Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран ЕАЭС

cool_lady 2425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Целью данной работы является исследование роли таможенных органов Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности стран ЕАЭС и выявление направлений совершенствования их деятельности. Задачи исследования: - рассмотреть понятие и сущность экономической безопасности стран ЕАЭС; - проанализировать роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности; - провести анализ нормативно-правовых аспектов экономической безопасности стран-членов ЕАЭС; - провести анализ функционирования ФТС России в области обеспечения экономической безопасности; - проанализировать деятельности таможенных органов в целях обеспечения экономической безопасности; - провести исследование проблем в деятельности таможенных органов в целях обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС; - разработать рекомендации по повышению эффективности работы таможенных органов для обеспечения экономической безопасности; - провести оценку эффективности методов совершенствования деятельности ФТС России по обеспечению экономической безопасности стран ЕАЭС. Предмет исследования – отношения в сфере обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС, субъектом которых являются таможенные органы. Объект исследования – таможенные органы стран ЕАЭС. Данная тема неоднократно изучалась как отечественными, так и зарубежными авторами, среди которых можно выделить работы следующих: Абалкин Л.И., Сенгачев В. К., Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б., Татаркин А. И. Теоретическую базу исследования составили учебники, учебные пособия, научные статьи, материалы периодической печати, законодательные акты, а также ресурсы сети Интернет. В частности, использовались международные договоры и нормативно – правовые акты, такие как Договор о Евразийском экономическом Союзе, Таможенный кодекс ЕАЭС и др., действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие обеспечение экономической безопасности, например, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ и др. Методологическая база исследования базируется на применении правового и аналитического подхода к рассмотрению роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности стран ЕАЭС, а также перспектив развития работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. Также используется комплекс следующих методов: теоретический, сравнительный, статистический и др. Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников. Во введении описывается актуальность исследования, цель исследования, задачи, объект и предмет исследования, степень разработанности темы исследования, теоретическая и методологическая базы исследования, методы исследования и структура исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы обеспечения экономической безопасности, определена роль таможенных органов в ее обеспечении, а также исследованы нормативно – правовые акты экономической безопасности государств – членов Союза Во второй главе проведено исследование деятельности таможенных органов, проанализирована роль ФТС России в обеспечении экономической безопасности, а также исследованы проблемы, возникающие при ее обеспечении. В третьей главе проведена разработка рекомендаций по повышению эффективности работы таможенных органов для обеспечения экономической безопасности, определены перспективные направления развития таможенных органов в области экономической безопасности, а также предложены пути развития методов совершенствования деятельности ФТС России по обеспечению экономической безопасности стран ЕАЭС. В заключение приводятся основные выводы по проделанной работе. Объем ВКР – 96 листов.
Введение

Экономическая безопасность является состоянием национальной экономики, которое обеспечивает жизненно важные потребности государства в материальных благах вне зависимости от появления в мировой экономической системе либо внутри страны экологических, социально-политических либо экономических форс-мажоров. Подобные условия могут также возникнуть вследствие того, что межгосударственные отношения обострились; возникли боевые инциденты и террористические акты; дестабилизировалась внутриполитическая история, повысилась общественная напряженность, резко изменилась демографическая ситуация; увеличилось дискриминационное влияние доминирующих финансовых групп и обострилась конкурентоспособная борьба как вне государства, так и внутри него; истощились актуально весомые ресурсы. Обеспечение экономической безопасности государства страны - гарантия её эффективности, независимости, стабильности, а также жизнедеятельности общества. Самую важную роль в федеральных органах исполнительной власти, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) страны и обеспечивают экономическую безопасность государства страны, занимают таможенные органы. Обеспечение экономической безопасности государства, безусловно, остается ведущей функцией таможенных органов. При этом используются различные инструменты по обеспечению экономической безопасности. К ним относятся методы правоохранительной деятельности и средства экономического регулирования. Актуальность выбранной темы работы определена имеющимися на данном этапе проблемами в обеспечении экономической безопасности, а также необходимостью совершенствования работы таможенных органов с целью повышения уровня экономической безопасности, так как это является стратегической целью таможенных органов России.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………….................................................................................... 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС…………………………………………………………………………………. 8 1.1. Понятие и сущность экономической безопасности стран ЕАЭС…….. 8 1.2. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности……………………………………………………………………….. 16 1.3. Нормативно - правовые аспекты экономической безопасности государств - членов ЕАЭС……………………………………………………….... 25 Выводы………………………………………………………………………. 32 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕАЭС….... 34 2.1. Анализ деятельности ФТС России……………..................................... 34 2.2. Роль ФТС в обеспечении экономической безопасности стран ЕАЭС 45 2.3. Исследование проблем в деятельности таможенных органов в целях обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС………………………... 54 Выводы………………………………………………………………………. 65 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………………………. 66 3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности работы таможенных органов для обеспечения экономической безопасности…………. 66 3.2. Перспективные направления развития таможенных органов в области экономической безопасности стран ЕАЭС………………………………………. 74 3.3. Направления развития методов совершенствования деятельности ФТС России по обеспечению экономической безопасности стран ЕАЭС…………... 78 Выводы………………………………………………………………………. 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….. 90
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты 1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420205962 2. Кодекс Российской Федерации «об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (Глава 16 – Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)). [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 3. Международная конвенция «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» (Брюссель, 14 июня 1983 г.) [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://base.garant.ru/. 4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456058064 5. Таможенная конвенция «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» (Заключена в г. Женеве 14.11.1975). [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 6. Указ Президента России от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, N 20, ст. 2902. 7. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 13.08.2015 г.) [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082. II. Учебная и научная литература 9. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. -М.: Юрист, 2017, № 1. -С. 2-6. 10. Анищенко А.В. Влияние долларизации национальной экономики на экономическую безопасность России // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией: материалы научнопрактической конференции по профилю специализации выпускников с приглашением сотрудников практических подразделений. -М.: Моск. ун-т МВД России, 2018. -С. 90-92. 11. Антипов К.О. Генезис полномочий таможенных органов в системе органов валютного контроля. // Право и государство: теория и практика. 2019. № 5 (173). С. 147-151. 12. Безуглова М.А. Экономическая безопасность -в системе национальной безопасности России // Тенденции и перспективы инновационного развития правовых, социально-экономических и управленческих исследований: материалы международной научно-практической конференции СЗФ МГЭИ. -М.: МГЭИ, 2018. -С. 17-26. 13. Болдина М.А., Островерхова В.Н. Сущность организационно - управленческой деятельности // Гадеамус. 2017. № 2. С. 45-49. 14. Босхолов С.С., Босхолов А.С. Экономическая безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности России // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: сборник научных трудов. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2018. -С. 62-67. 15. Валюженич Н. Организационная структура и трудовая мотивация как факторы лояльного отношения персонала к организации // Журнал «Управление персоналом» N16, 2017. –64 с. 16. Васильев И.Р., Карамышева К.А. Правоохранительная деятельность таможенных органов в условиях либерализации таможенного законодательства // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, членов студенческого научного общества при кафедре теории и истории государства и права. -М.: Изд-во Российской тамож. акад. , 2019, Вып. 3. -С. 116-119. 17. Вербицкая Ю.Н. Проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах. // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 1 (10). С. 102-106. 18. Герасимов А.П. К вопросу о законодательном определении понятия экономическая безопасность // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Материалы международной научно-практической конференции (посвящена 65-й годовщине со дня принятия Всеобщей декларации прав человека и 20-й годовщине принятия Конституции Российской Федерации), г. Уфа, 28 ноября 2018 года: в IV ч.. -Уфа: УЮИ МВД РФ, 2018, Ч. 1. -С. 169-173. 19. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 478C. 20. Гущина О.Г. Таможенная стоимость товаров: учебное пособие / О. Г. Гущина. - СПб.: Интермедия, 2018. - 256 c. 21. Дадалко В.А. Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность государства. –М.: АИПС «НТИ-ЦА» МВД России, 2018, с.28 – 35. 22. Демин В.А. ВТО: глобальная экономика и экономическая безопасность России (продолжение) // Юридическая мысль. -С.-Пб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2018 № 1 (75). -С. 5-20 23. Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник / А. А. Демичев, А. С. Логинова. - СПб: Интермедия, 2018. - 188 c. 24. Докучаев А.Н., Зыков В.М. Экономическая безопасность России в контексте ее вступления во Всемирную торговую организацию // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Воронеж, 27 июня 201 г.). -Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2017, Ч. 1. -С. 114-116. 25. Дроздова С.А. Таможенное право: учебное пособие / С. А. Дроздова. - СПб.: Интермедия, 2018. - 276 c. 26. Елфимов О.М. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России. Вопросы экономики. –2018. –№ 12. –С. 14–24. 27. Жиряева Е.В. Правовое регулирование ВЭД: учебное пособие / Е. В. Жиряева. - СПб: Интермедия, 2018. - 130 с. 28. Кардашов В.И. Совершенствование управления таможенной системой// Вестник СибГТУ. - Красноярск. - 2017. - № 2. –42 с. 29. Кеменова А.А. Анализ отдельных методик оценки эффективности деятельности таможенных органов с помощью системы индикативных показателей. // В сборнике: "Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы". Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 67-70. 30. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенных процедур. Комментарий законодательства / В.В. Егазарова // Право и экономика. - 2018. - № 9. –С.10-12. 31. Колесникова М.М. Влияние на экономическую безопасность Российской Федерации невозвращенных из-за границы средств в иностранной валюте // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. -С.-Пб.: НОУ ВПО «Санкт-Петербургская юр. акад.», 2018, № 2 (23). -С. 46-48. 32. Ксенофонтова Е. М. Основы таможенного дела: учебное пособие / Е. М. Ксенофонтова. - СПб.: СПбГЭУ, 2018. – 162 с. 33. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1. С. 77-85. 34. Леконцева Т.Д., Макурин П.С. Взаимодействие таможенных и правоохранительных органов. // В сборнике: Актуальные проблемы права Сборник статей и тезисов докладов научно-практической конференции, посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации. Под ред. Королёвой Е.В. . 2019. С. 71-74. 35. Максимов Ю.А. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации взгляд молодых лидеров / Ю.А. Максимов. - Санкт Петербург, 2017. – 298с. 36. Маховикова Г. А. Таможенное дело. Учебник / Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова. – М.: Юрайт, 2017. - 408 с. 37. Основы управления таможенными органами России: Учебник Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. / под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2018. 38. Покровская В. В. Таможенное дело. Учебник / В. В. Покровская. – М.: Юрайт, 2018. – 732 с. 39. Пятов А.А. Направления совершенствования оценки эффективности деятельности органов таможенной службы // Экономика и управление – 2018. - №3 – С.11. 40. Рассолова М.М., Эриашвили Н.Д. Таможенное право: учебник И.: Юнити-Дана, 2017. 41. Рудакова О.В., Филонов Г.А. Экономическая безопасность России в глобализирующемся мире // Особенности финансово-экономического развития России в современных условиях: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. А.Т. Яндиева. –Воронеж: Воронежский ЦНТИ –филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2019. –С. 41–52. 42. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики. –2018. –№ 12. –С. 24-30. 43. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль в РФ: Монография. М.: Изд. РГТЭУ, 2018. 44. Старикова О.Г. Основы таможенного дела. Учебник / О. Г. Старикова. – М.: ИЦ Интермедия, 2018. – 408 с. 45. Стуканов И.А. Таможенные органы и их структурные подразделения в системе органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. // Вестник магистратуры. 2019. № 6-1 (93). С. 81-83. 46. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В.В. Макрусев, В.А. Черных и др. – СПб.: Троицкий мост, 2018. 47. Халипов С.В. Таможенное право: учебник / Халипов С.В. Базовый курс. – М.: Юрайт-Издат, 2018. – 384 с. 48. Эриашвили Н. Д. Таможенное дело: учебник для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.А. Щербинин, В.Н. Голую, А. В. Лобиков, Т. В. Лорткипанидзе, М.А. Федоровская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. - 375 с. III. Интернет ресурсы 49. Агамагомедова С.А. Развитие информационных технологий в таможенном деле/ С.А. Агамагомедова, Н.В. Курдина. Электронный научный журнал «Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.esrae.ru (дата обращения: 03.05.2020). 50. Анализ работы Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-inter.ru/stati/eaes.html (дата обращения: 23.04.2020) 51. Анализ эффективности использования Инспекционно-досмотровых комплексов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=28443:2016-07-06-12-33-06&catid=4:news (дата обращения: 23.04.2020) 52. Долгов Д.И. Определение понятий «услуга», «обслуживание потребителей» и «управление послепродажным обслуживанием» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/7778 (дата обращения: 11.11.2020). 53. Понятие и сущность услуги. Менеджмент в сфере услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/menedgment/ (дата обращения: 20.11.2020). 54. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 03.04.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС 1.1. Понятие и сущность экономической безопасности стран ЕАЭС Гарантию независимости страны, правовую обеспеченность и стабильность общества, защиту от коррупционных составляющих, устойчивую способность государства обеспечить ресурсами граждан и умение реализовать имеющиеся богатства с целью дальнейшего развития не только самой экономики, но и других сфер жизни подразумевает обеспечение экономической безопасности. Экономика затрагивает все сферы жизни общества и является определяющим фактором в развитии государства. Развитие российской экономики, как и любой страны, на современном этапе не может осуществляться без учета влияния глобализации мировой экономики. Этот фактор становится одним из определяющих при формировании экономической политики страны, внешняя составляющая которой направлена на защиту национальной экономики. Необходимость защиты национальной экономики всеми возможными методами в современных условиях становится наиболее очевидной, так как Россия стоит в настоящее время перед лицом целого ряда внешних и внутренних угроз, затрагивающих ее позиции и интересы в современной мировой экономической системе Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны. Исследования проблемы экономической безопасности является одной из самых значимых задач ученых - экономистов посвятивших, этой теме немало статей, монографий и исследований. Можно выделить таких как Абалкин Л.И., Сенгачев В. К., Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б., Татаркин А. И. Л. И. Абалкин первым ввёл современную науку проблему экономической безопасности. Это определение он выделил как «…совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» . По мнению ученого, экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих защиту от угроз и устойчивое её развитие. Согласно позиции таких ученых как Сенчагов В. К. и Татаркин А. И., существует тесная связь между экономической безопасностью и таким состоянием экономики государства, которое смогло бы защитить ее жизненно важные интересы. Мнения А. Архипова, А. Городецкого, А. Михайлова сходятся на том, что экономическая безопасность государства должна обеспечиваться самим процессом экономики. Из этого следует, что не существует единого определения экономической безопасности. Таким образом, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребностям общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь. Экономическая безопасность - это защита экономики от опасностей, как от внешних, так и от внутренних угроз. Безопасность на уровне экономики государства стабилизирует уровень жизни в конкретный момент. Оно является важным критерием экономической системы страны, который определяет умение поддерживать привычные запросы жизнедеятельности людей, проживающих на территории данной страны, стабильную удовлетворенность ресурсами, становления общенародного хозяйства, а также реализацию национальных и государственных интересов. Обобщая различные подходы к определению сущности экономической безопасности, можно сделать следующее заключение. Под экономической безопасностью страны принимается такое сочетание факторов, экономических, политических и социальных, которое обеспечивает удовлетворение жизненноважных потребностей страны в материальных благах независимо от угроз, возникающих в мировой экономической системе или внутри страны. Во все времена достижение экономической безопасности страны являлось важнейшей функцией государства, что объясняется прямым влиянием экономической безопасности на общую безопасность страны в целом. Экономическая безопасность, будучи частью системы национальной безопасности, одновременно составляет основу для формирования всех входящих в её структуру элементов. Первостепенное значение экономических аспектов безопасности обусловлено следующим: • Национальная безопасность РФ напрямую зависит от экономического потенциала страны; • Вся система безопасности базируется на экономической составляющей, так как производство и воспроизводство материальных благ, удовлетворение материальных потребностей является основой и необходимым условием существования и жизнедеятельности; • Большинство современных внешних и внутренних угроз порождены экономическими трудностями, что все в большей мере ставят состояние национальной безопасности в зависимость от состояния экономики; • Страны, имеющие развитую экономику, стремятся как можно шире распространить свое экономическое влияние, и без устойчивого развития экономики России будет трудно претендовать на какую - либо роль в современном мире. В настоящее время проблема обеспечения экономической безопасности является наиболее актуальной. Это объясняется тем, что экономическая безопасность страны в современных условиях является гарантией ее независимости и стабильного развития. Потребность в безопасности - устранении нежелательного влияния, ведущего к существенным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как отдельно каждого человека, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества - государства. Экономическая безопасность - сложное социально - экономическое понятие, которое не только отражает состояние экономики в пространственно - временном континууме, но и выражает особые экономические отношения. Эти отношения рассматриваются через систему интересов в условиях трансформации национальной экономики в современном геоэкономическом пространстве. Экономическая безопасность является основой национальной безопасности государства. При этом экономическая безопасность является общественным благом, полезность которого определяются потребностью субъектов хозяйствования в обеспечении согласования индивидуальных, групповых и общественных интересов в рамках установленных формальных и неформальных институтов. Как показывает мировая практика, обеспечение экономической безопасности - это гарантия суверенитета страны и необходимое условие эффективной жизнедеятельности и стабильности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов. Каждое государство в процессе своего существования сталкивается с необходимостью экономического и политического взаимодействия с другими участниками мировой арены. Исторически могут сложиться союзнические, партнерские и враждебные отношения. Исходя из вида отношений, государство определенным образом регулирует свою внешнеэкономическую деятельность. Внешнеэкономическая деятельность - это хозяйственная деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Таким образом, союзные государства могут объединиться в экономический союз, отменив тем самым или значительно снизив таможенные пошлины при перемещении товаров через таможенную границу государства. А страны, имеющие какие - либо претензии или враждебно настроенные друг к другу, могут частично или полностью ограничить ввоз или вывоз определенных категорий товаров на/или с территории государства (например: введение в 2014 году ряда санкций Европейским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Канадой, Новой Зеландией и Австралией против Российской Федерации). Государственная безопасность в течение долгого промежутка времени имела преимущественно внешнюю ориентацию — защита суверенитета государства от иностранного вмешательства. Стремительное развитие человечества вывело осознание национальной безопасности на принципиально новый уровень. Научно - технический прогресс кардинальным образом изменил способы и саму суть военных конфликтов. Например, с изобретением ядерного оружия ведение широкомасштабных военных действий не имеет ни малейшего смысла, так как в их результате будет причинен колоссальный ущерб не только конфликтующим, но и третьим, абсолютно не причастным к конфликту сторонам. Уровень национальной безопасности все больше зависит не только от военной мощи государства, а также от таких факторов, как уровень научно - технического развития, степень развития национальной экономики, продолжительность и уровень жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы государственной безопасности сдвинулись в сторону международного терроризма, межкультурных конфликтов, загрязнения окружающей среды, упадка национальной экономики. В систему экономической безопасности входят объекты и субъекты экономической безопасности. Объекты разделены по следующим уровням: 1. Макроэкономический уровень (экономика страны в целом); 2. Региональный и отраслевой уровни (экономика регионов государства и отраслей); 3. Микроэкономический уровень (отдельные рыночные агенты); 4. Семейный и личностный (экономические интересы каждого гражданина страны). Также некоторые ученые под объектами экономической безопасности понимают как экономическую систему в целом, так и ее различные составляющие, например: природные и финансовые ресурсы, непроизводственные и производственные фонды, хозяйственные структуры, недвижимость, семья, человек. Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, службы, агентства, налоговые и таможенные органы), а также предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного сектора экономик. Граждане и их объединения также являются субъектами экономической безопасности. Активное участие гражданина в обеспечении экономической безопасности сложно реализовать без осознания им важности данного государственного дела и проявления активной жизненной позиции. Экономическая безопасность, равно как и ее объекты разделена на несколько уровней: 1. Международная экономическая безопасность - совокупность международных договоренностей, по которым каждому государству обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению, рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных стран; 2. Национальная экономическая безопасность - состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается защита национальных интересов, социально - ориентированное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал, даже при наименее благоприятном развитии внутренних и внешних процессов; 3. Локальная экономическая безопасность - безопасность отдельных отраслей; 4. Частная экономическая безопасность - защита организаций, предприятий и личности, состояние организационных отношений, когда обеспечивается стабильность организации. С 1 января 2015 г. на геополитической карте мира появилась новая межгосударственная интеграционная организация — Евразийский экономический Союз (далее - ЕАЭС), объединяющая Российскую Федерацию, республики Беларусь и Казахстан. В течение года к организации присоединились новые члены: республика Армения и Кыргызстан. В Евразийском экономическом союзе проблема экономической безопасности имеет научно - исследовательское выражение . Указанная проблема не имеет нормативно - правового измерения. В странах - членах ЕАЭС указанная проблема преимущественно рассматривается только на макроэкономическом уровне и имеет не только научно - исследовательское, но и нормативно - правое выражение. В Беларуси экономическую безопасность нужно рассматривать в качестве состояния экономики, при котором осуществляется обеспечение защищенности национальных интересов данной страны от внешних и внутренних угроз . В Казахстане экономическая безопасность является состоянием защищенности национальной экономики данной страны от потенциальных и реальных угроз, при котором осуществляется обеспечение экономической независимости, а также устойчивого развития . В Кыргызской Республике экономическую безопасность можно рассматривать в качестве самой важной части государственной политики страны. Ключевые моменты в ее обеспечении: поддерживать нормальные условия жизнедеятельности граждан; обеспечивать нужными ресурсами все отрасли экономики, создавать условия и предпосылки для того, чтобы стабилизировать и развивать экономику, а также ее защищать от влияния внутренних и внешних угроз . В Российской Федерации экономическая безопасность является состоянием, при котором национальная экономика защищается от внутренних и внешних угроз, происходит обеспечение экономического суверенитета государства, единства ее экономического пространства, условий для осуществления стратегических национальных приоритетов РФ . В законодательстве Армении определения «экономической безопасности» нет. На основе анализа официального понимания национальной экономической безопасности в Беларуссии, Казахстане, Киргизии и России можем сделать следующие выводы: Во - первых, указанные государства - члены ЕАЭС определяют экономическую безопасность как состояние защищенности национальной экономики, что не только не позволяет получить объективное и точное представление о сущности понятия, но и решить указанную проблему. Во - вторых, экономическая безопасность как состояние - это статичное явление, которое не может корректно отражать природу национальной экономики. В - третьих, цели экономической безопасности определены в национальных нормативно - правовых актах без учета долгосрочного технико - экономического развития и имеют невысокий уровень определенности, а в условиях развития шестого технологического уклада и достижимости. 1.2. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Государство должно находиться в стадии готовности и быть способным к разработке механизмов реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально - политической стабильности общества в целях обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность – одно из основных направлений в деятельности любой страны. Экономическую безопасность реализуют органы государственной власти посредством реализации организационных информационных, правовых, социально - экономических, а также иных мер, нацеленных на то, чтобы защитить национальные интересы страны в экономической сфере и противодействовать угрозам безопасности. Одно из ключевых направлений в обеспечении национальной безопасности в среднесрочной перспективе – гарантия снабжения граждан высококачественными и доступными лекарствами, продовольственная безопасность . Исходя из этого, механизм обеспечения экономической безопасности можно представить в виде системы мер (экономических, правовых и организационных), которые направлены на стабильный экономический рост, защиту национальных интересов, эффективное функционирование общества, а также на рациональное использование финансовых и иных национальных ресурсов. Обеспечение экономической безопасности государств означает гарантию его независимости, стабильности и эффективного функционирования экономики и общества. Так как экономика является важнейшей государственной сферой, она требует оценки устойчивости и эффективности функционирования вследствие воздействия различных внешних и внутренних угроз. Таможенные органы занимают особое место среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности государства и обеспечения экономической безопасности. Таможенные органы функционируют как в экономической, так и правоохранительной сферах. Федеральная таможенная служба вместе с правоохранительными органами обеспечивает поддержание экономической безопасности государства на должном уровне, защиту окружающей среды, а также здоровья и жизни людей. Главными экономическими целями, преследуемыми таможенными органами, являются пополнение доходов бюджета РФ, защита интересов отечественных производителей путем введения и установления квот, ограничений, а также тарифов. Сейчас таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Союза, а также законодательством РФ в области таможенного регулирования. Сущность таможенного регулирования заключается в установлении порядка, а также правил регулирования таможенного дела в РФ. Цели, задачи, функции, а также основные направления деятельности таможенных органов определены в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Таможенные органы являются единой централизованной федеральной системой. Руководство системой таможенных органов осуществляется Правительством РФ. Согласно законодательству, деятельность таможенных органов нацелена на то, чтобы достичь следующих целей: 1) обеспечить экономическую безопасность России в процессе внешней торговли товарами; 2) создать условия, при которых ВЭД и внешняя торговля будут наиболее эффективными, а также создать таможенную инфраструктуру; 3) совершенствовать государственное управление в области таможенного регулирования; 4) обеспечить соблюдение законных интересов и прав лиц, которые осуществляют деятельность в области таможенного дела. Органами ФТС осуществляется таможенный контроль, взимаются таможенные пошлины, ведется статистика в сфере таможенной деятельности, а также они содействуют развитию внешнеторговой деятельности России, а также ускорению товарооборота. Исходя из всего сказанного выше, можно говорить о том, что таможенная служба – один из самых важных элементов рыночной инфраструктуры, играет важную роль в том, чтобы обеспечивать экономическую безопасность страны. Таможенные органы выполняют фискальную функцию, а также осуществляют регулирование внешнего товарооборота, тем самым обеспечивая постоянное пополнение государственного бюджета. ФТС своей деятельностью способствует решениям многих важных экономических проблем. С помощью использования мер по защите российских производителей ФТС защищает национальную промышленность от зарубежных конкурентов. Органы таможни играют важную роль в проведении обеспечения экономической безопасности страны. Вместе с этим, роль ФТС возрастает ежегодно из - за того, что геополитическая ситуация обострена, и она ведет за собой появление политических и экономических проблем как внутри страны, так и за ее пределами, что в дальнейшем ведет к возникновению новых угроз и рисков экономической безопасности. В настоящее время таможенные органы, являясь инструментом реализации таможенной политики государства, стремятся обеспечить должный уровень экономической безопасности во внешнеэкономической сфере, а также поддержать экономические интересы государства на мировом уровне. Таможенные органы, реализуя функции в рамках таможенной политики применяются две группы: тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли. Нетарифное регулирование представляет собой прямое определение внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т.п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определенные правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортеры и импортеры), так и связанные с ними партнеры - нерезиденты. Таможенно - тарифное регулирование косвенно воздействует на внешнеэкономическую деятельность. Цели таможенной политики на каждом этапе развития государства определяются различными внешними и внутренними условиями жизни государства. Установление таможенно - тарифных и нетарифных мер является необходимым действием для обеспечения экономической безопасности государства. Эффективно действующая система таможенно - тарифного и нетарифного регулирования является основным условием для проведения действенной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности государства. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности является комплексным инструментом, направленным на решение сразу нескольких задач государственного регулирования: обеспечение экономической и финансовой безопасности государства, поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, развитие стратегических отраслей хозяйственного комплекса в государстве, обеспечивающим национальную безопасность России. Таможенно - тарифное регулирование осуществляется путем применения таможенных пошлин - обязательного платежа, взимаемого таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза. Таможенные пошлины в свою очередь подразделяется на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Таможенно - тарифное регулирование применяется в фискальных, регулятивных и протекционистских целях. Основным инструментом реализации таможенно - тарифного регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово – экономическую группировку и создают свой Союз. Таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран - участниц в их торговых отношениях с третьими странами. В связи с тем, что Россия является участником ЕАЭС, размер таможенных пошлин в России определяется в соответствии с Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее – ЕТТ ЕАЭС), утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». Таможенный тариф выполняет фискальную, регулятивную и протекционистскую функции. В России продолжительное время преобладает именно фискальная направленность таможенного тарифа. С другой стороны, регулятивной и протекционистской функции таможенного тарифа уделяется мало внимания со стороны государства. Протекционистские меры таможенного регулирования является эффективным инструментом стимулирования развития национальной экономики как в целом, так и ее приоритетных секторов. Примером эффективных мер административного характера, способствующих развитию национальной экономики может быть подписание Президентом РФ Указа Президента России от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». И хотя эти меры, в первую очередь, носили геополитических характер, однако они в большой степени повлияли на развитие сельского хозяйства в России. Так, по данным федеральной службы государственной статистики, российское продовольственное эмбарго не только увеличило производство сельскохозяйственной продукции, но и увеличило ее экспортные показатели. Например, экспорт картофеля с 2014 по 2019 год увеличился в процентном выражении на 480%. Подобные показатели наблюдаются и с другими сельскохозяйственными товарами: мясо птицы (86,3%), мясо, кроме мяса птицы (967, 5%), рыба (11, 8%) и другие. С другой стороны, если смотреть на динамику валового внутреннего продукта (далее – ВВП) России, то согласно данным федеральной службы государственной статистики за последние 5 лет наблюдается стабильный рост в рублевом эквиваленте, но не в долларовом. При этом, по данным Всемирного банка, бурный рост российской экономики, наблюдавшийся с 1998 года, замедлился еще в докризисном 2012 г., и с тех пор экономика России находится в состоянии стагнации и лишь в последние годы наблюдается небольшой рост. Это, в свою очередь, подтверждает позицию Президента России, изложенную в Указе Президента России от 31.12. 2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в которой указывается на то, что «главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно - сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры». Одним из средств защиты национальной экономики, развития малого и среднего бизнеса и, как следствие, обеспечение финансовой безопасности России, должно выступать таможенное регулирование. Однако применение ряда административных мер таможенного регулирования в условиях благоприятной геополитической обстановки не отвечает принципам Всемирной торговой организации и Евразийского экономического Союза, участником которых является Россия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 62 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 88 страниц
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg