Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование невербальной коммуникации в детском возрасте

cool_lady 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Объект исследования: особенности процесса коммуникации детей с тяжелыми нарушениями речи. Предмет изучения: невербальные средства общения в коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи. В отечественной психологии, начиная с работ Л. С. Выготского, большое количество внимания уделяется проблемам речи. В последние годы это внимание чаще всего акцентируется на коммуникативной функции речи. В основном в коммуникативном, вербальном, плане исследуется речь взрослых людей, а процесс формирования невербальных аспектов речи, как у детей, так и у взрослых людей изучен недостаточно хорошо, именно поэтому изучение невербальных средств общения у детей с нарушениями речи является весьма актуальной темой. Невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, в большей части «работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из ведущих средств передачи обратной связи партнеру по общению. Невербальные способы общения считаются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, и могут помочь участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс взаимодействия более открытым.
Введение

Речь – является важным условием и средством коммуникации. Коммуникация – это понятие социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Изучение невербального общения детей с нарушениями речи является одной из актуальных проблем современной логопедии. Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи и всех психических функций. Проблемой развития речи занимались такие исследователи, как М.И. Запорожец, Г.В. Грибанова, А. Катаева, Е.А. Стребелева, Л.П. Носкова и другие. С одной стороны невербальные средства общения рассматриваются как средство коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В А. Ковшиков, JIВ Лопатина, Е А Чаладзе ), с другой стороны - как своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей (О Е Грибова, О Е. Громова, И Ю Кондратенко, О С. Павлова, С.Н Шаховская, К В Якунина).Система невербального общения занимает важное место в структуре общения. В то же время в современной науке показано, что невербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, которые обуславливают развитие и совершенствование речи, а так же прогрессирование механизмов речевой деятельности. Проблема восприятия и психологической интерпретации невербального поведения разрабатывалась в течение многих веков. Впрочем до настоящего времени данный вопрос остается освещенным только в малозначительной степени. Литература предоставляет отрывочные сведения по его истории, так как детально разработку вопроса стали осуществлять сравнительно недавно. Несмотря на это, в литературе можно встретить всевозможные классификации невербальных средств общения, их характеристику и функции. Такие средства считаются существенным дополнением речевой коммуникации, делая данный процесс более открытым, это связано с тем, что, до 90% различной информации, в основном эмоционального характера, передается благодаря неречевым средствам. По этой причине трудно переоценить роль невербалики в человеческом взаимодействии. Цель работы: ознакомление с вопросом развития невербального общения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи: -выявить специфику невербальных средств как компонента коммуникации. -определить влияние дидактических игр на развитие невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с ООП.
Содержание

Введение………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1.Теоретическая характеристика невербального компонента общения……………………………………………………………………………5 1.1.Понятие невербального общения в психолингвистической литературе…………………………………………………………………………5 1.2. Характеристика невербального компонента общения……………………..9 1.3. Особенности невербального общения дошкольников……………………12 ГЛАВА 2. Методы развития невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15 2.1. Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста……………………………………………………….…..15 2.2. Варианты современных программ и учебников для организации обучения младших школьников невербальному общению…………………………...….23 2.3. Пример программы по развитию невербального общения младших школьников через систему коррекционно-развивающих занятий………...…25 Заключение…………………………………………………………………30 Список литературы
Список литературы

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. - М.: Аркти., 2002 - 96с. 2. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. - СПб., 2001. 3. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации.- М, 1978. 4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991. 5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. 6. Возрастная и педагогическая психология. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с. 7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, М.: Детство-Пресс, 2007, с. – 472 8. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., Развивающие занятия с детьми. Материалы для самостоятельной работы студентов. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001 – 80 с. 9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М.: Академия 2000, -416 с. 10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология». М., УРАО, 1998 – 464 с. 11. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 318 с. 12. Андрианов, М. С. Невербальная коммуникация. Психология и право / М.С. Андрианов. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 256 c. 13. Вербальная и невербальная опоры пространства межфразовых связей: моногр. . - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 256 c. 14. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. - М.: Либроком, 2013. - 112 c. 15. Джо, Наварро Громче слов. Как понять невербальные сигналы / Наварро Джо. - М.: Попурри, 2011. - 399 c. 16. Коццолино, Мауро Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак / Мауро Коццолино. - М.: Гуманитарный центр, 2009. - 248 c. 17. Лабунская, В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности / В.А. Лабунская. - М.: Феникс, 2009. - 539 c. 18. Меграбян, А. Психодиагностика невербального поведения: моногр. / А. Меграбян. - М.: Речь, 2001. - 256 c. 19. Морозов, Владимир Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования / Владимир Морозов. - М.: Когито-Центр, 2011. - 226 c. 20. Нэпп, М. Невербальное общение / М. Нэпп. - М.: Питер, 2014. - 556 c. 21. Нэпп, Марк Невербальное общение. Полное руководство: моногр. / Марк Нэпп , Джудит Холл. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 512 c. 22. Рассел, Джесси Невербальное общение / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2012. - 717 c. 23. Россинский, С. Б. Механизм формирования результатов "невербальных" следственных и судебных действий в уголовном судопроизводстве / С.Б. Россинский. - М.: Проспект, 2015. - 208 c. 24. Чиркова, Елена Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку / Елена Чиркова. - М.: Каро, 2009. - 206 c. 25. Шипицына, Л. М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - М.: Речь, 2009. - 128 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретическая характеристика невербального компонента общения 1.1. Понятие невербального общения в психолингвистической литературе Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками должна поддерживаться взрослыми всеми возможными способами. Потому что общение - это взаимодействие человека с другими людьми как членами общества. В психолингвистической литературе выделяют вербальные и невербальные средства общения. На сегодняшний день существует много подходов к определению «общение». Рассмотрим некоторые из них: 1.Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга (по Г.М.Андреевой). 2.Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта. Он обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей (Азбука социального психолога-практика, 2007). 3.Общение - понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру. ( Энциклопедия социологии, 2003). 5.Общение - взаимодействие людей или социальных групп: - состоит в обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом и информацией; - удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми. ( Словарь по общественным наукам, 2000) Психологический словарь понимает невербальное общение как неречевое средство общения и взаимодействие собеседника. Невербальные средства общения изучают такие науки, как : Кинестика – изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Рассматривает такие проявления как мимика, жестика (жестовые движения рук, ног, головы и другое), пантомимика. Такесика - это прикосновение при общении. Например: рукопожатия, поцелуи, объятия и прочие. Проксемика - располагает людей в пространстве при общении. Здесь выделяют несколько зон дистанции при человеческом контакте: А) интимная зона (15-45 см), в такую зону допускаются лишь близкие, хорошие знакомые. Характерны доверительность, тихий голос, прикосновения. Из-за нарушения интимной зоны происходят физиологические изменения в организме, то есть учащается сердцебиение, повышается уровень адреналина, начинает приливать кровь к голове и многое другое. Вторжение в данную зону собеседник всегда рассматривает как покушение на его неприкосновенность. Б) личная или персональная зона (45-120 см) – представляет собой зрительный контакт между собеседниками; В) социальная зона (120-400 см) соблюдается при официальных встречах с малознакомыми людьми; Г) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей на митингах, лекциях и во многом другом. К средствам невербального общения относятся: •Мимика, поза, взгляд собеседника. •Они могут усиливать, вносить дополнения или опровергать смысл фразы. Мимика - это движение мышц лица. Она не только отражает внутреннее эмоциональное состояние, но и может дать правдивую информацию о переживаниях человека. С помощью мимических выражений о человеке можно узнать больше информации, так как его выдадут взгляд и выражение лица. Исходя из этого можно утверждать, если человек во время разговора отводит взгляд вниз или сторону, то он лжет. Лоб, брови, рот, глаза, нос, - все эти части лица выражают основные эмоции человека: мучение, злость, восторг, удивление, страх, неприязнь, счастье, заинтересованность, грусть и многое другое. Легче всего распознаются положительные эмоции: счастье, любовь, а труднее отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Узнать о чувствах человека помогут брови и губы. [7] Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: 1. удивление -брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт; 2. страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; 3. гнев - брови опущены вниз, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты; 4. отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; 5. печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены; 6. счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад. Вместе с мимикой к средствам невербального общения относят жесты. Благодаря им речь становится более выразительной. Тем самым жесты при общении несут огромное количество информации, в языке жестов тоже есть слова и предложения. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от традиций и степени доверия к человеку. Основываясь на этом можно сделать вывод, что все в невербальном общении, может быть преодолено и обращено в свою противоположность с помощью очевидных фактов опыта. Мы не просто поддаемся потоку впечатлений, передающихся языком мимики и жестов, а также настраиваем свои органы чувств, чтобы с точностью различать взаимодействия между людьми. Например, при наблюдении объекта мы направляем глаза так, чтобы они обеспечили ясное видение этого объекта. Затем мы осматриваем все его пункты, на которые было обращено внимание. Благодаря этому способу можно легко рассмотреть, сравнить и почувствовать собеседника. Наши образы и представления появляются в результате воздействия невербальных объектов на нервную систему и сознание. Результат любого действия должен зависеть от природы и от объекта, которые подвергается этому воздействию. Человеческие невербальные представления, равны также, как и все представления различных существ, которые наделены разумом. [10] Вывод: ребенок должен поддерживать общение со взрослыми в обязательном порядке. К невербальному общению относятся мимика и жесты. И то, и другое очень важно использовать при общении. Благодаря губам и бровям можно понять что чувствует человек и определить его эмоции. 1.2. Характеристика невербального компонента общения Невербальное общение, в основном известно как язык поз и жестов, оно включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. В ходе экспериментальных исследований было выявлено, что слова (которым мы придаем большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации, а 55 % - позы и жесты. [5] Невербальное общение делится на два вида. На осознанное и неосознанное. Большинство людей, не осознают, или мало осознают свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку. При помощи тела люди передают до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Это говорит о том, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения, то есть отправителем с целью донести эту информацию до сведения другого субъекта (получателя). Примерами служат жесты, взгляд и прочее. А в другом случае отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть. В этой связи оказываются полезными понятия «знак» и «сигнал». Знак - это элемент поведения, внешности и движений человека, несущий в себе информацию, которую воспринимает другой человек независимо от воли и намерений первого. Но знак может стать сигналом. Это случается тогда, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю. И зачастую различия между знаком и сигналом могут являться причиной нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак заинтересованности или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак. Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга, строить свои отношения и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций. Невербальное общение позволяет передать информацию: • о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека; • о его физическом и психологическом состоянии; • об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или какой-либо ситуации; • о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях; • о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий и обстоятельств. • о психологическом климате в группе, в том числе и об обшей атмосфере в обществе; Важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения. [3] Невербальное общение включает в себя пять подсистем: - Анестика включает в себя: внешний вид собеседника, мимику, пантомимику. - Паралингвистика. В неё входят: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность и тембр. -Экстралингвистика. К ней относятся: темп речи, паузы и смех. Проксемика- пространственная подсистема (межличностное пространство). Визуальное общение («контакт глаз») Вывод: невербальное общение является важным условием для успешного общения. Оно может передавать различную информацию. Ещё, такое общение помогает людям ориентироваться в разных ситуациях и контролировать свое поведение. 1.3. Особенности невербального общения дошкольников Развитие невербального общения невозможно, если ребенок не общается со сверстниками, не знакомится с широким кругом предметов и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только формируется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg