Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические и социальные основы принятия управленческих решений

cool_lady 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2021
Актуальность выбора темы курсовой работы заключается в том, что ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, загрязнение окружающей среды, состояние здоровья и жизнедеятельности, психологические факторы, все это оказывает существенное влияние на принятие управленческого решения руководителем. В рамках небольшой работы осветить все аспекты принятия верных управленческих решений полностью невозможно. Поэтому целью данной работы является – изучение психологии и технологии принятия управленческих решений, а так же социальные основы принятия управленческих решений Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач: ? определить понятие управленческих решений, их классификацию, структуру; ? рассмотреть существующие теории управленческих решений; ? проанализировать риски при принятии решений; ? рассмотреть психологию управленческих решений; ? рассмотреть социальные основы принятия руководителем управленческих решений. Курсовая работа состоит из трёх глав и заключения. Для подготовки курсовой работы использовались 18 научных литературных источников и две статьи Интернет. Для написания работы изучены книги, учебные пособия по менеджменту, психологии управления, материалы периодических изданий.
Введение

Принятие решений — это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специа¬листы консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения, поэтому они являются его основной «продукцией». Принятие решений — это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя. Принятие эффективных решений руководителями любого ранга — одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды. Принятие решения, как функция управления является основой, стержнем деятельности менеджера. Принятие решения осуществляется в результате выбора из альтернатив, вариантов действий. Таким образом, основная функция (и результат) менеджера, или системы управления - выбор. Значит, основная задача менеджера - эффективно выбирать: что, где, когда и как делать, то есть определять стратегию, тактику и технику деятельности личной, групповой или организационной. Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений. Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу – междисциплинарных, поскольку выбор способа действий – это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др. Профессиональный руководитель должен владеть методами и технологиями выработки, принятия и реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией, том числе, в сложной экономической обстановке практически невозможно. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация, связанная с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.
Содержание

Введение................................................................................................3 Глава 1. Процессы принятия решений в управлении.....................................................................................................6 1.1. Понятие управленческих решений……………………...............6 1.2. Классификация, структура управленческих решений…………8 1.3. Теория принятия управленческих решений………………......12 1.4. Риск при принятии решений………………………..………….17 Глава 2. Психологические аспекты принятия управленческих решений.........................................................................................................20 2.1. Психологические константы личности и их роль в принятии решений………………………......................................................................20 2.2 Личностные знания как важнейшая динамическая характеристика принятия решений.............................................................25 2.3. Интуитивные и рациональные решения, психические уровни принятия решений………………………………………………………….29 Глава 3. Социальные основы принятия руководителями управленческих решений...........................................................................34 Заключение.........................................................................................38 Библиографический список............................................................41 Приложения…………………………………………………………43
Список литературы

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Наука, 1980. – С. 528 2. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Оценка рисков принятия стратегических решений// http://docum.cos.ru/portal 3. Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. - № 5. – С. 93-102 4. Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений//Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 1. – С. 122-134 5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог, 1995. – 145 с. 6. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995. – 189 с. 7. Диев В.С.Управленческие решения: Неопределенность, модели, интуиция. Новосибирск, 1998. - 180с. 8. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984. – 176 с. 9. Завалкевич Л. Психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html 10. Завалкевич Л.Э. Психология эффективного менеджера. - К., 2003. –230с. 11. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие для вузов, 2000. - 582 с. 12. Коллинз Т., Блэй Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования. — М.: Финансы и статистика, 1984. – 364 с. 13. Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры : Учебник , 2004. - 288 с. 14. Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. - 2001. - N 5. - С. 2-18 15. Нурпеисов М. Качество управления: условия принятия верных управленческих решений // National Business. – 2006. - №5. – С. 34-40 16. Титова Н. Л. Разработка управленческих решений: Курс лекций. – М., 2004. – 236 с. 17. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2003. – 191 с. 18. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения// Управление персоналом. - 1999. - N 9. - С. 109-111 19. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмен : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлению "Менеджмент" , 2001. - 447 с. 20. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1990. - 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Процессы принятия решений в управлении 1.1 Понятие управленческих решений «Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого управленческого решения является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям ». Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. «В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной ». Место решения в процессе управления показано на рис. 1 (Приложение 1). Важнейшие требования к управленческим решениям : • реализуемость; • эффективность, иногда - оптимальность. Основные признаки управленческих решений : • наличие альтернатив; • существование цели (иногда формализованной в виде критерия); • волевой акт. Волевой акт при разработке и принятии управленческих решений может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации управленческих решений, принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д. Управленческие решения имеют ряд специфических особенностей, как правило • их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов; • они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок; • каждое из них в значительной мере определяет последующие решения; • ответственность за принимаемые решения очень высока. В качестве основных проблем при разработке управленческих решений можно назвать следующие : • давление сроков; • быстрая смена условий и возникающих проблем и задач; • недостаток квалификации личности принимающей решение, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации; • нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество; • ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации; • необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между личностями принимающими решения; • засилье рутины и др. 1.2 Классификация, структура управленческих решений Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам : - по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные); - надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные); - срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные); - связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные); - частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные); - производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные); - числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые); - личность принимающая решение (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей); - учету изменения данных (жесткие, гибкие); - независимости (автономные, дополняющие друг друга); - сложности (простые и сложные). Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл.1). Таблица 1 Содержание основных фаз принятия и реализации решения Фаза Содержание фазы 1. Сбор информации о возможных проблемах 1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой 2. Выявление и определение причин возникновения проблемы 2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы 3. Формулирование целей решения проблемы 3.1. Определение целей фирмы 3.2. Формулировка целей решения проблемы 4. Обоснование стратегии решения проблемы 4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений 5. Разработка вариантов решения 5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи 6. Выбор лучшего варианта 6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров 7. Корректировка и согласование решения 7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функциональновзаимодействующими службами 7.3. Утверждение решения 8. Реализация решения 8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения На практике, разумеется, все проходит не так гладко: - подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; - процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; - ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; - предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; - нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; - участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; - менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество. В процессе принятия решений решается задача поиска, распознавания, класси¬фикации, упорядочения и выбора. Для решения этих задач используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции . Анализ — расчленение (мыслимое или реальное) объекта на элементы. Синтез — соединение элементов в единое целое. Индукция предполагает ход рассуждений, направленный на получение умозак¬лючения (общего утверждения) на основе логики от частного (отдельных фактов) к общему. Методы прецедента, аналогий, рассмотрение конкретных ситуаций в целях принятия решения представляют примеры использования метода индукции. Дедукция — получение выводов по правилам логики, рассуждения строятся на основе некоторых аксиом, постулатов, гипотез (посылок), имеющих характер общих утверждений, из которых выводятся следствия. Если какая-то посылка истинна, то истинно и ее следствие. Приводимая ниже задача принятия решения во многом осно¬вана на использовании метода дедукции. Принятие верных управленческих решений, возможно при выполнении условий КИО, то есть (К)омпетентность (И)нформированность (О)перативность . Рассмотрим эти условия подробнее. Компетентность. Все больше успешное развитие компаний зависит от уровня компетентности менеджмента. Есть огромное количество определений понятия компетенция. В нашем случае компетенция менеджера – это знание особенностей объекта управления и владения методами управления этим объектом. Во главе компаний стоят люди, которые могут быть как мощными двигателями, так и серьезными ограничителями развития компании. Рост масштабов бизнеса, это с одной стороны увеличение возможностей, с другой - необратимое усложнение системы управления. От компетентности менеджмента зависит, сможет ли компания преодолеть неизбежные кризисы роста или закончит свое существование. Информированность. Живя в век информации современному руководителю все сложнее быть информированным. На лицо противоречие, когда с одной стороны информации очень много, с другой - она часто абсолютно бесполезна. Владение достоверной, полной и своевременной информацией дает серьезное конкурентное преимущество. Но недостаток или избыток информации, наряду с противоречивостью, мешает принятию правильного управленческого решения. Оперативность (своевременность). Если два первых условия выполнены, этого недостаточно. Необходимо оперативно принимать своевременные управленческие решения. По мере роста компании внутренние коммуникации усложняются, что неизбежно затрудняет оперативность принятия решений. В приложении 2 (рис. 2) показаны основные факторы, влияющие на принятие решений . 1.3 Теории принятия управленческих решений В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решений делается акцент, можно выделить следующие три подхода к теоретическим построениям в этой области. В рамках математической теории принятия решений разрабатываются норматив¬ные модели принятия решений (первый подход). Цель применения этих моделей — выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент на том, как личность принимающая решение должна подходить к принятию решений, чтобы добиться достижения поставленных целей (нормативов), какие методы обоснования решений целесообразно использовать. Основной акцент в этой концепции делается на разработке математических методов, моделей и алгоритмов выбора решений. Роль личности принимающей решение практически игно-рируется. Однако в целом данная концепция не адекватна процессу формирования решений, поскольку наиболее сложные и неформальные процедуры, связанные с постановкой задачи, формированием ситуаций, целей, ограничений, вариантов ре¬шений и оценкой их предпочтений, в ней не рассматриваются. Эта концепция сформировалась и развивалась математиками и кибернетиками и была ориентирована в основном на решение задач в технических системах. «Кроме того, данный подход основан на предположении, что все личности принимающие решения являются «экономически мыслящими» людьми, т. е. в пределах, допустимых законами, мораль¬но-этическими стандартами и т. п., они стараются оптимизировать результаты произ-водственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако в жизни личность принимающая решение не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого она принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана» и т. п ». Попытка осмыслить истинные причины принятия решений привела к возникновению дескриптивных моделей, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений (второй подход). Она носит ярко выраженный объясняющий (как фактически принимаются решения), а не предписывающий (какими должны быть решения) характер. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение личности принимающей решение. В этих моделях учитывается, что большое влияние на подходы к принятию решений оказывают личностные качества. Люди по-разному относятся к риску, к оценке отдаленных последствий принятых ими решений, к воздействию их на достижение целей других людей и т. п. В психологическом направлении предметом исследований является мыслительная деятельность человека, роль мотивов его поведения, эмоции и воли в процессе принятия решений. Психологическая теория решений — это система мотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений . В процессе принятия решений большое значение имеют такие личностные особенности, как память, скорость переработки информации. Важнейшими типами утверждений психологической теории принятия решений являются следующие: 1. лицо принимающее решение упрощает ситуацию, не учитывает некоторые альтернативы или их по¬следствия. 2. Принимая решение, лицо принимающее решение исходит из субъективной ценности того или иного варианта решения, называемой полезностью. 3. Оценивая субъективную вероятность тех или иных последствий принимаемого решения, лицо принимающее решение переоценивает вероятность наступления маловероятных событий и одновременно недооценивает вероятность наступления очень правдоподобных событий. 4. При выборе альтернатив, связанных с риском, лицо принимающее решение основывает свое решение на максимизации линейной комбинации полезности и субъективной вероятности ее получения 5. Чем сильнее у личности принимающей решение потребность в доминировании, тем более высокий уровень риска оно допускает. Коллективные решения более рискованные, чем индивидуальные. 6. Личность принимающая решение скорее старается не максимизировать, а найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Иными словами, скорее традиции принятия решений, личные качества являются определяющими, чем стремление к максимизации какого-либо критерия. «Описание того, чем руководствуются личность принимающая решение при принятии решений, используемых ими аргументов, психологических аспектов этого процесса (дескриптивная модель), — важная и сложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие коли¬чественные оценки, используемые при подготовке решений («веса» целей и критериев, например), носят субъективный характер. Недостатком данного подхода является то, что практически не используются математические методы. Качественный описательный характер исследований в рамках этой концепции приводит к очень нечеткому представлению о закономерностях процесса принятия решений ». В основе логической схемы процесса принятия решения, рассматриваемого в данной работе, лежит комплексное использование нормативных и дескриптивных моделей «третий подход». Комплексная концепция управленческих решений характеризуется рациональным использованием логического мышления и интуиции ЛПР, математических методов и вычислительных средств при принятии решений. Однако математические методы и вычислительные средства рассматриваются как вспомогательный инструмент. Важной особенностью этой концепции является использование качественных данных, которые с помощью математических методов могут быть подвергнуты количе-ственному анализу. Такой комплексный подход имеет свои особенности. 1. Построение комплексных методик обоснования решений, сочетающих применение взаимодополняющих методов структуризации, характеризации и оптимизации, направленных на последовательное уменьшение неопределенности в процессе принятия решений . Структуризация — это выделение основных элементов задачи и установление отношений между ними. Процедура структуризации позволяет получить в явном виде структуру задачи, т. е. логически упорядоченную систему, удобную для последующего анализа, что дает обоснование для получения необходимой информации. Результаты структуризации отражаются в виде формальной символической записи, схем, таблиц. Примером структуризации является схема процесса принятия решений, деревья целей и решений. Второй фазой уменьшения неопределенности является характеризация — определение системы характеристик, количественно описывающих задачу принятия решения. Определение вероятностей ситуаций, приоритетов целей, предпочтений решений является примером характеризации в задаче принятия решений. Проведение характеризации приводит к более полному и точному описанию решаемой задачи по сравнению с фазой структуризации и дает исходные данные для последней фазы - оптимизации. Фаза оптимизации — это преобразование всей имеющейся информация в конечную форму - решение. Во многих случаях личность принимающая решение, как отмечалось ранее, осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения. Применение этих трех групп методов дает возможность последовательно снижать неопределенность в процессе принятия решения, повышает эффективность деятельности личности принимающей решение и специалистов, готовящих решения. 2. Сочетание формальных и неформальных методов обоснования решений предполагает широкое использование экспертных оценок и человеко-машинных процедур подготовки и принятия решений. 3. Включение руководителя в процесс подготовки, принятий и реализации решения на всех его основных этапах. Комплексный подход дает возможность сконцентрировать неформальное мышление на наиболее критических аспектах проблемной ситуации, в которой принимается решение, и предлагаемых альтернативах решения возникшей проблемы. При этом выявляются и становятся более ясными скрытые предположения, мотивы поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготовки, принятия и реализации решения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 86 страниц
490 руб.
Курсовая работа, Психология, 43 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg