Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактические игры как средство формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

cool_lady 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Объём работы составляет 102 страницы, в работе присутствуют 3 рисунка, 6 таблиц, 2 приложения, в написании выпускной квалификационной работы использовались 54 источника. Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, дидактические игры, количественные представления, ФГОС ДО. В выпускную квалификационную работу входит введение, две главы, два вывода к главам, заключение, список использованных источников и приложение. Во введении раскрывается актуальность темы исследования, ставится проблема, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, указывается практическая значимость. В первой главе изучена проблема формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, раскрыты основные понятия и особенности формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, определены методы формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Во второй главе осуществляется эмпирическое исследование сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. В главу входит изучение уровня сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, разработка и реализация методических рекомендаций посредством дидактических игр, направленного на формирование количественных представлений, анализ результатов. Заключение посвящено как теоретическим, так и практическим выводам по формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Дидактические игры помогают детям понять операции с предметными множествами и сформировать понятие о натуральном числе. Автор указывает, что систематическое использование дидактических игр играет важную роль в пробуждении интереса к математическим знаниям, оказывает влияние на умственное и интеллектуальное развитие. В заключение следует подчеркнуть, что экспериментальные исследования подтверждают эффективность дидактических игр, которые могут быть использованы для практической работы с детьми по формированию количественных представлений.
Введение

Математика возникла в древние времена из практических потребностей людей. Математика, как и другие науки, постоянно развивается, обогащается новыми теориями и обновляется в ответ на новые жизненные потребности. В современном мире развитие науки и техники, всеобщая информатизация определяют возрастающую роль математической подготовки молодого поколения. Вступление в мир математики начинается в раннем детстве. [51, с.17]. Ранний возраст - самое важное начало жизни человека. Это период чувствительного развития, когда ребенок закладывает основы для интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии [2]. Ребенок может многому научиться в первые годы жизни. Период дошкольного детства по отношению ко всей жизни человека короток, но очень богат знаниями. Источником знаний ребенка является сенсорный и интеллектуальный опыт. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, правильный уровень которого определяется качественными особенностями овладения детьми основных математических понятий и развития математического мышления - сравнения, анализа, рассуждения, обобщения. [52, с.23]. Формирование элементарных математических представлений между дошкольными учреждениями имеет давнюю историю развития. В ?V?? – ??? вв. Я.А. Занимался подбором содержания и методики преподавания арифметики для дошкольников, в частности количественных представлений. Комениус И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский Л.Н. Толстой и др. Современниками методологии математического развития являются такие ученые, как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. [3]. Дети в возрасте от 2 до 3 лет непосредственно интересуются количественными выражениями, которые помогают детям лучше понять окружающий их мир. В детских садах этот интерес учитывается, и учителя стараются расширить знания детей в этой области. Однако знание содержания этих идей требует использования новых методов обучения. [29]. Игра особенная, необходимая для гармоничного развития детской школы. Это самое известное занятие для дошкольников, в котором дети могут многому научиться. Психологи считают, что игра является основным видом деятельности дошкольников, т.к. именно в игре ребенок учится обобщать и анализировать и запоминать то, что в данный момент необходимо. Игра развивает у детей воображение, умение фокусировать внимание. В игре ребенок имеет полную свободу действий, во время которой дети учатся контролировать свои действия, ограничивать желания и регулировать свое поведение. Дидактическая игра - многогранный, сложный педагогический феномен: это также игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения и самостоятельной игры, а также средство всестороннего воспитания личности ребенка. Особенность дидактических игр заключается в том, что дети приобретают знания и навыки в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и памяти, что гарантирует лучшее обучение. [14, с.342]. Поэтому, все наиболее важные психологические новообразования у детей формируются именно в игровой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд относительно серьёзных требований к сфере познавательного развития детей дошкольного возраста, частью которого является формирование количественных представлений [50]. Эти представления, включенные в содержание общественного опыта, которым овладевают маленькие дети, являются одними из самых сложных. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее познавательное развитие детей. Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Выполнение различных опе¬раций с подгруппами детей в возрасте от 2 до 3 лет позволяет ребенку дальше развивать понимание количественных отношений и формировать концепцию натуральных чисел. Способность подчеркивать качественные свойства объектов и объединять их в группу на основе одной общей для всех них характеристики является важным условием перехода от качественных к количественным наблюдениям. [44]. Анализ программно-методических ресурсов и научных исследо¬ваний, позволил выявить следующие противоречия: – Между разработкой концептуальных и теоретических основ формирования количественных представлений у дошкольников и недостаточным знанием педагогических условий, позволяющих рассматривать дидактические игры как средство их формирования. – Между изучением основных и структурных особенностей дидактических игр, признанием их высокого потенциала развития и недостаточной востребованности дидактических игр в процессе формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста; Выявленные несоответствия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей повышения эффективности процесса формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Проблема исследования: какое влияние оказывают дидактические игры на формирование количественных представлений у дошкольников? Цель исследования – теоретически обосновать и составить комплекс дидактических игр, направленный на формирование количественных представлений детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс формирования количественных представле¬ний детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – разработка и использование комплекса дидактических игр как средства формирования количественных представлений детей младшего до¬школьного возраста. Гипотеза: если в процессе использования дидактических игр с детьми млад¬шего дошкольного возраста в условиях ДОУ: – изучить теоретические аспекты формирования количественных представ- лений и закономерностей у дошкольников; – выделить основные количественные представления и закономерности, под- лежащие усвоению в младшем дошкольном возрасте; – определить с помощью диагностических методик уровень сформированнос- ти количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста; – организовать методически грамотно в учебно-воспитательном процессе игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста; – разработать методические рекомендации, направленные на формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста пос- редством дидактических игр, то это будет способствовать повышению уровня количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи исследования: На основе анализа психолого-педагогических, методических источников выделить основные количественные представления и изучить теоретические аспекты их формирования у дошкольников посред¬ством дидактических игр; 1. Определить уровень сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. 2. Провести эмпирическое исследование по организации в учебно-воспитательном процессе ДОУ деятельности детей с помощью комплекса дидактических игр с целью формирования и развития у них количественных представлений; 3. Осуществить анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования по формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр. Методы исследования. В соответствии с целями и задачами работы использовались следующие методы: – теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. – эмпирические: наблюдение, изучение документации, опыта работы педагогов; диагностики уровня сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста по методике О. Е. Громовой. – математические: математическое ранжирование, определение среднего арифметического, вычисление процентного соотношения; – рефлексивные: самоконтроль, анализ и самоанализ занятий; для выявления. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. База исследования: МБДОУ «Большереченский детский сад Большере¬ченского муниципального района Омской области. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из вве¬дения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..7 Глава I. Теоретические аспекты использования дидактических игр в формировании количественных представлений детей младшего до-школьного возраста. 1.1. Психолого - педагогические особенности формирования количественных представлений детей младшего дошкольного возраста……………………….12 1.2. Роль дидактических игр в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста ……………………………………...18 1.3. Значение и особенности формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………….. 26 1.4. Методика формирования количественных представлений и закономерно- стей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр………………………………………………………………………………….35 Выводы по главе I ………………………………………………………………42 Глава II. Изучение уровня сформированности количественных представ- лений у детей младшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр. 2.1. Комплекс дидактических игр, направленный на формирование количест- венных представлений у детей младшего дошкольного возраста ……………. 44 2.2. Эмпирическое исследования по развитию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………. 57 2.3. Методические рекомендации для педагогов по формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр…………………………………………… …….65 Выводы по главе II………………………………………………… …………….72 Заключение………………………………………………………………………...73 Список литературы…………………………………………….…………………76 Приложения…………………………………………………………………..........82
Список литературы

1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова. – М.: Сенсорное воспитание в детском саду, 2015. – 212 с. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Учебное пособие /Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015. – 126 с. 3. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. – М.: «Карапуз», 2017. –16 c. 4. Браташ Э.Е. Средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Э.Е. Браташ // Международный студенческий научный вестник. – 2016 – № 5 – С. 148-150. 5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: курс лекций для вузов / А. В. Белошистая. – Москва: Владос, 2014. – 400 с. – (Учебное пособие для вузов). 6. Барчан, Т.А. Игрушечная история. Дидактические игры с детьми от 2 до 5 лет / Т. А. Барчан. – М.: «Карапуз», 2016. – 454 с. 7. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: учеб. пособие / А. В. Белошистая. — 2-е изд., доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 300 с. 8. Возрастные особенности детей 2-3 лет: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdoy315.edusite.ru/p23aa1.html (дата обращения: 03.05.2020) 9. Гаврина С.Е., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника. М.: АСТ, 2016. – 240 с. 10. Смолянова, Т. Л. Развитие математических представлений у дошкольников / Т. Л. Смолянова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 167-171. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52106/ (дата обращения:16.05.2020). 11. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду. – 3-е изд. Академия, 2015. – 160 с. 12. Дидактические игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича, Л. С. Вакуленко. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125- 128. 13. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / Давидчук А.Н. – М.: Сфера, 2017. - 569 c. 14. Колокольникова З.У., Михайлова Н.А. «метод игры-труда» Е.И. Тихеевой в практике работы современного ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-3. – С. 421-423; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8526 (дата обращения: 08.05.2020) 15. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2016 16. Короткова Н.Я. Первые шаги в математику: Учебное пособие. М.: Вентана Граф, 2016. – 96 с. 17. Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/29/klassifikatsiya-igri-ih-vliyanie-na-razvitie (дата обращения: 12.05.2020) 18. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2015. – 368 с. 19. Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-po- fyemp.html (дата обращения: 16.05.2020) 20. Минкевич Л.В. Математика в детском саду. 2-я младшая группа: Методическое пособие. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 72с. 21. Л.С. Метлина Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина – М.: Книга по Требованию, 2015. – 254 с. 22. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников: Методическое пособие для воспитателя. М.: Детство-Пресс, 2015. –144 с. 23. Монтессори, М. Школа Монтессори / М. Монтессори; Пер. с нем., вступ. и заключит. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный, С.И. Сумнительная. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 224 с. — (Методики раннего развития). 24. Микляева Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей: Учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2014. –352с. 25. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. — 144 с., ил. — (Библиотека программы «Детство»). 26. Математическое развитие детей по методике Ф.Н. Блехер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1744835/pedagogika/matematicheskoe_razvitie_detey_metodi ke_bleher (дата обращения: 28.04.2020) 27. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. 28. Особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-kolichestvennih-predstavleniy- udetey-doshkolnogo-vozrasta-2894764.html (дата обращения: 28.04.2020) 29. Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://детскийсад11.рф/data/documents/osobennosti.pdf (дата обращения: 28.04.2020) 30. Психологическая характеристика раннего возраста: [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://childpsy.ru/rubricator/index.php?rid=20307&detail=Y (дата обращения: 28.04.2020) 31. Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/19_222666_pedagogicheskoe-znachenie-didakticheskih- igrv- razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 20.04.2020) 32. Предметная деятельность в раннем возрасте: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/816-predmetnaja-dejatelnost-vrannem-vozraste.html (дата обращения: 28.04.2020) 33. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0423/2_0423-1.shtml 34. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014 – 333с. 35. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, А. П.Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с. 36. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/psihologopedagogicheskaya_harakteristika_detej_rann_101 459.html (дата обращения: 28.04.2020) 37. Развитие предметной деятельности детей раннего возраста: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-predmetnoy-deyatelnostidetey-rannego-vozrasta-2586809.html (дата обращения: 30.04.2020) 38. Развитие личности ребенка от года до трех: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/104779-razvitie-lichnostirebenka-ot-goda-do-treh-kollektiv-avtorov/read/page-1.html (дата обращения: 11.05.2020) 39. Роль дидактических игр в развитии дошкольника: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novoedrevo.ru/publications/14002199 (дата обращения: 30.04.2020) 40. Развитие у детей представлений о множестве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ignom.ru/books/formirovaniye_math_predstavleniy/mathematic15.html (дата обращения: 11.05.2020) 41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2015. – 705 с. – (Мастера психологии) 42. Развитие математических представлений у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/197742 (дата обращения: 17.05.2020) 43. Развитие представлений о множестве у детей 2 и 3 года жизни: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/13xacf2.html 44. Сущность и структура дидактической игры: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/433278/rol_didakticheskih_razvitii_mladshih_shkolnikov 45. Теория и методика формирования элементарных математических Брест: Изд-во Брест гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2015 46.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 2015 47. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Для занятий с детьми 2-3 лет. ФГОС / Под редакцией Помораева И.А., Позина В.А. Москва: Мозаика-Синтез, 2015год. 48. Фрейлах Н.И. Методика математического развития (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) - М.: Издательский Дом «Форум», 2014. – 207с. 49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. 50. Фрейлах Н. И. Методика математического развития. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015. – 240 с. 50. Хасанова, Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – 497с. 51. Хачапуридзе Б.И. О построении дидактических материалов и игр // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 2016 51. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. - 392 с. 52. Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой». Изд. «Вентана – Граф» 2015 год. 53. Bleher F.N. General ways of work / F.N. Bleher // Theory and Methodology Elementary mathematical submissions at preschoolers. Reader in 6 parts. Part IV-VI / comp. BEHIND. Mikhailova, R.L. Not remembering. - SPb .: Ikar Firm, 1994 - S. 41-42. 54. Bagunts, A.P. Step into mathematics: a manual for teachers and parents / A.P. Bagunts, M.I. Miroshnik. - Rostov n / a: Legion, 2013. – 80 s. 55.Birnbacher, Claude-Wolf I, Verantwortung: fur die Natur. Hannover, Sohroedel buchverlsg, 1988. s, 5.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты использования дидактических игр в формировании количественных представлений детей младшего дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогические особенности формирования количественных представлений детей младшего дошкольного возраста Дошкольное детство - важный период психического и личностного развития ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято различать младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и со значительной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, что необходимо для его успешного перехода на новую социальную позицию. В дошкольном возрасте нормально развивающийся ребенок претерпевает серьезные изменения на протяжении всего своего психического развития. Когнитивная активность резко возрастает - развивается восприятие, развивается зрительное мышление, появляются основы логического мышления [37]. Рост когнитивных способностей способствует формированию смысловой памяти, произвольного внимания. Это значительно повышает роль речи в познании ребенком окружающего мира и в развитии общения, различных видов детской деятельности. В сочинениях А. В. Запорожца говорится, что дети дошкольного возраста могут выполнять действия согласно устным инструкциям, усваивать знания на основе объяснений, только если они имеют четкое визуальное представление. Появляются новые виды деятельности: игра является первым и основным видом совместной деятельности дошкольников. Происходит интенсивное формирование личности, воли. В дошкольном возрасте обычный развивающийся ребенок повышает познавательную активность, интерес к познанию мира. Основой познания для ребенка младшего дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как будут сформированы у ребенка восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления [36, с.59]. Начальный период детства (от 2 до 3 лет) характеризуется интенсивностью темпов физического и психического развития ребенка. Существуют значительные изменения в развитии центральной нервной системы ребенка; физиологически структуры мозга созревают в этот период [52, с. 214]. В раннем дошкольном возрасте предметная деятельность становится лидером [38]. В тесной связи с развитием объективных действий развивается восприятие ребенка, потому что во время действий с предметами ребенок знакомится не только с методами их использования, но и с его свойствами - формой, размером, цветом, весом, материалом и т. д. Переход к более полному и сложному восприятию происходит у ребенка в связи с контролем объективной активности, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (размер, форма, цвет) и согласовывать их в соответствии с атрибутом. Во-первых, на практике объекты и их свойства взаимосвязаны. Тогда эта практическое соотнесение приводит к появлению перцептивных корреляций. Начинается развитие восприятия и возникают простые формы визуально эффективного мышления, которые представляют собой прежде всего обобщения, непосредственно связанные с разделением определенных внешних и внутренних особенностей объектов [1, с. 45]. Поэтому мы можем выделить некоторые из наиболее важных особенностей дошкольников: · Ведущая деятельность - материальная деятельность социального характера; · Сенсомоторные потребности развиваются в раннем дошкольном возрасте; · Детям от 2 до 3 лет трудно сосредоточиться на монотонной непривлекательной деятельности, в то время как во время игры они могут оставаться бдительными в течение длительного времени; · Поведение носит ситуативный характер и почти всегда состоит из импульсивных действий; · В форме общения со взрослыми преобладают ситуационные и деловые проблемы, но она начинает складываться вне ситуационных ситуаций. · В этом возрасте ребенок эмоционально чувствителен, поэтому положительные эмоции играют особую роль в обучении детей младшего возраста [8]. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников имеет большое значение для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, поскольку основы логического мышления заложены в дошкольном детстве [47]. В рамках ФГОС дошкольного образования математика играет ответственную роль в развитии и формировании активного, независимого человека, который готов конструктивно и творчески решать возникающие в обществе проблемы [29]. Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Е. И. Тихеева и др.) доказано, что возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хоть и элементарные знания. Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний. С раннего возраста начинается работа по развитию элементарных математических представлений. Дальнейшее математическое развитие детей зависит от того, насколько успешно организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных объектов [30]. Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение системы математических представлений дошкольников обеспечивает успешное посещение школы и оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития. В настоящее время определены основные способы и направления работы с дошкольниками по развитию элементарных математических представлений. Количественное представление занимает особое место. Основная работа по развитию количественных представлений у дошкольников связана с усвоением детьми умения группировать предметы по различным признакам, их сопоставлением и преобразованием количественных групп. Количественные характеристики предметных групп распознаются ребенком в процессе создания взаимного соответствия между наборами предметов [39]. Выполнение различных операций с подгруппами детей позволяет им дальше развивать понимание количественных отношений между детьми и формировать концепцию натурального числа. Способность различать качественные свойства объектов и объединять объекты в группу на основе одного общего для всех их признака является важным условием перехода от качественных к количественным наблюдениям. Все количественные наблюдения выполняются в процессе с четко представленными группами объектов. Эта фаза называется до-числовой и относится к дошкольному и младшему возрастам [21, с.17]. В возрасте 2-3 лет у детей накапливаются представления о совокупностях, которые складываются из однородных предметов, звуков, движений. Эти представления постепенно обобщаются и отображаются в речи [22]. В этом возрасте дети лучше осознают целостность набора, если его элементы расположены линейно. Кроме того, каждый из элементов ансамбля индивидуально для детей еще не исполнен. Поэтому они часто не замечают изменения количества объектов. Как заявил В.В. Данилова, большинство детей, не замечает, когда убирают один или два крайних объекта, они воспринимают совокупное отсутствие среднего объекта, подчеркивая тем самым появление пустого пространства. По мнению автора, это связано с тем, что при восприятии границ множества, его структуры дочерний элемент не ориентируется на количество на пространственные отношения между элементами [12, с. 34]. В этом контексте дети на этом этапе начинают различать значения слов «мало» и «много», но эти слова не имеют четкой количественной характеристики для них и ассоциируются со словами «большой», «маленький». [18]. Наглядное сопоставление элементов одного множества с элементами другого дает возможность ребенку делать вывод о равенстве и неравенстве множеств. Однако восприятие и отображение множеств детьми раннего дошкольного возраста имеет ряд особенностей [18]. 1. Представления о множестве у детей младшего дошкольного возраста очень неточны, как правило, множество не имеет четких границ и в нем не выделяются элементы. Прежде всего, у ребенка необходимо сформировать представления о границах множества. 2. Большинство детей этого возраста замечают отсутствие предмета в определенной совокупности, если нарушается структура множества, остается незаполненным пространство. 3. При сравнении двух одинаковых множеств часто множество, элементы которого занимают большую площадь, дети оценивают, как множество с большим количеством элементов. 4. И наоборот, множество, элементы которого занимают меньшую площадь (когда предметы размещены близко друг к другу), оценивают, как множество с меньшим количеством элементов. 5. На правильность отображения множества по количеству влияет форма размещения элементов множества в пространстве. Дети увереннее и правильнее отображают множество, элементы которого размещены в рад, чем множество, элементы которого размещены по кругу, контуру квадрата и т.д. 6. Размер самих объектов очень важен для восприятия множества и для их количественного сравнения. Предполагается, что дети оценивают пять маленьких автомобилей как набор с меньшим количеством элементов по сравнению с тремя большими машинами. Обозначение количества предметов числом не всегда связано с попыткой считать. У детей младшего дошкольного возраста чаще всего называние количества предметов числом основано на их зрительном восприятии. Отсюда вытекает вывод о необходимости обучения детей сравнивать множества на основе не зрительного восприятия, а практического установления соответствия между их элементами [53]. Таким образом, в дочисловой период обучения дети младшего дошкольного возраста овладевают практическими приемами сравнения (наложение, приложение, составление пар), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну». На этой основе формируется умение выделять качественные и количественные признаки множеств предметов, видеть общность и различия в предметах по выделенным признакам 1.2. Роль дидактических игр в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Главной особенностью дидактических игр является их название: это развивающие игры. Они создаются взрослыми чтобы обучать и воспитывать детей. Но когда дети играют, образовательная ценность дидактической игры не проявляется открыто, а реализуется через игровое задание, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Взрослые следуют за этим и создают ту или иную дидактическую игру, но одевают ее в увлекательной игровой форме для детей. Учебную роль играют создатели игры в соответствующем контенте, который реализуется посредством игровых действий, выполняемых детьми [45]. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети с большим желанием участвуют в игре. В игре ребенок приобретает новые знания, навыки. Дидактические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, ориентированы на умственное развитие дошкольника в целом. Способность обучать маленьких детей с помощью интересующих их занятий является отличительной чертой дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и навыки, приобретенные игроками, являются побочным продуктом их деятельности, так как основной интерес представляет не образовательная роль, а игровые действия. [1. с.85]. В отличие от других действий, сама игра содержит цель; ребенок в игре не представляет и не решает внешние и отдельные задачи. Игра часто определяется как деятельность, которая выполняется для собственного использования, а не преследует цели и задачи других людей. Для детей игра чрезвычайно важна: игра - это учеба, игра - это работа, игра - серьезная форма обучения. Игра для дошкольников - это способ познакомиться с окружающим миром. Игра будет средством обучения, если она является частью целостного педагогического процесса. Педагог, который ведет игру, организует жизнь детей в игре, влияет на все аспекты развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение в целом. [40]. Традиция широкого использования дидактических игр в целях обучения и воспитания детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком [2, с.24]. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система, дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка [23. с.132]. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева прямо представлена, в зависимости от того, насколько они соответствуют интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют им проявить свою активность, самостоятельность. Воспитательные роли в играх, предложенных Е. И. Тихеевой, выходят за рамки внешних чувств, чувственного восприятия ребенка. Они включают формирование умственных операций (сравнение, классификация, обобщение), улучшение речи (пополнение словарного запаса, описание объектов, составление пазлов), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. [15, с.93]. Другой отечественный педагог А.П.Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер. [46] По мнению Фрейлах Н.И. в дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их [49, с.107]. Дидактические игры используются в непосредственной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью непосредственной образовательной деятельности, а в группах раннего возраста - основной формой организации образовательного процесса [16]. Математика - это особый мир, мир чисел, величин, геометрических представлений, мир размеров, цветов и форм. Как открыть этот необычный, волшебный мир детям, чтобы они могли свободно перемещаться по нему. Задача для педагога сложная, но очень интересная. Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте [17, с.64]. Поэтому в раннем дошкольном возрасте лучшие образовательные мероприятия строятся через игру. Ведь игра первостепенная, это основное занятие. В игре можно привлечь внимание детей к таким предметам, которые им не интересны в обычных неигровых условиях и на которых очень сложно сосредоточиться. Педагог привлекает ребенка на этом этапе в основном как партнер по интересной совместной деятельности. А дидактическая игра является основной формой учебной деятельности в раннем дошкольном возрасте. [3, с.8]. Именно дидактическая игра, которая позволяет вам решать различные педагогические проблемы в игровой форме, доступной и наиболее привлекательной для детей. Поэтому это наиболее характерная форма обучения и закрепление знаний с дошкольниками. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. В процессе дидактических игр решаются не только образовательные задачи, но и развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.) и воспитательные (вырабатываются личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.). Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей раннего возраста, ребенок познаёт новое [13, с.123]. Дидактические игры по формированию количественных представлений носят наглядно-действенный характер. Наглядный материал-это игрушки, мелкий дидактический материал, изображения предметов, таблицы с изображенными на них совокупностями предметов в достаточно большом количестве, меньшем (мало, несколько), единичных предметов, сгруппированных по общему признаку. Наглядный материал, используемый в обучении, постепенно усложняется: от действий с игрушками и предметами дети продолжают работать с геометрическими фигурами. Это позволяет выделить количественные соотношения и решить проблемы начальной подготовки детей к дальнейшему образованию. [14, с.19]. Ребенок изучает новые знания на основе непосредственного восприятия, когда он наблюдает за деятельностью учителя, слушает его объяснения и инструкции и сам действует с дидактическим материалом. Мероприятия часто начинаются с элементов игры, неожиданных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и т. д. Это интересно и активирует детей. Тем не менее, когда свойство впервые выделено и важно обратить на него внимание детей, игровые моменты могут быть недоступны. Уточнение математических свойств производится на основе сравнения объектов, характеризующихся схожими или противоположными свойствами (длинные - короткие, круглые - некруглые и т.д.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям. Вместе с тем, как подчеркивает В.Н. Аванесова, ведущее значение в дидактической игре приобретают правила, посредством которых воспитатель направляет игру по заданному пути, соединяет дидактическую и игровую задачи, организует поведение и взаимоотношение детей в игре. Без заранее 18 установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические цели могут остаться невыполненными [1, с.74]. В младших группах значение правил, необходимость их выполнения раскрывает воспитатель. Постепенно, при их постоянстве, они усваиваются детьми и становятся критерием, ориентируясь на который дети производят игровые действия. Овладение правилами является основой для разработки дидактических игр как самостоятельной игровой деятельности для детей. [23, с.44]. В настоящее время педагоги используют такие дидактические игры, которые создают у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить непосредственно из окружающей действительности, поскольку их содержание представляет собой абстрактную математическую концепцию. Их главная задача - подготовить мышление маленького ребенка к восприятию основных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. Игры, содержание которых направлено на формирование количественных представлений, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления [32]. (табл.1). Таблица 1— Игры, способствующие формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста 1.Дидактические игры на подбор и группировку предметов по заданным признакам «Разноцветные флажки» «Рыбки» Создавать группы из предметов, объединенных каким-либо характерным признаком. Педагог создает или использует повседневные жизненные ситуации, в которых один или несколько детей должны подбирать или группировать предметы. 2.Дидактические игры на выделение отдельных предметов из группы и объединение предметов в группы «Догони мяч» Видеть и составлять множества из одинаковых элементов, выделять один элемент из множества. Коллективные игры по группированию однородных объектов и дроблении групп на отдельные объекты, во время которых дети должны понимать, что каждая группа (группа) состоит из отдельных объектов, учиться отделять отдельные объекты от группы и создавать отношения между набором в целом и его набором. элемент. Умение видеть и называть общие черты объектов, объединенных в группу, воспринимать их как единое целое. 3.Дидактические игры на нахождение одного предмета и большего числа в окружающей обстановке «Мячики» «Отбери от кубиков шарики» «Один и много» видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке, выделять и называть различные свойства предметов, учить составлять множества из одинаковых элементов, учить сравнивать множества по количеству на глаз. Умение самостоятельно выделять группы однородных предметов, находить единичные предметы (один) и совокупности предметов (много) в окружающей, обстановке. 4.Дидактические игры на определение количественного соотношения двух групп предметов: больше, меньше, столько же «Каждой белочке тарелочке» «Каждой Нюше по груше» по сравнивать две группы предметов на основе сопоставления. Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимнооднозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Проведенный ретроспективный анализ литературных источников свидетельствует о том, что на протяжении длительного периода дидактическая игра признается важным средством развития дошкольников. Особое место дидактические игры занимают в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра является важным средством формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. 1.3. Значение и особенности формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Количественные представления у детей дошкольного возраста создаются путем понимания суммы, т.е. Предисловие. Цель этого периода - дать ребенку понимание количественных отношений [33].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg