Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Отраслевые принципы права социального обеспечения

cool_lady 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач: - изучить литературу по теме исследования; - на основе теоретического анализа систематизировать знания о отраслевых принципах права социального обеспечения; - раскрыть содержание понятия «отраслевые принципы права социального обеспечения»; - охарактеризовать отраслевые принципы права социального обеспечения. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является право социального обеспечения. Предмет исследования составляют принципы права социального обеспечения. Методологические основы исследования. При написании работы использованы общенаучные и частно-научные методы исследования: диалектический, формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический. Теоретическую основу работы составляют научные работы ученых в области права социального обеспечения: Гусова К.Н., Долженковой Г.Д., Захарова М.Л., Сулеймановой Г.В., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и др. Информационную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, различные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения, акты Правительства Российской Федерации и ВС РСФСР. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы. Названия глав отображают ее содержание.
Введение

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги. Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения. Отраслевые принципы права социального обеспечения: а) отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества; б) вытекают из содержания социальной политики государства; в) содержат обобщенную характеристику данной отрасли права; г) фиксируют сущность отрасли и указывают направления развития общества. В этом и состоит актуальность темы дипломной работы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………....…4 Глава 1. Понятие и общая характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения…………………………………………………….…6 1.1Понятие и функции отраслевых принципов права социального обеспечения……………………………………………………………………....6 1.2 Общая характеристика принципов права социального обеспечения….....9 Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения.................19 2.1 Всеобщность, дифференциация и многообразие видов социального обеспечения…………………………………………………………………...…19 Глава 3. Роль принципов права в системе социального обеспечения…….....30 3.1. Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни......32 3.2. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав……………………………….….36 Заключение……………………………………………………………………....37 СПИСОК ИСПО?ЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧ?НИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....38
Список литературы

Нормати?вные право?вые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398. 2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2001. 20 декабря. 3. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699. 4. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686. 5. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736. 6. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808. 7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803. 8. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872. 9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563. 10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929. 11. Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212; 1997. № 3. Ст. 352. 12. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 27. Ст. 920. 13. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»: Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) // Ведомость СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. ст. 351 (утратил силу). 14. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей»: Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. – № 9. – Ст. 328. 15. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. - № 17. - Ст. 291. 16. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 2. – Ст. 74. 17. «О государственных пособиях гражданам имеющим детей»: Федеральный Закон от 19 мая 1995. №81-ФЗ// Собрание Законодательства РФ. – 1995. №21. Ст.1929. 18. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ //Собрание законодательства РФ. -1998. -№31. – Ст. 3802. 19. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1998. № 31. Ст. 3803. 20. «Об основах обязательного социального страхования»: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3686. 21. «О государственной социальной помощи»: Федеральный Закон от 17 июля 1999г. №178-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1999г. №29. Ст.3699. 22. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. – № 51. – Ст. 4831. 23. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // Собрание Законодательства РФ. -2001 г. - № 51. - Ст. 4832. 24. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» : Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215. 25. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 18. 26. «О страховых пенсиях» : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2013. – № 52, ч. I. – Ст. 6965. 27. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»: Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3091. 28. «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия»: Закон Республики Бурятия от 29 сентября 2001 г. № 808-II // Собрание законодательства Республики Бурятия. – 2001. – № 11. 29. «Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года. О состоянии законодательства в Российской Федерации. Мониторинг правового обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики»: Доклад СФ ФС РФ // Документ опубликован не был. 30. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 925 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г.» // Справочная система «Гарант». 31. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // РГ. 1998. 26 мая. 32. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991 г. № 52. Ст. 1865. Судебная практика 33. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»: Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 // Ведомость СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1865. 34. «По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004– 2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002– 2010 гг., в связи с жалобами ряда граждан»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. № 5-П // Собрание Законодательства РФ. – 2007. – № 15. – Ст. 1820. Специальная литература 35. Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства в социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. 3-е изд. М., 2015. 36. Азрилиян А.Н. Юридический словарь. 8250 терминов. – М.: Институт новой экономики, 2017. – 1152 с. 37. Алексеев С.С. Проблемы теории права. – Свердловск : Проспект, 2017. – 420с. 38. Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. М.: Юрид. лит., 2016. 39. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – Москва : Проспект, 1998. – 320с. 40.Барышникова Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве. – Пермь : Юрайт, 2015. – 200с. 41. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государстваю – Москва : Журнал российского права, 2016. –140с. 42. Глухарева Л.И. Методологические основы теории прав человека. – Москва : Логос, 2017. –210с. 43. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2017. — 187 с. 44. Жильская Л. В. Сущность социального государства. История государства и права / Л.В. Жильская. – Ростов-на-Дону : Юрайт, 2018. – № 3. – С. 9. 45. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). – М.: ТК Велби, 2015. 46. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. – М.: БЕК, 2016. 47. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. – М.: Р. Валент, 2016. 48. Калашников С.М. Социальное государство: эволюция и этапы становления. – Москва : Проспект, 2017. –130с. 49. Куракина Ю.В. Права человека и права гражданина: к вопросу об определении понятий. – Москва : Юридические науки, 2011. – 142с. 50. Лукашева Е.А. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. Ред. Е.А.Лукашева. – Москва : Юрайт, 2000. – 120с. 51. Лутовинова Н.В. Проблемы гарантирования реализации права социального обеспечения. – Москва : Юрайт, 2016. –122с. 51. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров. – Москва : Юрайт, 2013. – 250с. 53. Михайловская И.Б. Права человека в массовом сознании. – Москва : Проспект, 1995. – 153с. 54. Пенсионная реформа // Библиотека журнала «Социальная защита» 2017. № 3. С. 13. 55. Право социального обеспечения: Учеб. пособие для вузов / А.К. Соловьев, В.В. Курочкина, Д.А. Никонов и др.; Под ред. А.К. Соловьева, В.В. Курочкиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 319 с. 56. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. – М.: Новый Юрист, 2017. 57. Право социального обеспечения России: учеб. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; под ред. К.Н. Гусова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. – 488 с. 58. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного. – Москва : Юрайт, 2017. –170с. 59. Романова Е.В. Право социального обеспечения. – СПб.: Питер, 2015. – 208 с. 60. Савостьянова В.Б. Право социального обеспечения : теория и практика правового регулирования. – Москва : Юридическая литература, 2007. – 349с. 61. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – Москва : Феникс, 2017. - 352c. 62. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование. – Москва : Проспект, 2014. - С. 389 63. Удалова А.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2017. – 186 с. 64. Ушакова И.А. О современных проблемах назначения пособия по временной нетрудоспособности // Гуманитарные и социальные науки. – Москва : Юрайт, 2018. – 130с. 65. Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. Монография. – Москва : Проспект, 2013. – 215с. 66. Хашанова М.Я. Выплата пособия по временной нетрудоспособности // Государство и право. Москва : Проспект, 2018. – 120с. 67. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. - 2-е издание. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 369с.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и общая характеристика отраслевых принципов права социального обеспечения 1.1 Понятие и функции отраслевых принципов права социального обеспечения Право социального обеспечения —совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение. Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения. 1) Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме. 2) Отношения по предоставлению различных социальных услуг. 3) Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения Функции права социального обеспечения 1) Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках. 2) Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. 3) Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать. 4) Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 5) Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости. 6) Духовно-идеологическая. 7) Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации. Принципы права социального обеспечения 1) Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам). 2) Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией. 3) Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного. 4) Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы. 5) Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение. 6) Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы. Классификация принципов по сфере действия такова: общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости, признания и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, презумпции невинности и т.д.); межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права (государственная защита материнства и детства); отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.); внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.). Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация. 1.2 Общая характеристика принципов права социального обеспечения Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки[ ]. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы « права своего времени»[ ]. При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью прнципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы[ ]. Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам. Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.[ ] определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования. По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли. В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения[ ]. В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность[ ]. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы: каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию; каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики; средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета[ ]. Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывается: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования»[ ]. Введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения, так как низкооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут участвовать в накопительной системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию. Реальная действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей[ ]. Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917—1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца[ ]. При реализации данной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам»[ ]. С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему[ ]. Таким образом, на примере перехода от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы. Правовые принципы были предметом научного анализа многих ученых: В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, Е.Г.Азаровой, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Е. Е. Мачульской, В.А.Тарасовой, Э.Г.Тучковой, Я. М. Фогеля и др. Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI ( Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно: обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей; страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных[ ]. Идеи, сформулированные в начале XX века, не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы — одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg