Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

mari_ziteva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Проблема речевого развития дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, так как количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями возрастает, чаще всего встречаются комплексные нарушения, требующие длительной работы с детьми. Речь – это главное орудие человеческого общения и является основным аспектом развития личности ребенка. Способность правильно и грамотно говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка, а развитая связная речь – гарантия успешного обучения в школе.
Введение

Актуальность темы исследования. Проблема речевого развития дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, так как количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями возрастает, чаще всего встречаются комплексные нарушения, требующие длительной работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте проблема развития связной речи актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. И от того, насколько будет развита речь ребенка, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Речь – это главное орудие человеческого общения и является основным аспектом развития личности ребенка. Способность правильно и грамотно говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка, а развитая связная речь – гарантия успешного обучения в школе. Проблема развития связной речи у дошкольников – актуальная проблема для педагога, так как несформированность связной речи затрудняет коммуникативный процесс, и вызывает сложности в установлении взаимоотношений с окружающими людьми [2]. Несформированность связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации. Низкий уровень развития связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации [5]. Поэтому так важно акцентировать внимание именно на развитии связной речи. Развитая речь - это один из показателей сформированных познавательных процессов, таких как: внимание, память, логическое мышление, воображение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г, определяет содержание, направление работы и предъявляет ряд требований к реализации образовательной области «Речевое развитие» [ФГОС ДО п. 2.6]. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе мы предлагаем формировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры, так как, игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Степень изученности проблемы. В современной психолого-педагогической литературе различные аспекты проблемы развития связной речи рассматриваются с различных позиций в трудах: Л.С. Выготского , В.П. Глухова [15], А.Н. Леонтьева , Г.М. Ляминой [54], Ф.А. Сохина [42], Е.И. Тихеевой , О.С. Ушаковой [47], Т.Б. Филичевой [49]. Среди современных исследователей были выделены работы Л.В. Ворониной, Д.В. Менджерицкой, Т. А. Ладыженской и др. Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние различных дидактических игр на развитие связной речи детей и недостаточным использованием данного опыта в практической работе воспитателей. Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в обосновании и подборе дидактических игр как средства формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста. Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, вопросы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр недостаточно разработаны. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования между необходимостью использования дидактических игр для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью особенностей использования дидактических игр в данном процессе для детей старшего дошкольного возраста. Представленное противоречие определило проблему исследования: каковы механизмы разрешения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Все изложенное определило выбор темы исследования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры». Объект исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние дидактических игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования дидактических игр в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Раскрыть возможности дидактических игр, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 4. Экспериментально выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 5. Подобрать и систематизировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. 6. Описать динамику уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что если применить дидактические игры в целях повышения уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста, то эффективность развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста значительно повысится. Для выявления особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (эксперимент, тестирование, наблюдение). Психодиагностический инструментарий: 1. Методика «Опиши ежа» (автор О.С. Ушакова, Е.М. Струнина) [45]; 2. Методика «Разложи по порядку» (автор О.С. Ушакова, Е.М. Струнина) [45]; 3. Методика «Подбери и назови» (автор О.С. Ушакова, Е.М. Струнина) [45]. Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91 «Мишутка» город Симферополь. В исследовании участвовали старшие дошкольники 5-7 лет 24 человека, дети с нормальным речевым развитием. Новизна исследования заключается в определении возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, а также в разработке комплекса мероприятий по развитию связной речи. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе, обобщении современных исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанный комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, и может быть рекомендован педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста в качестве методического материала Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Организован и проведен констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста. 2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 3. Контрольный этап, в ходе которого провели повторное исследование по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по тем же методикам и с теми же детьми, обобщены результаты исследования. Структура и объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит содержания, введения, двух глав, списка литературы, приложений. Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы - 82 страницы. Основная часть - 55 страниц, включая 19 таблиц, 8 рисунков. Приложения занимают 18 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ……………………….…... 1.1. Развитие связной речи детей в дошкольном возрасте ………….. 1.2. Средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………… 1.3. Организация и проведение дидактических игр, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста …………... Выводы по первой главе………………………………………………….… Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………………………………………….... 2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста……………….........………………………. 2.2. Подбор и систематизация комплекса дидактических игр, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….………………... 2.3. Результаты апробации комплекса дидактических игр и динамика уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….. Выводы по второй главе……………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………...……… 3 9 9 17 21 29 31 31 45 46 55 56 60 66
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета от 25 ноября 2013 г. № 265, СПС «КонсультантПлюс». II. Учебная и монографическая литература: 2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. 3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы // Е.А. Аркин. – М.: Просвещение, 1998. – 435 с. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с. 5. Брынзарей Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 111 с. 6. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с. 7. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2008. – 136 с. 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: «Книга по Требованию», 2012. – 136 с. 9. Выготский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2009. – 398 с. 10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 40. 11. Гербова В. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c. 12. Гербова В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 c. 13. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 c. 14. Гончарова К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 154 c. 15. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: 6-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2011. – 185 с. 16. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. – Изд. 2-е, переаб. и доп. – М.: В. Секачев, 2014. – 215 с. 17. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и туманит. вузов и практикующих логопедов. / В. П. Глухов. – Изд. 2-е, переаб. и доп. – М.: В. Секачев, 2014. – 218 с. 18. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с. 19. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие / Б.Н. Головин – М.: Просвещение, 2002. – 220 с. 20. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. – М.: КомКнига, 2006. – 320 с. 21. Дмитриева В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ, 2012. – 256 c. 22. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. – М., 2008. – 107 с. 23. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с. 24. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Издательство «Норма», 2008. – 106 с. 25. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 132 с. 26. Козлова А.Ю. Игра «Активити», как культурная практика детей дошкольного возраста/ А.Ю. Козлова, О.А. Пасько, Е.Б. Бычкова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОС: / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск, 2016. – 619 с. 27. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 2014. – 162 с. 28. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / С.Н. Козлова, С.Н. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 432 с. 29. Кошелева Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. – М.: Владос, 2015. – 95 c. 30. Ладыжеская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: учебное пособие / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1975. – 125 с. 31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с. 32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2008. – 511 с. 33. Липина С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.: Эксмо, 2017. – 222 c. 34. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2008. – 318 с. 35. Матвеева А.С., Яковлева Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С. Яковлева, Н.Н. Матвеева. – М.: АСТ, 2012. – 256 c. 36. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Рос. [и др.]; [под общ. ред. Г.В. Чиркиной и др.]. – М.: Аркти, 2006. – 240 с. 37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия. – 2008. – 268 с. 38. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – С. 336. 39. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 179 c. 40. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с. 41. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 c. 42. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. – 224 с. 43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с. 44. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2013. – 240 с. 45. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с. 46. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. Рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 c. 47. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 c. 48. Ушинский К.Д. Детский мир. Хрестоматия / К.Д. Ушинский. – М.: Эксмо, 2009. – 672 с. 49. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2011. – 314 с. 50. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016. 51. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2007. – 211 с. III. Периодические издания: 52. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 62-76. 53. Жарова М.А. Использование интерактивных дидактических игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста / М.А. Жарова // Материалы международной научно-практической конференции Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании. 1-2 апреля 2012 года. – М., 2012. – С. 21-28. 54. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М Лямина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 49-55. 55. Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии / Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин // Научно-методический журнал Мир Психологии. – 2009. – № 1. – 410 с. 56. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 8-12.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Развитие связной речи детей в дошкольном возрасте Важность изучения процесса развития связной речи у детей дошкольного возраста подчеркивается в ФГОС ДО, где заложен один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в качестве приоритетной задачи речевого развития дошкольников. Образовательная область «Речевое развитие» включает в свое содержание владение речью как средством общения и факта культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, ее звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, речевого творчества [1]. По словам М.М. Алексеева язык, являясь главным средством общения людей и познания действительности, служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения [2].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg