Актуальность темы исследования. Важной задачей современной дошкольной педагогики является поиск путей интеграции всех достижений развития формирующейся личности ребенка в его деятельности. Решение этой задачи требует особого внимания к игре – ведущей деятельности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский [12], В.В. Давыдов [14], А.В. Запорожец [19], А.Н. Леонтьев [24], Д.Б. Эльконин [51]). В игре интегрируются многие достижения развития ребенка (Б.М. Петров [35]).
Степень изученности проблемы.
Влияние игры на умственное развитие ребенка подчеркивается в трудах Дж. Брунера [10], Л.А. Венгера [11], Л.С. Выготского [12], Р.И. Жуковской [18], А.В. Запорожец [19], А.Н. Леонтьева [24], Д.В. Менджерицкой [29], Б.М.
Петрова [35], Ж. Пиаже [37], А.П. Усовой [48], Ф.И. Фрадкиной [49], Д.Б.
Эльконина [51].
В психологических исследованиях, посвященных изучению развития мышления в игре (Дж. Брунер [10], Л.А. Венгер [11], Л.С. Выготский [12], А.В. Запорожец [19], С.Л. Новоселова [31], Ж. Пиаже [37], Д.Б. Эльконин [51]). Взаимовлияние развития игровой деятельности и обеспечивающих ее процессов мышления, как считал Дж. Брунер [10], применительно к возрастному периоду младшего дошкольного возраста, с предметным содержанием к игре с выраженным социальным содержанием и развитой знаковой (Л.С. Выготский [12]), моделирующей (Л.А. Венгер [11]) функцией.
В.В. Ливидов, С.Л. Новоселова [31] считают, что аспект, связанный с пониманием мышления как механизма обеспечения развития деятельности ставит проблему определения педагогических условий развития мышления в сюжетно-ролевой игре младших дошкольников.
В исследованиях Л.И. Божович [8], Л.С. Выготского [12], А.В. Запорожца [19], А.Н. Леонтьева [24], Л.С. Славиной [45], Ф.И. Фрадкиной [49], Д.Б. Эльконина [51] рассматривается именно сюжетно-ролевая игра
дошкольника как основа формирования существенных новообразований данного возраста, ставит личностные смыслы, мотивирующие к деятельности.
Л.С. Выготский [12] считал, что в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особенной значимостью обладает игра с целью развития мышления, мотивационной сферы, произвольности и готовности дошкольника к обучению в школе. Дошкольный возраст считается сенситивным периодом становления мышления, когда возникают личностные механизмы поведения, сформировывается соподчинение мотивов, формируются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно формирование мышления совершается в сюжетно-ролевой игре.
Для внедрения в педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо исследовать закономерности и условия развития мышления в игре, его воздействия на последующее развития данной деятельности.
Однако, несмотря на ряд исследований в этой области, вопрос особенностей развития мышления в младшем дошкольном возрасте средствами сюжетно-ролевой игры остается недостаточно изученным. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования: между необходимостью развития мышления у детей младшего дошкольного возраста и неготовностью педагогов применить в этом направлении средства сюжетно-ролевой игры. В связи с противоречием возникает проблема исследования: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в повышении уровня развития мышления у детей младшего дошкольного возраста. В соответствие с изложенной проблемой сформулирована тема исследования:
«Развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры».
Объект исследования –мышление у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования – изучить и экспериментально апробировать возможности сюжетно-ролевой игры в развитии мышления у детей в младшем дошкольном возрасте.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия
«мышление» в зарубежной и отечественной литературе.
2. Выявить особенности развития мышления у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить возможности развития мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие мышления детей младшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что если применить сюжетно-ролевые игры в целях повышения уровня развития мышления у детей младшего дошкольного возраста, то эффективность его развития у детей младшего дошкольного возраста значительно повысится.
Методологической основой исследования является деятельностная теория мышления (П.Я.Гальперин [13], В.В.Давыдов [14], А.Н. Леонтьев [24],
О.К.Тихомиров [57]).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, диагностика); метод обработки данных (качественная и количественная обработка данных).
Психодиагностический инструментарий:
1. Методика «Обведи контур» автор Р.С. Немов [30].
2. Методика «Времена года» автор Р.С. Немов [30].
3. Методика «Кому чего не достает?» автор Р.С. Немов [30].
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 61 «Родничок», города Подольска. В исследовании приняло участие 20 детей второй младшей группы: 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 3-4 лет, 20 родителей, 1 педагог-психолог, 4 старших и 2 младших воспитателя.
Новизна исследования заключается в определении возможности развития мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры, а также в разработке конкретных педагогических условий и методических приемов, направленных на формирование мышления у детей младшего дошкольного возраста в игре.
Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах применения сюжетно- ролевой игры в развитии мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть применены педагогами дошкольной организации в своей практике в процессе развития мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Проведение исследования было организовано в несколько этапов.
1. На первом этапе (констатирующем) обоснованы критерии и показатели оценки развития мышления у младших дошкольников; проведена диагностика развития мышления у детей.
2. На втором этапе (формирующем) анализировались результаты констатирующего этапа эксперимента, проводилась создание и применение комплекса игр и упражнений для развития мышления у детей средствами сюжетно-ролевой игры и проверка эффективности разработанного комплекса игр и упражнений для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
3. На третьем этапе (контрольном) систематизировался полученный материал, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов, обобщались материалы диагностики, уточнялись и формулировались выводы и рекомендации.
Структура и объем выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Общий объем выпускной квалификационной (бакалаврской) работы
– 74 страницы. Основной текст работы – 67 страниц, включая 15 таблиц и 10 рисунков. Приложения занимают 7 страниц.