Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Формирование правовой компетентности обучающихся высших учебных заведений при изучении государственно-правовых дисциплин

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
В настоящей работе были рассмотрены особенности формирования правовой компетентности у студентов высших учебных заведений, уровни сформированности такой компетентности и методы, способствующие ее формированию. Данное исследование является актуальным, так как одной из составляющих профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении является правовая составляющая. Она способствует личностному развитию студента, направлена на социально-правовую активность индивида, на формирование профессионального и правового сознания человека, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; формированию уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; освоению системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; овладению умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, будущей профессиональной деятельности.
Введение

Актуальность проблемы данного исследования обусловлена сменой парадигм образования от традиционной к образованию, ориентированному на личность. Высшая школа из-за перехода образования Российской Федерации на практико-ориентированные федеральные государственные образовательные стандарты также должна совершенствовать профессиональную подготовку специалистов и воспитывать их не только, в качестве специалистов, на граждан, обладающих правовой компетентностью. В соответствии с этим, концепция модернизации образования в России определила, что задача системы образования состоит как в формировании личности граждан, умеющий жить в гражданском обществе, так и в подготовки специалистов, умеющих создавать гражданское общество и правовое государство. В современном мире, образование находится в процессе формирования нового типа личности. Такой личности должен быть присущ высокий уровень правовой культуры, правовая сознательность и правовая компетентность. В связи с этим государственное значение приобрела и модернизация высшего образования. На основании этого первостепенным преобразованием в системе образования является: освоение действующего законодательства, правовых институтов, категории прав человека, прав и обязанностей гражданина, а также их реализации. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека утверждает, что необходимо рассматривать проблемы правовой компетентности в российском образовании. Данная концепция к тому же определяет практические решения рассматриваемых проблем. Многие международные договоры обязывают государства распространять знания о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, а также проводить обучение различных групп населения. Всеобщая декларация прав человека ООН ЮНЕСКО, принятая в 1948 году, постоянно призывает правительства стран информировать граждан о правах человека. Проблема повышения уровня правовой культуры и компетентности актуальна из-за ряда имеющихся противоречий, которые уменьшают эффективность решения проблемы формирования правовой компетентности у будущих педагогов во время их обучения в высшем учебном заведении: 1. Противоречие между современными требованиями в обществе к специалистам с высокой компетентностью и традиционным подходам к их профессиональной подготовке со знанием правовых норм; 2. Противоречия между попытками ввести в систему образования блок правовых дисциплин и действительный уровень владения правовыми знаниями; 3. Противоречия между потребностью будущего специалиста быстро ориентироваться в законодательстве, а механизмах его реализации и о способах защиты своих прав и свобод. Изучив и проанализировав литературу, в которой рассматриваются проблемы правового образования, можно сделать вывод, что различные аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в работах таких ученых, как А.Я. Азарова, С.С. Алексеева, Т.В. Болотиной, Б.З. Зельдовича, А,С. Гречина, В.А. Сластенина, А,П. Тряпициной. В работах таких ученых, как Ю.В. Варданян, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, О.Е. Лебедев, Л.К. Гребенкина компетентность представляет собой значимые ценности, способность к самореализации в социальной и культурной среде и гибкость профессионального мышления. Именно на основании этих работ был проведен анализ общего подхода к вопросам профессиональной и правовой компетентности будущих педагогов. Различные аспекты профессионального образования специалистов представлены в работах: А.А. Дергач, Э.Ф. Зеера, В.В. Кузнецова, Г.М. Мухаметзянова, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, Г.И. Шевченко, А.К. Марковой, Н.С. Розова, В Чипанах, Г.Вайлер, Я.Лефстед, Е.А. Климова, аксиологический аспект проблемы представлен в работах Т.К. Ахаян, А.С, Гаязова, А.В. Кирьяковой, СЕ. Матушкина, Н.В. Назарова. Д.Шейлз, Ц.Йотов, Г.Я.Буш, Н.В.Кулюткин. А.М.Матюшкин. М.Ю.Посталюк, А.А.Вербицкий в своих работах описывают средства формирования отдельных компонентов правовой компетентности. М.В.Кларин, В.В.Горшкова, М.И.Лисина, В.Я.Ляудис, А.А.Вербицкий, Ц.Йотов занимались исследованием условий формирования отдельных компонентов правовой компетентности в педагогике. Анализ педагогических исследований, проведенных нами, показал, что в основном, ученые исследуют отдельные аспекты профессиональной компетентности, а не целостное интегративное свойство личности будущего специалиста. Ученые говорят о ее самовоспитании и развитии, именно эти показатели являются составляющими процесса формирования правовой компетентности. При этом ученые оставляют без внимания сам процесс формирования правовой компетентности. Именно из-за этих факторов мы сформулировали тему данного исследования, как «Формирование правовой компетентности обучающихся высших учебных заведений при изучении государственно – правовых дисциплин». Проблема данного исследования заключается в нарушении логики межпредметных и внутрипредметных связей в учебном процессе при изучении дисциплин государственно-правового цикла студентами – педагогами, обучающимися по профилю «Обществознание и Право» или «История и Право» в ряде вузов, что негативно отражается на формировании правовой компетентности у обучающихся высших учебных заведений. Целью исследования является выявление и научное обоснование комплекса педагогических условий формирования правовой компетентности обучающихся высших учебных заведений в блоке государственно-правовых дисциплин (на примере педагогического образования, профили подготовки «Обществознание и Право», «История и Право». А также определить характерные черты, характеризующие логику и специфику внутреннего содержания государственно-правовых дисциплин, при формировании правовой компетентности. Объектом исследования выступает правовая компетентность студентов высших учебных заведений Предметом исследования выступают условия формирования правовой компетентности студентов при изучении дисциплин государственно-правового цикла. Гипотеза исследования была обусловлена целью, объектом и предметом исследования и сформирована следующим образом: формирование правовой компетентности будущего специалиста будет осуществляться наиболее эффективно, если: 1. Правовая компетентность обучающегося будет рассматриваться как одна из приоритетных целей процесса профессиональной подготовки обучающегося в вузе; 2. Проектирование процесса формирования правовой компетентности будущего специалиста будет нацелено на развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, коммуникативного и рефлексивного компонентов правовой компетентности; 3. Будет использована система ведущих средств на каждом этапе от диалога с элементами дискуссии, преобладающего на первом этапе, через дискуссию, имитационные упражнения – на втором, на третьем этапе – тренинговые коммуникативные упражнения, профессионально-педагогические ситуации, на четвертом – деловые, правовые игры. В соответствии с целью и гипотезой исследования были выделены следующие задачи исследования: Выявить сущность понятия правовой компетентности студента; Определить структуру и компоненты правовой компетентности Выявить характер развития данного свойства личности на различных уровнях; Определить систему средств, способствующих формированию правовой компетентности будущего специалиста; Разработать и экспериментально апробировать теоретическую модель процесса формирования правовой компетентности будущего педагога при изучении дисциплин государственно-правового цикла. Методологической основой исследования являются идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, В.В. Краевский, В.И. Кремянский), деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В. Перовский, А.Н. Ксенофонтова, С.Л. Рубинштейн), целостного подхода (B.C. Ильин, В.А. Сластенин, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев), теоретические основы общего и профессионального образования (А.П. Беляева, А.А. Дергач, Э.Ф. Зеер, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко), теории ценностей ф (А.С. Гаязов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, СЕ.Матушкин, Н.В. Назаров, В.П. Тугаринов). В исследовании использовалась следующая система методов: Теоретическая: анализ специализированной психолого-педагогической и методологической литературы; исторический, концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных исследований; моделирование и синтез эмпирического материала; обобщение педагогического опыта преподавателей. Эмпирическая: прямое, косвенное и включенное наблюдение; диагностический – анкетирование, интервьюирование, тестовые задания; прогностический – метод экспертных оценок; экспериметально-констатирующий и формирующий эксперименты, преподавание; статистические – методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация; дескриптивные – описание и вербальная фиксация исследовательского материала и полученных результатов. Этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа, которые сформированы в соответствии с задачами, решаемыми на каждом этапе, в три систематизированных блока: поисково-теоретический, опытно-экспериментальный и диагностико-оценочный. Этапы различаются по содержанию, срокам и объему научно-исследовательских работ. Первый этап (2018 год) – поисково-теоретический. Был произведен выбор темы, анализ состояния проблемы, исследование инноваций в сфере правового образования. Уточнялись методологические и теоретические основы исследования. Определялись цели, объект и предмет исследования. Была сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы задачи исследования и пути их решения, проводился констатирующий эксперимент. Второй этап (2019 год) – опытно экспериментальный. Проводилась экспериментальная работа по осуществлению непрерывной правовой подготовки студентов, уточнялись педагогические условия формирования правовой компетентности студентов, проводился формирующий эксперимент. Определена структура и сущность правовой компетентности будущих специалистов. Изучалась динамика роста знаний и умений в области правовых знаний. Третий этап (2019 – 2020 годы) – диагностико-оценочный. Проводился анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое осмысление полученных результатов опытно-экспериментальной работы. На данном этапе шло завершение формирующего эксперимента, оформлением результатов исследования, разработкой и внедрением практических рекомендаций. Научная новизна исследования: Определена психолого-педагогическая сущность понятия правовой компетентности студентов; Определена структура и основные компоненты правовой компетентности; Выявлены критерии и уровни сформированности правовой компетентности, которые мы обозначили как интуитивный (низкий), нормативный (средний), активный (высокий), креативный (высший). Определены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования правовой компетентности в процессе вузовской подготовки. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в выявлении содержания и уровней развития правовой компетентности; в теоретическом обосновании необходимости формирования у студентов университета правовой компетентности; выявлении сущности и определении специфики ее формирования у будущих специалистов; раскрытии особенностей построения процесса обучения, способствующего формированию правовой компетентности студентов. Это обогащает общую теорию целостного процесса формирования личности будущего специалиста и члена гражданско-правового общества. Практическая значимость результатов заключается в разработке методических указаний к проведению практических занятий по педагогике и психологии, практикума по правовой этике, вариативных диагностических методик формирования правовой компетентности студентов, которые могут быть использованы в практике работы вуза. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на практические данные, необходимые для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных. Апробация результатов исследования проводилась автором на ежегодной студенческой конференции «Законность и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы», проводимой кафедрой теории и истории государства и права МПГУ в 2018 и 2019 г. На защиту выносятся следующие положения: 1. Правовая компетентность представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально- ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения. 2. Основу формирования правовой компетентности специалиста составляет понимание ее сущности как качественной характеристики личности будущего специалиста, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и рефлексивный компоненты. 3. Процесс развития правовой компетентности имеет поуровневый характер. Данное качество имеет 4 уровня развития: интуитивный (низкий); нормативный (средний); активный (высокий); креативный (высший). 4. Средствами формирования правовой компетентности являются диалоги, дискуссии, имитационные упражнения, тренинговые коммуникативные упражнения, правовые ситуации, деловые игры. Особенности построения этих дидактических средств определяются исходным состоянием и логикой развития правовой компетентности. 5. Дидактическая модель формирования правовой компетентности студентов осуществляется как последовательность взаимообусловленных этапов. Поэтапное формирование правовой компетентности обеспечивается системой дидактических средств, которая с переходом на последующие этапы меняет свои характеристики. На первом этапе, где приоритетными являются задачи формирования мотивационного компонента, преобладает диалог с элементами дискуссии. В качестве основных средств второго этапа, где приоритетными являются задачи формирования когнитивного компонента, мы избрали дискуссии и имитационные упражнения. Приоритетными задачами третьего этапа эксперимента является формирование коммуникативного компонента, поэтому на данном этапе преобладают тренинговые коммуникативные упражнения. На четвертом завершающем этапе, где приоритетными являются задачи формирования рефлексивного компонента, преобладают деловые игры.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 14 1.1 Сущность понятия компетентность 14 1.2 Психолого-педагогические основы правовой компетентности 26 Выводы к главе 1 28 ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ЦИКЛА 33 2.1 Дидактические средства формирования правовой компетентности студентов 33 2.2 Процесс формирования правовой компетентности студентов 37 2.3 Характерные особенности формирования правовой компетентности студентов 43 2.4 Уровни сформированности правовой компетентности студентов высших учебных заведений 46 2.5 Анализ опытно – экспериментальной работы по формированию правовой компетентности студентов, при изучении государственно – правовых дисциплин 56 Выводы к главе 2 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Список литературы

НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – №31. – Ст. 4398. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 31.12.2012. - №53. – Ст. 7598. Научная, учебно-методическая и иная литература 1. Абдуразакова Д.М. Интерактивные методы правового обучения. -М.: Спутник+, 2008, -113 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Типологический подход к личности профессионала. / К.А. Абульханова-Славская, В.А. Бодров и др. // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала : сб. статей / Ред. В.А. Бодров. - М., 1991.- С. 58-67 3. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. 142с. 59 4. Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов: Сборник научных трудов. - Ярославль, 1990. - 104 с. 5. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. – М.; 2009. 458с. 6. Аникина, А. С. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога// Педагогическое образование и наука. 2012. - № 2 - С. 24-28. 7. Аникина А. С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально - ориентированных задач: Дисс... канд. пед. наук. -13.00.01. Тюмень, 2011.-188с. 8. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. 2004. №11 9. Бакмаев А.Ш. Компетентностный подход в подготовке магистров к профессионально-педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. №1(50) 2015./^А:р:/суЬег1ептка.ги.(дата обращения 31.01.2017). 10. Банько Н. А. Формирование профессионально - педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: Монография / Волг.ГТУ. - Волгоград, 2004.- 75с./рап&а.ги. 11. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. 475с. 12. БезруковА.В. Правосознание как фактор мотивации правомерного поведения// Наука и образование - 2003: Материалы Всероссийской научно-технической конференция (Мурманск, 2-16 апреля 2003 г.) - Мурманск, 2003.- Ч.2. - С. 148-150 13. Бекоева О.В. Профессиональная педагогическая компетентность учителя как основная цель высшего педагогического образования и ее концепции // Новые технологии в образовании: Материалы 5-ой Международной научно - практической Интернет - конференции. -М., 2010.-С.150-153. 14. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 8-14. 15. Болотина Т. В. Основные направления повышения квалификации педагогов в области гражданско-правового образования// Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - М., 2002. - С. 189-192. 16. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2001.703с. 17. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и эликторально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. № 2.С.33-38. 18. Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.235с. 19. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -М, - 538 с. 20. Гасанов М.Г. Преемственность в формировании правовой культуры учащихся: автореф. дисс. к. п. н.: - Махачкала, 2004. - 150с. 21. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века/ Б.С.Гершунский /В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М., 1997.-697с. 22. Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М., 1999. 184с. 23. Гришина Н.П. Развитие профессиональной компетентности методистов ИПК в процессе практической деятельности: Автореф. дисс.к.п.н. -Спб., 1997. - 21 с. 24. Гуляихин, В. Н. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации человека// Право и образование. - 2012. - № 8 - С. 5967. 25. Гурин С.В. Правовая компетентность как составляющая высшего профессионального образования// Наука и образование 2003: Материалы Всероссийской научно-технической конференции (Мурманск, 2-16 апреля 2003 г.). - Мурманск, 2003. - С. 122-124. 26. Гурин С. В. Психолого-педагогические аспекты процесса формирования правовой компетентности будущих учителей// Материалы научно - практической конференции студентов и аспирантов МГПУ. Апрель 2003 г. - Мурманск: МГПУ, 2004. - С. 25-37. 27. Дахин А.Д. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование. 2004. -№ 4. -C.136-144.// http:/ pandia.ru/. 28. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании. Учеб. Пособие. - М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.-216с 29. Жинко, А. Н. Правовая активность личности как субъекта процесса правовой социализации// Аспирант и соискатель. 2012. - № 3 - С. 60-63. 30. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273 -ф3. 31. Зворыкин А.А. Определение культуры и место материальной культуры в обще культуре. / А.А. Зворыкин. М.: Наука, 1964. 32. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход.//Образование и наука. 2004.-№3. - С.27. 33. Земляченко Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л.В. Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. - №2. – С.85-94. 34. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. - № 5. 35. Иванов В. Политическая психология. М., 1990. 36. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1999. № 3. С 12 – 15. 37. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. Ю.В. Бромлей. М., 2000. Электронный ресурс. 38. Каминская В.И. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания / В.И. Каминская, А.Р. Ратинов. М.: Юр-пресс, 1994. 287 с. 39. Кейзеров Н.М.Политическаяи правовая компетентность: Методические проблемы / Н.М. Кейзеров. - М. Юрид. лит., 1982. 40. Киркпатрик Д., Киркпатрик, Дж. 2007. Оценка учебных программ, Реализация четырех уровней , Берретт-Koehler Publishers 41. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2001 г. 42. Концепция модернизации российского образования до 2010 года// Собрание законодательства РФ, 2002. - №1 (4.2). - 119 с. 43. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение. Норма и патология. / В.Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1982. 287 с. 44. Кудрявцев В.Н.; Казимирчук, В.П. Современная социология права: Учеб. для юрид. фак. и ин-тов. / В.Н.Кудрявцев, В.П. Казимирчук. М.: Юрист, 1995. 303 с. 60 45. Кунев А.Н. Законность и правовая культура в условиях становления правого государства: теоретико-правовое исследование: Авт. дис…канд. юридич. наук / А.Н. Кунев М., 2011. 26 с. 46. Кускова М.В. Формирование ПК старшеклассников: Дис…канд. пед. наук / М.В. Кускова. М., 1999. 184 с. 47. Кучиньский Я. Диалектика культуры // Вопр. философии, 1973. № 5. 48. Лаврарсланова М.Г. Правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме: Дис…канд. пед. наук / М.Г. Лаврарсланова. Махачкала, 2010. 172 с. 49. Лазарев В.А. Теория государства и права: Учеб. для вузов / В.А. Лазарев, С.В. Липень. 2-е изд. испр. и доп. М.: Спарк, 2001. 511 с. 50. Лебедев В.М., Анохин А.В. Формирование правовогосозна-ния//Современные образовательные стандарты и развитие личности. Материалы Всероссийской научной конференции (27-28 марта 1996 г.). - Томск, 1996.-С. 19-21 51. Левитан К.М. Компетентностный подход в контексте модернизации высшего профессионального образования. //Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: материалы Всерос. науч.- практ. конф. -Тюмень, 2005.-С.31-33. 52. Лукаш, О. А. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры / О. А. Лукаш. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/978/ (дата обращения: 27.05.2020). 53. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2011. 516с. 54. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 776с. 55. Науменкова К.В. «Проблемы правового воспитания граждан Россииьна рубеже веков» / К.В. Науменкова [Электронный ресурс]. http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2011/kon22.03/sek1/13.htm. 56. Панова О.А. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2002.- 22 с. 57. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. Монография / Министерство образования РФ, АПК и ПРО. М.: АПК ИПРО, 2002. 195 с. 30. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 341с. 61 58. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного процесса (о новых подходах в правовом обучении)// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. -С. 27-34. 59. Пеньков Е.М.«Социальные нормы - регуляторы поведения личности»,-М.: 1972г. с. 144. 60. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретикоправовое исследование: Авт. дис…докт. юридич. наук / Л.А. Петручак. М., 2012. 61. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1999. Т. 3. 784с. 62. Попов В.В. Некоторые формы правового нигилизма и пути его преодоления / В.В. Попов. // Юрист, 2002. № 1. С. 10-12. 63. Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. М., 1999. 111с. 64. Право и культура: Монография / под общ. ред. В.К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафевой. М.: Изд-во РАГС, 2009. 464 с. 65. Ратинов А.Р. Структура и функции правого сознания / А.Р. Ратинов. Вильнюс, 1970. Вып. 1. 244 с. 66. Романкевич А.В. Теоретические принципы изучения уровня правового сознания студента.// Молодой ученый.-2015.-№5.-С.522-524. 67. Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько / В.П. Сальников. М.: Юристъ, 1999. С. 571-584. 68. Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации. Дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1999. - 200 с. 69. Серяева, И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: дисс...канд.пед.наук:13.00.08.- Оренбург, 2005. - 193с. 70. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. 715с. 71. Теория права и государства / Под редакцией Г.Н. Манова. М., 1995. 284с. 72. Устимова О.Н. Формирование правовых компетенций на уроках обществознания у учащихся старшей школы// Сборник докладов 12 Всероссийского интернет-педсовета (электронный ресурс) /http://e1ement.ru/events/ 430467. 73. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов. //Высшее образование сегодня. 2004. №8.с. 34-41. 74. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования//Народное образование. 2003. -№2.-С. 58-64. 75. Цыганаш В.Н. Духовная ситуация времени и правовая подготовка студентов педагогического ВУЗа/Сборник трудов Межвузовской научно -практической конференции «Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы». - Ростов: Изд-во РГУ, 2003. - С. 78-80. 76. Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев, 1976. 210с. 77. Шамова. Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными процессами. - М.: Академия, 2002. - 384 с. 78. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость /С.Е.Шишов, И.Г.Агапов.-М.: Мир образования-образование в мире, 2001.-№4.-С. 18-1 79. Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1999. 174с. 80. Щедровицкий Г.П. Место логики в психолого-педагогических исследованиях // Тезисы докл. на II съезде общества психологов. М., 1963.-Вып. 2.- с. 15-17. 81. Юсеф Е.К. Личностная ориентация обучения как условие развития компетентности студентов технического университета: На материале иностранного языка: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.08 - Ростов-на Дону, 2001.. 82. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие. - М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2008. - 400 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 1.1 Сущность понятия компетентность Необходимость формирования правовой компетентности у обучающихся высших учебных заведений обусловлена введением в мае 2011 г. «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, правопорядка, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства» [12;148]. Демократизация общества, формирование и установление правового государства, определение основных прав и свобод человека, которые упоминаются в Стратегии развития России, расширение возможностей, позволяющих расширять духовные и материальные потребности личности и другие изменения, происходящие в современном обществе на территории Российской Федерации, делают проблему готовности будущего специалиста к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни более актуальной. Тенденции к развитию, подобного характера, требуют полного переосмысления целей образования и его конечного результата. За ключевой результат высшего образования стоит понимать и рассматривать способность, а также готовность молодых специалистов нести личную ответственность не только за свое благополучие, но и за общественное благополучие. Таким образом, можно сделать вывод, что для положения, в котором находится современное общественное развитие, необходимо изучение феномена «правовой компетентности». Анализ данного понятия начинается с лингвистической точки зрения, а именно с его толкования. Для того, чтобы дать определение понятию «правовая компетентность» необходимо сначала определить сущность данного понятия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg