Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Оптимизация родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста

mari_ziteva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ключевым положением в теории сопровождения является утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Введение

Актуальность исследования. Вопросы изучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на данный момент не вызывают сомнения и является актуальными [3]. Одним из важнейших направлений в обучении и воспитании ребенка с РАС является формирование у ребенка навыков самообслуживания, социально-бытовой адаптации и ориентации, так как совершенствование в данной сфере жизнедеятельности ребенка необходимо для приспособления к условиям социальной среды и подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Умение самостоятельно обслуживать себя и действовать в обществе способствует наиболее активному включению детей с РАС в жизнь социума, а также оказывает влияние на их личностное развитие (повышает самооценку, уверенность в своих силах). Как показывает практика, в большинстве семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, в качестве стиля воспитания преобладает потворствующая гиперопека. Ребенку-инвалиду уделяется чрезмерное внимание, родители стремятся выполнить все его желания. Иначе говоря, родители воздвигают вокруг него некий забор, отгораживающий его от действительности. На наш взгляд, это одна из основных причин недостаточной подготовленности детей с РАС к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности, ограниченности или полного отсутствия социальных связей вне дома, трудности дальнейшего самостоятельного проживания Степень изученности проблемы. Изучением особенностей развития детей с ранним детским аутизмом занимались многие отечественные ученые Лебединская К.С. [22], Никольская О.С. [31].и зарубежные ученые Skinner B.F.[45], Hodgdon L.Q.[57], WingL [46]. и другие. Благодаря перечисленным выше и другим ученым, на сегодняшний день, имеется не?мало сведении? об особенностях психологического развития детей с РАС, о ярких внешних про?явлениях синдрома и о методах коррекционной работы с данной категорией детей. Однако, наименее изученным остается вопрос личностных, внутренних переживании? родителей особенного ребенка. Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, вопросы оптимизация родительского от?ношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста недостаточно разработаны. Изложенное позволило выя?вить сложившееся противоречие исследования между необходимостью оптимизация родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутист?а и недостаточной теоретической разработанностью темы исследования. Представленное противоречие определило проблему исследования: каковы условия разрешения проблемы оптимизация родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста. Все изложенное определило выбор темы исследования: «Оптимизация родительского от?ношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста» Объект исследования: социально-бытовое со?провождение ребенка- аутиста. Предмет исследования: оптимизация родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста. Цель исследования: изучение роли и специфики родительского отношения к ребенку-аутисту. Задачи исследования: 1. Изучить и обобщить на основе анализа научных трудов зарубежных и отечественных исследователей различные подходы к определению следующих категорий: сопровождение, социально-бытовая ориентация, социально-бытовые навыки, родительское отношение. 2. Разработать и апробировать диагностическую программу, выявляющую особенности родительского отношения к ребенку-аутисту и сформировать у ребенка навыки социально-бытовой ориентации. 3. Обработать и проанализировать результаты экспериментального исследования, соотнести их с ранее выдвинутой гипотезой. Гипотеза исследования состоит из следующих предположений: 1) У детей с РАС наблюдается существенное затруднение в овладениями навыками социально-бытовой ориентации, что показывает необходимость их формирования в ходе коррекционной деятельности; 2) Работа по формированию навыков социально-бытовой ориентации невозможна без участия родителей, однако в большинстве семей, воспитывающих детей с РАС, отмечается гиперопекающий стиль воспитания, что затрудняет процесс приобретения детьми новых навыков; Методологические основы исследования направлена на расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (JI.C. Выготский, 1926) [11], овладения социально-бытовыми навыкам в естественной, каждодневной жизни (И.А.Соколянский,1962; А.И. Мещеряков, 1974) [21]. Для оптимизация родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (эксперимент, тестирование, наблюдение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ полученных результатов). Психодиагностический инструментарий: Блок №1 «Диагностика сформированности навыков социально-бытовой ориентации»: - опросник для родителей «Определение степени важности социально-бытовых навыков и умений» (Е. А. Соломахина, И. А. Острейкова) [9]; - анкета для определения уровня сформированности социально-бытовых навыков и умений (Е. А. Соломахина, И. А. Острейкова)[9]; Блок №2 «Диагностика родительского отношения»: - методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева) [9]; - тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)[9]; - методика «PARI - опросник родительских установок» (Е.С. Шефер и Р.К.Белл) [9]. Экспериментальной базой исследования является ГКУСОМО РЦ «Сказка», г. Нарофоминск. В исследовании приняло участие 20 мам и детей с РАС. Новизна исследования заключается в определении путей оптимизация родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста, а также в разработке специальной программы для родителей. Теоретическая значимость исследования состоит в определении условий, повышающих оптимизацию родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста. Практическая значимость исследования состоит в том, что исходя из полученных результатов была составлена комплексная программа социально-бытового сопровождения ребенка с РАС, включающая в себя как работу с самим ребенком (работа над навыками слухового и визуально восприятия, имитации; формирование коммуникативных навыков и умения выражать просьбу; устранение нежелательных форм поведения), так и с его семьей (отношение к болезни ребенка, родительские установки, стиль семейного воспитания). Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён анализ психолого-педагогической, методической и литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Организован и проведен констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные данные детей. 2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на оптимизацию родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста. 3. Контрольный этап, в ходе которого апробирована программа оптимизация родительского отношения в процессе социально-бытового сопровождения ребенка-аутиста, проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования. Структура и объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит содержания, введения, двух глав, списка литературы, приложений. Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы – 62 страницы. Основная часть -61 страниц, включая 2 таблицы, 11 рисунков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-АУТИСТА………………………………………………………………………...8 1.1. Понятие сопровождения, его виды и специфика организации для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) ……………………………… 8 1.2. Место родителей в сопровождении детей с РАС……… ………………16 1.3. Роль родителей в социально-бытовом сопровождении детей с РАС….21 Выводы по первой главе…………………………………………..……26 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-АУТИСТА.........................................................................…………………...........27 2.1. Изучение родительского отношения и уровня социально-бытового развития ребенка с РАС…………………………………………………………27 2.2. Социально-бытовое сопровождение ребенка с РАС. . . . . . . . . . . . . . ..29 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования……………………36 Выводы по второй главе………………………………………………..48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………....50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………………………..54
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (последняя ред. 20119). . [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012. 3. МКБ-11. Международная классификация болезней . Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. – СПб.: Оверлайд, 2019. – 303 с. II. Учебная и монографическая литература: 4. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе. – М.: Благотворительный фонд Теревинф, 2011. – 216 c. 5. Аутизм / Под.ред. проф. Э.Г. Улумбекова. – М.: Гэотар-мед, 2012. – 357 с. 6. Барбера М. Л. Детский аутизм. Вербально-поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ. Д.Г. Сергеева; Предисл. М. Сандберга. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 304 с. 7. Башина в. М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 2009. – 236 с. 8. Блейлер Э. Аутистическое мышление = Das autistische Denken / Э.Блейдер, перевод с нем. и предисл. Я. М. Когана. – Одесса: Книга, 2017. – 81 с. 9. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк, 1999. 10. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. –М: Тритон. 2012. – 358 с. 11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. / Детская психология. Т.4. – М: Академия,2014.– 450 с. 12. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – М.: Просвещение, 2018. – 243 с. 13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Инфра -М, 2015. – 298 с. 14. Гринспен, С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен , Серена Уидер. – М.: Теревинф, 2013. – 512 c. 15. Грэй, Дж. Дети с небес. Дар аутизма (комплект из 2 книг) / Д. Грэй, У. Стиллмэн. – М.: Весь, 2010. – 560 c. 16. Детский аутизм: Хрестоматия / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: ИСПиП, 2015. – 298 с. 17. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Прикладной анализ поведения. / Ред. перевода: Н. Н. Алипов. – М. Практика, 2016. – 864 с. 18. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико¬социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 1998. - 125 сКаган, В. Е. Аутизм у детей. – М.: АСТ, 2010. – 208 c. 19. Карвасарская, Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы. – М.: Генезис, 2010. – 400 c. 20. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научнопрактической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 449 с. 21. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм.– М.: Книжный дом, 2009. – 420 с. 22. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М.: Проспект, 2011. – 393 с. 23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Академия, 2015. – 390 с. 24. Линн.И. МакКланнахан., Патрисия Крантц. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. –М.: СигналЪ, 2003. – 130с. 25. Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2018. –264 с. 26. Мелешкевич О. Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. Принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутического спектра и другими особенностями развития / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. – Самара: Бахрах-М, 2014. – 208 с. 27. Микиртумов, Б. Е. Аутизм. История вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев. – М.: Н-Л, 2012. – 144 c. 28. Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 274 с. 29. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифанцева. - Ростов-на-Дону., 2019. – 512 с. 30. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 2010. – 336 с. 31. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом. – М.: Академия, 2015. – 217 с. 32. Осипов В. П. Руководство по психиатрии. – Ленинград: Госиздат, 1991. – 305 с. 33. Партингтон Д. Оценка базовых языковых навыков и навыков обучения. – М.: Эксмо, 2017. – 245 с. 34. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию /Пер. с англ. М. М. Щербаковой; под науч. ред. Л. М. Шипициной; Д.Н. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с. 35. Расписания для детей с аутизмом / Пер. с англ. О. Чикурова, С. Морозовой. – М.: СигналЪ, 2003. – 215 с. 36. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. Организация работы с ребенком с аутизмом: взаимодействие педагогов и родителей. –М.: ТЦ Сфера, 2018. 37. Сандберг, М. Руководство Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития / М. Сандберг, пер.: С. Доленко. – Израиль, Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2008. – 275 с. 38. Симашкова Н.В. и Макушкин Е.В. (2015). Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Российское общество психиатров. 39. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина – М.: Академия, 2017. - 576 с. 40. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА / Р.Шрамм. – М.:Прогресс, 2015. – 378 с. 41. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика плюс, 2002. – 315 с. 42. Янушко Е.С. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. C. Янушко. – М.: АСТ, 2016. – 279 с. 43. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact The Nervous Child. 2. – 2017. – 250 р. 44. Skinner, B. F. Verbal Behavior / B. F. Skinner. – Appleton-Century-Crofts, Inc. – New York, 2017. – 478 p. 45. Wing L. Manifestations of social problems in high-functioning autistic people //High-functioning individuals with autism. – Springer, Boston, MA, 2016. – С. 129-142. III.Периодические издания: 46. Барба М. Ф., Ачкасова Ю. В., Сатдарова Т. Т. Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 32-36. 47. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. – 2013. – № 4. – С. 154-165. 48. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 17 – 22. 49. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Филимонова Е.А. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 3 (13). – С. 16–22. 50. Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. – 2002. – №2. – С.27– 32. 51. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология – 2016. – № 2. – С.63 –73. 52. Красноперева М.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. – 2003. – №5. – С.24– 35. 53. Морозова С.А. К вопросу о коморбидности при расстройствах аутистического спектра// Аутизм и нарушения развития. – №2 (59). – 2018. – С. 11 – 17. 54. Сериков А.Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов. // Вестник Самарской гуманитарной академии. –2011. – Вып. 1. – С. 18-28. 55. DeFilippis M. and Wagner K.D//Treatment of autism spectrum disorder in children and adolescents. Psychopharmacology Bulletin. – 2016. – №46. – P. 18–41; 56. Hodgdon L. Q. Solving Social-Behavioral Problems Through //Teaching children with autism: Strategies to enhance communication and socialization. – 2015. – № 7. – Р. 265. IV.Интернет-ресурсы: 57. Аутизм [Электронный ресурс] – URL:: http:/ /autisminrussia. ru/ html/ autism.htm 58. Ассоциация комплексной коррекционной помощи. Аутизм. [Электронный ресурс].– URL: http://www.corhelp.ru/autizm/ 59. Библиотека аутизма [Электронный ресурс] – URL: http://www.autist.narod.ru/spisok3.htm 60. Кулешова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии / И.И. Кулешова. // Молодой ученый. 2016. – №7.6. – С. 150-155. – URL https://moluch.ru / archive / 111 / 28169 / 61. Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11. 62. Пресс-конференция «Система непрерывного межведомственного сопровождения людей с аутизмом». Агентство социальной информации. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.asi.org.ru 63. Роджерс, Д, В. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом / Д.В. Роджерс. [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://www.labirint.ru / books / 554189 / 64. Франческа А. Введение в психологическую теорию аутизма. [Электронный ресурс]. – URL: http://www. labirint.ru / books / 116002 / 65. Фрост, Б. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://www. labirint.ru / books / 286870 / 66. Шаповалова, О. Почему прикладной анализ поведения медленно распространяется в США и других странах [Электронный ресурс] / О. Шаповалова // статья. – 2015. – Режим доступа: http://www. behavioranalysiseducation.com
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-АУТИСТА 1.1. Понятие сопровождения, его виды и специфика организации для детей с РАС На сегодняшний момент времени в области специального образования для детей аутистов, введено достаточно много различных методов и технологий. Однако только 10-15 лет назад стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике. Элементами единой системы и, вместе с тем своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие стали: раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании и сопровождение одаренных детей [19]. Службы сопровождения — это структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения [6].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 34 страницы
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg