Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста

mari_ziteva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Формирование представлений о количестве у детей является одной из важных и актуальных задач теории и практики дошкольной педагогики. Полноценное математическое развитие обеспечивает овладение ребёнком способами умственной деятель; служит источником накопления, обобщения и систематизации знаний об окружающей действительности; позволяет обогатить словарный запас, развивать и совершенствовать связную речь (В.В. Данилова, Г.А. Корнеева, Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, Т.В. Тарунтаева и др.). Обучение в детском саду оперированию с множествами, счетной деятельности, а также формирование вычислительных навыков является подготовительным этапом к систематическому обучению математике в школе (А.М. Вербенец, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, М.Н. Полякова и др.).
Введение

Актуальность темы исследования. Глухие дети младшего дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной коррекционно-педагогической работе по формированию элементарных количественных (в первую очередь дочисловых) представлений. Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста является необходимым условием их умственного развития, стимулирует познавательную деятельность, обеспечивает возможность применения математических умений и навыков в различных ситуациях, в том числе в игровых.. Так как, это является одним из непременных условий успешного обучения в школе в соответствии с требованиями ФГОС. Данная работа имеет большое значение для подготовки к обучению в школе, а также интеграции ребёнка с нарушенным слухом в социум. Степень изученности проблемы. Согласно исследованиям В.В. Даниловой, Г.А.Корнеевой, Г.С.Костюк, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, Т.В. Тарунтаевой и др., адекватные количественные представления позволяют ребёнку более полно воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи и отношения. В работах ряда исследователей, изучавших особенности формирования элементарных математических представлений в онтогенезе, указано, что «математическое развитие обеспечивает овладение ребёнком способами умственной деятельности; служит источником накопления, обогащения, обобщения и систематизации знаний об окружающей действительности» (А.М. Вербенец, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, М.Н. Полякова). Как указывают З.А. Михайлова и Р.А. Непомнящая (1988), в процессе овладения дошкольниками количественными представлениями обогащается словарный запас, развивается связная речь, формируются и совершенствуются мыслительные операции, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления, воображения и т. д. [27, с 38] Вопросы формирования количественных представлений у воспитанников СДОУ I вида занимают в дошкольной сурдопедагогике важное место. Это обусловлено тем, что дети данной категории (вследствие особенностей развития их познавательной деятельности, обусловленных патологией органа слуха) испытывают значительные трудности в усвоении научных знаний, в том числе знаний о количестве (Л.А. Головчиц, В.Б. Сухова, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова и др.). Исследователи единодушно отмечают, что своевременное формирование количественных представлений является одним из необходимых условий подготовки детей к обучению в школе (А.В. Белошистая, В.В. Данилова Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, Т.В. Розанова, В.Б. Сухова, Т.В. Тарунтаева и др.). Несмoтря на наличие психологических и педагoгических исследований по проблеме формирования представлений о количестве у глухих детей младшего дошкольного возраста, этот вопрос остается недостаточно изученным с методической точки зрения. Это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления данного направления в дошкольном возрасте. Таким образом, существует противоречие между необходимостью формировать представления о количестве у глухих детей младшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: какими должны быть содержание и методика формирования представлений о количестве у глухих детей младшего дошкольного возраста? Отечественные учёные в области сурдопедагогики и сурдопсихологии указывают, что задержка в становлении речи как средства мыслительной деятельности, нарушение слуха, недостаточное развитие математического мышления, его ригидность приводят к тому, что у детей появляются трудности в полноценном усвоении математических знаний, умений и навыков. Данные факторы на протяжении длительного времени могут значительно препятствовать дальнейшему успешному обучению глухих детей (А.И. Дьячков, В.Б. Сухова, В.П. Лонина, Т.В. Розанова и др.). Изложенное выше определило выбор темы исследования: «Формирование дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста». Объект исследования: процесс формирования дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: упражнения с математическим содержанием как средство формирования представлений о количестве у глухих детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: подобрать и апробировать упражнения с математическим содержанием, направленные на формирование дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить, проанализировать и обобщить научную литературу по проблеме исследования. 2. Выявить исходный уровень сформированности количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста. 3. Подобрать и апробировать упражнения с математическим содержанием для формирования дочисловых количественных представлений у младших глухих дошкольников. 4. Определить приёмы, способствующие успешному формированию дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Формирование дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста может быть эффективным, если использовать упражнения с математическим содержанием в соответствии со следующими этапами их введения в процесс обучения: - формирование умения выделять и определять количество групп предметов (один - много); - формирование умений устанавливать взаимно – однозначные соответствия (больше, меньше, поровну, столько же); - формирование умений преобразовывать множества, изменяющие количество элементов; - формирование умений преобразовывать множества, сохраняющие количества; - формирование умений сопоставлять множества, воспринимаемые различными анализаторами (сохранными анализаторами и остаточным слухом). Методологической основой исследования стали: концептуальные положения о коррекционно-развивающем характере процесса обучения лиц с ОВЗ (Л.С. Выготский, А.И. Дьячков, Р. Е. Левина, и др.), а так же положения, раскрывающие общие и специфические закономерности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскин, Т.А. Власова, А.И. Дьячков и др.), методики по формированию дочисловых количественных представлений, предлагаемые для обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (И.В. Чумакова, Л.Б. Баряева) а также методики предназначенные для выявления дочисловых представлений о количестве у нормально развивающихся детей (А.М. Леушина). Для выявления сформированности дочисловых количественных представления у глухих детей младшего дошкольного возраста использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы; педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем и контрольном вариантах; качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики. Психодиагностический инструментарий: 1. Методика «Умение определять количества групп предметов («много – один») на основе сохранных видов восприятия» (автор И.В. Чумакова) 2. Методика «Дифференциация понятий «один – много - нет» на основе зрительного восприятия» (автор Л.Б. Баряева) 3. Методика «Дифференциация понятий «один – много - нет» на основе зрительного восприятия» (автор Л.Б. Баряева) Экспериментальной базой исследования является ГКУСО МО Наро-Фоминский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка». В исследовании приняли участие 6 глухих детей младшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых на момент проведения эксперимента – 3,5 - 4 года. Всем дошкольникам диагностирована хроническая двусторонняя нейросенсорная глухота различной этиологии. Новизна исследования заключается в определении эффективности содержания и методики формирования дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста посредствам математических представлений. Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы дополняют методику формирования представлений о количестве у глухих детей младшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами и психологами, логопедами и дефектологами в процессе организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха. Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. Констатирующий этап, в ходе которого выявлялся начальный уровень сформированности количественных представлений у младших дошкольников с нарушениями слуха. 2.Фо рмирующий этап, в ходе которого осуществлялась коррекционно-педагогическая работа по формированию дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста. 3. Контрольный этап, в ходе которого осуществлялось изучение результативности коррекционно-педагогической работы по формированию количественных представлений у глухих детей рассматриваемой возрастной категории. Структура и объём выпускной квалификационной( бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит содержания, введения, двух глав, списка литературы, приложений. Общий объём выпускной квалификационной( бакалаврской) работы -103 страницы. Основная часть -86 страниц, включая 9 таблиц, 2 рисунка. Приложения занимают 17 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. С. 3 Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ У ДЕТЕЙ……......................................................................................... С. 9 1.1. Формирование представлений о количестве у слышащих детей раннего и дошкольного возраста…………………………….. С. 9 1.2. Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушением слуха………………………………………… С. 18 1.3. Современные программно-методические требования к работе по формированию количественных представлений у воспитанников СДОУ I вида………………………………………... С. 26 Выводы по первой главе................................................................. С. 31 Глава 2.СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОЧИСЛОВЫХ КОЛЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ … С. 33 2.1. Общая организация педагогического эксперимента………..... С. 33 2.2.Элементы программы формирования дочисловых количественных представлений у глухих детей младшего дошкольного возраста……………………………………………… С. 48 2.3. Сравнительный анализ результатов ………………………… С. 67 Выводы по второй главе ..…………………………… С. 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................. С. 80 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................ С. 84 ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. С. 88
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [ Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с. 2. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124- ФЗ II. Учебная и монографическая литература: 3. Ананьев Б.Г. Проблема представлений в современной психологической науке. – В сб.: Философские записки, Т.5. - М., 1950. – 376 с. 4.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с пробле мами в развитии). – М., 2016. – 318 с. 5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способ ностей дошкольников. – М., 2018. – 344 с 6. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей / Л.В. Занков, И.И. Данюшевский. – М., 1940. – 493 с. 7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. – М., 2014. – 481 с. 8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2015. – 325 с. 9. Выгот ский Л.С. Психология. – М., 2010. – 469 с. 10. Головчиц Л.А. Дошкол ьная сурдопедагогика. – М., 2017. – 306 с. 11. Дошкольная педагогика / А.М. Леушина. – Ленинград, 2015. – 393 с. 12. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. – М., 2017.– 461с. 13. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 224 с. 14. Корнеева Г.А. К проблеме генезиса понятий числа у детей дошкольного возраста. – В сб.: Умственное воспитание дошкольников. – М., 1972. – 253 с. 15. Костюк Г.С. Избранные психологические труды / Л.Н. Прокоменко. – М., 2016. – 386 с. 16. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов – н / Д, 2018. – 274с. 17. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. – М.: Просвещение, 1965. – 198 с. 18.Леушина А.М. Обучение счету в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1961. – 241 с. 19. Леушина А.М. Формирование у детей начальных представлений о количестве // « Советская педагогика», 1959. - №8. - с.21. 20. Леушина А.М. Формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974. – 366 с. 21.Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1974. – 325 с. 22. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб., 2016. – 257с. 23. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 2015. – 264с. 24. Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. – М., 2014. – 390с. 25. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1985. - 219c. 26. Михайлова З.А., Непомнящая Р.А. Теоретические и методические вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – Ленинград, 1988. – 261 с. 27. Михайлова З.А. Формирование количественных представлений у детей. - СПб.: Арго, 1994. – 108 с. 28. Немов Р.С. Психология. – кн. 1. – М., 2015. – 475 с. 29.Непомнящая А.И. Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. – В сб.: Вопросы умственного воспитания в детском саду. – М., 1972. – 296 с. 30.О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. Сравнительный анализ / И.М. Соловьев. – М., 1962. – 387с. 31. Особенности психологии глухого школ / М.Е. Хватцев. – М., 2016 . – 498 с. 32.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Л.П. Носкова. – М., 1984. – 364 с. 33.Программа ( для специальных дошкольных учреждений). Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. и др. - М.: Просвещение, 1991. – 319 с. 34. Психологический словарь / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец. – М., 2017. – 241 с. 35. Розанова Т.В. Развитие памяти и м ышления глухих детей. – М., 2015. – 452с. 36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Т. II. – М., 2015. – 398с. 37. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 2016. – 484 с. 38. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с. 39. Умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддъяков. – М., 2016. – 253 с. 40.Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника. – М., 1961. – 393 с 41. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М., 2018. – 114 с. 42. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2016. - 345с. 43. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. – М.,1988. – 407 с. III. Интернет- ресурсы 51. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – Спб., 2015. – 481 с. http://search.rsl.ru/ 52.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. – М., 1983. – 481 http://search.rsl.ru/ 53.Дьячков А.И. Сурдопедагогика. – М.,1960. – 398с. https://www.litres.ru/raznoe-4340152/surdopedagogika 54. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.А., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. – СПб., 1998. – 365с. http://search.rsl.ru/ 55. Психология глухих детей / И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова. – М., 1971. – 494 с. https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_6/638/000.htm
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ У ДЕТЕЙ 1.1. Формирование представлений о количестве у слышащих детей раннего и дошкольного возраста Согласно исследованиям отечественных учёных в области психологии, у слышащих детей дошкольного возраста представление активно развивается в ходе различных видов игровой и продуктивной деятельности. При этом представления отражаются на всём процессе психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны с вторичными признаками, то есть представлениями. Поэтому быстро развиваются такие формы психики, как воображение, образная память и наглядно-образное мышление (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б Эльконин и др.). Представление в психологии принято рассматривать как « наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта( данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении» [51, с.672]. В работах Г.С. Костюк уточняется, что не только различные психические функции, но и речь ребенка, ее развитие в период дошкольного детства связаны главным образом с представлениями. Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают у них в процессе ее восприятия [15, с.234]. Исследованиями ряда авторов было показано, что благодаря количественным представлениям дети точнее и полнее воспринимают окружающий мир, выделяют количественные признаки предметов и явлений, раскрывают их связи и отношения, замечают свойства, интерпретируют воспринятое, обогащается словарь и развивается связная речь, формируются мыслительные операции, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления, воображения и т. д. Учёные подчёркивают, что количественные представления – это важная составляющая часть умственного развития детей дошкольного возраста, обусловливающая развитие памяти, мышления, воображения и т.д. (А.М. Леушина, З.А.Михайлова, М.Н. Полякова и др.). В работах А.М. Вербенец, З.А.Михайловой, Р.Л. Непомнящей, М.Н. Поляковой и др. неоднократно отмечалось, что формирование начальных количественных представлений – это сложная познавательная деятельность ребенка. [54]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg