Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые обучающимися знания не только становились более прочными и осознанными, но и переходили бы в умения действовать. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась недостаточно эффективной. Поэтому сейчас важно именно "вооружить" ребёнка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе, а не только дать как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Именно об этом идёт речь в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО): «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [1]. Поэтому современному учителю необходимо искать новые подходы к организации процесса обучения, нацеленного на формирование УУД. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения
В поисках путей решения задач, стоящих перед школой, учителя обращаются к интерактивным методам обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, можно выделить следующие особенности метода, обеспечивающего:
• высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
• приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
• реализации межпредметной интеграции знаний, умений и навыков.
В. Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» [4].
Практика показывает, что проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, которые позволяют учащимся формулировать проблему, собирать и обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализируя полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося рассматривается как деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы и результат носит практический характер, значим для учащихся.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать следующие компетенции обучающихся:
- анализ проблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагание и планирование деятельности;
- самоанализ и презентация деятельности;
- оформление материала для презентации;
- поиск необходимой информации и её систематизация;
- применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
- выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации;
- проведение исследования ( анализ, синтез, гипотеза, детализация и обобщение).
Формирование указанных компетенций соотносится с задачами формирования универсальных учебных действий(УУД). Следовательно, во время работы над проектом у обучающихся развиваются универсальные учебные действия, включая познавательные УУД. Вместе с тем педагоги-практики используют данный метод не системно, ограничиваясь лишь традиционными методами организации учебной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы формирования и развития навыков реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. Мы полагаем, что только оптимальное соотношение традиционных и интерактивных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель исследования: теоретическое обоснование развития познавательных универсальных учебных действий учащихся и экспериментальная проверка результативности организации проектной деятельности на уроках русского языка и во внеурочной работе.
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Предмет исследования: формы, методы и средства учебных проектов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности как основы развития познавательных УУД обучающихся основной школы
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности повышает познавательный интерес учащихся к обучению, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала и развитию познавательных УУД, если обеспечивается:
- опора на требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся;
- разработано календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе с использованием проектной деятельности учащихся;
- определено содержание проектной деятельности во внеурочной работе учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого-педагогической литературе и практике.
2. Определить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников в рамках организации проектной деятельности обучающихся основной школы.
3. Определить формы, методы и средства формирования познавательных УУД у школьников в рамках проектной деятельности.
4. Представить результаты развития познавательных УУД учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение научно-методической литературы, сравнение, обобщение, анализ, наблюдение. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Реализация разработанных материалов была осуществлена на базе МБОУ СОШ № 28 г.Прокопьевск.