Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Естественные монополии и их регулирование

cool_lady 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Монополии имеют двойственный характер, поэтому правительства стран с рыночной экономикой пытаются противостоять монополизму, поощряя и поддерживая конкуренцию на рынке. Общество относится к монополиям по-разному, кто-то борется с ними, но нельзя в монополиях видеть ни основу экономического благосостояния, ни все мировое зло. В условиях перехода к рыночным отношениям естественные монополии должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе они неизбежно будут стремиться злоупотреблять своей рыночной властью. Основная причина развития экономического кризиса в России заключается в ценовой политике естественных монополий.
Введение

В современном мире никак не представить общество без рынка. Рынки никак не представить без конкуренции, но и рынки и конкуренции бывают разные. Общество относится к монополиям по-разному, кто-то борется с ними, но нельзя в монополиях видеть ни основу экономического благосостояния, ни все мировое зло. Много продавцов и покупателей составляют рынок совершенной конкуренции, но ни один из них не оказывает значительного влияния на цену. Самые близкие к совершенной конкуренции это сельскохозяйственные рынки, например, сто фермеров растят пшеницу и сто потребителей ее покупают, получается, что ни один фермер и не один покупатель повлиять на цену пшеницы не могут. Другие же рынки более конкуренты, что рассматривать их, как рынки совершенной конкуренции усложняется. Например, мировой рынок меди имеет тысячу поставщиков, этого достаточно, что бы один из поставщиков, если выйдет из дела, влияние на цену было минимально. Так же существует несовершенная конкуренция, она может существовать в условиях монополии, олигопонии и монопсонии. В нашей работе, мы будем разбирать понятие «монополии». Конкуренция на рынках товаров и проблемы монополизации хозяйственной жизни людей, привлекают сегодня огромное внимание не только специалистов, но и все слои населения. Конечно же, существуют в пользу монополии весомые аргументы. Продукция монополистических компаний на данном этапе отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Только крупные фирмы обладают достаточными средствами, что бы успешно проводить исследования и разработки, поэтому именно монополизация воздействует на повышение эффективности производства в целом. Интерес экономистов вызывает проблема монополизма на протяжении всего двадцатого века. Тема эта актуальна, потому что и в России есть мировые экономические гиганты, они занимают прочное монополистическое место в производстве. Их рост дает России толчок для нашего государства усовершенствовать и развивать антимонопольную политику. Цель курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм, раскрытие вида естественных монополий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, понятие естественных монополий, проследить динамику становления монополизма в России изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Монополии имеют двойственный характер, поэтому правительства стран с рыночной экономикой пытаются противостоять монополизму, поощряя и поддерживая конкуренцию на рынке.
Содержание

Введение 5 Глава 1 Монополии, их сущность, виды и типы 7 1.1 Виды монополий 7 1.2 Естественные монополии, их особенности 14 Глава 2. Монополизация рынков России. Антимонопольная политика 18 2.1. Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России 18 2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 19 2.3 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий 21 Заключение 30 Список литературы 32
Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М: ЮРИСТ, 2001 Воронеж: издательство Борисова, 2005 – 918 с. 2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Издание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В.И. – общ. ред. - М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с. 3. .Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория: Практикум. / Под общ. ред. Г.М. Гукасьян. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 151 с. 4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. 5. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: М.: Юристъ, 1999. – 272 с. 6. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Загорулько, О.В. Иншакова, В.Н. Овчинникова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация “Логос“, 1997. 7. Розанова Т.Г., Ларина С.Е. Основы экономической теории: Лекции, Схемы. Упражнения: Учебно-методическое пособие. Кн. 1. - С.-Петербург - Калуга, 1997. 8. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Арокин, И.К. Ахлопов и др.; Под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – 368 с. 9. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. / Под ред. Романова А. Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 10. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 84 с. 11. Касьянов Ю.В. Монополия как фактор современной экономики. 12. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 80 с. 13. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 1999 г. 14. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник Изд. 2-е Издательство Норма М 2000 15. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: «Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 16. Е.Ф. Борисов «Экономическая теория» стр 178 17. Т.Г. Розанова С.Е.Ларина «Основы экономической теории» стр 131 18. Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999. –с. 183. 19. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. 20. Закон Российской Федерации от 22.03.91г.№ 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»// Ведомости Съезда нар. Депутатов РФ и ВС РФ.-1991.-№16.Ст.499 21. ФЗ от 17.08.95.г.№147-ФЗ «О естественных монополиях»//Собр. законодательства РФ.-1995.-№34.Ст.3426 22. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. - С.-Пб.: АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1999. - 848 c. 23. Литвинов Д.А. Основы рыночных отношений: Учебное пособие.-Воронеж: ВИ МВД России, 2000.-Гл.1, 3. - 140 c. 24. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С.137-151.
Отрывок из работы

Глава 1 Монополии, их сущность, виды и типы 1.1 Виды монополий Виды монополий соответствуют формам конкуренции и рыночной структуре. Классифицируют три основных вида монополий: экономическая, административная и естественная. Естественная монополия возникает при объективных причинах. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Основа ее состоит в особенности обслуживания потребителей и технологий производства, поэтому конкуренция тут нежелательна или невозможна. Эффективная организация экономики, как известно, конкурентный рынок, это признают многие крупные политики и ученые. Но в силу огромного количества социально-экономических факторов естественным состоянием рынка не может быть совершенная конкуренция. Функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе не эффективно или невозможно, для них становится естественным высокая степень монополизации. На федеральном уровне классическими примерами естественных монополий является передача нефти, газа и электроэнергии, железнодорожные перевозки, сюда эе входят отдельные отрасли связи, на региональном уровне сюда входят коммунальные услуги: канализация, водоснабжение, теплоснабжение и так далее. Сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились во многих странах в последние годы в связи с технологическими нововведениями, и в результате появления регулирования соответствующими рынками и появления новых подходов их формирования. В промышленном производстве естественная монополия является случаем, когда в обществе монополистическая организация реализации и производства продукции более экономически выгодна, чем создание нескольких предприятий конкурирующих между собой. Главная причина возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей. Такие отрасли имеют отличительную особенность, то есть используют сетевые структуры, например, система водоснабжения, железнодорожные пути, линия электропередачи, трубопроводный транспорт. Такие организации требуют огромные капитальные вложения и значительные постоянные издержки, которые не доступны средним и мелким инвесторам. Потому необходимое условие их работы это возможность экономии на масштабах. Достигнуть таких объемов производства приводит к снижению удельных издержек на единицу продукции. Активы таких предприятий исключительно специфичны, воплощение проложенных железных дорог, линиях телефонной связи, трубопроводах. Они все имеют ограниченные способы применения, их невозможно переориентировать на другой рынок. Тут то мы и наблюдаем эффективность сосредоточение выпуска у одного единственного производителя. Вследствие действий государственных органов возникает административная монополия. Это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам и ассоциациям, как правило, они группируются из одной отрасли, выступая на рынке как один хозяйственный объект и между ними нет конкуренции. Или же, другой вариант, представление отдельных фирм исключительных прав на выполнение определенного вида деятельности. [12, с.130] В советские времена экономика была более монополизирована. Именно административная монополия была лидирующей, всех главных министерств и ведомств. Тогда существовала абсолютная монополия государства на управление всей экономикой и любой организацией, основываясь на господствующей государственной собственности на средства производства. Самый распространенный вид монополии является экономическая монополия. Она основывается на закономерностях хозяйственного развития, обусловлено это экономическими причинами. Имеются в виду предприниматели, которые завоевали монопольное положение на рынке, к нему ведут два пути. Первый, самый быстрый, базируется на процессе централизации капиталов, будь то поглощение банкротов или добровольное объединений. Второй основывается на успешной развитии предприятия, когда постоянно увеличивается масштабы концентрации капитала. Оба эти пути некоторые объединяют, и предприятие достигает таких масштабов, что начинает доминировать на рынке своей отрасли. Выясним причину возникновения и развития монополистических тенденций. Экономисты тут делятся на два лагеря. Кто-то трактует монополизм как случайность и не свойственный вообще рыночной экономике. Другие считают, что развитие монополий закономерно. Английский экономист А. Пигу настаивает на том, что монополии не могут возникнуть случайно, что это логическое завершении стратегии предприятия. Можно сделать вывод, что тенденция возникновения монополий возникает из закона максимизации прибыли. Закон концентрации капитала и производства является движущей силой предпринимателей в данном направлении. Является на всех этапах развития рыночных отношений действие этого закона, его двигателем является конкурентная борьба. Предприниматели, что бы выжить и получить большую прибыль, вынуждены увеличивать масштабы производства и вводить новые техники. При этом возможно отделение более крупных предприятий из массы малых и средних, когда такое происходит, у крупнейших возникает альтернатива либо прийти к общему соглашению относительно цен, рынков сбыта и масштабов производства, либо продолжать убыточную конкурентную борьбу между собой. Обычно они выбирают первый вариант, он приводит к появлению сговора между ними, что являет собой один из основных признаков монополизации экономики. То есть, выходит, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым. Три типа монополии выделяет современная теория: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта. Первым путем достичь монопольного положения трудно, что свидетельствует об исключительности таких образований. Такой путь к монополии можно назвать порядочным, он основывается на достижении преимуществ над конкурентами и предполагает постоянное повышение эффективности деятельности предприятия. [10, с.73] Самым распространенным и доступным является путь соглашения нескольких крупных фирм, тут появляется возможность создать ситуацию, где продавцы или производители выступают вместе, из-за этого пропадает конкурентная борьба и ценовая и покупатель оказывается в безальтернативных условиях. Существует пять основных форм монополистических объединений. Монополизация охватывает все сферы общественного воспроизводства, само производство, распределение, обмен и потребление. Так же появились простейшие формы монополий, такие как синдикаты и картели. Как показывает опыт: монополии, которые захватили определенную сферу, получив прочную позицию, в конечном итоге теряют динамику эффективности и развития. Они приносят прибыль только до определенных пор. Объяснить это можно тем, что преимущества крупного производства не является абсолютными. Важно отметить, что любая монополия может существовать только при несовершенной конкуренции, потому как рынок предполагает, что определенный продукт производит только одна фирма, вся отрасль состоит из одной фирмы, и только она контролирует цены. Рынок олигополии более лояльный. Олигополию можно разделить на два типа. Первый – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Второго типа олигополии – это положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. Тут существует частичный контроль цен. То есть монополистический рынок с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида, то есть его манит именно определенное качество, торговая марка, сорт, упаковка и уровень обслуживания. Много воображаемых или действительных различий в товаре, слабый контроль над ценами и множество производителей – признаки такого рынка. Международные монополии, особый вид монополий. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Требует особого внимания вопрос ценовой политики монополий. Монополии имеют возможность влиять на цены, зачастую даже устанавливать их. Возникает разновидности цены – монопольная цена, которую устанавливает предприниматель, которые занимают монопольное положение на рынке, что приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. Цена рассчитана на получение монополистических прибылей и сверхприбылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. [8, с.67] Монопольная цена отличается от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Цена, устанавливаемая монополий, и является нижней или верхней в зависимости от лица, который его формирует монопсонист или монополист. Выгода обеспечивается в обоих случаях за счет мелких производителей и потребителей, где первый не получает нужной ему части продукта, а второй переплачивает. Можно представить монопольную цену, как дань, которую платит общество монополиям. Различают монопольные цены, как высокую и низкую. Высокую цену устанавливает монополист, который оккупировал рынок и с этим приходится мириться потребителям, потому что они лишены альтернатив. Низую же цену формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Получается, что монопольная цена осуществляет перераспределение на внеэкономических факторах, между хозяйственными объектами. Монопольная цена отражает экономическое преимущество высокотехнологического, крупного производства, где и получает сверх излишнюю продукцию. Монопольная цена – это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную прибыль. Как показывает практика, удерживание такой цены длительное время невозможно. Сверхприбыль, как мощный магнит, приманивает других предпринимателей в отрасль, этим они разрушают монополию. Монополия регулирует производство, а не спрос. Монополиям нужно учитывать реакцию покупателей на рост цен. Выходит, что монополизировать, возможно, только тот товар, на который существует неэластичный спрос. Рост цен на продукцию приводит к ограничению ее потребления, у монополиста есть две возможности, либо применить небольшой дефицит, удерживая высокую цену, либо же увеличить объем продукции, но со сниженной ценой. Неограниченное количество продавцов, где никто из них не влияет на ценообразование и есть конкурентный рынок, так же тут существует свободный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности. Каждому доступная и наглядная информация о состоянии рынка, все возможные альтернативы, тут потребитель диктует производству о своих желаниях и нуждах. Это все свидетельствует о господстве свободной конкуренции. Опасность конкуренции толкает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, но это возможно только при завоевании монопольного положения. Монополия антоним конкуренции, можно явно это увидеть на примере абстрактной категории «чистая монополия», которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.[3, с. 45] Со стороны монополий в конце прошлого столетия нанесен значительный удар конкуренции. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой, но общество оценило быстро пагубность возможной ситуации и решительными действиями не дало дойти до критического положения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg