Актуальность темы исследования. Сегодня развитие эстетического вкуса – одна из важных задач формирования личности. Разнообразие, которое окружает современного человека, с одной стороны, позволяет ему удовлетворять индивидуальные запросы и предпочтения, а с другой – огромное количество направлений в культуре, которые окружают современного человека, способствуют подмене настоящих, сформировавшихся в течение веков идеалов, культурных ценностей так называемой псевдокультурой, которая, в свою очередь, способствует духовному разложению личности.
Препятствовать этой негативной тенденции способен развитый эстетический вкус, во многом определяющий способности человека по чувству удовольствия или неудовольствия, приятия или неприятия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические свойства объектов, явлений отличать красивое и выразительное от безобразного с точки зрения эстетических качеств. Проявляется он в своеобразии чувств, взглядов, культуре ценностей, интеллекте, образованности и социальной принадлежности.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программы дошкольного образования должны быть нацелены на художественно-эстетическое развитие детей, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [3]. Это же требование касается и программ дополнительного образования при работе с дошкольниками.
Традиционные техники кистевой росписи, не требующие больших временных и финансовых затрат, но несущие в себе знания и умения многих поколений, дают широкие возможности для развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Однако не каждая методика техники кистевой росписи может быть применима непосредственно в системе дополнительного образования, в частности, на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Следовательно, сложилась необходимость в разработке блока занятий по изучению традиционной техники кистевой росписи в системе дополнительного образования, направленных на развитие эстетического вкуса.
Развитие эстетического вкуса возможно только в процессе эстетического воспитания, значимость которого закреплена законодательно: в ст.13 Федерального закона от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]» (с изменениями и дополнениями) указано: «Каждый имеет право на эстетическое воспитание...» [2].
Степень изученности проблемы. Проблемы развития эстетического вкуса изучаются такими учеными, как И. Кант [19], Е.В. Квятковский [40], Л.Н. Коган [22]. Особенности развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста рассматривается Л.С. Выготским [12], Л.В. Занковым [15], А.Н. Леонтьевым [25] и др. Значимость развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста отражено у Ю.К. Бабанского [6], Е.А. Дубровской [14].
Факторы и условия, способствующие повышению (понижению) уровня развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста проанализированы в трудах Н.А. Вершининой [11], Г.З. Киселевой [20], Т.С. Комаровой [41], Т.Я. Шпикаловой [33]. Рекомендации по усовершенствованию процесса развития эстетического вкуса детей дошкольного возраста даны в исследованиях С.Е. Игнатьева [16], Н.И. Киященко [21], Н.М. Сокольниковой [31]. Вопросам методической подготовки специалистов к работе по развитию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посвящены работы В.С. Кузина [23], С.П. Ломова [27], Т.Г. Русаковой [53]. Зарубежный опыт изучения влияния изобразительной деятельности на эстетическое развитие детей представлен в исследованиях Б. Джефферсон [36], У. Ламберта, К. Роуланд и др.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, проблема развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами традиционных техник кистевой росписи недостаточно разработана. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между:
- необходимостью развития эстетического вкуса как составляющей гармонично развитой личности и недостаточной разработанностью этого вопроса в системе дополнительного образования (применительно к детям старшего дошкольного возраста);
- потенциальными возможностями декоративно-прикладного искусства и незаслуженным уменьшением внимания к традиционным техникам кистевой росписи как средству развития эстетического вкуса.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы механизмы развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста средствами традиционных техник кистевой росписи? Актуальность рассматриваемой проблемы позволила определить тему исследования: «Развитие эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста традиционными техниками кистевой росписи».
Объект исследования – особенности развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить и обосновать особенности развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста традиционными техниками кистевой росписи в системе дополнительного образования.
Объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить возможности традиционных техник кистевой росписи как средства развития эстетического вкуса детей.
3. Разработать и апробировать систему занятий с применением традиционных техник кистевой росписи с целью развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.
4. Выработать предложения по усовершенствованию процесса развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством.
Гипотеза исследования: развитие эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста традиционными техниками кистевой росписи будет эффективным:
- если процесс развития эстетического вкуса строится в специально организованной творческой среде с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также с опорой на социальный опыт ребенка и ориентирован на выработку эстетических оценок действительности, произведений литературы и искусства (в том числе народно-прикладного творчества) на основе классических образцов;
- если в образовательный процесс включена творческая работа, построенная на сочетании использования традиционных техник кистевой росписи с задачами развития эстетического вкуса детей;
Методологическая база исследования: работы отечественных и зарубежных философов, которые занимались вопросами разработки эстетического вкуса (Ю.Б. Борев [8], М.С. Каган [18], И. Кант [19] и др.); основные подходы к развитию художественно-эстетического вкуса (Л.С. Выготский [12], Е.И. Игнатьев [16], Д.C. Лихачев [26] и др.); работы по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста (В.С. Кузин [23], С.П. Ломов [27], Т.Я. Шпикалова [33] и др.), исследования по проблеме оценки достижений обучающихся (В.П. Беспалько [7], В.С. Кукушин [24], А. И. Ляхова [42] и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы основные методы исследования: теоретические (анализ и синтез, обобщение и систематизация, прогнозирование и проектирование и др.), эмпирические (беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, обобщение опыта, педагогический эксперимент и др.); математической статистики (количественная и качественная обработка результатов исследования).
Диагностический инструментарий: методики, направленные на выявление уровня по следующим критериям:
1) потребность в творческой деятельности (методика «Выбор темы для творческой работы» О.В. Осиповой);
2) наличие эстетических идеалов (методика «Ван Гог» Е. Торшиловой);
3) потребность в создании эстетического окружения, или потребность в окружении себя прекрасным (методика «Геометрия в композиции» Е. Торшиловой, Т. Морозовой).
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Стрекоза». В исследовании участвовали 67 человек: детей – 33, родителей – 30, педагога – 4 (методист ЦДТ «Стрекоза», 3 педагога дополнительного образования).
Новизна исследования заключается в разработке системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста для дополнительного образования, способствующих развитию эстетического вкуса детей традиционными техниками кистевой росписи (на материале хохломской, городецкой и дымковской росписи), упор сделан на дымковскую роспись.
Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представление о проблемах и путях развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы педагогами изобразительного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Проведение исследования было организовано в несколько этапов.
1.Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Организован и проведен констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста.
2.Формирующий этап, в ходе которого были реализованы цель и задачи, этапы и содержание работы, направленной на развитие эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста традиционными техниками кистевой росписи.
3.Констатирующий этап, в ходе которого проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования.
Основные результаты исследования обсуждены в процессе участия автора в Международной научно-практической конференции «Философско-психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности современного человека» (г. Москва, 2020) и нашли отражение в научных публикациях автора: «Понятие эстетического вкуса и его основные характеристики», «Психолого-педагогические аспекты развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста», «Традиционная техника кистевой росписи как средство развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста» (материалы Международной научно-практической конференции «Философско-психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности современного человека», г. Москва, 2020).
Апробация и внедрение результатов исследования подтверждены актом о внедрении результатов эмпирического исследования.
Структура и объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 56 наименований и 4 приложений.
Во введении определены актуальность, объект и предмет исследования, сформулированы его цель, задачи и гипотеза работы, раскрыты теоретическая и методологическая базы исследования, сформулирована практическая значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы развития эстетического вкуса у детей традиционными техниками кистевой росписи: проанализировано понятие эстетического вкуса и критерии его сформированности, рассмотрены психолого-педагогические аспекты развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста, а также возможности традиционной техники кистевой росписи как средства развития эстетического вкуса обучающихся этого возраста.
Вторая глава посвящена описанию экспериментальной части работы: сформулированы задачи каждого из этапов, описаны диагностические методики, технология экспериментального обучения детей старшего дошкольного возраста с использованием традиционных техник кистевой росписи, приводятся результаты мониторинга обучающихся на констатирующем и контрольном этапах, дается их анализ, даются рекомендации педагогам дополнительного образования и родителям.
В заключении подводятся общие итоги работы, определяется направление дальнейшей работы в рамках данной темы.
Общий объем работы – 98 страниц. Основной текст работы – 90 страниц, включая 6 таблиц, 24 рисунка (в том числе 13 диаграмм). Приложения занимают 7 страниц.