса у старших дошкольников к сказке 2.2 Методические рекомендации направленные на развитие интереса к сказке через сюжетно-ролевые игры у старших дошкольников Выводы по Главе 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Просвещение, 2020. – 61 с. 2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге.// «Начальная школа плюс до и после». - 2006 - № 12 , 88-92 с. 3. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153. 4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1974 – 288 с. 5. Большева, Т.В. Учимся по сказке [Текст]: учебно-методическоепособие / Т.В. Большева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 – 144 с. 6. Васильев, В. И. Книжная культура в отечественной истории: теоретические и историко-книговедческие аспекты (XVIII-начало XXI в.) [Текст] : автореф. дис. … д-ра ист. наук : 05.25.03 / В. И. Васильев ; МГУ. – М., 2005. – 101 с. 7. Выготский Л.С."Орудие и знак в развитии ребенка" Психол.очерк:Кн.для учителя.-М.:Просвещение,-1931-198 С. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, - 1991 – 256 С. 9. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Книга по Требованию, 2013. 135 с. 10. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. ? 304 с. 11. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям: «Русский язык и литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и методика начального образования». 3-е изд., стереотип изд. М.: Академия, 2008. 312 с. 12. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению изд. М.: Линка-Пресс, 2003. 176 с . 13. Гриценко З.И. Ребенок и книга // Дошкольное воспитание. 2000. №3. С. 49-52. 14. Данилов А. Зачем героям награды? / А. Данилов // Книжное обозрение. – 2005. – С. 29-31. 15. Доронова, Т. Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Л. Доронов // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 49-54. 16. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39. 17. Ежкова Н.С. Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2012. – С. 25–27 18. Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. – Спб.: Издательский Дом «Нева», 2006. 19. Жуковская Р. И. Чтение книги в детском саду / Р. И.Жуковская. — М., 1955. – 68 с. 20. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком литературного произведения // Тезисы докладов на Всесоюзном съезде по дошкольному воспитанию, Москва. — 1948. — С. 73-76. 21. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями. Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. 22. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования каждого / Под ред. доктора психологических наук, академика Ю.М. Забродина. – М: Просвещение, 1994. 23. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 24. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 208 с. 25. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике: Пособие для воспитателя детского сада/ Н.А. Курочкина.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-190с. 26. Ливанова, О.А. Учимся читать художественную литературу [Текст] / О.А. Ливанова - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с. 27. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1988. 240 с. 28. Лыкова, И. А. Маленькое окно в большой мир, или Детская книга как предмет культуры [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. ? 2015. ? № 3. ? С. 44-61. 29. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание.- №4.- 1989.- с.38-45 30. Никифорова В.И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Наука, 1972. — 152 с 31. Новикова, Т. А. Детская библиотека как центр читательского развития детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 05.25.03 / Т. А. Новикова ; МГУКС. – М., 2010. – 24 с. 32. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 352 с. 33. Панков, В.И. Ваши помощники книги: Пособие для воспитателя дет ского сада/ В.И. Панков.-М.: Просвещение, 1978.-128 с. 34. Полеушина, Н. А. Книжная культура России: формирование новой парадигмы? [Текст] / Н. А. Полеушина // Ценности и смыслы. ? 2017. ? № 2 (48). ? С. 73-83. 35. Политова, Н. И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала/ Н.И. Политова// Нач. шк.: плюс-минус. 2002. N 4. – C. 48-53. 36. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях д/с / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. и др.М.: Просвещение, 2014. 232 с. 37. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. М., 2010. 38. Степанова Л. Детская школа для взрослых / Л.Степанова // Библиотечное дело. — 2004. — №1. — С. 21-22. 39. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999. 224 с 40. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : программа учебного курса и методические рекомендации / авторы-составители О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, Л. М. Гурович. ? М.: Центр педагогического образования, 2009. ? 240 с. 41. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева - СПб., 2000. - 511с. 42. Тихомирова И.И. О творческом чтении или как воспитать талантливого читателя // Школьная библиотека. 2008. № 8-9. С. 49-50. 43. Тихомирова, И.И. Детская книга в домашней библиотеке [Текст] / И.И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 32 - 37. 44. Токмакова И. П. Детская литература - первооснова воспитания Дошкольное воспитание, 1999. № 6. С.14-28. 45. Тюнников Ю.В. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 31-38. 46. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. 239 с. 47. Флерина, Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях [Текст] / Е. А. Флерина, Е. Ю. Шабад. – М.: Учпедгиз, 1939. – 88 с. 48. Фишер, В. Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования [Текст] / В. Я. Фишур, М. А. Кухар // Вестник томского государственного педагогического университета. – 2014. ? № 11 (152). – С. 147-153. 49. Шатрова С.А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 11. С. 22-25. 50. Шацкая В.Н.Эстетическое воспитание детей в семье. - М., 1954. 51. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 112 с 52. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с. 53. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999-300с. 54. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 360 с. 55. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1986. 146 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1.1 Проблема развития интереса у детей старшего возраста к сказке Интерес применительно к чтению художественной литературы – от латинского interest – значит иметь значение, стремиться, проявлять эмоционально окрашенное отношение к объекту. Наличие или отсутствие интереса к чтению является основным фактором отношения ребенка к книге и критериев её оценки. Чтение без интереса превращается для ребенка в деятельность, лишенную увлекательности, и эффективности. Как утверждают, большинство ученных именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, понимания.[2,с.89] Любование, смакование, восторг, удивление, переживание, все вместе и составляет интерес [48]. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности [31]. Старший дошкольный возраст представляет собой очень важный период как развития так и становления личности ребенка. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день этого периода, является развитие интереса у старших дошкольников к сказке, да и вообще к чтению. Вопрос приобщения старших дошкольников к сказке занимает важное место в современной отечественной педагогике. Очевидно, что решение проблем литературного образования детей старшего дошкольного возраста, ведущую роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к художественной литературе, поскольку процесс развития читателя в ребенке начинается с раннего детства. Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать больше нового об объекте интереса, и повышенным вниманием к нему. Со временем интерес может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес может рассматриваться как одна из эмоций, близких удивлению, любознательности[27,с. 247-248] Интерес-это реальная причина социальный действий, лежащий в основе непосредственных побуждений-мотивов идей и т.п. –участвующих в ни х индивидов,социальных групп,классов,объективное основание. [6,с.74] Развитие интереса –это процесс восприятия художественного произведения,который представляет собой сложный педагогический процесс,который характеризуется интенсивностью образной,интелектуально-познавательной ,эмоциональной сфер личности.[40,с.143] В дошкольном возрасте главное – формирование разностороннего интереса и любви к книге. З.А. Гриценко утверждает,что первое знакомство ребенка с книгой должно состояться как можно раньше.[13,с.49] Развитие интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Начинать этот процесс надо с раннего детства. Он требует кропотливой работы от педагогов. Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно.[4,с. 151] В трудах Л. С. Выгодского,[9,с.94] Е. А. Флериной, [47,с.37]А.В. Запорожца [20,с.75]и других ученых исследуются особенности понимания художественной литературы ребенком дошкольного возраста.[7,с.46].Влияние эстетического восприятия сказок на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская, она полагала что развитию у детей чувств языка, развивается возможность запоминать образные выражения и обогащать ими обыденную речь которая способствует занятие с использованием художественной литературы, а также чтения различных сказок детям.[19,с.68] Проблема воспитания детей старших дошкольников средствами сказки были рассмотрены в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. Ребенок дошкольного возраста не сразу может воспринимать произведение искусства в его полном значении.[39,с 117] Однако художественно-эстетическое восприятие начинает формироваться именно период дошкольного развития. В.Н. Шацкая отмечает: «Дети дошкольного возраста еще не могут оценить глубину высокохудожественных произведений и их эстетическое значение, но они многое запоминают и любят, а это составляет почву для дальнейшего желание вернуться к этим и других произведений искусства, в них сформируется интерес и потребность общения с искусством». [50,с.44]Попытка проанализировать художественную литературу в данный период, позволяет получить ребенку определенный опыт впечатлений, которые в дальнейшем могут повлиять на его эстетический вкус и художественно-творческую активность. Для понимания сказок ребенок должен отнестись к ним как к образу, изображению реалистичных предметов и явлений. Эти навыки появляются лишь на определенном отрезке развития. Старшие дошкольники относятся к изображениям в сказке как к реальному объекту, их может всерьёз напугать изображение страшного зверя. Проникновение ребенка в сказку носит активный характер: он старается поставить себя на место главного героя, действует вместе с ним, помогает ему одолеть врагов. Отношение ребенка к сказке развивается таким образом что от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях, и посмотреть или возможно оценить их со стороны.[44,с.15] Как замечает Н.С. Карпинская, детские сказки играют огромную роль в развитии ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение . На всём протяжении ХХ века ребенка дошкольного возраста как некого читателя, его истинный интерес к сказке да и вообще к чтению активно изучали такие учёные, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская,В.И.Никифорова [30,с.123]и другие. Но на некоторые вопросы до сих пор так и не нашли решения. Положительное влияние на развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста оказывает выявление умений выделять в сказках элементарные выразительные средства такие как цвет, форма, композиция и др. Понимание сказки позволяет развивать у ребенка заинтересованное отношение и в реальной жизни, насыщая его реальным и понятным для него содержанием, а прочитавши сказки детям ребенок будет знать о сложных человеческих проблемах. Как оказалось основная масса российских и зарубежных исследователей говорят, что внимание к чтению сказок является главным аспектом творчества ребенка, развития его интелектта,интереса, внимания, памяти и познания, и мышления. Еще в 70-80 годах XX века в нашей стране под управлением Б.Г. Умнова была осуществлена серия научных исследований, которые были посвящены феномену «читательский интерес»,который входит в широкий сюжет литературного становления. В работах О. В. Акуловой, О. Н. Сомковой раскрывается структура понятия литературное развитие дошкольника, первым компонентом ее выступает читательский интерес, который может характеризоваться с позиций глубины, широты, осознанности. Центральный компонент литературного развития – восприятие художественного произведения, которое представляет собой сложный психологический процесс, характеризующийся интенсивностью образной, интеллектуальнопознавательной, эмоциональной сфер личности. Качество эстетического восприятия текста определяется богатством литературного опыта дошкольника, объемом знакомых ему текстов. [28]Накопленный литературный опыт ребенок активно использует в разных видах деятельности: игровой, театрализованной, художественной, творческой [40,с240]. Дошкольники в старшем возрасте в отличие от младших могут дать разумную оценку персонажам данной сказки, используя в своих рассуждениях известные им меры поведения человека в обществе.[3,с.152] Результатом развития индивида является способность к художественному восприятию. Б. Теплов в своей работе отмечает, что художественное восприятие является умением, которому нужно учить еще с детства.И этому способствует укрепление полученных знаний,закреплению, развитие речи и мышлению. Восприятие сказок в старшем возрасте позволяет развивать у ребенка заинтересованное отношение к жизни, насыщая его моральным содержанием. К читательским интересам относится положительное отношение старшего дошкольника к книге, произведениям, которые приобретают для него значимость и эмоциональную важность и подходят его потребностям. Таким образом, выбор дошкольника представляет собой выделение определенной книги из огромного мира художественной литературы, которая для конкретного ребенка имеет значимость и соответствует его требованиям. Читательский интерес выражает не к чтению книг в целом,а к выборочному отношению. Например, дома у ребенка есть домашняя библиотека, но при этом ребенок выбирает книги, где только сказки. Читательский интерес тесно связан с потребностью ребенка в чтении. Также не менее актуальной проблемой привлечения ребенка к чтению сказок является неграмотное руководство родителей данным процессом,то есть родители не руководствуются основными возрастными особенностями.Именно поэтому воспитатель является проводником в решении данных проблем в семье, через то что он ознакамливает родителей с тем как лучше для ребенка подобрать литературу. Решение данных задач семейного воспитания приводит родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в доказательстве педагогических рассуждений. Для оживления детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку определенной сказки. Если сказка состоит из отдельных книг и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом ярких и красочных рисунков. При чтении сказок, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки маленькие, то во время занятия показывать их бессмысленно. После занятия сказку очень важно оставить в книжном уголке детям для рассматривания.Также в ходе чтения детям сказки не следует их отвлекать объяснениями вопросами или замечаниями,вопросы будет целесообразно задавать в конце прочтения сказки. В некоторых случаях детей нужно подготавливать к восприятию заранее, а если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить заранее.Но однако если смысл самой сказки понятен лучше этого не делать. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить». Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети старшего дошкольного возраста еще не читатели, а всего навсего слушатели.[55,с107] Умение слушать сказку формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Воображение и эмоции в жизни ребенка практически неразделимы. [51,с.78]Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе достаточно сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел "закон общего эмоционального знака", суть которого выразил словами: "... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству"... Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека,и все о чем он думает.Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется "законом эмоциональной реальности воображения", Он говорит о том, что "всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством". С проявлением обоих законов связаны многие "странности" в поведении детей. Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные "страшилки". Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения, именно этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.[8,с.195] Таким образом можно повторить, что развитие интереса - не закрытый в себе автономный процесс. Он обусловлен социальным окружением; сферой и характером деятельности не только самого ребенка, но и людей его окружения; процессами обучения и воспитания, которые имели особыми стимулами возбуждения интереса, активностью самой личности, ее позицией. Для решения задач всестороннего воспитания старшего дошкольника средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный выбор произведений литературы как для исполнительной деятельности, так и для чтения и рассказывания. При отборе книг учитывается, что литературное произведение должно выполнять познавательные, нравственные и эстетические функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.[49,с.22] Целью развития интереса к детской литературе у детей старшего дошкольного возраста в ДОО является подготовка их к систематическому литературному образованию, в том числе и перспективная практическая подготовка к будущему теоретическому литературоведческому образованию в старших классах школы.[1,с.61]Воспитание подрастающего поколения, привлечение их к книжной культуре – важная педагогическая задача.[42,с.49-50] Через детскую литературу ребенок познает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве – процесс долгий и нелегкий, и начинаться он должен как можно раньше. Для изучения программного содержания ознакомления детей старшего дошкольного возраста со сказками , мы выбрали образовательную программу «От рождения до школы» [35], региональную парциальную программу «Крымский веночек». Рассмотрим, в какой мере в данных программах для дошкольных образовательных учреждений отражено содержание работы по знакомству детьми старшего дошкольного возраста cо сказкой. С этой целью нами было проанализировано содержание наиболее распространенных программ. 1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) [14;17,с.25], является одной из самых распростаненных программ. Главная цель обучения и воспитания согласно данной программе заключается в создании оптимальных и комфортных условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. В рамках реализации программы предлагается раздел «Приобщение к художественной литературе», который включен в раздел образовательной области «художественно-эстетическое». Разработчики программы описывают основные задачи обучения и воспитания по данному направлению. Сюда можно отнести следующее: • Продолжать формировать интерес к музыке,живописи,литературе,народному искусству; • Развивать эстетические чувства эмоции эстетический вкус эстетическое восприятие произведений искусства формировать умение выделять их выразительные средства; • Подбирать материал и пособие для самостоятельной художественной деятельности; • При чтении литературных произведений сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка,избушка на курьих ножках) дворцов; • Формировать у детей бережное отношение к произведениям. Также педагог должен обучать детей пересказу,сочинению собственных рассказов,декларированию стихов.Поддержание интереса к сказке происходит благодаря обращению внимания детей на иллюстрации и правильном восприятии содержания произведения,формирование чувства сопереживания. Данная программа предлагает для изучения детьми старшей группы такую литературу: Русский фольклор - песенки, заклички [32,c 282] Песенки.«Как на тоненький ледок»;«Никоденька-гусачок.»;«Уж я колышки тешу.»;«Как у бабушки козел.»;«Ты мороз, мороз, мороз.»;«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.»;«Грачи-киричи.»; «Уж ты, пташечка, ты залетная.»;«Ласточка- ласточка.»;«Дождик, дождик, веселей.»;«Божья коровка». Сказки.«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;«Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой;«Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;«Царевна- лягушка», обр. М. Булатова«Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова. Фольклор народов мира – песенки,сказки, [32, c. 283] Песенки.«Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева«Старушка»«Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака;«Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;«Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.). Сказки.«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена). Произведения поэтов и писателей России-поэзия,проза,литературные сказки Поэзия.И. Бунин «Первый снег»;А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.);А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»;М. Цветаева «У кроватки»;С. Маршак «Пудель»;С. Есенин «Береза», «Черемуха»;И. Никитин «Встреча зимы»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»;С. Черный «Волк»;В. Левин «Сундук», «Лошадь»;М. Яснов «Мирная считалка»; С. Городецкий «Котенок»;Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;А. Барто. «Веревочка». Проза.В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов «Живая шляпа»;Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы);С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»;В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;К. Паустовский «Кот-ворюга». Литературные сказки.Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки «Сова»;Б. Заходер «Серая звездочка»;А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче о прекрасной царевне Лебеди»;П. Бажов «Серебряное копытце»;Н. Телешов «Крупеничка»;В. Катаев «Цветик-семицветик». Произведения поэтов и писателей разных стран-поэзия,литературные сказки. Поэзия.А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. ЗаходераЯ. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. ЗаходераЛж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. Литературные сказки.X. Мякеля «Господин Ау» (главы, пер. с финск. Э. УспенскогоР. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака;А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной. Для заучивания наизусть «По дубочку постучишь.», рус. нар. песняИ. Белоусов «Весенняя гостья»;Е. Благинина. «Посидим в тишине»;Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима;М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый» (из поэмы «Руслан и Людмила»);И. Суриков. «Вот моя деревня». Для чтения в лицах.Ю. Владимиров. «Чудаки»;С. Городецкий. «Котенок»;В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»;Э. Успенский. «Разгром».[32,с 284] 2.Предлагаемая для ДОО региональная программа по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» направлена на воспитание детей многонационального Крыма. Главная цель данной программы направлена на приобретения детьми элементарных знаний, а именно: • Гражданского поведения, межличностного общения и произведений детских писателей (Алигер М. «Утренняя песня»; Бунин И. «... Светает... Над морем, под пологом туч...», «Учан-Су»; Вяземский П. «Слуху милые названья», «АюДаг»; Полонский Я. «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А. «Бахчисарайский фонтан» (отрывки), «Покинув Север наконец...» и др.) В рамках реализации программы предлагается раздел «Люди Крыма и их культуры», в который включен подраздел «Художественная литература». Учитывая своеобразие культур народов Крыма, педагоги данной программы уделяют не малое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважительного и толерантного отношения к иным культурам. Данная программа предлагает для изучения детьми старшей группы такую литературу: Примерный перечень прозаических произведений ( сказки) – Армянские: «Заказчик и мастер» (сказка), и др. – Болгарские: «Чужие цеврули» (сказка) и др. – Еврейские: «Как царю Соломону божья коровка помогла» (сказка) и др. – Крымскотатарские:«Жадная собака» (сказка), «Упрямые козы» (сказка),«Щуплый — хваста» (сказка), «Волк и овца» (сказка), «Волк и коза» (сказка)и др. – Крымчакские:«Падишах и трисестры» (сказка) и др. – Украинские: «Рукавичка» (сказка), «Зачарована дівчина» (сказка) и др. Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме. Алигер М. «Утренняя песня»; Бунин И. «... Светает... Над морем, под пологом туч...», «Учан-Су»; Вяземский П. «Слуху милые названья», «Аю- Даг»; Полонский Я. «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А. «Бахчисарайский фонтан» (отрывки), «Покинув Север наконец...» и др. Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям для детей старшего дошкольного возраста: Аким Ф. «Завистливый петух»; Амит О. «Кузь»; Бахревский В. «Счастливая трудная зима», «Кто как любит маму», «Жизнь деревьев», «Дом с жабой», «Сказка о Пингвине и мальчике Онко»; Бекирова В. «Первый день в селе»; Белоусов Е. «Как стало соленым море Черное»; Вапиев С. «Какживотные воспитывают своих детенышей»; Ветров М. «Мой папа – рыбак»,«Сон»; Вилеко В. «Шутник», «Ракушка», «Дельфин»; Данько В. «Мама»,«Одинокий дождик», «Радость», «Утро»; Доктор Р. «О дружбе»; Донченко А.«Сойка»; Дьяченко Т. «Мамина флотилия»; Козеева И. «И поделом»; КокиеваА. «Мусафир»; Кучеренко Р. «Подснежник», «Ромашка»; Латанский В.«Подросла»; Ложко В. «Крымское утро», «Шторм»; Мужитова М. «Больницадля книг»; Огурцова Л. «Я – Крымчанин»; Орлов В. «Осеннее наступление»,«Прощальные слова», «Зимняя ночь», «Первое тепло», «Простуженныесосульки», «Ты скажи мне, реченька», «Встреча», «Странный мостик»,«Кучер», «На рыбалку», «Зеленые огоньки», «Морская мартышка»,«Оттепель», «Лесной цветок», «Моя машина», «Возвращение», «Флаги»,«Разное море», «Морские наряды», «Когда на планете хозяева дети», «Тылети к нам, скворушка», «Четыре снега», «Голубые журавли», «Родное»,«Всем, всем, всем добрый день», «Когда подрастают ребята», «Теплоход»,«Жадный туман», «Лен на свете, как ростки»; Османова М. «Кукла вподарок»; Серман Б. «Мой солнечный город»; Султание «Спасибо, сынок»,«Вечерние сказки»; Тимохина О. «Январь»; Умеров Н. «Айна»; Шемьи-ЗадеЭ. «Летний вечер в степи» и др. Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме для детей старшего дошкольного возраста: Батурина Н. «Почему море Черное?», «От чего зависит цвет моря?»,«Никитский ботанический сад»; Бахревский В. «Бахчисарай», «Зимнее море», «Байдарские ворота», «Лебяжьи острова» (отрывки), «Чудонебесное»; Белоусов Е. «Как человек в Крыму здоровье нашел», «Сказка оволшебном якоре и славном городе Феодосии», «Сказка старого Аю-Дага»«Сказка о Митридате Евпаторе»; Варатьян В. «Бахчисарай»; Гаспринский И.«Крым» (отрывок); Домбровский В. «Неустрашимый Фенхель»; Иванов В.«Солнечный берег»; Козеева И. «Авинда», «Ялтинские речки», «Роман-Кош»;Кондрашенко Л. «Медведь-гора», «Водопад Учан-Су»; Ложко В. «Осень на Кара-Даге», «На Кара-Даге», «Зима в Коктебеле», «В горы»; Орлов В.«Морское чудо», «Колосок», «Родня»; Шулакова Л. «Морское чудо»; Ягупова С. «Кипарис» и др.[34,стр 51] Примерный перечень произведений для заучивания наизустьдля детей старшего дошкольного возраста: Аббасова 3 «Снег идет»; Бурнаш Р. «Родной язык»; Дьяченко М.«Солнышко»; Козеева И. «Капитан»; Кучеренко В. «Яблоня у моря», «Добрыедела»; Къуртмоллаев Н. «Новый год»; Латанский В. «Лучше нет»; ОгурцоваО. «Флаг»; Орлов В. «Белые метели», «Гости», «Солнышко для всех»,«Веснушки»; Тимохина О. «Улыбка»; Умеров Н. «Дождь»; Усеинов С. «Веснаидет», «Алма» и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg