Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия агрессивного поведения младших школьников

cool_lady 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для передового общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и беспощадности, отмечаемые в детской среде, вызывают беспокойство педагогов и родителей. Особенное волнение вызывает культ насилия на экране, показ моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания. Впрочем, попытки объяснения агрессивных действий школьников затрудняются тем, собственно что не только в обыденном сознании, но в профессиональных кругах, во многочисленных теоретических концепциях появление агрессии получает противоречивые толкования, мешая как его осознанию, так и возможности предупреждения и коррекции. Педагоги в школе отмечают, что злобных ребят становится с каждым годом все больше, с ними не просто трудиться, беседовать, подключать в всевозможные облики работы. Более популярнее педагогическое влияние, которое нередко применяется в педагогической практике - это наказание или выговор, впоследствии чего дети на некоторое время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни каким образом не содействует их перевоспитанию или же размеренному изменению поведения в наилучшую сторону. В педагогической теории проблема проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе прогрессивного учебного заведения остается до сегодняшних времен недостаточно решенной. Современному, постоянно меняющемуся социуму, требуется личность гуманная, коммуникабельная, толерантная, способная адекватно откликнуться на находящуюся вокруг реальность. Личность созидательная способная выплескивать свой гнев, не причиняя вреда окружающему обществу. В данной связи актуализируется задача преодоления агрессивного поведения младших школьников. Обеспечение их способами, методами, удовлетворяющий требования самореализации себя как личности.
Введение

Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для передового общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и беспощадности, отмечаемые в детской среде, вызывают беспокойство педагогов и родителей. Особенное волнение вызывает культ насилия на экране, показ моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания. Впрочем, попытки объяснения агрессивных действий школьников затрудняются тем, собственно что не только в обыденном сознании, но в профессиональных кругах, во многочисленных теоретических концепциях появление агрессии получает противоречивые толкования, мешая как его осознанию, так и возможности предупреждения и коррекции. Педагоги в школе отмечают, что злобных ребят становится с каждым годом все больше, с ними не просто трудиться, беседовать, подключать в всевозможные облики работы. Более популярнее педагогическое влияние, которое нередко применяется в педагогической практике - это наказание или выговор, впоследствии чего дети на некоторое время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни каким образом не содействует их перевоспитанию или же размеренному изменению поведения в наилучшую сторону. В педагогической теории проблема проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе прогрессивного учебного заведения остается до сегодняшних времен недостаточно решенной. Современному, постоянно меняющемуся социуму, требуется личность гуманная, коммуникабельная, толерантная, способная адекватно откликнуться на находящуюся вокруг реальность. Личность созидательная способная выплескивать свой гнев, не причиняя вреда окружающему обществу. В данной связи актуализируется задача преодоления агрессивного поведения младших школьников. Обеспечение их способами, методами, удовлетворяющий требования самореализации себя как личности.
Содержание

Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Проблема агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………………… 1.1. Сущность и понятие агрессивного поведения младших школьников…… ……………………………………………………………………………………… 1.2. Преодоление агрессивного поведения младших школьников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………. Выводы по первой главе……………………………………………………….. Глава 2. Педагогические условия агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………………………… 2.1. Педагогические условия агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………………………….. 2.2. Методы изучения и диагностики агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………………………. 2.3. Рекомендации педагогам и родителям в работе с агрессивным поведением детей………………………………………………………………………………… Выводы по второй главе…………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………………… Список используемых источников………………………………………………...
Список литературы

Ананьев Б.Г. «О человеке» как объекте и субъекте воспитания» Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. – М.: Гиннес. – 2001. Грейс Край, Психология развития. Серия «Мастера психологии» г. Санкт-Петербург, М. Харьков. Минск 2000 с. 421. Гримак Л.П. Общение с собой: Начало психологии активности - М.: Политиздат, 1991. Дубровина Н.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Изд. ц. «Академия» 1998. Давыдова В.В. Психологический словарь. –М. Педагогика. – 1983. Зинченко В.П.Психологический словарь.-М.:Просвещение.-1995. Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. -98с. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. - М., С. 118-129. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000 - № 7. - с. 151-157. Немов Р.С. Психология – М.: Просвещение. – 2000. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Уч. – изд. – 1986. Паренс Генри «Агрессия наших детей» Москва, 1997 Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности // Советская педагогика. - !984. - № 5. - с. 141 Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманитар – 2005. Раншбур Й., Петшер П. Секреты личности. М., 1983. - С. 125-135. Рындак В.Г.Педагогика.-М.:Педагогика.-2007. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. — М: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОД ЭК», 1996. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей. - М., 1991. - 16 с. Столяренко. Педагогика.-М.:Педагогика.-2005. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей – Ростов н/Д.: Феникс. – 2005. Строкова Т.А.Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике// Педагогика. – 2002. - №4. – с.20-27. Тупицына А. Проектирование в образовании: миф или путь развития? // Учитель.-1998.-№1. 25. Фурманов И.М. Детская агрессивность. - Мн 1996. - с. 3 - 74,
Отрывок из работы

Глава I. Проблема агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе. 1.1. Сущность агрессивного поведения младших школьников. Слово «агрессия» образовалось от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Оно из далеких веков живётв европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позже, смысл этого слова изменился, стал более узким. Под агрессией начали осмысливать враждебное поведение в отношении окружающих людей. (14) На данный период времени существует большое количество определений слова агрессии, не одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Выделим следующие трактовки этого понятия Так, Л. Бендер, например, утверждает, что агрессия – это тенденция удаления от объекта или приближения к нему; Ф. Алан описывает агрессию, как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешнему воздействию. (22) Под агрессией, по К. Е. Изарду, следует понимать «физический акт», который редко может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. (18) Л.М. Семенюк считает, что агрессия- это физическое действие или угроза такого действия со стороны другой особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (20) «Психологический словарь» под редакцией В. П. Зинченко предлагает следующе трактовку данного определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее правилам и нормам сосуществования людей в социуме, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.(7) Существует множество классификаций исследуемого нами явлений. Рассмотрим важнейшие из них (16): По направленности: Агрессия - направленная во вне, на животный или предметный мир, на других людей. Аутоагрессия - направленная на себя, проявляющаяся в самоунижении, в самообвинении, причинение себе телесных повреждений, вплоть до самоубийства. (15) По цели: Инструментальная агрессия - являющаяся средством достижения какой-либо цели. Враждебная агрессия - выражающаяся в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии. По степени выраженности: Прямая агрессия - непосредственно направленная против какого - либо объекта или субъекта. Косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу). Реактивная агрессия — возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и прочее. (15) По методу выражения: Физическая агрессия - выражение негативных чувств как через форму, (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань). По наличию инициативы: 1)инициативная агрессия; 2)оборонительная агрессия. Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит. Таким образом, агрессия младших школьников может проявляться по- разному, как правило, у ребят плохое настроение, они беспокойны, насторожены, находятся в бесконечной обороне или постоянно готовятся к нападению. Но и то и другое отнимает время и силы. Агрессивные школьники менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем не прочны. В основном младшие школьники выражают свою агрессию в выдумывании различных историй, кличек, в драках. Разведем понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение». Агрессивность - это поведение человека в отношении других людей, которое отличаются стремлением причинить им неприятное, нанести вред. (6) В психологическом словаре агрессивность определяют, как одну из враждебных установок, укореняющихся в садистической фазе либидо. Выражающееся в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожения объекту наступления. (7) З. Фрейд утверждает, что агрессивность – устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному. (14) Л. М. Семенюк считает, что агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб.(20) Таким образом, под агрессивностью мы понимаем, одну из враждебных установок. Которая отличается стремлением причинить неприятность или нанести вред. Свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Под агрессивным поведением, по мнению Л.А. Карпенко, подразумевается специфическая форма действия человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект, стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы.( 16 ) Агрессивное поведение (от французского agreessif – вызывающий, воинственный) И. Рапацевич рассматривает, как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт. (14) Таким образом, агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект, стремится причинить ущерб. Э.Фром считает, что существует два вида агрессии - "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой деструктивность, жесткость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. (16) По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются: детские шалости и игры, споры, драки и конфликты. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.). По мнению А. С. Завражина существует несколько форм проявления агрессии: Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы. Из форм враждебных реакций отмечаются: Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Мальчики, несмотря на то, что физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. 1.2. Преодоление агрессивного поведения младших школьников как психолого-педагогическая проблема. По предоставленной задаче исследования, я проанализировала опыт Т.П. Смирновой психолога-практика; руководителя тренинговых программ психологического центра "Отклик"; психолога- консультанта в центре психологической поддержки "Мир вашего Я". Ей было сотворено практическая инструкция, приуроченная к проблеме коррекции агрессивного поведения ребят (в возрасте от 5 до 14 лет). Практическое руководство имеет три части: " Детская агрессивность и ее причины", " Психологическая коррекция агрессивного поведения детей", "Работа психолога с родителями и педагогами". В первой части рассмотрены причины детской агрессивности, роль семьи в формировании агрессивной модели поведения. Несомненный интерес представляют диагностические критерии, исходя из которых, можно говорить о наличии у ребенка такого качества, как "агрессивность". Приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей. Во второй части разработан и представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный системный подход к существующей проблеме в целях ее эффективного разрешения. Каждое направление содержит набор психологических приемов, методов, упражнений, техник, которые дают возможность наполнить роботу психолога с агрессивным ребенком конкретным практическим содержанием. Третий раздел посвящен работе психолога с родителями агрессивных детей и педагогами. Рассматриваются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Т.П. Смирнова утверждает, что основой агрессивного поведения детей является конфликтное взаимодействие между взрослыми и детьми. Подробно (пошагово) описаны обучающие приемы конструктивного общения с детьми. Причем упражнения, описанные в третьей части пособия, могут быть использованы психологами как в индивидуальной работе со взрослыми, так и проведении тренингов по обучению родителей и педагогов конструктивным навыкам общения с агрессивным ребенком. (20) Школьнику бывает особенно важно, чтобы взрослый услышал его чувства, обозначил их и произнес, тем самым как бы вернул в неискаженном виде частичку "Я" самого ребенка, которая самым позитивным образом встраивается в его эмоциональный мир, давая ему чувство уверенности и защищенности.(12) Таким образом, мы рассмотрели опыт психолога – практика по проблеме преодоления агрессивного поведения младших школьников. Проанализировав данный материал мы пришли к выводу, что он имеет практическое значение и может быть использован учителями начальных классов в процессе работы с агрессивными детьми. Процесс преодоления и профилактики агрессивного поведения младших школьников невыполним без ее диагностики. Раскрытую, очевидно выраженную враждебность, вполне вероятно, диагностировать надзором за состоянием и поведением учащегося. Агрессивное и озлобленное поведение невозможно перепутать ни с каким иным. В данной связи, 1 реакцией воспитателя надлежит быть предотвращение надвигающейся неудачи. Разгорячившегося учащегося нужно в начале успокоить, а затем уже обращаться к здравому смыслу и выяснению оснований. Видя агрессивное намерение учащегося, его готовность перебежать к деянию или же само начало акта беспощадности или же насилия учителю нужно: - не размышляя утихомирить ребят, увести разгорячившегося, разнервничавшегося малыша в это пространство, где он имел возможность бы побыть раз, пока же не успокоится; - незамедлительно узнать основание появления агрессивного состояния ребенка. В случае если оно было злостно спровоцировано оскорбительным поведением иной стороны - выкрикиванием досадных текстов, плевками, бросанием предметов - учинить жесткий анализ поведения, использовать при надобности "шоковую терапию ", повести дело так, дабы обидчику начиная с этой секунды не повадно было исполнять похожие воздействия. Унизительное поведение учащихся надлежит пресекаться наиболее окончательным образом; - при разборе поведения брать на себя во забота не всю предысторию отношений меж ребятами, в которой никто и ни разу не разберется, а только конечный, предыдущий инциденту, действие. Например более шансов поступить верно. Используя целенаправленное надзор, возможно взять в толк основная масса состояний, предыдущих брутальному поведению ребят. (11) В процессе исследования выявляются надлежащие симптомы злости: -упрямство, систематическое противоречие, отказы в том числе и от нетяжелых поручений, игнорирование просьб учителя; -драчливость; -постоянная или же долгая подавленность, раздражительность; -беспричинные вспышки гнева, озлобленность; -жестокое воззвание с животными; -властность, влечение настоять на своём; -эгоцентризм, неспособность взять в толк других; -эмоциональная глухота, духовная черствость; -самоуверенность, завышенная саммнение. Дабы удостовериться, в недоступности промахи в ваших исследовательских оценках нужно посмотреть дополнительно, как ребёнок откликается на: -ваши задания, пожелания, требования; -обращения, предложения, пожелания одноклассников; -внезапное перемена истории. В случае если реакции неадекватны, то с большей толикой вероятности возможно признать, собственно что брутальное положение содержит пространство. Для такого дабы увериться в брутальном состоянии малыша, его план, сокрытом побуждении, брутальной воображении, возможно применить особые исследования, фантазирования на заданную тему, разговора с учащимися, консилиумы, психиатрические экспертизы. Вo всех случаях диагностические обследования проводят так, дабы не имели возможность додуматься, о чем как раз желает узнать наставник. Л. С. Выготский утверждал: " Воспитывать - значит правильно организовать жизнь ребенка". В правильной жизни правильно растут дети. Важную роль в процессе преодоления агрессивного поведения младшего школьника играет ослабление агрессивности. Констатация простых черт ребенка (ты жестокий, ты-грубиян), как правило, не дает положительных результатов. В.А. Сухомлинский напоминает педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оценить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрессивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориентации для учителя трудная и кропотливая.(16) В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие: - индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе; - психолого-педагогический фактор - дефекты школьного и семейного воспитания; - социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников; - личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения; - социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями. Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии [12, c.38].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 17 страниц
204 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 21 страница
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg