Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Организация проектной деятельности при изучении русского языка как условие развития познавательных универсальных учебных действий учащихся

mari_ziteva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Таким образом, в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования организация проектной деятельности учащихся обеспечивает формирование у них универсальных учебных действий, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитания.
Введение

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые обучающимися знания не только становились более прочными и осознанными, но и переходили бы в умения действовать. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась недостаточно эффективной. Поэтому сейчас важно именно "вооружить" ребёнка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе, а не только дать как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Именно об этом идёт речь в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО): «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [1]. Поэтому современному учителю необходимо искать новые подходы к организации процесса обучения, нацеленного на формирование УУД. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения В поисках путей решения задач, стоящих перед школой, учителя обращаются к интерактивным методам обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, можно выделить следующие особенности метода, обеспечивающего: • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; • приобретение детьми опыта познавательной деятельности; • реализации межпредметной интеграции знаний, умений и навыков. В. Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» [4]. Практика показывает, что проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, которые позволяют учащимся формулировать проблему, собирать и обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализируя полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося рассматривается как деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы и результат носит практический характер, значим для учащихся. Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать следующие компетенции обучающихся: - анализ проблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; - целеполагание и планирование деятельности; - самоанализ и презентация деятельности; - оформление материала для презентации; - поиск необходимой информации и её систематизация; - применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях; - выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации; - проведение исследования ( анализ, синтез, гипотеза, детализация и обобщение). Формирование указанных компетенций соотносится с задачами формирования универсальных учебных действий(УУД). Следовательно, во время работы над проектом у обучающихся развиваются универсальные учебные действия, включая познавательные УУД. Вместе с тем педагоги-практики используют данный метод не системно, ограничиваясь лишь традиционными методами организации учебной деятельности. Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы формирования и развития навыков реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. Мы полагаем, что только оптимальное соотношение традиционных и интерактивных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Цель исследования: теоретическое обоснование развития познавательных универсальных учебных действий учащихся и экспериментальная проверка результативности организации проектной деятельности на уроках русского языка и во внеурочной работе. Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности Предмет исследования: формы, методы и средства учебных проектов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности как основы развития познавательных УУД обучающихся основной школы Гипотеза исследования: организация проектной деятельности повышает познавательный интерес учащихся к обучению, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала и развитию познавательных УУД, если обеспечивается: - опора на требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся; - разработано календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе с использованием проектной деятельности учащихся; - определено содержание проектной деятельности во внеурочной работе учащихся. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого-педагогической литературе и практике. 2. Определить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников в рамках организации проектной деятельности обучающихся основной школы. 3. Определить формы, методы и средства формирования познавательных УУД у школьников в рамках проектной деятельности. 4. Представить результаты развития познавательных УУД учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение научно-методической литературы, сравнение, обобщение, анализ, наблюдение. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Реализация разработанных материалов была осуществлена на базе МБОУ СОШ № 28 г.Прокопьевск.
Содержание

Введение ………………………. …………………………………………... 3 Глава 1. Проектная деятельность школьников в условиях внедрения требований ФГОС ООО на уроках русского языка и литературы 1.1 Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий школьников...................................................................................................7 1.2 Классификация, типология учебных проектов обучающихся основной школы............................................................................................................13. Глава 2. Описание педагогического опыта формирования познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности 2.1 Реализация проектной деятельности , обеспечивающей формирование познавательных универсальных учебных действий школьников ..................21 2.2 Анализ результативности педагогического опыта формирования познавательных универсальных учебных действий школьников ………....35 Заключение……………………………………………………………….........44 Список литературы.............................................................................................53 Приложение....................................................................................................57
Список литературы

1. Белоусова, О.А. Семинар по теме: «Технологии проектной и исследовательской деятельности» / О.А. Белоусова - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [сайт]. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/04/06/proektnaya-i-issledovatelsaya-deyatelnost-v-ds (дата обращения: 28.12.2019). 2. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной ипедагогической психологии / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др.; под ред.О.В. Кузьменковой. –Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. –288 с. – Текст : непосредственный. 3. Гамезо, М.В. Психологические проблемы знаков и переработки знаковой информации [Текст] / М.В. Гамезо // Вопросы психологии. –М.: Наука, 1977. –С. 46-71. 4. Дулова, Н.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в школе / Н.В. Дурова - Текст : электронный // Хостинг документов ученикам и учителям [ сайт] - URL:http://doc4web.ru/russkiy-yazik/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shk.html (дата обращения: 10.02.2020). 5. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе.: От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с. – Текст : непосредственный. 6. Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст] / В.П.Зинченко, Б.Г. Мещериков. – АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак. –2008.–467 с. 7. Как проектировать универсальные учебные действия в на школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. –М.: Просвещение, 2008. –151 с. - Текст : непосредственный. 8. Калмыкова В.В. Можно ли организовать проектную деятельность на уроке? [Текст] / В.В. Калмыкова, Г.Р. Жафарова // Начальная школа. – 2012. – №9 – с. 61-65. 9. Карабанова О.А. Формирование УУД учащихся [Текст] / О.А.Карабанова // Управление начальной школой. – 2009. – No 12. – С. 9-11. 10. Кондаурова Е.Д. Проектная деятельность на уроках русского языка в школе / Е.Д. Кондаурова - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [сайт]. - URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/27/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo-yazyka-v (дата обращения: 9.11.2019). 11. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников [Текст] / Н.М.Конышева // Начальная школа. – 2006. – No1 – С. 17-28. 12. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках [Текст] / И.В.Кузьмина // Начальная школа. – 1995. – No 6. – С. 41-45. 13. Курмангалиева С.М. Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий школьников / С.М. Курмангалиева - Текст : электронный // Библиотека методических материалов для учителя [сайт]. - URL:http://infourok.ru/proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya_poznavatelnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy_-431069.htm(дата обращения: 11.02.2020). 14. Лопушкова С.А. Проектная деятельность / С.А. Лопушкова - Текст : электронный // МБОУ «Средняя общеобразовательная школа No3» пгт. Жешарт Республики Коми Усть-Вымского района [ сайт].- URL:http://zheschool3.ru/index.php/uzitschool/lop/214-lop7(дата обращения: 9.11.2019). 15. Луганская А.А. Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для учащихся 5 класса на 2013-2014 уч.год [Текст] / А.А. Луганская, Луганская Е.А. – М.: Прогресс, 2013.–87 с. 16. Матвеева С.А. Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий школьников / С.А. Матвеева - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [сайт]. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/23/proekt-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnykh (дата обращения: 12.04.2020). 17. Минниахметова И.И. Актуальность проблемы формирования познавательных учебных действий школьников / И.И. Минни Ахметова - Текст : электронный // Международный студенческий научный вестник [сайт]. - URL:http://www.scienceforum.ru/2014/503/2345 (дата обращения: 28.03.2020). 18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С.Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с. 19. Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых [Текст] / Е.Б. Новикова // Начальная школа. – 2008. – No5 – с.34-38. 20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - Российская АН.; Российский фонд культуры; –2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928 с. 21. Олейник О.В. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 5-7 классы [Текст] / О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк. – М.: ВАКО, 2015. – 368 с. 22. Падикова М.В. Проектная деятельность в школе / М.В. Паниковать - Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [сайт]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/624317/(дата обращения: 10.03.2020). 23. Подласый И. П. Педагогика: учеб. по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. [Текст] / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп.; Гриф УМО. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2010. - 574 с. 24. Полат Е.С. Как рождается проект: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.С. Полат. –М.: Просвещение, 2001.–100с. 25. Прыткова М.Ю. Организация проектной деятельности на уроках русского языка / М.Ю. Прыткова - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [сайт]. - URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/09/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokakh-russkogo (дата обращения: 22.02.2020). 26. Райзенберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзенберг - Текст : электронный // Национальная энциклопедическая служба [сайт]. - URL:http://www.vocable.ru/dictionary/88/word/proekt(дата обращения: 13.12.2019). 27. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для вузов [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 567 с. 28. Умбеткалиева А.Т. Проектная деятельность как средство формирования УУД / А.Т. Умбеткалиева - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [сайт]. - URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp(дата обращения: 13.03.2020). 29. Фадеева Е.А. Познавательные УУД / Е.А. Фадеева - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [сайт]. - URL:ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/06/19/poznavatelnye-uud (дата обращения: 9.11.2020). 30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 31 с. 31. Формирование личностных УУД во внеурочное время : сборник учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской, И.Н. Нурлыгаянова, Л.И. Руленковой. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 145 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-7381-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437440 (дата обращения: 22.06.2020).
Отрывок из работы

Глава 1. Проектная деятельность школьников в условиях внедрения требований ФГОС ООО на уроках русского языка и литературы 1.1 Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий школьников На современном этапе обучения универсальные учебные действия лежат в основе содержания стандарта начального общего образования второго поколения. Суть универсальных учебных действий, имеющих первостепенное значение в построении современного урока, отражалась в педагогической деятельности К.Д. Ушинского. Великий русский педагог считал необходимым, чтобы «дети учились, по возможности, самостоятельно». Учителю отводилась роль наставника, который руководил самостоятельной деятельностью учащихся и давал им материал. Призванием педагога было вдохновлять учеников и осуществлять скрытое управление ходом обучения. В современном обществе мысли Константина Дмитриевича нашли отражение в работах многих учёных. Впервые термин «универсальные учебные действия» ввела группа учёных-психологов во главе с А.Г. Асмоловым. Значение термина было раскрыто следующим образом: «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в более узком смысле их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»[5].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 47 страниц
1175 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 65 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 61 страница
750 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 69 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg