Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие и виды ответственности за нарушение избирательных прав в России

cool_lady 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Предметом курсовой работы являются избирательные правоотношения, как в целом, так и в сфере борьбы с правонарушениями, а также основные законы механизма юридической ответственности за нарушения норм избирательного законодательства; - критерии, позволяющие определить юридическую ответственность за нарушения норм избирательного права как межотраслевой комплексный правовой институт; правовое положение некоторых субъектов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права; фактические и юридические основания привлечения субъектов к юридической ответственности; механизм реализации различных видов юридической ответственности; деятельность судов по защите избирательных прав граждан и иных участников избирательных - отношений; юридический состав различных правонарушений; особенности реализации различных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права; особенности реализации правовой ответственности в отношении юридических лиц. Однако следует отметить, что вопросы юридической ответственности за нарушения закона о референдуме и отзыва выборных должностных лиц, представляющих соответственно референдумное и отзывное право, остаются за рамками исследования Целью исследования является анализ правового регулирования и практического применения юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, выявление пробелов во внутреннем законодательстве о выборах и сравнение с законодательством зарубежных стран, разработка рекомендаций по их устранению и выявление противоречий между различными нормативными актами.
Введение

Создание подлинно демократической политической системы с самого начала подразумевает активное участие граждан в формировании публичных институтов государственной власти и контроле за их деятельностью. Особую роль в избирательном процессе играют гарантии избирательных прав, то есть «установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации». Политические, экономические, информационные и многие другие системы различных гарантий предусматривает действующее законодательство; бесспорно, правовые гарантии имеют большее значение, так как они предусматривают юридическую ответственность за нарушения норм избирательного законодательства. Эта тема актуальна, так как она является социально значимой, это связано с тем, что проанализировав изученную литературу, мы приходим к выводу, что проблемам ответственности в сфере избирательных правоотношений уделяется особое внимание современных исследователей. Так как это играет огромную роль для государства и общества рассматриваемых отношений, так и с их недостатком в сфере правонарушений. Публично-правовым средством обеспечения общественного интереса к верховенству закона также является юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах, когда граждане осуществляют свои избирательные права (как активное, так и пассивное) и право участвовать в референдуме. Юридическая ответственность посредством карательных действий в отношении правонарушителя осуществляет право на функцию восстановления, то есть служит для восстановления нарушенных прав человека или государства. Социальные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления принято считать избирательными отношениями. Они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации именно в этом выражается особая ценность и важность этих отношений. В настоящее время необходимо глубокое научное понимание опыта применения юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, который был накоплен за короткий, но насыщенный избирательной практикой промежуток времени. Итак, к сожалению, в специальной литературе до сих пор нет четкого определения понятия юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, его место в системе не установлено. Можно сказать, что юридическая ответственность за нарушение норм избирательного законодательства является малоизученной областью юридической науки и правоприменительной деятельности. В юридической науке эта проблема еще не изучена всесторонне. Это было рассмотрено только в некоторых работах, посвященных определенным аспектам этого многогранного правового явления. Отсюда вытекает необходимость целостного научного изучения возможного реагирования государственных органов на правонарушения в области избирательного права. Особая актуальность темы также обусловлена недавними законодательными нововведениями, внесенными как в избирательное законодательство, так и в законодательство о юридической ответственности. К объекту данного исследования следует отнести общественные отношения, появляющиеся в результате возникновения ответственности за правонарушения, которые связанны с выборами.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА I Развитие института ответственности за нарушение избирательных прав: исторический аспект 6 1.1 Развитие института ответственности за нарушение избирательных прав. 6 1.2 Изменение и развитие понятия института ответственности в XIX – XX веках. 8 2.Виды ответственности за нарушения избирательных прав 14 2.1 Разделение на виды 14 2.2 Конституционно-правовая ответственность 17 2.3Административно-правовая ответственность. 19 2.4 Уголовно правовая ответственность. 23
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875. 2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253. 8 3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1. 5. Бровченко В. Н. Юридическая ответственность в избирательном праве Российской Федерации: дис. …канд. юрид. наук. – Москва, 2005. – 195 с. 6. Виноградов В. А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. – 2005. – № 12. – С. 54–62. 7. Волченко В. Н. К вопросу о защите избирательных прав // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2011. – № 12 (18). – С. 35–38. 8. Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // Вестник ЦИК РФ. – 2000. – № 21. – С. 47–79. 9. Игнатенко В. В. Юридическая ответственность и избирательный процесс. – М.: РЦОИТ, 2001. – 106 с. 10. Лучин В. О., Боброва Н. А. Избирательные правонарушения и ответственность за них // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / под ред. проф. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 280–296. 11. Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики: дис. …д-ра юрид. наук. – Тюмень, 2003. – 452 с. 12. Собачевская Ю. А. Типы и особенности конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 1. – С. 33–35.
Отрывок из работы

ГЛАВА I Развитие института ответственности за нарушение избирательных прав: исторический аспект 1.1 Развитие института ответственности за нарушение избирательных прав. Под общим определением понятия юридическая ответственность следует понимать форму правового воздействия, связанную с возложением на субъекты права обязанности претерпевать определенные лишения (неблагоприятные последствия), предусмотренные санкциями юридических норм и обеспеченные мерами государственного принуждения . Следует понимать, что не менее важным является определение понятия юридической ответственности на отраслевом уровне, где также сохраняются проблемы дискуссионности рассматриваемой категории. Порядок применения юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства устанавливается не только конституционным законом, но и административным, уголовным и гражданским. Избирательные права граждан являются общим объектом нарушений закона о выборах, поскольку любое нарушение закона о выборах в той или иной степени нарушает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти В теории избирательного права определяют несколько видов ответственности в зависимости от отраслевого признака: • конституционно-правовую, • уголовно-правовую, • административно-правовую, • гражданско-правовую, • дисциплинарную . Эти виды юридической ответственности в рамках избирательного права объединены в межотраслевой институт. Вопрос о развитии видового спектра юридической ответственности за избирательные правонарушения путем включения в указанный выше перечень дисциплинарной, гражданско-правовой, процессуальной и международно-правовой ответственности поднимается Сегодня в юридической литературе все чаще . В зависимости от правовой политики, выбранной государством, один или несколько видов ответственности за нарушение избирательных прав преобладают в разные промежутки времени. Для того чтобы выработать современные конструкции института юридической ответственности за нарушение избирательных прав сначала следует обратиться к изучению историко-правовой эволюции юридических норм, которые сегодня и образуют рассматриваемый нами правовой институт. В Древней Руси самой яркой, характерной и популярной формой голосования было вечевое собрание. Именно на вече зародились первые выборные традиции, формировались и развивались основы представительной и непредставительной демократии . Первым проявлением ответственности стало право вече о немедленном смещении выборных лиц – посадников, тысяцких, архиепископов и др. – и его наказании в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. С момента появления «Земских соборов» в Древней Руси состоялся очередной виток развития избирательного права. «Сегодня фраза «Земский собор» связана с избранием и представлением интересов местного населения, что логически связано с образом собрания» . Роль избирательного института во второй половине XVII века снижается, так как в России наблюдается усиление самодержавия. Его возрождение происходит с новым витком становления российской государственности в XVIII веке, когда российские монархи-реформаторы - Петр I и Екатерина II, проводя политику трансформации и совершенствования правовой системы, неизменно пытались применить элементы избирательности в решении различных вопросов государственного управления. Но за нарушения избирательных процедур наказание налагалось «под страхом государева гнева», так как определённого вида наказания еще не было четко сформировано . В 1845 году вместе с принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, где был специальный раздел, который назывался «О нарушениях правил, установленных для выборов и других собраний дворянских, городских и сельских», и содержал ряд составов преступлений, которые посвящены охране избирательных права впервые на законодательном уровне была введена уголовная ответственность . Таким образом, ответственность существовала за подкупы, подарки, обещания или угрозы, незаконное участие в выборах или незаконное лишение участия в выборах, стоит заметить, что лица, склонявшие к поданию голоса в свою пользу или против другого лица, подвергались уголовному. 1.2 Изменение и развитие понятия института ответственности в XIX – XX веках. К концу XIX в. в России не смогли сформироваться верховные представительные органы власти, «способные если не ограничивать права самодержца, то, по крайней мере, вести с ним диалог. Пожалуй, только дворянское самоуправление представляло собой авторитетный и влиятельный инструмент государственного устройства» . Не может остаться без внимания и то, что «институт выборов в дореволюционной России проявил себя скорее не как элемент нарождающегося российского парламентаризма и конституционализма, но как своеобразный «индикатор» соответствующих тенденций развития общества» . Положение о выборах в Учредительное Собрание является важным историко-правовым документом в России, который отмечает новый этап в развитии института выборов . Манифест «Об учреждении Государственной думы», а также «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу» сформировали и легитимировали двухпалатную систему отечественного законосовещательного учреждения. Именной высочайший Указ «О временных правилах, об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный совет и Государственную думу, а также о беспрепятственной деятельности сих установлений» был издан 8 марта 1906 г.. Он дополнял указанный в Уложении перечень преступлений положением об уголовной ответственности за действия, нарушающие предусмотренные правила подготовки и проведения выборов . В городах образовывали особые подготовительные собрания, где проводили совещания о лицах, которые могут быть избранными. Эти собрания создавались избирателями каждого избирательного участка, им предоставлялось время в течение месяца до срока, назначенного для выборов. При этом о времени и месте таких собраний избиратели должны были сообщить начальнику местной полиции. Он должен был назначить для присутствия в собрании одного из подведомственных ему чинов. По требованию представителя полиции собрание должно было быть немедленно закрыто . Как отмечается в юридической литературе, многие идеи, заложенные в статьях Уложения, посвященных охране избирательных прав, были восприняты современным российским законодателем и нашли отражение в нормах Уголовного кодекса 1996 г. Юридической основой регулирования советского института выборов стала Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Она закрепила такой вариант института выборов, который обеспечивал политическое лидерство большевиков в высшем органе представительной власти страны. V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР, которая являлась правовой основой для регулирования советского избирательного института. Она усилила версию избирательного института, обеспечивавшего политический руководство большевиками в высшем органе представительной власти страны. «С этой целью конституционно закреплялось политическое неравенство различных социальных групп путем предоставления более высокой нормы представительства рабочему классу» . Конституция РСФСР 1918 г. отменила характерные для избирательных систем многих стран того периода имущественный, половой цензы, ценз оседлости, гражданства и др. В этом смысле избирательное право советской России было более прогрессивным по сравнению с законодательством большинства стран, однако оно сохраняло запреты для больших социальных групп не на основании индивидуальной ответственности представителей данных групп (например, совершение преступления), а лишь на основании классовой принадлежности, т.е. принадлежности к политически понимаемой категории «трудящихся». Принципы советской избирательной системы в Конституции 1918 г. не устанавливались, они в соответствии со ст. 66 и 70 Основного Закона вводились избирательными инструкциями, принимаемыми ВЦИК. Глава 15 «О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов» устанавливала, что в случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом советской власти, последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов, избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению. Единственной статьей, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение избирательных прав, стала ст. 104 Уголовного кодекса РСФСР, которая предусматривала ответственность за участие в выборах лица, не имеющего на то законного права. Новшеством стало введение всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также ликвидация института лишения избирательных прав на основе социального статуса граждан. Специфика законодательства того времени заключается в том, что уголовная ответственность регламентировалась не только Уголовным кодексом, но и принятым в 1937 г. Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Он ввел уголовную ответственность за недопущение свободного использования гражданином СССР своего права избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, а также уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов. С принятием в 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР произошли существенные преобразования, где гл. IV, посвященная преступлениям против политических и трудовых прав граждан, содержала две статьи, которые посвящались охране избирательных правоотношений. Статьи 132 и 133 гласили, что «воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа осуществлению гражданином СССР избирательного права наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года; подлог избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушение тайны голосования, совершенные членом избирательной комиссии или другим должностным лицом, наказываются лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года». Нестабильная обстановка, возникшая на рубеже 1990-х гг. в России послужила началу новых, наиболее значимых изменений. Начались они с принятием Положения о выборах депутатов Государственной Думы и Положения о выборах депутатов Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации в сентябре и октябре 1993 г. соответственно, а также принятием Закона от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР» и Закона «О выборе Президента РСФСР». В соответствии с Законом РСФСР от 16 октября 1990 г. «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР» уголовное законодательство дополнялось статьей об уголовной ответственности за нарушения законодательства о референдуме. Все перечисленное выше показывает, что развитие отечественного законодательства, посвященного защите избирательных правоотношений, носило эволюционный характер, который был связан с выделением общей нормы (воспрепятствование осуществлению избирательных прав) и специальных норм, посвященных отдельным особо распространенным деяниям, посягающим на установленный порядок подготовки и проведения выборов . Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения избирательных прав получила дальнейшее развитие с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., а также в период с 1994 г. по 1995 г. с принятием законодательных актов «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др., которые предусматривали наличие бланкетных норм в отраслях административного и уголовного права. 2.Виды ответственности за нарушения избирательных прав 2.1 Разделение на виды Ответственность за нарушения избирательного законодательства, как и любая другая юридическая ответственность, характеризуется следующими признаками: во-первых, она всегда является мерой государственного принуждения (хотя и могут быть другие варианты); во-вторых, базируется в своей основе на юридическом и общественном осуждении правонарушения; в-третьих, ее применение влечет за собой наступление для правонарушителя какой-либо из ответственностей и в следствии этого определенной санкции. В тоже время, основной рассматриваемой мною ответственности является специальное (особое) правонарушение – избирательный деликт (правонарушение), которое я связываю с одним из видов правонарушений конституционного права. Его специфика также заключается в том, что ответственность за нарушения избирательного законодательства реализуется в процессуальной форме, которая по своей сути обеспечивается не только нормами уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ и КоАП РФ (который также характерен для других видов ответственности), а также правовые нормы актов подзаконного характера (например, инструкции ЦИК РФ и т.д.). Анализ положений избирательного законодательства позволяет сделать вывод, что за нарушение избирательных прав граждан уголовную, административную или иную ответственность может нести физическое лицо в частности: 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным образом; 2) использование преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; 3) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, а также лиц, причастных к подделке этих подписей; 4) осуществляющие подкуп избирателей; 5) распространение заведомо ложной информации о кандидатах или совершение других действий, дискредитирующих честь и достоинство кандидатов; 6) нарушение правила проведения предвыборной агитации и правила финансирования избирательной кампании; 7) воспрепятствование или незаконное влияние на работу избирательных комиссий; 8) препятствование голосованию на избирательных участках или нарушение порядка голосования, включая тайну голосования; 9) принуждение избирателей голосовать вопреки их собственному выбору. Этот список сегодня не является исчерпывающим, и его можно продолжить, если рассматривать нормы права через призму других положений, закрепляющих статус отдельных субъектов избирательных правоотношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 20 страниц
240 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg