Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в игре -драматизации

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Особая актуальность изучения памяти детей связана с тем, что именно недостаточная развитость познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у ребенка при обучении в школе
Введение

Актуальность исследования. Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка. Память в детском возрасте, является одной из основных, центральных, психических функций. С точки зрения психического развития: не мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. Память – это способность удерживать и воспроизводить информацию; это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, со- хранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Развитие памяти – одно из условий успешного обучения ребенка в детском саду и подготовки к школе. Степень изученности проблемы. Проблеме памяти посвящены исследования П. П. Блонского[7], Л. С. Выготского [10], Л. В. Занкова [14] и д ругих учёных. Учеными обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы её нарушений. Изучены полнота, точность, прочность произвольного и не произвольного запоминания, зависимость запоминания от индивидуальных особенностей. По мнению учёных Л. И. Божович [8], Л. С. Выготского [11], З. М. Истоминой [17], память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание В современной педагогике теории игр рассматриваются как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Игра-драматизация — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: 1) художественным образованием и воспитанием детей; 2) формированием эстетического вкуса; 3) нравственным воспитанием; 4) развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); 5) воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи ( диалога и монолога); 6) созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Следование роли и тексту игры-драматизации, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности (А.В. Запорожец [16], и др). Однако , несмотря на достаточно широкий круг исследований, вопросы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций недостаточно разработаны. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования между необходимостью использования игр-драматизаций для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью условий использования игр-драматизаций в данном процессе для детей старшего дошкольного возраста. Представленное противоречие определило проблему исследования: каковы условия разрешения проблемы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Все изложенное определило выбор темы исследования: « РАЗВИТИЕ памяти детей старшего дошкольного в игре-драматизации». Объект исследования: процесс развития памяти детей 5-6 лет. Предмет исследования: развитие памяти детей 5-6 лет посредством игр-драматизаций. Цель исследования: определить условия, обеспечивающие успешное развитие памяти детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования: 1) Раскрыть особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы. 2) Раскрыть психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие памяти детей старшего дошкольного возраста. 3) Изучить уровни развития памяти детей старшего дошкольного возраста. 4) Разработать программу развития памяти детей старшего дошкольного возраста и определить её эффективность. Гипотеза исследования: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях будет эффективнее при соблюд ении следующих условий: - осуществлять отбор художественных произведений, понятных и интересных детям, целесообразных старшему дошкольному возрасту; - программа игр-драматизаций будет построена от простого к сложному: от мало персонажных сказок к много персонажным; от малых реплик персонажей к большим; - если поддерживать интерес детей к играм-драматизациям, используя музыкальное сопровождение, сюрпризные моменты, атрибутику для драматизаций. Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики: теории личностного развития детей (Л.И. Божович [8], Л.С. Выготский [10], А.Н. Леонтьев[25], С.Л. Рубинштейн[38] и др.). В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: теоретические методы ( анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы( эксперимент, тестирование); методы обработки данных ( количественный и качественный анализ полученных результатов). Психодиагностический инструментарий: 1 Методика «Две группы по три слова» А.В.Семенович [39]; 2 Методика «Рассказ» А.В.Семенович; 3 Методика « Шесть слов» А.В.Семенович [39]; 4 Методика «Запомни цифры» Р.С.Немов[30]. Данная программа направлена на: изучение слуховой памяти; диагностику объема долговременной слуховой памяти; определение объема кратковременной слуховой памяти путем запоминания групп слов, запоминания ряда цифр, запоминания текста. Экспериментальной базой исследования является МБДОУ детский сад №19 « Родничок» общеразвивающего вида городского округа Щелково Московской области. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет. Новизна исследования заключается в определении условий необходимых для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста через игр ы-драм. Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах применения игр-драматизаций в развитии памяти у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: заключается в том, что в работе подобран комплекс методик направленных на определение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста, а так же разработана и апробирована программа развития памяти детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-драматизации, которая может внедряться в образовательный процесс дошкольного учреждения. Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Организован и констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста. 2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста. 3. Констатирующий этап, в ходе которого внедрены выбранные условия влияющие на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста посредством игр-дра матизации, проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования. Структура и объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит содержания, введения, двух глав, списка литературы, приложений. Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы – 66 страницах. Основная часть – 66 страниц, включая 7 таблиц, 7 рисунков. Приложения занимают 6 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………….. 8 Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых…………………………. 8 Специфические особенности развития памяти детей в старшем дошкольном возрасте………………………………………………… 23 Возможности игр-драматизаций в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста………………………………………………. 29 Выводы по первой главе…………………………………………. 36 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДРАМАТИЗАЦИЯХ……… …………….. 37 Организация исследования развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях………………………. 37 Программа развития памяти детей старшего дошкольного возраста в играх-драмматизациях……………………………………………….. 48 Анализ результатов эксперимента…………………………………… 52 Выводы по второй главе ……………………………………………... 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………. 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 62 67
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1 Конституция Российской Федерации ( принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ). М.: Дашков и К, 2011. 43 с. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". М: Право, 2011. 325 с. 3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155. М: Правовой статус, 2014. 248 с. II. Учебная и монографическая литература: 4 Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2015.- 128 с. 5 Абрамов , Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамов. – М., 2011. – 93с. 6 Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М., 2014. – 75 с. 7 Блонский , П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – М., 2014. – 98 с. 8 Божович , Л. И. Особенности памяти. Очерки психологии детей /Л. И. Божович; Под ред. А. Н. Леонтьева и Л. И Божович. – М., 2012. – 53 с. 9 Бровина , Л. В. Хрестоматия по общей психологии / Л. В. Бровина, Т. А. Сергеева. – М., 2013. – 132 с. 10 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 2014. – 109 с. 11 Выготский , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – М.,2012. – Т. 2. – С. 381–395. 12 Громова , Е. А. Эмоциональная память и её механизмы / Е. А. Громова. – М., 2013. – 92 с. 13 Жуковская , Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2016. – 114 с. 14 Занков , Л. В. Память / Л. В. Занков. – М., 2002. – 121 с. 15 Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. – М.;Воронеж, 2014. – 108 с. 16 Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М.,2015 17 Истомина , З. М. Развитие памяти: Учеб.- метод. пособие / З. М. Истомина. –М., 2003. – 81 с. 18 Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения /Е. В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 87 с. 19 Клиндова , Л. А. Игры в детском саду / Л. А. Клиндова. – М.:Просвещение, 2015. – 74 с. 20 Корсанов , И. А. Наедине с памятью / И. А. Корсанов, Н. К. Корсанова. – М., 2012. – 99 с. 21 Крутецкий , В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 119 с. 22 Кушнер , Ю. З. Методология и методы педагогического исследования:Учеб.-метод. пособие / Ю. З. Кушнер. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. – 96 с. 23 Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей( ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. - М. : Педагогика, 2010.-143 c. 24 Лапп, Д. Улучшение памяти в любом возрасте / Д. Лапп. – М., 2011. – 137 с. 25 Леонтьев , А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев. – М., 2013. – 186 с. 26 Люблинская , А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М.:Просвещение, 2012. – 127 с. 27 Менджерицкая , Д. В. Воспитателю о детской игре/Д. В.Менджерицкая. –М.: Просвещение, 2010. – 64 с. 28 Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте /Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: Академ. проспект, 2012. – 83с. 29 Мухина , В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. – М., 2015. – 57с. 30 Немов, Р. С. Общая психология: Краткий курс / Р. С. Немов. – СПб.:Питер, 2016. – 106 с. 31 Николаев , Н. Что мы знаем о памяти / Н. Николаев. – М., 2010. – 101 с. 32 Норманн , Д. А. Память и научение / Д. А. Норманн. – М., 2011. – 89 с. 33 Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2002. – 287 с. 34 Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. – М.,2012. – 107 с. 35 Реанн А.А. Психология человека от рождения до смерти- М: Астель-2017 36 Роговин , М. С. Проблемы теории памяти / М. С. Роговин. – М., 2012. 37 Розетт , И. М. Что надо знать о памяти / И. М. Розетт. – Минск, 2014. – 102 с. 38 Рубенштейн , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. –М., 2012. – 169 с. 39 Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с. 40 Смирнов , А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. – М.:Просвещение, 2001. – 125 с. 41 Смирнов , А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание /А. А. Смирнов // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – 476 с. 42 Спиваковская , А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская. – М.:Педагогика, 2011. – 83 с. 43 Тихеева , Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение,2014. – 143 с. 44 Тунина , Е. Г. Развиваю память / Е. Г. Тунина. – СПб: Изд-во « Питер»,2014. – 125 с. 45 Урунтаева , Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – С. 336. 46 Урунтаева , Г. А. Учимся запоминать / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. –М урманск, 2011. – 68 с. 47 Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова; Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. 48 Файгенберг, И. М. Память и обучение / И. М. Файгенберг. – М., 2003. –107 с. 49 Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2012. – С.87-99. 50 Черемошкина, Л. В. Психология памяти: Учеб. п особие для вузов /Л. В. Черемошкина. – М.: Академия, 2012. – 368 с. 51 Эинц, Р. Обучение и память / Р. Эинц. – Минск, 2011. – 119 с. 52 Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования 2- ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с. III Периодические издания: 53 Выготский , Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопр. психологии. – 2011. – № 6. – С. 12–14. 54 Гальперин , П. Л. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П. Л. Гальперин // Вопр. психологии. – 1957. – № 6. – 42 с. 55 Жичкина, А. Е. Значимость игры в развитии человека / А. Е. Жичкина/ Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4. – 29 с. Интернет- ресурсы 56 http://www.all-library.com 57 http://childrens-needs.com 58 http://coollib.com/
Отрывок из работы

Глава I. Психолого-педагогические АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Анализ проблемы развития памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых Память – психический когнитивный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании информации. Психологический словарь раскрывает понятие « Память», как возможность человека, помогающая воспроизводить свой прошлый опыт, который хранится в сфере сознания и может извлекаться из нее по мере необходимости. В памяти выделяются такие процессы, как процесс запоминания, помогающий откладывать в сознание какие-то факты из прошлого, процесс сохранения и воспроизведения информации, помогающие процессу запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.[39] Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.[30]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 106 страниц
1050 руб.
Дипломная работа, Психология, 54 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Психология, 53 страницы
1325 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg