Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, который заключается в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [43]. К операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях и умозаключением. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Введение

Актуальность темы исследования. Важной задачей современной дошкольной педагогики является поиск путей интеграции всех достижений развития формирующейся личности ребенка в его деятельности. Решение этой задачи требует особого внимания к игре – ведущей деятельности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский [12], В.В. Давыдов [14], А.В. Запорожец [19], А.Н. Леонтьев [24], Д.Б. Эльконин [51]). В игре интегрируются многие достижения развития ребенка (Б.М. Петров [35]). Степень изученности проблемы. Влияние игры на умственное развитие ребенка подчеркивается в трудах Дж. Брунера [10], Л.А. Венгера [11], Л.С. Выготского [12], Р.И. Жуковской [18], А.В. Запорожец [19], А.Н. Леонтьева [24], Д.В. Менджерицкой [29], Б.М. Петрова [35], Ж. Пиаже [37], А.П. Усовой [48], Ф.И. Фрадкиной [49], Д.Б. Эльконина [51]. В психологических исследованиях, посвященных изучению развития мышления в игре (Дж. Брунер [10], Л.А. Венгер [11], Л.С. Выготский [12], А.В. Запорожец [19], С.Л. Новоселова [31], Ж. Пиаже [37], Д.Б. Эльконин [51]). Взаимовлияние развития игровой деятельности и обеспечивающих ее процессов мышления, как считал Дж. Брунер [10], применительно к возрастному периоду младшего дошкольного возраста, с предметным содержанием к игре с выраженным социальным содержанием и развитой знаковой (Л.С. Выготский [12]), моделирующей (Л.А. Венгер [11]) функцией. В.В. Ливидов, С.Л. Новоселова [31] считают, что аспект, связанный с пониманием мышления как механизма обеспечения развития деятельности ставит проблему определения педагогических условий развития мышления в сюжетно-ролевой игре младших дошкольников. В исследованиях Л.И. Божович [8], Л.С. Выготского [12], А.В. Запорожца [19], А.Н. Леонтьева [24], Л.С. Славиной [45], Ф.И. Фрадкиной [49], Д.Б. Эльконина [51] рассматривается именно сюжетно-ролевая игра дошкольника как основа формирования существенных новообразований данного возраста, ставит личностные смыслы, мотивирующие к деятельности. Л.С. Выготский [12] считал, что в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особенной значимостью обладает игра с целью развития мышления, мотивационной сферы, произвольности и готовности дошкольника к обучению в школе. Дошкольный возраст считается сенситивным периодом становления мышления, когда возникают личностные механизмы поведения, сформировывается соподчинение мотивов, формируются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно формирование мышления совершается в сюжетно-ролевой игре. Для внедрения в педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо исследовать закономерности и условия развития мышления в игре, его воздействия на последующее развития данной деятельности. Однако, несмотря на ряд исследований в этой области, вопрос особенностей развития мышления в младшем дошкольном возрасте средствами сюжетно-ролевой игры остается недостаточно изученным. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования: между необходимостью развития мышления у детей младшего дошкольного возраста и неготовностью педагогов применить в этом направлении средства сюжетно-ролевой игры. В связи с противоречием возникает проблема исследования: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в повышении уровня развития мышления у детей младшего дошкольного возраста. В соответствие с изложенной проблемой сформулирована тема исследования: «Развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры». Объект исследования –мышление у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс развития мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Цель исследования – изучить и экспериментально апробировать возможности сюжетно-ролевой игры в развитии мышления у детей в младшем дошкольном возрасте. Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования: 1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «мышление» в зарубежной и отечественной литературе. 2. Выявить особенности развития мышления у детей младшего дошкольного возраста. 3. Определить возможности развития мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. 4. Организовать и провести экспериментальное исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие мышления детей младшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты. Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что если применить сюжетно-ролевые игры в целях повышения уровня развития мышления у детей младшего дошкольного возраста, то эффективность его развития у детей младшего дошкольного возраста значительно повысится. Методологической основой исследования является деятельностная теория мышления (П.Я.Гальперин [13], В.В.Давыдов [14], А.Н. Леонтьев [24], О.К.Тихомиров [57]). При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, диагностика); метод обработки данных (качественная и количественная обработка данных). Психодиагностический инструментарий: 1. Методика «Обведи контур» автор Р.С. Немов [30]. 2. Методика «Времена года» автор Р.С. Немов [30]. 3. Методика «Кому чего не достает?» автор Р.С. Немов [30]. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 61 «Родничок», города Подольска. В исследовании приняло участие 20 детей второй младшей группы: 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 3-4 лет, 20 родителей, 1 педагог-психолог, 4 старших и 2 младших воспитателя. Новизна исследования заключается в определении возможности развития мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры, а также в разработке конкретных педагогических условий и методических приемов, направленных на формирование мышления у детей младшего дошкольного возраста в игре. Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах применения сюжетно- ролевой игры в развитии мышления у детей младшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования. Материалы могут быть применены педагогами дошкольной организации в своей практике в процессе развития мышления у детей младшего дошкольного возраста. Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. На первом этапе (констатирующем) обоснованы критерии и показатели оценки развития мышления у младших дошкольников; проведена диагностика развития мышления у детей. 2. На втором этапе (формирующем) анализировались результаты констатирующего этапа эксперимента, проводилась создание и применение комплекса игр и упражнений для развития мышления у детей средствами сюжетно-ролевой игры и проверка эффективности разработанного комплекса игр и упражнений для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 3. На третьем этапе (контрольном) систематизировался полученный материал, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов, обобщались материалы диагностики, уточнялись и формулировались выводы и рекомендации. Структура и объем выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем выпускной квалификационной (бакалаврской) работы – 74 страницы. Основной текст работы – 67 страниц, включая 15 таблиц и 10 рисунков. Приложения занимают 7 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 8 Анализ теоретических подходов к сущности понятия «мышление» в зарубежной и отечественной литературе 8 Особенности развития мышления у детей младшего дошкольного возраста 15 Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста 21 Выводы по первой главе 28 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31 Организация и проведение экспериментального исследования влияния сюжетно-ролевой игры на развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста 31 Разработка и внедрение комплекса игр и упражнений для развития мышления посредством сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста 42 Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования влияния сюжетно-ролевой игры на развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста 48 Выводы по второй главе 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. Приняла всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. 2. Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». СПС «КонсультантПлюс» 3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 30.12.2015). СПС «КонсультантПлюс» 4. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ? М.: Омега, 2014. ? 134 с. 5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс» 6. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России. СПС «КонсультантПлюс» II. Учебная и монографическая литература: 7. Блонский П.П. Педология. ? М.: Феникс, 2014. ? 271 с. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ? М.: Феникс, 2015. ? 196 с. 9. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. ? М.: Роспедагенство, 2017. ? 368 с. 10. Брюзгина Ю.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие мышления детей дошкольного возраста: автореф. бакал.раб. … канд. пед. наук. ? Саратов, 2016. ? 12 с. 11. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Дошкольное воспитание. ? М.: Педагогика, 2017. ? 200 с. 12. Выготский Л.С. Лекции по психологии. ? М.: Просвещение, 2014. ? 313 с. 13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. ? М.: Просвещение, 2014. ? 211 с. 14. Давыдов В.П. Проблемы развивающегося обучения. ? СПб: Речь, 2010. ? 317 с. 15. Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской Т.И. М.: Просвет, 2011.287 с. 16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. ? М.: Феникс, 2017. ? 362 с. 17. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. ? М.:МПСИ, 2016. ? 224 с. 18. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. ? М.: Просвещение, 2018. ? 336 с. 19. Запорожец А.В. Психология игры. ? М.: Наука. 2016. ? 321 с. 20. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. ? М.: Мозаика-Синтез, 2018. ? 122с. 21. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. ? М.: Издательство «Скрипторий», 2016. ? 160 с. 22. Корытло В.С. Игровые занятия с детьми. ? М.: Просвещение, 2015. ? 297 с. 23. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. ? М.: Изд-во Эйдос, 2013. ? 478 с. 24. Леонтьев А.Н. Умственные способности и возраст. ? М.: Наука, 2014. ? 302 с. 25. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. ? М.: Просвет, 2010. ? 260 с. 26. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. ? СПб.: Питер, 2010. ? 583 с. 27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. ? М.: Просвещение, 2015. ? 202 с. 28. Матюшкин А.М. Психология мышления. ? М.: Педагогика, 2018. – 223 с. 29. Менджерицкой Д.В. Диагностика психического развития детей. ? М.: Феникс, 2016. ? 288 с. 30. Немов Р.С. Психодиагностика. Кн.3. ? М.: ВЛАДОС, 2001. ? 632 с. 31. Новоселова С.Л. Генетические формы мышления. ? Воронеж: МОДЭК, 2015. ? 320 с. 32. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. ? М.: Тривола, 2014. ? 203 с. 33. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. ? М.: Юрайт, 2015. ? 382 с. 34. Пенева Л.Д. Педагогические условия формирования наглядно- образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре: дис. … канд. пед. наук. ? Таллин, 1987. ? 204 с. 35. Петров Б.М. Основы педагогической психологии. ? М.: Академия, 2018. ? 258 с. 36. Петровский А.В. Общая психология. ? М.: Просвещение, 2012. ? 432 с. 37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. ? М.: Педагогика-Пресс, 2014. ? 528 с. 38. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. ? М.: Просвещение, 2017. ? 269 с. 39. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. ? М.: ЭКСМО, 2015. ? 328 с. 40. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: Методики, тесты, опросники / Сост. Е.В. Доценко. ? Волгоград: Учитель, 2018. ? 297 с. 41. Репина О.К. Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей дошкольного возраста: дис. … канд. псих. наук. – Москва, 2018. ? 218 с. 42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2009. 523 с. 43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ? СПб: Питер, 2012. ? 713с. 44. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Пособие для родит, и пед. / А.Э. Симановский. ? Ярославль: Гринго, 2006. ? 192 с. 45. Славина Л.И. Психология. ? М: ЭКСМО, 2014. ? 266 с. 46. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. ? М.: Просвет, 2018. ? 321 с. 47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. ? М.: Просвещение, 2017. ? 291с. 48. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. ? М.: ЭКСМО, 2015. ? 322 с. 49. Фрадкина Ф.И. Психология игры в детстве. ? М.: Просвещение, 2014. ? 328 с. 50. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. ? М.: Владос, 2015. ? 368 с. 51. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. ? М.: Просвещение, 2014. ? 328 с. III. Периодические издания: 52. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание, 2015. ? № 8. ? С. 37. 53. Ермолаева М.В. Психология развития. 3-е изд., стереотип. ? М.: МПСИ, 2013. ? 376 с. 54. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. 2011. ? № 4. ? 174 с. 55. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 5-е изд., Стереотип. ? М.: Издательский центр Академия, 2016. ? 456 с. 56. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: 4-е изд., стереотип. ? М.: Академия, 2015. ? 336 с. VI. Интернет-ресурсы 57. Аглиева Ф.Х. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/02/razvitie- naglyadno-obraznogo-myshleniya-u-detey(Дата обращения 20.12.2019). 58. Интернет версия системы «Консультант Плюс»: www.consultant.ru 59. Сайт научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» http://cyberleninka.ru 60. Официальный портал государственных программ Российской Федерации http://programs.gov.ru/Portal/programs/subActionsList/41/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Анализ теоретических подходов к сущности понятия «мышление» в зарубежной и отечественной литературе Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, то есть посредством мышления. «Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними» [43, с. 328]. «Мышление ? функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании» [30, с.98]. «Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным к опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов решения» [12, с.113].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg