1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Профилактика внутрисемейного насилия очень сложна. Не секрет, что большая часть насильственных преступлений в семье рассматривается окружающими как сугубо личное дело каждого члена семьи, по этой причине многие факты остаются без внимания, в то время как профилактика насилия в семейно-бытовой сфере предполагает диагностику причин семейного конфликта специально подготовленными лицами; сочетание принуждения с мерами поддержки и помощи; участие всех заинтересованных ведомств, учреждений, общественных организаций, коллективов учебных заведений и трудовых коллективов.
Семейно-бытовые правонарушения имеют ряд характерных признаков:
- конкретное место совершения правонарушения (квартира, дом, подъезд, дачный участок, гараж, придомовая территория);
- особые взаимоотношения между лицом, совершившим правонарушение, и потерпевшим (супружеские, родственные, соседские, дружеские);
- наличие конфликта между лицом, совершившим правонарушение, и потерпевшим (длительный, краткосрочный, одноразовый);
- обусловленный конфликтом насильственный характер большинства семейно-бытовых правонарушений;
- совершение таких деяний в абсолютном большинстве случаев в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- ситуационный (заранее не подготавливаемый) характер таких правонарушений.
Предупреждению насильственных преступлений против личности способствует и наказание, адекватное содеянным преступлениям, ответственность за которые предусмотрена нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией. В связи с этим особое значение отводится роли сотрудников полиции по выявлению и своевременному пресечению таких противоправных действий. Своевременное раскрытие малозначительных правонарушений, создание обстановки нетерпимости к нарушениям норм права, строгий спрос с лиц, их совершающих, способствует сокращению числа тяжких насильственных преступлений.
Важная роль в профилактике насильственных преступлений против личности принадлежит участковым уполномоченным полиции, которые выполняют свои функции непосредственно на улицах и в других общественных местах, где совершается значительная часть нарушений общественного порядка, антиалкогольного законодательства, возникают конфликтные ситуации, своевременное реагирование на которые может привести к предотвращению тяжких посягательств на личность.
Ниже мы рассмотрим основы предупреждения семейно-бытовых конфликтов, а также меры предупреждения и воздействия на правонарушителей со стороны участкового уполномоченного полиции более подробно. В современном российском обществе насилие в семье, к сожалению, носит массовый характер. Его существование обусловлено большим комплексом экономических, социальных, культурных, нравственных, психологических проблем.
Насилие существует в открытых или латентных формах во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной и семейно-бытовой. Оно имеет универсальный характер. Объектом его может стать любой человек и любая семья, независимо от их социального положения, уровня жизни, места жительства. Жертва домашнего насилия может долго терпеть противоправное поведение в отношении нее, но однажды решиться и обратиться в правоохранительные органы. Так, например, по приговору №-199/2018 1-3/2019 от 14 февраля 2019 г. по делу№1-199/2018 Махкамов О.К. совершал истязания своей супруги, а именно причинение ей физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев и иными насильственными действиями. Кировский районный Суд г. Самары признал Махкамова О.К. виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «д» ч.2 ст.117 УК РФ, п «д» ч.2 ст. 117 УК РФ. И назначил наказание: по п. «д» ч.2 ст.117 УК РФ (по эпизоду в период с 20.07.2017 г. по 09.09.2017 г.) наказание в виде лишения свободы сроком на три года и шесть месяцев; по п. «д» ч.2 ст.117 УК РФ (по эпизоду в период с 27.09.2017 по 10.11.2017 г.) наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначил Махкамову О.К. наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года и шесть месяцев. Данное преступление было раскрыто благодаря высокому профессионализму участкового уполномоченного полиции, который проводя профилактический обход административного участка обратил внимание на телесные повреждения потерпевшей и предложил ей свою помощь. На протяжении длительного времени участковыми уполномоченными полиции реализуется система мер пресечения и предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, задачами которой является своевременное выявление лиц, допускающих совершение правонарушений по месту жительства в отношении членов семьи, близких родственников иных близких лиц, а впоследствии, проведение с правонарушителями профилактической работы, направленной на недопущение с их стороны, противоправных действий в быту.
Отмечено, что «насилие в семье» характеризуется достаточно высоким уровнем латентности, то есть фактически преступления и правонарушения на семейно-бытовой почве совершаются, но не всегда потерпевшая сторона обращается за помощью в органы внутренних дел. Этот фактор не позволяет своевременно поставить лицо, допускающее правонарушения на семейно-бытовой почве, на соответствующий профилактический учет и как результат, предотвратить совершение им преступлений и правонарушений, в том числе тяжких и особо тяжких. Нередки случаи, когда семейно-бытовой скандал приводит к трагическим последствиям.
К основным обязанностям участкового уполномоченного полиции, относят практически все обязанности, возложенные на полицию согласно ст. 12 Закона РФ «О полиции». Тем самым еще раз хочется обратить внимание на ключевую роль участковых уполномоченных полиции в обеспечении успешной профилактики преступлений и правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
В соответствии со ст.33.3 Приказа МВД РФ от 29 марта 2019 г. N 205 "О несении службы участковыми уполномоченными полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности" участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.
Лица, получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных правонарушений и значительно опережают по количеству жертв от прочих видов правонарушений. Официальная российская статистика не имеет возможности объективно оценить масштабность данного явления. Как правило, жертвы не хотят сообщать, что они подверглись насилию. Зачастую их останавливает страх, чувство стыда или чувство преданности семье. Жертвы семейного насилия не обращаются в правоохранительные органы даже тогда, когда насилие носит физический характер. А в случае систематического психологического насилия у жертвы даже не возникает мысли о возможности привлечения к разрешению конфликтов правоохранительных органов. В результате семейное насилие фиксируется только тогда, когда совершается правонарушение.
Проблема насилия в семье в отношении женщин, детей, других членов семьи не является локальной, характерной исключительно для российского государства. Этой проблеме приоритетное внимание уделяет вся мировая общественность и властные структуры государств. Приоритетом в решении этих проблем является активная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции, предупреждение семейного неблагополучия, раннее вмешательство, помощь семьям в преодолении возникших проблем.
Неблагополучная семья - это находящаяся в социально опасном положении, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Российское законодательство достаточно полно определяет круг лиц, на которых распространяется исполнение обязанностей по воспитанию детей. Основной правовой нормой по данному вопросу является установленное в статье 38 Конституции Российской Федерации положение о том, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Когда они отсутствуют или не способны выполнять эти обязанности, то их несут опекуны или попечители, отчим и мачеха, дедушка и бабушка (статьи 56,63-65,150 и другие Семейного кодекса Российской Федерации).
Выявление неблагополучных семей и применение к ним мер воздействия различного характера должно осуществляться на ранних стадиях, когда социально-негативное поведение родителей не оказало решающего влияния на формирование личности ребенка. Источники, от которых сотрудник полиции получает информацию о семейном неблагополучии, довольно разнообразны. Здесь на первое место выходит такая функция участкового уполномоченного полиции, как установления взаимодействия с жителями и должностными лицами.
Органы внутренних дел в качестве одного из основных средств по пресечению семейного неблагополучия рассматривают повышение предупредительной роли административной ответственности и наказания лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних ст. 5.35 КоАП РФ - «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Невыполнение обязанностей может выражаться в уклонении от нравственного воспитания, физического развития, укрепления здоровья детей, в отсутствии должного надзора за их поведением. Ответственность по комментируемой статье могут нести только родители, то есть лица, записанные отцом или матерью ребенка, в том числе и те, отцовство которых установлено в соответствующем порядке, но и иные лица, которых закон приравнивает к ним в части выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей: а) усыновители, обладающие по отношению к ребенку тем же объемом прав и обязанностей, как и законные родители; б) опекуны и попечители, обязанности которых в части воспитания их подопечных идентичны обязанностям родителей.
Пресечение семейного неблагополучия в значительной мере зависит от возможности раннего предупреждения насильственных преступлений в семье. Одной из форм раннего предупреждения семейного неблагополучия, является проведение информационно-просветительской работы. В образовательных учреждениях на родительских собраниях сотрудниками подразделений по работе с несовершеннолетними правонарушителями проводятся выступления с разъяснением видов административной и уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.
Проблема семейного неблагополучия - всегда проблема комплексная: идет ли речь о конкретной семье или о ситуации с положением семей в регионе, профилактическая работа с неблагополучными семьями предполагает, в первую очередь, создание таких условий, чтобы в случае затруднений в выполнении семьей какой-либо ее функции, была реальная возможность обратиться за помощью и получить ее достаточно быстро, в полном объеме и с соблюдением основных принципов законности и социального обслуживания.
Делая вывод по данному вопросу, необходимо сказать, что работа участкового уполномоченного полиции в направлении искоренения бытового насилия довольно сложна. Она включает в себя диагностику причин конфликтных ситуаций в семьях, умение участкового комбинировать принуждение и меры, как помощи, так и поддержки лицам. Так же необходимо сделать акцент на том, что включаться в работу по профилактике должны не только правоохранительные органы, но и медицинские организации, коллективы школ, иные учебные заведения, а также трудовые коллективы. Предупреждение таких негативных явлений как пьянства, и прочих психических расстройств – это очень важная часть профилактической работы в общем.
2. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Учитывая то, что в результате длительных неприязненных отношений, участковому уполномоченному полиции предоставляется возможность применять различные меры профилактического воздействия. Основными методами воздействия на лиц, склонных к насилию, являются убеждение и принуждение.
Под убеждением понимается комплекс мероприятий воспитательного воздействия на сознание граждан с целью добросовестного соблюдения ими правил общежития. Для этого участковым проводятся отчёты на сходах или собраниях жителей микрорайона. При этом приводятся примеры о совершаемом в сфере семейно-бытовых отношений насилии, доводятся меры, принятые к правонарушителям. Кроме этого, необходимо привлекать к этой работе на административном участке общественные объединения правоохранительной направленности. Нельзя оставлять без внимания и средства массовой информации: газеты, радио, телевидение. Однако главным оружием в предупреждении насилия в сфере семейно-бытовых отношений остаётся индивидуальная профилактика, которая представляет собой комплекс мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение конкретных людей, с целью предупреждения правонарушений с их стороны, так как, в конечном счете, противоправные деяния совершаются конкретными людьми.
Работу по осуществлению индивидуальной профилактической работы можно разобрать на ряд стадий:
- выявление лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;
- наблюдение за поведением этих лиц;
- применение к этим лицам мер профилактического воздействия.
Для получения информации о лицах, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, участковый уполномоченный полиции должен использовать различные источники. Работая на участке, участковый уполномоченный полиции должен не менее трёх раз в неделю осуществлять прием граждан, которые нередко обращаются по поводу непристойного или противоправного поведения супруга или супруги, соседей, других лиц. Эту информацию участковый уполномоченный полиции может получить также из письменных заявлений граждан. Ежедневно участковый уполномоченный полиции должен интересоваться в дежурной части ОВД о поступивших заявлениях по поводу семейно-бытовых конфликтов. Работая с лицами, с которыми установлены доверительные отношения, участковый уполномоченный должен их ориентировать на выявление «неблагополучных» семей, конфликтов между соседями. Нельзя сбрасывать со счетов и приемные отделения больниц, куда поступают люди с травмами, полученными в результате бытовых скандалов. Участковый уполномоченный полиции должен изучать материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, материалы, поступающие от следователей, органов дознания, городских районных судов. Перечислить все источники, из которых участковый уполномоченный полиции может получить интересующую его информацию очень трудно, можно лишь добавить беседы с жителями административного участка, старшими домов, подъездов, председателями уличных и домовых комитетов, работниками жилищно-коммунальных хозяйств и других.
Наиболее распространённой формой непосредственного участия участкового уполномоченного полиции в индивидуальной профилактике является профилактическая беседа, которая преследует цель изменить в лучшую сторону поведение профилактируемого лица.
Беседа подразделяется на:
1. Ознакомительную - преследует цель сбора информации о профилактируемом лице, необходимой для дальнейшей работы с ним, в том числе и для проведения профилактических бесед.
2. Профилактическую - преследует целью изменение в лучшую сторону поведения профилактируемого лица.
Во время беседы необходимо стремиться к тому, чтобы она носила характер взаимного обсуждения того или иного вопроса. Участковый уполномоченный полиции должен прилагать все усилия к тому, чтобы быть доброжелательным, заинтересованным в судьбе профилактируемого им лица. Во время беседы участковому уполномоченному необходимо быть выдержанным, корректным, вежливым и даже на возможную грубость профилактируемого лица не отвечать ему той же монетой, иначе беседа превратится в перебранку, что конечно же негативно скажется на результатах беседы. В ходе беседы нужно уметь внимательно и заинтересованно выслушивать аргументы и доводы профилактируемого и приводить в противовес им более доказательственные аргументы, но ни в коем случае нельзя перебивать собеседника, необходимо дать ему возможность высказаться полностью. Профилактические беседы не должны носить однократный характер, они должны быть регулярными до тех пор, пока участковый уполномоченный полиции не убедится, что профилактируемый твердо встал на путь исправления.
Хотя убеждение и считается основным методом, его применение не всегда дает ожидаемые результаты, поэтому участковый уполномоченный должен владеть и методом принуждения, к которому относится совокупность административно-правовых способов, призванных воздействовать на поведение лица, с целью принуждения его к правомерному поведению, то есть требование о прекращении противоправных действий; оформление материалов об административном правонарушении; административное задержание; сбор материала для возбуждение уголовного дела; принудительная госпитализация лиц, страдающих психическими расстройствами, так как нередки случаи, когда семейными дебоширами являются мужчины, страдающие психическими расстройствами, и им необходимо уделять более пристальное внимание.
Прибыв на место совершения правонарушения, как правило, в жилище правонарушителя или потерпевших, участковый уполномоченный полиции должен потребовать прекращения противоправного поведения. Отказ выполнить данное требование, влечет наступление административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции ст. 19.3 КоАП РФ. Если противоправное поведение продолжается, то для его пресечения участковый уполномоченный полиции вправе применить физическую силу. При рассмотрении вопроса о том, содержится ли в действиях гражданина состав правонарушения, необходимо учитывать, что квартира не является общественным местом. Участковый уполномоченный полиции для пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия, в соответствии со ст. 27.3-27.6 КоАП РФ может провести административное задержание правонарушителя.
Резюмируя все вышесказанное необходимо отметить, что основным методом профилактики семейно-бытовых правонарушений является метод убеждения. Участковый уполномоченный должен убедить правонарушителя прекратить противоправное поведение и предупредить о последствиях отказа от выполнения законного требования участкового уполномоченного. Но метод убеждения не всегда дает положительный результат, поэтому участковый уполномоченный должен владеть и методом принуждения для воздействия на поведение лица, с целью принуждения его к правомерному поведению.
3. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПРОВОДИМЫХ
УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ ПРИ
РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕСЕМЕЙНО-БЫТОВОГО КОНФЛИКТА
Правонарушения, связанные с семейно-бытовыми проблемами, к сожалению, не редкость. По большей части их жертвами становятся женщины и дети. Причины бытовых преступлений могут быть различными. Как правило, виной всему злоупотребление спиртными напитками, которое ведет к серьезным разладам, нередко заканчивающимся драками или побоями. Примером может послужить Постановление № 5-23/2017 от 16 мая 2017 г. по делу №5-23/2017. В котором Чуприк С.В. нанес своему малолетнему сыну телесные повреждения(побои) в виде одного удара в область носа, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ст. 6.1.1 КоАП РФ. Потерпевший пояснил, что отец пришел домой в состоянии алкогольного опьянения, стал выражаться нецензурной бранью, сын в ответ грубил, после чего Чуприк С.В. ударил последнего по лицу. Но в данном случае виновные не понес должного наказания, так как Суд постановил прекратить в отношении Чуприк С.В. производство по делу об административном правонарушении, и освободить его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью деяния. И объявил Чуприк С.В. устное замечание. Из данного примера становится понятно, что игнорирование проблемы, нежелание назначения справедливого наказания в отношении виновного лица, приводят к безнаказанности и возможному очередному рукоприкладству в дальнейшем.
При разбирательстве семейно-бытового конфликта, общение играет важную роль в профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции, поскольку одной из его непосредственных служебных задач является поиск и сбор информации, новых сведений и фактов, представляющих интерес в конкретной ситуации. Реализуя эти цели, в силу своей профессии и занятости, участковому уполномоченному приходится выстраивать коммуникативные контакты с людьми разного возраста, пола, вероисповедания, национальности, социального положения, уровня воспитанности и культуры и т.д., быть в непредсказуемых ситуациях общения. Как правило, опытные участковые уполномоченные полиции учатся получать информацию не только непосредственно из речи партнера по общению, но и из интонации, взгляда, выражения лица, манере говорить и вести себя, сопровождающих речь жестов, положении тела и т.д.
При разбирательстве семейно-бытового конфликта участковый уполномоченный полиции должен знать основные механизмы развития конфликтов, так как благодаря психологическим знаниям и умениям можно достаточно оперативно проводить анализ многих конфликтов и находить пути их решения. При этом следует помнить, что участниками конфликта являются люди, как правило, психически не устойчивые, каждый может совершенно по-разному, непредсказуемо отреагировать на вмешательство сотрудника ОВД в конфликтную ситуацию, поэтому следует помнить, что не могут быть универсальными методы оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.
Таким образом, можно выделить самые основные правила общения, которые должен соблюдать участковый уполномоченный полиции при взаимодействии с гражданами. Эти правила помогут эффективно общаться, собирать информацию и налаживать необходимые в профессиональной деятельности сотрудника контакты:
- концентрирование внимания на говорящем, его сообщении.
- необходимо уточнять, правильно ли вы поняли, как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
- в процессе приема информации не перебивать говорящего, не давать советы, не критиковать, не подводить итог, не отвлекаться на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
добиваться, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдать последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой собеседником информации, не переходите к новым сообщениям,
- поддерживать атмосферу доверия, взаимного уважения;
- использовать невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
Далее рассмотрим непосредственно действия участкового уполномоченного полиции с момента получения информации о произошедшем семейно-бытовом конфликте до момента его разрешения. Первоначально, получив сообщение о бытовом конфликте и зарегистрировав его, оперативный дежурный по отделу внутренних дел должен детально проинструктировать сотрудников полиции, выезжающих на происшествие. Участковый уполномоченный должен узнать от дежурного по ОВД, при наличии у него данных, точный адрес места происшествия, обстановку и характер конфликта, причины его возникновения, действия, происходящие во время скандала, личность правонарушителя (фамилия, имя, отчество, судим или нет, как часто устраивает скандалы, состоит ли на учете в ОВД, имеется ли оружие). Необходимо знать краткую характеристику неблагополучной семьи, с указанием, на что может быть способен скандалист, поскольку, правонарушитель может оказаться стоящим на учёте в психодиспансере или наркодиспансере, или же бывшим осужденным.
Участковый уполномоченный полиции, получив заявление (жалобу) пострадавшего и обнаружив в нем признаки преступления, предусмотренного ст. 112, 115,116, 117 УК РФ, обязан:
- получить объяснения с пострадавшего, очевидцев и лиц, причастных к совершению данного преступления;
- направить пострадавшего в медицинское учреждение для фиксации нанесенных тому повреждений, после чего, если степень тяжести причиненного вреда не очевидна, назначить судебно-медицинское исследование;
- в случае если пострадавшему были причинены побои или легкий вред здоровью (ст. 115, 116 УК РФ), а лицо, совершившее данное преступление, установлено, участковый уполномоченный принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, разъясняя всем заинтересованным лицам их права. Это связано с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 20