Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДАЛЕНИЯ

mari_ziteva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.
Введение

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста. Поступление в школу плохо подготовленного ребенка имеет неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития. Поэтому одним из основных условий для успешной адаптации к школьному обучению мы выделяем психологическую готовность к школе. Проблема благополучного прохождения периода адаптации к школьному обучению детьми 6-8 лет была и остаётся наиболее актуальной в образовательном процессе. Обычно период адаптации длится 1-2 месяца. Но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Этой проблемой занимались многие учёные-психологи (Александровская Э.М., Антропова М.В., Вайнер Э.Н., Казин Э.М., Качан Л.Г. Мухина В.С.,Овчарова Р.В., Поздняков С.В. и др.), которые считали важнейшим направлением психолого-педагогического и физиологического сопровождения развития учащихся реализацию комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение в период адаптации первоклассника к школе возникновения проблем развития и обучения ребёнка. Адаптация к школе многоплановый процесс и в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные проблемы, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Главная задача школы - создание для детей, испытывающих трудности в адаптации, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить школьную дезадаптацию. Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, и др.). Изучение адаптации детей к школе и коррекция ее нарушения связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов. Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной не успешности. Объект исследования – адаптация учащихся к школе. Предмет исследования – условия адаптации первоклассников к школе. Целью настоящего исследования является выявление условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к школе. Задачи: 1. Изучить психологические особенности младших школьников. 2. Выделить особенности адаптации учащихся к школе на основе анализа зарубежной и отечественной литературы. 3. Определить условия, от которых зависит адаптация первоклассников. 4. Провести исследование, направленное на изучение психологических условий, обеспечивающих адаптацию учащихся к школе. 5. Разработать рекомендации для учителей и родителей для создания условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к школе. Гипотеза исследования: успешность адаптации ребенка к условиям школы связана с характеристиками среды и с личностными особенностями, такими как уровень мыслительных способностей и социальную готовность к обучению. Методы и методики исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2 .Психодиагностический метод: - Тест Тулуз-Пьерона; - Тест Равена (серии А и В); - Гештальт-тест Бендер; - Тест Коха «Дерево»; - Тест «Рисунок семьи». Теоретическая значимость дипломного исследования заключается в обобщении научного материала, касающегося различных условий для успешной адаптации первоклассников. Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке психологических рекомендаций для родителей и педагогов по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе. Выборку исследования составили учащиеся начальных классов: г. Майкоп, МБОУ «Средняя школа №6», В 1а классе 21 учащихся (11 девочек, 10 мальчиков). В исследовании принимали участие 20 учащихся (10 девочек и 10 мальчиков) В эксперименте принимали участие испытуемые в возрасте от 6 до 8 лет.
Содержание

Введение Глава 1.Теоритические аспекты психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ понятий «психологическая готовность к школьному обучению», «школьная дезадаптация». 1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. 1.2 Ведущая деятельность обучающихся младшего школьного возраста. 1.3 Особенности личности младших школьников. 1.4 Понятие «психологическая готовность к школе» 1.5 Психологическая готовность к школе, как условие успешной адаптации первоклассников к школьному обучению. Уровни и этапы школьной адаптации. 1.6 Понятие «школьная дезадаптация», как следствие проблем адаптации младших школьников. Виды школьной дезадаптации и пути их решения. Выводы по первой главе. Глава 2.Эксперементальное исследование готовности и адаптации к школе. Рекомендации по успешной адаптаптации младших школьников к обучению. 2.1 Описание объекта и методов исследования. 2.2 Результаты исследования готовности к школьному обучению. 2.3 Рекомендации по успешной адаптаптации младших школьников к обучению. Выводы по второй главе. Заключение Список используемой литературы
Список литературы

1. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2002. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2000. 3. Астапов В.М. Тест тревожности. М., 1999. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998. 5. Битянова М.Р., Азарова Т. 8., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2005. 6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1998. 7. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997. 8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 2001. 9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 2001. 10. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994. 11. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – М.: Академический проект, 2005-с. 18712. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 13. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2, М., 2000. 14. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3, М., 2005. 15. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1999, С. 78–86. 16. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому психологу. Издательство «Питер», 2007 г. 17. ГриндерДж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1999. 18. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. // Возрастная и педагогическая психология. Сост. Шуаре Марта о. М., 1992, С. 109–118. 19. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 160–163. 20. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001. 21. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. СПб, 2004. 22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 2007. 23. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб, 1999. 24. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб, 2000. 25. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 2003. 26. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 152–158. 27. Лови О.В., Белопольский В.И. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер. М., 1996. 28. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. СПб – Рига, 1998. 29. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002. 30. О'Коннер Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. СПб, 1996. 31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2003. 32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2008.
Отрывок из работы

Глава 1.Теоритические аспекты психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ понятий «психологическая готовность к школьному обучению», «школьная дезадаптация». 1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-8лет.В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младший школьный возраст время не только начало обучения в школе, но и период активной перестройки организма. В этот периодактивноразвиваетсянервная система,увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системепроцессы возбужденияпреобладают над процессами торможения, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и непоседливы. К 7 годамсозревают отделы лобной доли головного мозга, это основа для формирования произвольного поведения в будущем. Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продленного дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg