Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.03.2021
Проведенное исследование основывалось на понимании того, что речь и движения взаимосвязаны, и речь является высшим уровнем развития произвольных движений, что развитие речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, как показал анализ литературных данных, подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, однако, этот процесс осуществляется значительнее медленнее и в более поздние сроки.
Введение

В современной логопедии все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка. Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте. В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции (М. Ф. Фомичева, Правдина, Р. Е. Левина, Панченко, Г. А. Каше и др.). Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Однако, до настоящего времени моторное развитие старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи мало исследовано, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых, и двигательных функций средствами логопедической ритмики остается мало исследуема. Этим и определяется актуальность проведенного мною исследования. Отправной точкой при разработке теоретических и практических проблем фонетико-фонематического недоразвития речи является представление о том, что при нарушениях фонетико-фонематической стороны речи наблюдаются некоторые особенности в формировании двигательных функций. Вероятно, коррекция моторики дошкольника с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может способствовать более быстрому и эффективному преодолению его речевого расстройства. В связи с этим, гипотезой данного исследования явилось предположение о том, что развитие основных моторных функций, точности и быстроты двигательных реакций, переключаемости с одного движения на другое способствует коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. Целью исследования: анализ особенностей двигательных функций при различных формах фонетико-фонематического недоразвития речи с последующей разработкой принципов логоритмического воздействия для каждой из форм нарушения произношения. Задачи: • изучить научную педагогическую литературу по проблеме исследования; • выявить особенности развития моторики и речи у детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; • определить форму оптимальной организации совершенствования моторики и речи у детей; подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в процессе логоритмических занятий; • определить содержание и методы коррекции моторики и речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. Объект исследования: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6-7-летнего возраста, воспитанники подготовительных к школе групп детского сада компенсирующего вида. Предмет исследования: особенности речевого и моторного развития детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи; коррекционные возможности логоритмических занятий в системе логопедической работы по устранению фонетико-фонематических нарушениями речи у детей подготовительной к школе группы. Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается проведенным сравнительным анализом данных экспериментальной и контрольной групп обследованных и использованными методами обработки результатов, применимых для статистической обработки малых групп обследованных. Методы проведенного исследования были подобраны с учетом специфики его предмета в соответствии с целью, задачами и гипотезой: • теоретический анализ педагогической, медицинской, лингвистической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, • сбор анкетных и анамнестических данных, представленных в медицинских картах детей и в беседах с родителями, • первичное обследование моторики, речи детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, • наблюдение за детьми в процессе занятий физической культурой, музыкальных и логопедических занятий. • беседы, наблюдение за детьми в играх и быту, • анализ содержания, структуры и организации логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонемати¬ческим недоразвитием речи, • повторное обследование моторики и речи детей с первичным диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи после курса проведенных занятий по логоритмике, • обследование контрольной группы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не охваченных занятиями по логоритмике и прошедших курс обучения и коррекции речи по традиционной программе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, • количественный и качественный анализ результатов. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ И МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3 1.1. Развитие моторики и речи у детей в подготовительной к школе группе детского сада. 3 1.2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Особенности моторики и речи у детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 4 1.3. История и современное состояние проблемы ритмики и логопедической ритмики. 6 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТОРИКИ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ФОНЕТИК0-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДО ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 9 2.1. Общая характеристика и анамнестические данные обследованных детей подготовительной к школе группы с ДОН 9 2.2. Обследование моторики 9 2.3. Обследование речи 11 3. СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ШНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26 3.1. Основные направления коррекции моторики и речи при фонетико-фонематическом недоразвитии речи средствами логопедической ритмики 26 3.2. Дифференцированная методика проведения занятий. 32 3.3. Особенности логоритмической работы в группе для детей с фонетика-фонематическим недоразвитием речи. 32 4. ДИНАМИКА В СОСТОЯНИИ МОТОРИКИ И РЕЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 37 4.1. Динамика в состоянии моторики. 37 4.2. Динамика в состоянии речи. 38 4.3. Корреляционный анализ состояния моторики детей экспериментальной и контрольной групп. 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48 ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Список литературы

1. Беккер К.-П.,Совак М. Логопедия. - М., Медицина, 1981. 2. В.Бернштейн H.A. Очерки по физиологии активности. - М.,1966. 3. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. - 4 иэд. - М.; Л.; Госиздат, 1928 - 544 с. 4. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. -М.-Л., Госиздат, 1928. 5. Ветлугина H.A. Методика музыкального воспитания в детсзом саду. - М.,"Пр.",1978г. 6. Винарская E.H. Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1973. 7. Волкова Г.А. Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр. Автореф. дис.к.п.н. - Л., 1972. 8. Волкова Г.А. Проявление заикания у детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, 1976, 1, с. 24-26. 9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985. 10. Гаркуша Ю.Ф.Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи./методические рекомендации для воспитателя/-Научно-практический центр "Коррекция",М., 1992,-59с,1с. 11. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений . 2-ое изд.,М.,Учпедгиз, 1958. (илл., ноты). 12. Гриншпун Б.М. Дислалия. Логопедия. - М., 1989. 13. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств. - В кн.: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи., М., МГПИ.,1982, с. 67. 14. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогической работы с заикающимися школьниками. 15. Дефектология, 1972. 16. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников./Под ред. Левиной P.E./-М.,"Пр.",1971,с.20-30. 17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельноти ребенка) - М., Педагогика, 1973. 18. Корнев А.Н. О структурном подходе к фонологии артикулярной апраксии у детей. - М., Прометей, 1991,с.18. 19. Крапухин A.B., Высоцкая A.A. Вопросы логопедической ритмики для заикающихся. - В кн: Вопросы логопедии: Сб. н. тр. МГПИ, -М., 1979. 20. Лопатина Л.В.К вопросу о "стертых формах дизартрий". - в кн.: Совершенствование методов диагностики и преодоленя нарушений речи. - Л, 1989. 21. Максаков А.И.Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.,Просвещение. 1988, с.29-32, всего 160 с. 22. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича. (Мастюкова Е.М.,Иппалитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М.,1985. 23. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. - Ж."Дефектология",№ 3, 1987. 24. Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. Уч.зап. МГПИ им. В.И. Ленина, - М., 1974,вып. 219. 25. Оганесян Е.В. Белякова Л.И. «Обоснование принципов дифференцированного применения ритмики в работе со взрослыми заи¬кающимися, -ж. Дефектология,1982, с. 3-12. Оганесян Е.В. и др. Логопедическая ритмика в системе комплексного лечения взрослых заикающихся,-М.,1982. 26. Озерецкий Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н.И.Изерецкоо. - М., 1930. 27. Организационные основы кинезитерапии. - В кн.: Руководство по кинезитерапии / Под ред. Бонева Л,. СлынчеваП., Банкова Ст., Пер. с болгарского/. - София, 1978. 28. Рычкова H.A.О методике логоритмической работы для детей дошкольного возраста с невротическим и неврозоподобным заиканием. -Актуальные вопросы логопедии: Сб.науч. тр.-М.,МГПИ,1980. 29. Рычкова H.A. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста.-Ж."Дефектология",3,1984, с. 69-74 30. Рычкова H.A. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. - Дефектология, 1987, № 3,с.60-64. 31. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста. - Уч.зап.МГПИИЯ,1971, т.60.Исследования языка и речи. 32. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.,Чиркмна Г.В.Основы логопедии. -М.,Пр.,1989,с.27-75. 33. Шаховская С.Н., Худенко Е.Л., Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи.-4.2,2-ой п-д об./Всесоюзный институт переподготовки кадров народного образования АПН СССР-М.,1992-79с. 34. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. - в сб.: Из опыта 35. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием. -Методы обследования нарушений речи у де- тей/Сб.н.т./-М., АПН СССР/1982. 36. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы, Кн. для учителя-логопеда-2-е изд.,доп.-М.,Пр.,1984,с.160
Отрывок из работы

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ И МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. 1.1 Развитие моторики и речи у детей в подготовительной к школе группе детского сада. Закономерности развития речи и ее состояние у детей в подготовительной к школе группе. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи, нормальное речевое общение ребенка, овладение грамотой и подготовка его к школе (А.И.Максаков, 1988). Произносительная сторона речи формируется в дошкольном возрасте. Неправильное произношение различных звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Овладение речью - это сложный многосторонний психический процесс. Речь начинает формироваться в определенной речевой среде тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития и при появлении у ребенка потребности пользоваться речью как основным способом общения его со сверстниками. "В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса" (Максаков А.И.1988 г.). Автор подробно описывает этапы овладения речью ребенком. На первоначальном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте. Следующий этап – это развитие понимания речи и появление отдельных осмысленных слов. Далее с формированием определенного словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи. И последний этап - это наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произношение звуков и слов. На седьмом году жизни словарь ребенка в качественном и количественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со сверстниками и взрослыми и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, связывать факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (легковая и грузовая машина, чайная и столовая посуда). Ребенок употребляет в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользуется эпитетами, понимает метафоры В подготовительной к школе группе детского сада детям дают представления о многозначности слов, учат использовать в речи слова с переносным значением, в процессе высказывания подбирать синонимы. Дети шестилетнего возраста могут точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений, подмечая в них сходство и различие, чаще пользуются сложными предложениями, употребляют причастные и деепричастные обороты. Речь становится более точной в структурном отношении, развернутой и последовательной. При пересказах и описаниях предметов отмечаются четкость изложения и завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен описать подробно по предложенному плану игрушку, предмет, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого рассказа или текста. Он может сам придумать рассказ, сказку, развернуто рассказать о своих чувствах, впечатле¬ниях об окружающем. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать о том, что могло бы происходить до или после увиденных событий.В совместных играх при описании правил ребенок пользуется объяснительной речью, требующей особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют , падежные окончания , трудности возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg