Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Влияние занятий по мини-футболу на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей 15-17 лет

mari_ziteva 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
При анализе научно-методической литературы и результатов исследования мы увидели, что прирост уровня развития двигательных способностей у слабослышащих подростков, занимающихся мини-футболом, был существенно выше, по отношению к показателям испытуемых контрольной группы.
Введение

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что психофизическая неполноценность развития детей с нарушением слуха может быть компенсирована за счет занятий адаптивным спортом: мини - футболом. Более того, занятия мини-футболом решают главную задачу физического воспитания - это обеспечение оптимального развития физических качеств, что является основой двигательных способностей человека. К основным физическим качествам относят - силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Спортсменам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся: - Недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении двигательными навыками у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде нарушения координации при ходьбе (шаркающая походка); - Утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, на уровне развития силы и быстроты. Это, в свою очередь, влияет на ограничение возможности мышления у данной категории детей и особенностях их поведения (замкнутость, нежелание вступать в контакт). Также у детей с нарушениями слуха затруднено общение, усложняющее условия психомоторного развития. Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирение, плоскостопие I и II степени и др. Традиционно сложившаяся система физического воспитания молодёжи для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся и, как следствие, порождают у детей старшего школьного возраста возникновение различных комплексов, мешающих полноценно общаться со своими сверстниками. По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуха. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения. В России более 13 млн. людей с нарушением слуха. Таким образом, почти 10 % молодежи находятся за рамками общения со своими сверстниками. В такой не простой ситуации адаптивный спорт, и, в частности, мини-футбол, может стать тем мостом, который поможет соединить молодежь нашего будущего, где не будет препятствий в общении со слабослышащими детьми. В настоящий момент подготовка специалистов по адаптивному воспитанию находится в центре внимания российских реформ. Однако уровень адаптивного воспитания не может быть восполнен только новыми кадрами, нужны и разработанные специальные методики по подготовке спортсменов с нарушениями слуха, а самое главное включение занятий адаптивным спортом (обучения мини-футболу) в программу образования детей старшего школьного возраста с нарушением слуха. Более того, в современной системе обучения детей с нарушением слуха недостаточно используются возможности мини-футбола в формировании и развитии физических качеств у детей старшего школьного возраста, необходимо проводить курсы повышения квалификации преподавателей адаптивного физического воспитания и ставить задачи по формированию и совершенствованию знаний в области обучения игры в мини-футбол, как универсального средства для развития у детей двигательных способностей. Кроме того, требуются углубленные исследования в вопросах воздействия адаптивного спорта (мини-футбола) на психофизическое развитие детей с нарушением слуха с целью создания на базе специального коррекционного школьного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих воспитанию полноценного члена общества, что приведет, в свою очередь, к перестройке системы образования детей с нарушением слуха и освоению новых уровней адаптивного физического воспитания. В итоге, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между: - Необходимостью включения занятий адаптивным спортом (мини- футболом) в учебный процесс и растущими требованиями к деятельности школьных учреждений, связанной с увеличением методической нагрузки в старших классах. - Растущими требованиями к деятельности коррекционного школьного учреждения в условиях его перехода к гуманистическим, личностно-ориентированным образовательным моделям и не сформированными психофизическими качествами у лиц старшего школьного возраста с ограничением слуха; - Научными знаниями об особенностях развития физических качеств у детей с нарушением слуха и недостаточным уровнем использования этих знаний для гармонизации развития детей старшего школьного возраста с нарушением слуха. Сформулированные противоречия определили проблему исследования: как и при каких условиях обеспечивается эффективное формирование и развитие физических качеств у детей с нарушением слуха. Целью работы является изучение влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у детей старшего возраста с патологией слуха. Объект исследования: Процесс спортивной тренировки по мини- футболу с детьми с ограниченными возможностями. Предмет исследования. Особенность методики применения специальных упражнений используемых в мини-футболе для развитие двигательных способностей у слабослышащих детей Гипотеза исследования. Предполагаем, что занятия мини-футболом будет способствовать развитию двигательных способностей у детей с нарушением слуха. Задачи исследования: - Определить факторы, влияющие на развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха (15-17 лет); - Изучить влияния специальных упражнений и методов используемых в мини-футболе на уровень развития двигательных способностей юных футболистов с нарушением слуха; - Определить эффективность влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у подростков 15-17 лет. Сложность исследования заключена в необходимости индивидуальных комплексных адаптивных программ для реабилитации детей-инвалидов, в которых должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, которые заключаются в наиболее возможном широком применении спортивно- оздоровительной работы. Теоретической основой исследования стало изучение исследовательской литературы, методик и данных исследований, касающихся: - Физического состояния детей старшего школьного возраста имеющих нарушения слуха, а также адаптивного физического воспитания данной категории детей. - Также был изучен вопрос, который раскрывает становление и особенности целенаправленного развития и психологической адаптации детей старшего школьного возраста. - Отдельное внимание при анализе научно-методической литературы было уделено методикам воспитания физических качеств у детей с нарушением слуха с помощью занятий футболом и мини-футболом. - Вместе с тем, так же был проведен анализ специальной методической литературы по подготовке юных футболистов и мини- футболистов: - Были проанализированы психологические и психофизические аспекты личности подростков Методы исследования, которые легли в основу данной работы, являлись сочетанием комплекса исследования поставленных здесь задач, служащего помочь исследованию и состоявшего из теории (анализ научно- методической литературы: педагогической, психологической и социологической документации), математического метода (статистика), эмпирического (анкетирование и опрос, исследование и обработка данных, индивидуальные сведения, статистика), педагогическое наблюдение, а также тестирование двигательных способностей и педагогический эксперимент Эмпирическая база исследования была основана на базе Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5 городского округа Тольятти (далее - ГБС КОУ Школа-интернат № 5) для изучения физических способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с участием физрука, тренера по мини-футболу, классного руководителя. Были отобраны две группы, контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 10 подростков в каждой. Основные этапы исследования протекали в течении полутора лет и предполагали три этапа. На каждом из них решались свои задачи. На первом этапе с сентября 2015 г. по май 2016 г определяли проблему исследования и гипотезу, ставили цель и задачи, подбирали методы исследования. Также на первом этапе проводились педагогические наблюдения на уроках адаптивного физического воспитания. Были составлены карточки о показаниях и противопоказаниях для занятий 7 адаптивной физической культурой учащихся старших классов. Проведено первое тестирование для определения уровня развития двигательных способностей у детей в возрасте 15-17 лет с нарушениями слуха. На втором этапе с сентября 2016 г. по январь 2017 г. проводился педагогический эксперимент, для проверки влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с разделением их на две группы Учебные занятия по адаптивному физическому воспитанию в рамках учебной программы были одинаковыми в контрольной и экспериментальной группе. На занятиях по адаптивному физическому воспитанию учащиеся контрольной и экспериментальной группы занимались по традиционной методике, проводимой в данном учреждении и для данной категории учащихся. Для учащихся экспериментальной группы дополнительно проводились тренировки по мини-футболу. Для этого были подобраны специализированные упражнения, используемые для тренировки юных футболистов-спортсменов. Занятия мини-футболом проводились два раза в неделю по вторникам и четвергам. Продолжительность тренировки составляла 45 минут в спортивном зале ГБС КОУ Школа-интернат № 5. На третьем этапе февраль 2016 г., после проведения педагогического эксперимента, повторно проводили тестирование, чтобы определить динамику изменения показателей уровня развития двигательных способностей в ЭГ и КГ. После чего проводили сравнительный анализ по уровню развития двигательных способностей между ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента. Научная новизна исследования заключается в следующем: - Был проведен анализ определенных проблем у подростков, возникших в результате врожденного или приобретенного дефекта слуха; - У обследуемых групп детей-инвалидов по слуху 15-17 лет была выявлена положительная тенденция развития физических умений, с помощью занятий мини-футболом, при применении методики, описанной в данной работе; - Выявлено, что в физиологическом плане мини-футбол может явится важным средством преодоления дефектов физического и психического развития, развития моральных качеств для полноценной подготовки к жизни в социуме для детей с отклонениями, явится реабилитацией для подростков с потерей слуха. Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в обоснованности выводов о значении занятиями спортом в методике реабилитации подростка с дефектом слуха, его адаптацией в социуме здоровых людей и в их физиологическом развитии. Научно-практическая значимость исследования состоит: - В доказательстве значимости реализации программы развития физических качеств и умений в среде подростков с нарушением слуха для их последующей реабилитации; - Разработке и применении практических рекомендаций по, исследуемой в данной работе, методике, позволяющей комплексно и индивидуально подойти к тренировкам и привлечению в спорт детей с дефектом слуха. Достоверность результатов доказана практическим и теоретическим апробированием, описанным в этой работе, методики работы с подростками, а также личным участием автора данной работы в применении методики в работе с конкретной группой слабослышащих подростков и наличием полученных положительных результатов. Апробация и внедрение результатов исследования была проведена на базе ГБС КОУ Школы-интернат № 5, а также изложена в курсовых работах на базе обучения автора в ТГУ и в научных журналах. Положения, вынесенные на защиту: 1. Для развития двигательных способностей у слабослышащих детей посредствам тренировок по мини-футболу необходимо создание и внедрение методики подготовки футболистов с дефектами слуха для специальных (коррекционных) образовательных учреждений; 2. Организация дополнительных занятий адаптивным спортом (мини- футболом) в специальных учебных заведениях, является необходимым условием для развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха; 3. Организация занятия по мини-футболу, является важным средством коррекционно-воспитательной работы, направленным на преодоление дефектов физического развития и развития моральных качеств необходимых для полноценной подготовки к жизни в социуме подростков с потерей слуха.
Содержание

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРА.......................13 Этиология и причины заболевания детей с нарушением слуха..........................13 Особенности физического развития детей с нарушением слуха........................26 Развитие физических качеств у детей с нарушением слуха...............................48 Значение адаптивного спорта для развития детей с нарушением слуха.............67 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯВЫВОДЫ .....71 Задачи исследования................................................................................................71 Методы исследования.............................................................................................72 Организация исследования.....................................................................................78 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ .....80 Обоснование необходимости занятий мини-футболом для слабослышащих детей (15-17 лет)......................................................................................................80 Определение влияния занятий по мини-футболу на развитие двигательных способностей у слабослышащих подростков............................................................ ..83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................92 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ........................................................................................95 СПИСОК ИСПУЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................99
Список литературы

1. Абилов Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста / Э.Н. Абилов // Дефектология. – 1992. – 102 с. 2. Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития Бердичевская, Е.В. Демидова. Краснодар, 1999.-71 с. 3. Андреев C.H. Мини-футбол / C.H. Андреев, B.C. Левин. - Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. - 496 с. 4. Андреев C.H. Мини-футбол в школе / C.H. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Советский спорт. 2006. - 224 с. 5. Андреев С.Н. Мини-футбол: многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах / CH. Андреев, B.C. Левин, Э.Г. Алиев.- М.: Советский спорт, 2008. - 304 с. 6. Алехина В.Е. Развитие двигательных качеств у глухих школьников на уроках физической культуры / В.Т. Алехина // «Проблемы физ. Воспитания аномальных детей» (1986; Горький). Материалы конференции «Проблемы физ. воспитания аномальных детей», 4-5 июня 1986 г. - М., 1987. - С. 23-26. 7. Астафьева В.М. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода / В.М. Астафьева. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 100 с. 8. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков //Адаптивная физическая культура.- 2002 - №4. 9. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 192с. 10. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений: 2002 г. – М, с. 203. 11. Боскис Р.М. Глухие и слабослыщие дети - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с: ил. 12. Бычкова Н.В. О воспитании координационных способностей у глухонемых детей / Н.В. Бычкова // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. трудов. - Омск: Изд-во СибГАФК, 1996. - С. 10-12. 13. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6–9 лет. – М.: Граница, 2008. – 272 с. 14. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.: Советский спорт, 2010. – 336 с. 15. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. - Омск: СибГАФК, 2000.-212 с. 16. Горская И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников различным состоянием здоровья: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск, 2001. - 46 с. 17. Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе / Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской и Г. Гельцина.- М.: Медицина, 1985 18. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2007. - 26с. 19. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с. 20. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура / С.П. Евсеев, Л.Б. Шапкова. – М.: Советский спорт, - 2000. - 240с. 21. Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Т. Сусляев - М.: Со- ветский спорт, 2000. - 152с. 22. Калмыков С.А. Приемы и методы, используемые при обучении глухих детей на уроках физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7. С. 219-222. 23. Колосовская Л.А. О совершенствовании физического воспитания учащихся начальных классов в спецшколах глухих / Л.А. Колосовская // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: тез. доклад. - Минск, 1996. - С. 60 - 61. 24. Комаров Ю.Н. Восприятие времени у глухих в процессе занятий физическими упражнениями / Ю.Н. Комаров, В.И. Савенков. - М.: Просвещение, 1990. - 173 с. 25. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных футболистов // Теория и методика футбола. – М.: Олимпия, 2007. – С. 10–12. 26. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Олимпия; Человек, 2007. (1 этап (8–10 лет) – 111 с.; 2 этап (11–12 лет) – 204 с.; 3 этап (13–15 лет) – 310 с.; 4 этап – 165 с.]. 27. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2009.- 136с. 28. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.: Человек, 2010. – 176 с. 29. Лебедева Н.Т. Оптимизация физического воспитания глухих и слабослышащих школьников / Н.Т. Лебедева // Матер. III Междунар. науч.- практ. конф. культ, для инвалидов и лиц с огранич. функц. возможностями. - Спб., 1996. 30. Ленских Т.Н. Новые технологии в формировании устной речи глухих детей // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2009. № 1. С. 41-44. 31. Мутко ВЛ. Мини-футбол - игра для всех / ВЛ. Мутко, С.Н, Андреев, Э.Г. Алиев, М.: Советский спорт, 2007. - 264 с. 32. Махов А.С. Современный подход к оценке управления развитием спортивных клубов для глухих и слабослышащих//Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 160-164. 33. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 1981. 279 с. 34. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2001. - 224 с. 35. Полозов А.А. Мини-футбол: новые технологии в подготовки команд / АА Полозов. - М.: Библиотека индустрии футбола, 2007.- 186 с. 36. Сермеев Б.В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: Докт. дис. в форме научного доклада. М., 2006.-43 с. 37. Сермеев Б.В. Формы занятий физическими упражнениями в специальных школах / Б.В. Сермеев // Физическое воспитание детей в специальных школах. -Горький, 1983.-С. 24-30. 38. Селье Г.В. На уровне целого организма / Г. Селье - М.: Наука, 1972. 39. Bischops/Gerards. Junior Soccer. A manual for coaches. Meyer&Meyer Sport. – 2003. – 162 p. 40. Devereux R.B., Lutas E.M., Casale P.N., et al. Standardization of M- mode echocardiographic left ventricular anatomic measurements // J Am Coll Cardiol 1984;4:1222-1230 41. Gibbons L.W., Cooper K.H., Martm R.P., et al. Medical examination and electrocardiographic analysis of elite distance runners.// Ann. NY Acad. Sci. 1977. №301. p.283-296. 14 42. Hanne-Paparo N., Drory Y, Schoenfeld Y.S., et al. // Common ECG changes in athletes. Cardiology. 1976.V.6K4). P.267-278. 8 43. Henschen S. Skilanglauf und Skiwettlauf: Eine medizinische Sport Studie // Mitt Med Ют Uppsala 1899; 2, 15. 44. Pelliccia A., Maron B.J., Spataro A, Proschan MA, Spirito P. The upper limit of physiologic cardiac hypertrophy in highly trained elite athletes // N Engl J Med. 1991 Jun 20:324(25): 1812-3. 45. Pluim В.М, Zwinderman CA, van der Laarse et al. The Athlete's Heart: A Meta-Analysis of Cardiac Structure and Function // Circulation 2000; 101:336- 44. 46. Sharma S, Elliott PM, Whyte G, et al. Utility of metabolic exercise testimg in distinguishing hypertrophic cardiomyopathy from physiologic left ventricular hypertrophy in athletes // J Am Coll Cardiol 2000;36:864-870 47. Smith M, Hudson D, Graitzer H., et al. Exercise training bradycardia: the role of autonomic balance // Med. Sci. Sports. Exerc. 1989.V.2Y(T).p. 40-44. 18
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этиология и причины заболевания детей с нарушением слуха Слух, наряду со зрением, является проводником человека в окружающий мир. Около 90 процентов информации индивидом воспринимается через зрительные органы, остальная часть принадлежит таким анализаторам, как слух и прочие органы чувств. Человеку, для его жизнеобеспечения, необходимо ориентироваться в мире. Всю информацию он получает извне. Для познания окружающего мира слух дополняет зрение. Речевая функция тоже зависит от него. Возможность приобщиться к прекрасному, в виде восприятия человеком музыки, также зависит от возможности человека слышать [15]. Современная наука знает несколько видов нарушений слуха. Глухота (полное отсутствие слуха) и тугоухость - определяется отсутствием (или снижением) способности воспринимать звуки. Как известно, акустический сигнал сначала передается к внутреннему уху, далее он должен преобразоваться в электрический импульс, импульс становится сигналом, который поступает в центральную нервную систему. В одном из звеньев данной цепочке могут возникнуть нарушения: Например, если слуховая система нарушена в звене преобразования звуковых сигналов, возникает кондуктивная тугоухость, если нарушено звуковосприятие, то возникает сенсоневральная тугоухость и смешанная тугоухость. Также различаются нарушения по месту их возникновения, например, при поражении наружного, среднего, внутреннего уха или же слухового нерва возникает периферическое нарушение слуха. При повреждениях подкорковых и корковых центров слуховой системы, возникает центральное нарушение слуха. Также различают виды повреждений, в зависимости от локализации возникновения, если повреждено одно ухо (одностороннее), либо повреждены оба уха (двустороннее). Течение и характер данного заболевания также делятся на несколько видов. Например, острый или хронический характер носит болезнь, а также прогрессирует ли она или является стабильной, не ухудшаясь со временем. Нужно знать, что причины нарушения слуха и время его возникновения бывают генетические, врожденные и приобретенные и по степени тяжести: легкие, умеренные, значительные и тяжелые. Согласно утверждениям Л.В. Неймана и М.Р. Богомильского: «Нарушение слуха - это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие человека. Это объясняется ролью слуха в развитии человека» [34].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 35 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 72 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 37 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg