Актуальность исследования.
В настоящее время число людей, имеющих нарушения физического и (или) психического развития неуклонно растет. Наше государство ведет активную политику по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы такие люди могли комфортно ощущать себя в обществе.
Возрастание социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности студентов, на фоне малой изученности психолого-педагогических условий процесса формирования и развития их правосознания, составляет актуальность выбранной темы.
Решающее значение в повышении уровня правосознания студентов имеет появление цивилизованных способов защиты прав и интересов граждан, утверждение в обществе господства права и социально ориентированная юридическая политика.
К сожалению, в настоящее время еще не сложилась система правового воспитания в образовании, построенная на учете психологических и психофизиологических факторов влияющих на формирование правосознания в подростковом и юношеском возрасте.
На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Феномен правосознания как такового, его философский анализ и роль в механизме правового поведения рассматривались в работах таких авторов, как B.C. Бреднева, H.H. Вопленко, В.П. Малахов, О.Н. Мигущенко, Т.В. Синюкова и др.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных психологов и правоведов, таких как Г.В. Акопов, А.Г. Белобородов, В.Л. Васильев, JI.C. Выготский, А.В. Головченко, Г.Х. Ефремова, Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, В.М. Минияров, Ю.И. Новик, В.М. Обухов, Л.И. Петражицкий, Н.Н. Полянский, А.Р. Ратинов, Р.К. Русинов, Ю.В. Чуфаровский, Д.А. Ягофаров, Н.Н. Ярушкин.
В настоящее время в российском обществе имеется тенденция к увеличению количества людей, правосознание которых является деформированным с преобладающим правовым нигилизмом.
Правовой нигилизм, в свою очередь, приобретает качественно новые свойства, которым он не обладал ранее.
Меняется его природа, причины, каналы влияния. Правовой нигилизм заполняет все сферы человеческой жизни и влияет практически на все ее аспекты, что в свою очередь повышает значимость имеющийся проблемы. Наиболее действенным решением возникшей проблемы будет являться:
- повышение правовой культуры граждан, а также их правового и морального сознания;
- совершенствование законодательства;
- профилактика правонарушений и преступлений;
- упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всесторонняя защита прав личности; правовое просвещение и воспитание граждан и другие. Однако, правовой нигилизм, как явление чрезвычайно стойкое и распространенное, требует длительной и трудоемкой работы по его устранению.
Достаточно действенным инструментом повышения правовой культуры и нивелирования уровня правового нигилизма и деформации, формирования здорового правосознания является педагогический процесс.
Проблеме формирования правовой культуры молодежи в системе массового образования посвящено достаточное количество работ, в которых исследуются различные стороны формирования и развития правосознания молодежи в условиях различных образовательных учреждений. Специалистами, работающими над этими вопросами являютя: О.Н. Богатикова, Р.Н. Галиахметова, M.Л. Гайнер, Э.З. Генишер, Л.M. Голубева, М.В. Кускова, Е.А. Крыгина, Т.Н. Ловничей, И.Г. Митюнова, Т.М. Почтарь, И.Ф. Рябко, В.Е. Семенова, С.А. Тугутова.
Несмотря на то, темы, касающиеся развития и особенностей правосознания рассматривались многими авторами, считаю важным отметить, что исследований, касающихся категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) все еще не достаточно. В настоящее время имеется тенденция к увеличению числа людей, имеющих то или иное ограничение здоровья. Законодательство выстраивает особую политику в отношении лиц с ОВЗ, что делает проблему развития и формирования правосознания и правовой культуры данной категории населения страны наиболее значимой, требующей внимания.
В специальной педагогике данная сфера рассматривается лишь в нескольких исследованиях, наиболее подробно в работе Б.П. Пузанова «Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной школы». Вопросы правового воспитания подростков с тяжелыми нарушениями речи было проведено С.Н. Фалько, а также следует отметить диссертационное исследование О.О. Малхасьян, где рассматривалась проблема оптимизации процесса обучения обществознанию как составной части правового образования глухих и слабослышащих старшеклассников.
Отдельных исследований посвященных развитию, формированию правосознания у лиц с ОВЗ все еще недостаточно. В этой связи значительный интерес представляет определение уровня развития правосознания, анализ причин выявленного уровня сформированности правосознания у указанной категории обучающихся, а также выделение его особенностей и рефлексии причин, выявленных при анализе.
Цель работы:
Выявить особенности педагогического процесса как средства формирования правового сознания студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «правосознание», определить структуру правосознания;
2. Выявить особенности развития правосознания у лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3. Определить роль педагогического процесса в формировании правосознания у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Рассмотреть процесс формирования правового сознания студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе.
Объект исследования: правосознание студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: процесс формирования правосознания у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе.
Гипотеза исследования: формирование правосознания у обучающихся с ОВЗ в педагогическом процессе будет эффективным, если:
- раскрыта сущность, выявлены структурные компоненты правосознания личности, определены особенности формирования правосознания у обучающихся с ОВЗ;
- выявлены, охарактеризованы и соблюдены педагогические условия целесообразно организованной деятельности, способствующей формированию правосознания у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой комплексное исследование развития правосознания лиц с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе.
Теоретическая значимость представленного исследования обусловлена необходимостью анализа и структурирования существующей информации по теме формирования правового сознания личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость: полученные материалы могут быть использованы для совершенствования системы работы по формированию правосознания студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: диалектико-материалистический, системный, структурный и функциональный, как общие методы научного познания явлений объективного мира.
Достоверность и обоснованность результатов исследования: личное участие автора в получении научных результатов состоит в проведении научно-теоретического анализа проблемы правовой подготовки будущих учителей обществознания и права и педагогических условий; осуществлении опытно-экспериментальной работы, систематизации и анализе полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования:
- Участие в конференции «Законность и правопорядок» история современность, актуальные проблемы» III студенческая научная конференция-МПГУ-Москва, 2018.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей: введения, двух глав, заключения, списка литературы (75 источников) и приложений, включающих в себя бланки применявшихся методик.