Глава I. Теоретические аспекты использования дидактических игр в формировании количественных представлений детей младшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования
количественных представлений детей младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - важный период психического и личностного развития ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято различать младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и со значительной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, что необходимо для его успешного перехода на новую социальную позицию.
В дошкольном возрасте нормально развивающийся ребенок претерпевает серьезные изменения на протяжении всего своего психического развития. Когнитивная активность резко возрастает - развивается восприятие, развивается зрительное мышление, появляются основы логического мышления [37].
Рост когнитивных способностей способствует формированию смысловой памяти, произвольного внимания. Это значительно повышает роль речи в познании ребенком окружающего мира и в развитии общения, различных видов детской деятельности. В сочинениях А. В. Запорожца говорится, что дети дошкольного возраста могут выполнять действия согласно устным инструкциям, усваивать знания на основе объяснений, только если они имеют четкое визуальное представление.
Появляются новые виды деятельности: игра является первым и основным видом совместной деятельности дошкольников. Происходит интенсивное формирование личности, воли. В дошкольном возрасте обычный развивающийся ребенок повышает познавательную активность, интерес к познанию мира.
Основой познания для ребенка младшего дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как будут сформированы у ребенка восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления [36, с.59].
Начальный период детства (от 2 до 3 лет) характеризуется интенсивностью темпов физического и психического развития ребенка. Существуют значительные изменения в развитии центральной нервной системы ребенка; физиологически структуры мозга созревают в этот период [52, с. 214].
В раннем дошкольном возрасте предметная деятельность становится лидером [38]. В тесной связи с развитием объективных действий развивается восприятие ребенка, потому что во время действий с предметами ребенок знакомится не только с методами их использования, но и с его свойствами - формой, размером, цветом, весом, материалом и т. д. Переход к более полному и сложному восприятию происходит у ребенка в связи с контролем объективной активности, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (размер, форма, цвет) и согласовывать их в соответствии с атрибутом. Во-первых, на практике объекты и их свойства взаимосвязаны. Тогда эта практическое соотнесение приводит к появлению перцептивных корреляций. Начинается развитие восприятия и возникают простые формы визуально эффективного мышления, которые представляют собой прежде всего обобщения, непосредственно связанные с разделением определенных внешних и внутренних особенностей объектов [1, с. 45].
Поэтому мы можем выделить некоторые из наиболее важных особенностей дошкольников:
· Ведущая деятельность - материальная деятельность социального характера;
· Сенсомоторные потребности развиваются в раннем дошкольном возрасте;
· Детям от 2 до 3 лет трудно сосредоточиться на монотонной непривлекательной деятельности, в то время как во время игры они могут оставаться бдительными в течение длительного времени;
· Поведение носит ситуативный характер и почти всегда состоит из импульсивных действий;
· В форме общения со взрослыми преобладают ситуационные и деловые проблемы, но она начинает складываться вне ситуационных ситуаций.
· В этом возрасте ребенок эмоционально чувствителен, поэтому положительные эмоции играют особую роль в обучении детей младшего возраста [8].
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников имеет большое значение для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, поскольку основы логического мышления заложены в дошкольном детстве [47].
В рамках ФГОС дошкольного образования математика играет ответственную роль в развитии и формировании активного, независимого человека, который готов конструктивно и творчески решать возникающие в обществе проблемы [29].
Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Е. И. Тихеева и др.) доказано, что возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хоть и элементарные знания. Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний.
С раннего возраста начинается работа по развитию элементарных математических представлений. Дальнейшее математическое развитие детей зависит от того, насколько успешно организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных объектов [30].
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение системы математических представлений дошкольников обеспечивает успешное посещение школы и оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития.
В настоящее время определены основные способы и направления работы с дошкольниками по развитию элементарных математических представлений. Количественное представление занимает особое место.
Основная работа по развитию количественных представлений у дошкольников связана с усвоением детьми умения группировать предметы по различным признакам, их сопоставлением и преобразованием количественных групп. Количественные характеристики предметных групп распознаются ребенком в процессе создания взаимного соответствия между наборами предметов [39].
Выполнение различных операций с подгруппами детей позволяет им дальше развивать понимание количественных отношений между детьми и формировать концепцию натурального числа. Способность различать качественные свойства объектов и объединять объекты в группу на основе одного общего для всех их признака является важным условием перехода от качественных к количественным наблюдениям.
Все количественные наблюдения выполняются в процессе с четко представленными группами объектов. Эта фаза называется до-числовой и относится к дошкольному и младшему возрастам [21, с.17].
В возрасте 2-3 лет у детей накапливаются представления о совокупностях, которые складываются из однородных предметов, звуков, движений. Эти представления постепенно обобщаются и отображаются в речи
[22].
В этом возрасте дети лучше осознают целостность набора, если его элементы расположены линейно. Кроме того, каждый из элементов ансамбля индивидуально для детей еще не исполнен. Поэтому они часто не замечают изменения количества объектов. Как заявил В.В. Данилова, большинство детей, не замечает, когда убирают один или два крайних объекта, они воспринимают совокупное отсутствие среднего объекта, подчеркивая тем самым появление пустого пространства. По мнению автора, это связано с тем, что при восприятии границ множества, его структуры дочерний элемент не ориентируется на количество на пространственные отношения между элементами [12, с. 34]. В этом контексте дети на этом этапе начинают различать значения слов «мало» и «много», но эти слова не имеют четкой количественной характеристики для них и ассоциируются со словами «большой», «маленький». [18].
Наглядное сопоставление элементов одного множества с элементами другого дает возможность ребенку делать вывод о равенстве и неравенстве множеств. Однако восприятие и отображение множеств детьми раннего дошкольного возраста имеет ряд особенностей [18].
1. Представления о множестве у детей младшего дошкольного возраста очень неточны, как правило, множество не имеет четких границ и в нем не выделяются элементы. Прежде всего, у ребенка необходимо сформировать представления о границах множества.
2. Большинство детей этого возраста замечают отсутствие предмета в определенной совокупности, если нарушается структура множества, остается незаполненным пространство.
3. При сравнении двух одинаковых множеств часто множество, элементы которого занимают большую площадь, дети оценивают, как множество с большим количеством элементов.
4. И наоборот, множество, элементы которого занимают меньшую площадь (когда предметы размещены близко друг к другу), оценивают, как множество с меньшим количеством элементов.
5. На правильность отображения множества по количеству влияет форма размещения элементов множества в пространстве. Дети увереннее и правильнее отображают множество, элементы которого размещены в рад, чем множество, элементы которого размещены по кругу, контуру квадрата и т.д.
6. Размер самих объектов очень важен для восприятия множества и для их количественного сравнения. Предполагается, что дети оценивают пять маленьких автомобилей как набор с меньшим количеством элементов по сравнению с тремя большими машинами.
Обозначение количества предметов числом не всегда связано с попыткой считать. У детей младшего дошкольного возраста чаще всего называние количества предметов числом основано на их зрительном восприятии.
Отсюда вытекает вывод о необходимости обучения детей сравнивать множества на основе не зрительного восприятия, а практического установления соответствия между их элементами [53].
Таким образом, в дочисловой период обучения дети младшего дошкольного возраста овладевают практическими приемами сравнения (наложение, приложение, составление пар), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну». На этой основе формируется умение выделять качественные и количественные признаки множеств предметов, видеть общность и различия в предметах по выделенным признакам
1.2. Роль дидактических игр в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Главной особенностью дидактических игр является их название: это развивающие игры. Они создаются взрослыми чтобы обучать и воспитывать детей. Но когда дети играют, образовательная ценность дидактической игры не проявляется открыто, а реализуется через игровое задание, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Взрослые следуют за этим и создают ту или иную дидактическую игру, но одевают ее в увлекательной игровой форме для детей. Учебную роль играют создатели игры в соответствующем контенте, который реализуется посредством игровых действий, выполняемых детьми [45].
Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети с большим желанием участвуют в игре. В игре ребенок приобретает новые знания, навыки. Дидактические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, ориентированы на умственное развитие дошкольника в целом. Способность обучать маленьких детей с помощью интересующих их занятий является отличительной чертой дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и навыки, приобретенные игроками, являются побочным продуктом их деятельности, так как основной интерес представляет не образовательная роль, а игровые действия. [1. с.85]. В отличие от других действий, сама игра содержит цель; ребенок в игре не представляет и не решает внешние и отдельные задачи. Игра часто определяется как деятельность, которая выполняется для собственного использования, а не преследует цели и задачи других людей.
Для детей игра чрезвычайно важна: игра - это учеба, игра - это работа, игра - серьезная форма обучения. Игра для дошкольников - это способ познакомиться с окружающим миром. Игра будет средством обучения, если она является частью целостного педагогического процесса. Педагог, который ведет игру, организует жизнь детей в игре, влияет на все аспекты развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение в целом. [40].
Традиция широкого использования дидактических игр в целях обучения и воспитания детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком [2, с.24].
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система, дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка [23. с.132].
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева прямо представлена, в зависимости от того, насколько они соответствуют интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют им проявить свою активность, самостоятельность. Воспитательные роли в играх, предложенных Е. И. Тихеевой, выходят за рамки внешних чувств, чувственного восприятия ребенка. Они включают формирование умственных операций (сравнение, классификация, обобщение), улучшение речи (пополнение словарного запаса, описание объектов, составление пазлов), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. [15, с.93].
Другой отечественный педагог А.П.Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер. [46]
По мнению Фрейлах Н.И. в дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их [49, с.107].
Дидактические игры используются в непосредственной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью непосредственной образовательной деятельности, а в группах раннего возраста - основной формой организации образовательного процесса [16].
Математика - это особый мир, мир чисел, величин, геометрических представлений, мир размеров, цветов и форм. Как открыть этот необычный, волшебный мир детям, чтобы они могли свободно перемещаться по нему. Задача для педагога сложная, но очень интересная. Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте [17, с.64]. Поэтому в раннем дошкольном возрасте лучшие образовательные мероприятия строятся через игру. Ведь игра первостепенная, это основное занятие. В игре можно привлечь внимание детей к таким предметам, которые им не интересны в обычных неигровых условиях и на которых очень сложно сосредоточиться. Педагог привлекает ребенка на этом этапе в основном как партнер по интересной совместной деятельности. А дидактическая игра является основной формой учебной деятельности в раннем дошкольном возрасте. [3, с.8].
Именно дидактическая игра, которая позволяет вам решать различные педагогические проблемы в игровой форме, доступной и наиболее привлекательной для детей. Поэтому это наиболее характерная форма обучения и закрепление знаний с дошкольниками. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. В процессе дидактических игр решаются не только образовательные задачи, но и развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.) и воспитательные (вырабатываются личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.). Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей раннего возраста, ребенок познаёт новое [13, с.123].
Дидактические игры по формированию количественных представлений носят наглядно-действенный характер. Наглядный материал-это игрушки, мелкий дидактический материал, изображения предметов, таблицы с изображенными на них совокупностями предметов в достаточно большом количестве, меньшем (мало, несколько), единичных предметов, сгруппированных по общему признаку. Наглядный материал, используемый в обучении, постепенно усложняется: от действий с игрушками и предметами дети продолжают работать с геометрическими фигурами. Это позволяет выделить количественные соотношения и решить проблемы начальной подготовки детей к дальнейшему образованию. [14, с.19]. Ребенок изучает новые знания на основе непосредственного восприятия, когда он наблюдает за деятельностью учителя, слушает его объяснения и инструкции и сам действует с дидактическим материалом. Мероприятия часто начинаются с элементов игры, неожиданных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и т. д. Это интересно и активирует детей. Тем не менее, когда свойство впервые выделено и важно обратить на него внимание детей, игровые моменты могут быть недоступны. Уточнение математических свойств производится на основе сравнения объектов, характеризующихся схожими или противоположными свойствами (длинные - короткие, круглые - некруглые и т.д.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям.
Вместе с тем, как подчеркивает В.Н. Аванесова, ведущее значение в дидактической игре приобретают правила, посредством которых воспитатель направляет игру по заданному пути, соединяет дидактическую и игровую задачи, организует поведение и взаимоотношение детей в игре. Без заранее 18 установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические цели могут остаться невыполненными [1, с.74].
В младших группах значение правил, необходимость их выполнения раскрывает воспитатель. Постепенно, при их постоянстве, они усваиваются детьми и становятся критерием, ориентируясь на который дети производят игровые действия. Овладение правилами является основой для разработки дидактических игр как самостоятельной игровой деятельности для детей. [23, с.44].
В настоящее время педагоги используют такие дидактические игры, которые создают у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить непосредственно из окружающей действительности, поскольку их содержание представляет собой абстрактную математическую концепцию. Их главная задача - подготовить мышление маленького ребенка к восприятию основных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д.
Игры, содержание которых направлено на формирование количественных представлений, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления [32]. (табл.1).
Таблица 1— Игры, способствующие формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
1.Дидактические игры на подбор и группировку предметов по заданным признакам
«Разноцветные флажки» «Рыбки» Создавать группы из предметов, объединенных каким-либо характерным признаком.
Педагог создает или использует повседневные жизненные ситуации, в которых один или несколько детей должны подбирать или группировать предметы.
2.Дидактические игры на выделение отдельных предметов из группы и
объединение предметов в группы
«Догони мяч» Видеть и составлять множества из одинаковых элементов, выделять один элемент из множества. Коллективные игры по группированию однородных объектов и дроблении групп на отдельные объекты, во время которых дети должны понимать, что каждая группа (группа) состоит из отдельных объектов, учиться отделять отдельные объекты от группы и создавать отношения между набором в целом и его набором. элемент. Умение видеть и называть общие черты объектов, объединенных в группу, воспринимать их как единое целое.
3.Дидактические игры на нахождение одного предмета и большего числа в
окружающей обстановке
«Мячики»
«Отбери от кубиков
шарики»
«Один и много» видеть «один», «много»,
«ни одного» в
подготовленной обстановке, выделять и называть различные свойства предметов, учить составлять множества из одинаковых элементов, учить сравнивать множества по количеству на глаз.
Умение самостоятельно выделять группы однородных предметов, находить единичные предметы (один) и совокупности предметов (много) в окружающей, обстановке.
4.Дидактические игры на определение количественного соотношения двух
групп предметов: больше, меньше, столько же
«Каждой белочке тарелочке»
«Каждой Нюше по груше» по сравнивать две группы
предметов на основе сопоставления.
Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимнооднозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).
Проведенный ретроспективный анализ литературных источников свидетельствует о том, что на протяжении длительного периода дидактическая игра признается важным средством развития дошкольников. Особое место дидактические игры занимают в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Таким образом, дидактическая игра является важным средством формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
1.3. Значение и особенности формирования количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста
Количественные представления у детей дошкольного возраста создаются путем понимания суммы, т.е. Предисловие. Цель этого периода - дать ребенку понимание количественных отношений [33].