Глава I
Предпосылки возникновения ОДКБ
После распада СССР вопрос сохранения безопасности и стабильности в странах СНГ действительно стоял остро. Перестали существовать единые Вооруженные Силы, как единственный фактор обеспечения безопасности стран от внешних военных угроз. Состояние вооруженных сил стран СНГ свидетельствовало о необходимости в создании организации по коллективной защите. Таким образом, 15 мая 1992 года в Ташкенте было достигнуто первое соглашение о создании ДКО между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 1993 году Грузия, Белоруссия и Азербайджан также присоединились к Договору. Что касается позиции прибалтийских республик - она была достаточно очевидна: вектором сотрудничества в области безопасности они избрали сотрудничество с НАТО.
Начальный этап зарождения Организации был воспринят неоднозначно странами - участницами. Мотивы и цели у стран разнились. Азербайджанская сторона посчитала Договор неэффективным из-за наличия конфликта с Нагорным Карабахом (по формальным причинам). Грузия выбрала оппозиционную точку зрения по отношению к «Кремлю», обвиняя Россию в сепаратизме Абхазии и Южной Осетии, хотя следует отметить, что Москва в 90-е годы вела гораздо более жесткую политику по отношению к непризнанным государствам, чем в 2000-е. Абхазия фактически находилась в экономической блокаде, Южная Осетия и Приднестровье фактически были предоставлены сами себе. Узбекистан в итоге сделал выбор в пользу военного сотрудничества с США и Пакистаном, в Ташкенте это называли «взвешенной» политикой. В результате, страна просто металась между Москвой и Вашингтоном, то входя в ДКБ, то переходя оттуда в ГУАМ, то соглашаясь на создание американской военной базы, то требуя от США немедленно покинуть свою территорию. Таким образом, при продлении Договора в 1999 году из его состава вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан соответственно. Но, несмотря на все сложности в становлении Организации, в период 1995 - 2000 гг. были подготовлены и приняты многочисленные соглашения и важнейшие правовые акты, которые в свою очередь составили основу для решения военно-политических задач и сотрудничества в области совместной военной политики. Важнейшими из них стали: Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества и положения по ряду его реализации; Решение о коллективных силах быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе; Решение о совместной подготовке кадров для Вооруженных Сил государств, входящих в ДКБ и другие.
Предпринятые действия в рамках организации позволили трансформировать ДКБ в ОДКБ, о чем 7 октября 2002 г. в Кишиневе были подписаны Соглашение о правовом статусе и Устав ОДКБ.
Следующим этапом становления ОДКБ как полноценной международной организации стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя. В соответствии с главой 8 Устава ООН ОДКБ была признана в качестве регионального объединения по безопасности, а международно-правовой статус по существу сравнялся со статусом НАТО.
Необходимость преобразование ОДКБ в международную региональную организацию была вызвана новой динамикой региональной и международной безопасности, противодействием угрозам и вызовам ХХI века. Главная задача ОДКБ - координация и углубление военно-политического взаимодействия, становления многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечить на коллективной основе национальную безопасность государств-участников ОДКБ.
Принципиально важным изначально был тот факт, что Устав ОДКБ закрепил важнейшее положение, которое соответствует духу современных угроз. Так, одним из основных направлений деятельности ОДКБ определяется координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности. Заявленные позиции ОДКБ, а также формы сотрудничества в целом предопределили реальную возможность стать частью всеобъемлющей составляющей безопасности для Европы и Азии.
Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), обязанности председателя исполняет президент Российской Федерации В.В.Путин. В соответствии с Уставом разработана и создана эффективная система органов управления, которая включает в себя ряд консультативных и исполнительных органов с участием министров иностранных дел, министров обороны, секретарей советов безопасности, начальников штабов вооруженных сил и ряд других, куда входят все главы государств ОДКБ.
Глава II
Специфика деятельности ОДКБ в СМО
1. Приоритеты стран-участниц ОДКБ
Россия
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Отмечается, что ОДКБ является главным межгосударственным инструментом по противостоянию региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, в том числе по борьбе с производством и распространением наркотических и психотропных веществ [22].
Согласно военной доктрине Российской Федерации от 2010 г. в ряд основных задач государства по сдерживанию и предотвращению конфликтов входят: укрепление системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ; наращивание ее потенциала; усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках СНГ, ОБСЕ и ШОС; развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО) [10].
Законодательная база Российской Федерации рассматривает ОДКБ в качестве основополагающего игрока на международной арене по обеспечению безопасности. Важно отметить, что если позиция официальной Москвы по отношению к Организации однозначна, то российское научное сообщество неоднозначно оценивает деятельность и стратегию ОДКБ. Зачастую исследователи занимают позитивную позицию по отношению к деятельности и структуре рассматриваемой организации, считая, что ОДКБ уже достигла состояния организации гибридного типа, которая объединяет в себе черты военного союза и многофункциональной организации. Научное сообщество в свою очередь не идеализирует нынешнее состояние структуры и отмечает ряд ее недостатков, ведь имели и имеют место быть конфликты в регионе, в которых Организации не удалось сыграть свою важную роль.
В целом, Российская Федерация занимает особое положение в контексте стратегии и деятельности ОДКБ, что соответствует современной внешнеполитической стратегии России, на современном этапе ориентирующейся прежде всего на сотрудничество с ближайшими соседями, т. е. с государствами постсоветского пространства.
Белоруссия
Участие Белоруссии в ОДКБ обуславливается рядом государственных интересов: экономические, политические и военные. Соседство с Европой делает ее участие в ОДКБ важной с точки зрения целей и задач структуры. Особое внимание руководством Белоруссии уделяется сотрудничеству с Россией, как к наиболее выгодному союзнику. Стоит отметить, что на Западе у Белоруссии нет альтернативы для тесного сотрудничества, следовательно, данная кооперация в рамках структуры Организации позволяет проводить политику, в том числе пользуясь поддержкой данного альянса с Россией во главе. Но сотрудничество Белоруссии с ОДКБ и Россией также столкнулось со сложностями. Вспомним «молочную войну» 2009 года, итогом которой стал отказ Белоруссией поддержать создание КСОР ОДКБ , а также отказ в участии в заседании Организации. С российской стороны данные действия были квалифицированы как шантаж, но вскоре конфликт был разрешен усилиями обеих сторон.