Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии

mari_ziteva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Современная отечественная и зарубежная психология и педагогика рассматривают воображение как важную сторону детского творчества. Исследования по данной проблеме показали, что важнейшая духовная потребность человека - потребность к творчеству формируется в дошкольном детстве, и существенную роль в этом процессе играют особенности деятельности воображения ребенка.
Введение

Актуальность темы исследования. Исследования в области педагогики,психологии, физиологии, определяют значимость развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - период бурных интеграционных процессов психики. Это также период становления и раскрытия способностей личности. Одаренность в дошкольном возрасте можно рассматривать как потенциальные возможности дальнейшего психического развития растущей личности - одним из показателей этого является особенности ее воображения. Поиск путей психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей, создание условий для раскрытия их уникальных творческих возможностей является сейчас одним из основных направлений модернизации системы образования в стране. А одна из приоритетных задач национального образования - ранние проявление, обучения и воспитания одаренных детей - в частности, развитие их воображения. Воображение в сочетании с другими психическими процессами, такими как мышление, внимание, память и речь, является одним из самых главных компонентов любого вида деятельности детей дошкольного возраста и играет важную роль в дальнейшем полноценном развитии ребенка. Воображение проявляет себя не только лишь в игре или ручном труде, но и прежде всего в ходе творческой деятельности, позволяя детям создавать новые, уникальные образы, которые в итоге преобразуются в готовые продукты, имеющие свою особую ценность и неповторимость. Развитие воображения у ребенка является одним из непременных условий успешного обучения в школе в соответствии с требованиями ФГОС. Степень изученности проблемы. В современной зарубежной и отечественной литературе проблемой развития воображения занимались многие философы, психологи, ученые, среди них есть такие известные личности как Л.С. Выготский [6], П.Я. Гальперин [4], А.Р. Лурия [4], П.А. Флоренский [1], Леонардо да Винчи [4], Ж. Пиаже , Ф. Бэкон, И. Кант. Разные ученые по-разному интерпретировали понятие воображения. Например, по мнению П. А. Флоренского [4] такие процессы как «память», «мышление», «творчество», «воображение», «фантазия» представляют собой одну и ту же способность психики человека. По мнению Т. Рибо [42], для воображения характерными чертами являются внезапность, безличность, метафизичность, многообразие. Мнение Канта является противоположным. Он считал, что существует ряд различий между воссоздающим и творческим воображением. Для Канта воображение является промежуточным процессом, который стоит между чувственностью и рассудком. Для Рубинштейна воображение - это потребность создавать новое [51]. При этом воображение является некой интерпретацией прошлого опыта. По Выготскому воображение теснейшим образом связано с мышлением [7]. Оба этих процесса управляются мотивами и используются в процессе решения некой проблемы. Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, вопросы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерпии недостаточно разработаны. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования между необходимостью использования сказок для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью особенностей использования сказкотерапии в данном процессе для детей старшего дошкольного возраста. Представленное противоречие определило проблему исследования: каковы содержание, методы и средства сказкотерапии, направленные на повышение уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Все изложенное определило выбор темы исследования: «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии. Цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования сказкотерапии в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить особенности развития воображения у детей старшего возраста. 3. Раскрыть и экспериментально проверить возможности сказкотерапии в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза исследования: уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста значительно повысится, если средством его развития будет сказкотерапия. Методологической основой нашего исследования достаточно исчерпывающе раскрыты в работах отечественных и зарубежных исследователей: Б. Ананьева , И.С. Аверин [5], Ф. Баррона [54], Б. Блума [54], Д.Б. Богоявленской [54], Дж.П. Гилфорда , Л.С. Коршунова , Дж. Кэрролла [54], Н.С. Лейтеса [54] , А.Н. Леонтьева [41], А.М. Матюшкина [44], С. Михайлова [45], Е.П. Торренса [5], М.А. Холодной , Н.Б. Шумакова, А.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др. Созданию условий развития воображения особое внимание уделяли: Л.С. Выготский [7], В.В. Давыдов [54], А.Н. Дьяченко [15], Д.Б. Эльконин [49], Е.Е. Кравцова [38], B. Т. Кудрявцев [36], А.Н. Леонтьев [41], А.Н. Поддьяков [54], C. Л. Рубинштейн , Е.Е. Сапогова [54] и др. Для выявления особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (эксперимент, тестирование, наблюдение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ полученных результатов). Психодиагностический инструментарий: 1. Методика «Странная картинка» (автор В.Т. Кудрявцев) [37]; 2. Методика «Сказка про чернильницу» (модификация методики А.В. Запорожца) [25]; 3. Методика «День рождения гномика» (соавторство В.Т. Кудрявцева и Г.К. Уразалиевой) [37]; 4. Методика «Три краски» (О. М. Дьяченко) [19]. Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Прудовое, Симферопольского района Республики Крым. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5,5 – 7 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков; родителей (законных представителей) – 20 чел.; педагогов - 2чел; 1 психолог. Новизна исследования заключается в определении эффективности сказкотерапии как средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста . Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы дополняют представления о применении сказкотерапии в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный комплекс методических материалов, направлен на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста и может быть рекомендован педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Организован и проведен констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста. 2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Констатирующий этап, в ходе которого проведены мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования. Структура и объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из содержания, введения, двух глав, списка литературы, приложений. Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы - 95 страниц. Основная часть - 73 страниц, включая 11 таблиц, 10 рисунков. Приложения занимают 11 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………...……………………………….... 1.1. Анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………….. 1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста ……..…………………………………................................. 1.3. Сказки как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….. Выводы по первой главе…………………………………………………….. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ 2.1. Диагностика уровня сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………….. 2.2. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии ……………………………………………......... 2.3. Анализ эффективности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии ……………... Выводы по второй главе……………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ….………………………………………………..………… 3 9 9 20 25 35 37 37 50 62 73 74 77 84
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета от 25 ноября 2013 г. № 265, СПС «КонсультантПлюс». II. Учебная и монографическая литература: 2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР) Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — 1980. — 286с. 3. Боровик О. Развитие воображения: Методические рекомендации / О.Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2015. – 330 с. 4. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М., 2006. – 159 с. 5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 2003. – 320 с. 6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП., 1996. – 218 с. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. – 476 с. 8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2010. – 189 с. 9. Выготский Л. С. Собрание сочинений /Воображение и его развитие в детском возрасте. – М., 1982. – 315 с. 10. Галушко И. Г., Зырянова-Шкода, Д. Г., Галушко, А. В. Роль игры в воспитании ребенка / И.Г. Галушко, Д.Г. Зырянова-Шкода, А.В. Галушко// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – 360 с. 11. Гилфорд Дж. П. Природа человеческого интеллекта / Дж. П. Гилфорд. Нью-Йорк.:Мак Гроу-Хилл, 1967. - 14 с. 12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М., 1965. - 500 с. 13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи - М.: Линка-Пресс, 2013. – 156 с. 14. Долгова, В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации / В.И. Долгова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). – 196 с. 15. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 2014. – 48 с. 16. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - М: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2010. – 30 с. 17. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. – 259 с. 18. Дьяченко О. М, Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.; Изд-во: Знание, 1994. – 125 с. 19. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008. – 155 с. 20. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / Ольга Дьяченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 747c. 21. Евсеева М. А. Развитие творческих способностей дошкольников / М.А. Евсеева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – 135 с. 22. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества: учеб. пособие / М.В. Ермолаева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж : Изд. Дом Рос. акад. образования (РАО), 2005. – 302 с. 23. Ермолаева, М.В. Л.Г. Миланович. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 214 с. 24. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС/ И.В, Жигадлова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – 135 с. 25. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения/ Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. – 20 с. 26. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-ух т. т.1. 27. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: «Издательство ДНК», 2011. – 179 с. 28. Зеньковский В.В. психология детства. Екатеринбург.1995 г. 29. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2000. – 125 с. 30. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии): Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Златоуст, 1998. – 155 с. 31. Зенкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996. 32. Иванова Э. Творческое воображение / Э. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. – 58 с. 33. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М., 1985. - С. 34. 22. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. - М., 2012. – 259 с. 34. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. – 89 с. 35. Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975 36. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании /Трудности в определении воображения. Воображение и практическая деятельность. Воображение как отражение действительности. Воображение и научное познание мира. – М., 1979. 187 с. 37. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы. Воображение и игровая деятельность. Чувственное отображение и воображение. Воображение и мышление. – М. 1989. – 305 с. 38. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / B. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2013. - № 5. - Том 22. – 230 с. 39. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995. – 67 с. 40. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. Просвещение. 1996. 41. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. 42. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993. 43. Ляшко Т. Игра, творчество, развитие / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. 2014. - № 8. – 105 с. 44. Люблинская А.А. Детская психология. М., 2001 45. Матюшкин А. М. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления: Научное творчество. М., 1969. 46. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.,1997. 47. Михайлов, С. Развиваем воображение / С. Михайлов. - М.: Детский мир, 2013. - 101c. 48. Михайлов, Сергей Развиваем воображение. Тесты для детей / Сергей Михайлов. - М.: Детский мир, Рипол Классик, 2013. - 904c. 49. Мухина В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2002. – 168 с. 50. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 137 с. 51. Найссер У. Познание и реальность / Воображение и память. – М. 1981. – 401 с. 52. Петровский А.В. Воображение / А.В. Петровский // Общая психология. - М., 1977. – 239 с. 53. Петровский А. В. Введение в психологию. – М.; Изд-во: Academa,1997. – 310 с. 54. Петухова, С. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет / С. Петухова. - М.: Каро, 2009. -155c. 55. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2014. – 312 с. 56. Программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера 57. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина - М.: Просвещение, 1964. – 156 с. 58. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева - М., 1997. - 318 с. 59. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - СПб., 1901. – 23 с. 60. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1990. – 65 с. 61. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт – Петербург, 2001.- 132 с. 62. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии /Воображение – М., 1989. – 92 с. 63. Сказка как источник творчества детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Филиппова [и др.]. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 215 с. 64. Селли Дж. Очерки по психологии детства / Дж. Селли. - М., 1909. - 256. с. 65. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. – 348 с. 66. Сказка как источник творчества детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Филиппова [и др.]. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 345 с. 67. Смирнова Е. Детская психология: учебник для вузов. Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. – 168 с. 68. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 139 с. 69. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развития внимания и воображения дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов.- «Академия развития», 2000. – 315 с. 70. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М., 2006. – 195 с. 71. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2007. – 302 с. 72. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. М.-Л., 2000. – 145 с. 73. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ»,2000. – 205 с. 74. Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990. 75. Шварц Л. М. Глава «Воображение» в кн.: Психология: Учебник. М., 1941 76. Шелехова О. О. Исследование воображения у старших дошкольников / О.О. Шелехова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – 320 с. 77. Чего на свете не бывает? / под ред. О.М Дьяченко, Е.Л. Агеевой. – М.: Просвещение, 1991. – 115 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе Познавательное развитие ребёнка представляет собой важную сторону становления его психики. Как утверждал Л.С. Выготский, развитие ребёнка предстаёт как изменение сознания. Это проявляется в том, что в каждом возрасте на передний план выходят различные психические функции. Исходя из этого, развитие ребёнка можно рассматривать как последовательное становление процессов: восприятие – память – мышление – воображение. Где условием развития выступает процесс внимания [14]. Воображение начинает развиваться наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. А.Г. Маклаков говорит о том, что воображение – это процесс создания нового [38]. В своем учебнике по общей психологии он пишет, что воображение изучали Д.Б. Богоявленская А.В. Брушлинский, РМ. Верггеймер, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие [38]. Интерес к проблеме воображения как психическому процессу возник сравнительно недавно – на рубеже XIX – XX веков. Кэтому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д.Владычко, В.Вундт, Ф.Матвеева, Э.Мейман, А.Л.Мищенко, Т.Рибо).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 68 страниц
540 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg